Новая жизнь давно знакомого Eurosport от CARF, или особенности сборки не по мануалу

VTR

Вот примерный план-схема сборки любой реактивной модели:

  1. Достать все, что можно из коробки с самолетом. Собрать все на бумажном скотче, поставить на пустую коробку от самолета, пофоткать и возгордиться (этот этап можно пропустить).
  2. Грязный этап. Все элементы модели проверяются на собираемость, подгоняются, облегчаются, припиливаются и навешиваются отклоняемые поверхности, устанавливаются все крепежи, собирается фонарь, все крышки и люки, удаляются все огрехи производства. После завершения этого этапа желательно все пропылесосить/продуть воздухом, чтобы пыль не попала в устанавливаемое оборудование.
  3. Устанавливаются все элементы, которые жестко привязаны к конкретному месту в модели (стойки и створки шасси, рулевые машинки, турбина, жаровая труба, основной бак и т.д.). Желательно на этом этапе провести локальные проверки систем, чтобы не заниматься этим на готовой модели (проверка пневматических элементов на давление и работоспособность, проверка машинок по серветестеру на предмет центральных и крайних точек и на предмет люфтов в управлении.
  4. Определение компоновки. Самолет полностью собирается и в него укладываются все оставшиеся элементы (расходник, приёмник, система питания, клапаны с баллонами, гиры, батарейки, турбинная периферия и т.д.). Все размещается на предполагаемые места. Желательно учесть все возможные добавки (вес топлива в расходнике, вес проводов и трубок). Дальше проверяется центровка и по результатам изменяется центровка. Если без свинца не обойтись, то всё равно все сдвигайте в нос и учтите на самом кончике место для свинца.
  5. На этом этапе желательно составить карту каналов и в соответствии настроить передатчик.
    Карта каналов - таблица со следующей информацией:
    . Номер канала, название функции, номер выхода приемника/повербокса
    . Исполнительное устройство (серва, клапан…)
    . Орган управления на передатчике, тут же можно сделать пометки о наличии гиры или внешнего синхронизатора
    Окончательно устанавливаются все элементы модели, все соединяется, настраивается. Окончательно продувается модель от пыли.
  6. Самолет собирается полностью для финальной проверки центровки (не забудьте заполнить расходник топливом). Проверяются люфты, реверсы, отклонения, триммера, экспоненты, гироскопы, проверяется пневмосистема, прописывается турбина. Заряжается/разряжаются аккумы, проводятся газовки двигателя, в первом приближении проверяется дальность, модель взвешивается без топлива.
    В целом это основные этапы, думаю, что Америку не открыл.
    Теперь обратно к нашим баранам. Киль в облегченной версии евроспорта не имеет руля направления, фактически это не является проблемой при пилотировании. Киль после облегчения корневой нервюры можно намертво приклеить, особой необходимости снимать его нет. Крепление крыла выполнено по хорошо знакомой всем бензинщикам схеме, Винт М6 (можно дюралевый) намертво заклеен в крыло, фиксируется все пластиковой гайкой. Крепление фонаря классическое - три штыря и защелка в задней части.





pilot43
VTR:

прошкурена вся поверхность фюза изнутри,

Всё гениальное просто. Весьма эффективная мера по удалению лишнего веса. Честно признаюсь: я бы до такого ни в жисть не додумался.

collapse
pilot43:

Всё гениальное просто. Весьма эффективная мера по удалению лишнего веса. Честно признаюсь: я бы до такого ни в жисть не додумался.

Главное внутренний слой стекла не тронуть, чтоб структуру сендвича не нарушить… Т.е. шкурить тоже с умом надо, что не так просто 😉

pilot43

Чтобы это понимать мозга ещё хватает…😉 В том же моём Фантоме хренова туча всякого-разного облоя , заусенцев и просто излишков клея. Удаление всего этого добра действительно даст определённый выигрыш в весе. Хотя, если честно, я из тех моделистов, которые считают, что при Gвзл > 20кг лишний килограмм существенного влияния на характеристики не оказывает.😁

r-jet
collapse:

Главное внутренний слой стекла не тронуть

Тут речь идет не о сендвиче, а о сплошном материале. С сендвичем такие номера не проходят. 😃

VTR

“…при Gвзл > 20кг лишний килограмм существенного влияния на характеристики не оказывает…”

Мы, признаюсь, тоже так раньше думали…

Саша121

В моем случае удастся ошкурить только подфонарное пространство площадью пару дециметров. Ну и сколько весу можно снять с такого ошкуривания. Все. Остальные шпангоуты вне досигаемости дремела или уже изрядно облегчены отверстиями заводскими. Остается только сверлить открытые крепления для стоек шасси, а это стремно. А вот правильного расположения аккумуляторов, порой, действительно сложно добиться, и это конкретный косяк производителей.

collapse
r-jet:

Тут речь идет не о сендвиче, а о сплошном материале. С сендвичем такие номера не проходят. 😃

Фотографии нутрянки “евроспорта” попутали - решил что его тоже шкурили 😃

VTR:

“…при Gвзл > 20кг лишний килограмм существенного влияния на характеристики не оказывает…”

Мы, признаюсь, тоже так раньше думали…

Ну, кстати, с большими винтовыми бензинками ИМХО и правда роли не играет. Площади крыла большие, тяговооруженость ближе к 2, баки с двухкратным запасом - с весом можно особо не морочиццо…
А с джетама особо не разойдешься - все на пределе, что тяга турбины, что нагрузка на крыло… Каждый грамм на счету…

Саша121:

А вот правильного расположения аккумуляторов, порой, действительно сложно добиться, и это конкретный косяк производителей.

Как велел команданте Лапшов, когда мы приехали к нему за бумерангом пару лет назад - “все в нос, расходник, акки, помпу, все что можно”… Правило хорошо работает да сих пор - потому как без свинца в носу редко что летает 😉 А после понимания центровки подвинуть что-нить назад заметно проще, чем наоброт… Кстати, это не косяк производителя. Турбина стоит всегда сзади ЦТ, чаще всего - с жаровой трубой, и весит все это добро немало… Никуда от этого не денешься…

Саша121

Кроме бумеранга. Есть еще велокс, который у меня. Я изначально тож все аккумуляторы в нос засунул, долго изобретал/пилил облегченные площадки/крепления. На фото собранных да и по кривым инструкциям в наличии все так и было. А оказалось, что центровка сильно передняя. Сместить назад, где все занято уже сервами, помпой и пр. барахлом уже никак. Пришлось все перекомпоновывать/переделывать. Дорогого стоило, но центровки удалось добиться без свинца.

Впрочем. Я для себя облегчил самолет уборкой всей механизации шасси. Щитки, пневмоцилиндры, клапаны и пр. Т.к., считаю, что для первого джета это лишнее абсолютно. Во-первых это лишний вес, во-вторых это самое первое что ломается и трудно восстанавливается при первых грубых посадках. А уж как избежать этих первых грубых посадок - это действительно интересная тема.

Palar
Саша121:

Дорогого стоило, но центровки удалось добиться без свинца.

Проще было бы центровку просчитать и сразу правильно разместить оборудование. Сначала облегчаете всё, что можно, как это говорилось выше. Потом предсобираете весь планер с элементами, положение которых уже не изменить. Можно закрепить их скотчем на своих местах. Можно использовать весовые имитаторы, если чего-то ещё нет в наличии. Всё это в сборе взвешиваете и замеряете положение ЦТ планера в этом виде. Далее измеряются веса всего дополнительно устанавливаемого оборудования с измерением положения ЦТ каждого элемента. Определяется суммарный вес модели, места для установки оборудования и в первом приближении. рассчитывается положение ЦТ относительно САХ. Во втором приближении корректируется положение ЦТ перемешением оборудования. Тоже конечно работа, но не пыльная и с гарантированным результатом.

Пермяк
Palar:

Тоже конечно работа, но не пыльная и с гарантированным результатом.

Да если еще махом в аэродинамическую трубу впулить… 😃

VTR

После завершения всех подгонок и облегчений, после установки креплений крыльев и киля можно начать устанавливать оборудование, которое жестко имеет свое место в самолете. Первым делом устанавливаем стойки шасси. В нашем случае это сборная солянка из всяких остатков. Механизмы от какого-то мелкого самолета, действие одностороннее (уборка воздухом, выпуск пружиной), очень легкие, выходная ось 6мм. Основные стойки “подламывающиеся” по калибру - это что-то типа Boomerang Nano. Носовая нога от какого-то древнего F15. Колеса Du-Bro 76мм. Колесные тормоза для такой модели являются непозволительной роскошью. Все элементы подбирались из соображений минимального веса. Для того, чтобы ноги нормально убирались и самолет стоял на полосе достаточно высоко, пришлось выточить удлиняющие цилиндры и заузить колею самолета примерно на 80мм. Установка носовой ноги по традиционной схеме со стандартной машинкой и тросовым управлением. Для установки качалки машинки пришлось просверлить маленькое отверстие по оси качалки.





Саша121

Вся информация по сборке/облегчению джетов конечно востребованна и каждый здесь найдет что-то полезное для себя. Но не менее полезна информация по пилотированию джетов. Я понимаю что они все немного отличаются . Но всеж общая информация по пилотированию, а главное по посадке, будет весьма полезной. Насколько я понял, главные неожиданности в джетах таят именно посадки, ибо они очень отличны от привычных всем самолетов.

Пермяк
Саша121:

пилотированию, а главное по посадке, будет весьма полезной

А это только на мастер-классе у Виталия! 😃

Саша121

Т. е. рекоммендаций для новичков мы здесь не услышим?

Пермяк
Саша121:

Т. е. рекоммендаций для новичков мы здесь не услышим?

Я не про то. По сути конечно можно составит летную инструкцию по упр. джетами, толко вот не будем забывать что все модели индивидуальны по своим характеристикам, а равно и пилоты индивидуальны. Мне кажется Вам Александр надо замутить новую тему про особенности и рекомендации в управлении джетами. Думаю многим будет интересно!

Саша121

Да я не против, в принципе. Это была бы действительно интересная тема. Только опыта пока маловато. Главное, чтоб бывалые и опытные поддержали это начинание. Модели, конечно, все разные. Только у всех турбина и изрядная нагрузка на крыло при посадке.

kirill1958

А можно по теме…

Забегая немного вперед, ребята, а расскажите что там у вас с гирами. Мне тут советуют ставить только новую I-Gyro от Повер Бокс, говорят что какая то супер система, самое ОНО для джетов. Вот и хочу спросить сами ли вы пользовались? Я хочу попробовать на этом самолете с последующей установкой на остальной парк (полетал на Флеше с гирой по РН и Элеронам - это ДРУГОЙ самолет вообще… Как будто не Флеш, а стабильный Лайтнитг 19и килограммовый

gab_arm75
kirill1958:

(полетал на Флеше с гирой по РН и Элеронам

Кирилл привет, какие гиры ставил на флеш?

kirill1958

Это я не про свой Флеш;) Просто порулить дали. Сам хотел бы знать.

Насколько я понимаю в I-Gyro совмещены сразу 3 гироскопа что исключает необходимосить иметь 2-3 отдельных блока и кучу проводов. Пльюс там вроде как есть привязка к скорости модели дабы исключить флаттер на бОльших скоростях

7 days later
VTR

Сборка крыла завершается установкой машинок на элевоны. Как пережиток прошлого, на крыле присутствуют окна для вторых машинок, благо есть и крышки для этих окон. Крышки заклеиваем намертво. Машинка монтируется на родную крышку с использованием родного крепежа, только хорошо все зачищается и проклеивается. При необходимости, расшкуривается щель, чтобы достичь требуемых расходов. Пластиковые наконечник, тяги и кабанчики родные, расходы по мануалу, практически все штатно кроме металлической качалки, оптимальный размер - 1 дюйм. У нас была только 1,25. Машинку поставили 8711, но можно и 8511, в целом этого достаточно. Дальше выставляем нейтраль и крайние точки по сервотестеру и прокладываем провода и трубки в фюзеляжу. Обтекатели тяг, которые есть в комплекте, не ставили - лишняя деталь.