Реактивная движуха...
В итоге: Турбину уволил 😎
На совсем???😁😁😁
Самое обидное в этом, что все эти отказы плавающие, вон и у Саши сам собой прошел, а это не есть гуд.
Коллеги, в нашем деле не бывает мелочей. Можно винить кого угодно и пытаться найти тысячи причин. Но есть одна причина, из-за которой часто происходят технические неисправности. На мой взгляд- это тотальное, не побоюсь этого слова, отсутствие технического регламента и нормативов. Кто-то что-то слышал, тут написали, там сказали… В итоге часто приходится принимать решения на угад. Вот, к примеру, сервоприводы расчитаны на 25 часов работы. При этом я не смог найти от производителя при каких условиях эксплуатации вычислялись эти показатели. В итоге как все делают: включили борт, работает- отлично! Летим. Но это в корне не правильно. Турбина засвистела- пора в ремонт…разьем желтый или зеленый. Это я всё к тому, что даже не смотря на серьёзные бренды и колосальный опыт как разработчиков, так и пилотов, по факту подход каким был, таким и остался: просто хобби. А для спорта такой подход не всегда уместен. Вот и получается, что только многолетний опыт, регулярные полёты и систематические отказы рождают те самые знания, которые и дают результат.
Соответственно разъем либо дает контакт, либо нет
Не совсем так. Есть такая штука - дребезг контактов.
Есть такая штука - дребезг контактов.
Кирилл, спасибо, что в теме!
Действительно, есть такое понятие. Но давайте согласимся с тем, что оно применимо к контактам, которые часто подвергаются физическим нагрузкам. Таким, как частое соединение и разъединение. В конкретном случае разъём на турбине втыкали раз 10!, а разъём на блоке управления- и того меньше. Может, конечно же, этого достаточно для того, чтобы появился тот самый “дребезг”, но я сомневаюсь в этом. И скорее всего, после замены управляющего провода и замены разъёмов, мы получим стабильную работу.
оно применимо к контактам, которые часто подвергаются физическим нагрузкам
Будучи в молодости слесарем КИПиА частенько слышал от старших товарищей поговорку “электрика - наука о контактах”. И мне попадались разъемы, которые даже после однократного применения теряли эксплуатационные характеристики. Но, с другой стороны, телефонная лапша длинной около полутора метров при напряжении 12 вольт давала падение напряжения около 1 вольта. Так что вопрос комплексный, и ни один компонент я бы тоже со счетов не сбрасывал.
Перед каждым полётом “прописываем” максимальное напряжение на помпе- держим газ на 100%. Миксов на газу нет. Файлсейф настроен по тому же уроку 😒
Было жарко, очень сухой воздух, колёса пока ещё не резиновые стояли (не успели к слёту), аккум - 7,4V вместо 11,1V, модель больше часа простояла на солнце в +30 (заказал пошить серебристую накидку на модель из автомобильного чехла влаго- и пылезащищённого), провода помпы вонзились в плату (пост выше с фотографией), после первого полёта заправились и решили сразу лететь. Разбег - остановка на отрыве.
В итоге: Турбину уволил 😎
Иван, добрый день! Такой отказ здорово смахивает на пробой статического напряжения. У амеров он ЕМНИП Догсвитч вроде бы зовётся . Лечится добавлением антистатика в топливо и использованием антистатических топливопроводов.
антистатика в топливо
Володя, приветствую!
В топливо добавляем антистатик с первого полёта. Магистрали силиконовые, на деревянных подставках и т.д.
Интересное наблюдение. Когда собрали модель, привезли на аэродром для совершения первого полёта и стали “катать” модель по полосе для выставления угла поворота передней стойки, на третьем круге турбина заглохла. Подключили “GSU” и он показал, что остановка турбины произошла по вот такой странной причине “EngMatch”. Мы так и не смогли понять что это значит (в инструкции этого нет). Блок управления турбины сгорел и мы заменили его на новый. После этого инцидента модель совершила больше 40 полётов на новом блоке управления при разных климатических условиях.
Ещё одна любопытная вещь. При сборке модели на дно носовой части был приклеен тонкий лист угля для “типа жесткости” (фотография процесса в посте #104). Сгоревший модуль управления турбиной был приклеен на дно прямо на угольную полоску. Новый модуль управления перенесли на правый борт под самый верх. Насколько этот уголь смог “накапливать” какой-то потенциал и при каких условиях это всё взаимодействует - очень сложно понять, так как это всё плавающая точка как высшей математике. Сплошные дифуры и матан, коллеги 😃
Про дифуры слышал, матаном вообще не владею, но уже почти десять лет слышу о подобных случаях в окрестностях Белокаменной … Там у вас стока всего в эфире носится…
Хотя, конечно , нам как людям практическим, хотелось бы иметь адекватное объяснение по каждому отказу.
адекватное объяснение по каждому отказу
Понимаешь, Володя, тут такое дело… вот представь себе, что с турбиной всё отлично, а вот автор проекта - просто неадекват. Всё разместил не правильно, залил грязный керосин, “запитал” от старого вспухшего аккумулятора блок управления турбиной, на скрутках нарастил провод… я про такие вещи, как антистатик, контакты и сетАчки на впуске вообще молчу. В итоге он всё делает правильно по его мнению, а турбина постоянно отказывает.
Формат электронного общения, к сожалению, не способен передавать эмоцию. Вот и я не совсем понял первую часть твоего поста.
P.S. Дифференциальным уравнением называется уравнение, связывающее независимые переменные, их функцию и производные этой функции. Если переменная одна, то уравнение называется обыкновенным (на примере- лампочку подключить к аккумулятору двумя проводами), а если же независимых переменных две и более, то уравнение называется дифференциальным уравнением в частных производных (на примере: подключение турбины и всех её компонентов). И если откровенно, то математически рассчитать причину отказа мешает лишь отсутствие величины переменных.
про матан тогда Володь завтра 😁
Первая часть подразумевает насыщенность всевозможных ЭМ излучений в окрестностях Москвы. Которые могут сыграть злую шутку.
Про подобные отказы здесь пишут давно и регулярно. И если им нет разумных объяснений, то теория воздействия ЭМИ вполне жизнеспособна в данном случае.
Коллеги, приветствую!
Во-первых, спасибо всем за поддержку и дельные советы, которые помогли справиться с задачами и трудностями как технического, так и психологического характера!
Во всех трёх турах на ЧР-2018 и на двух подлётах после стендовой оценки модель вела себя без нареканий, кроме одной неприятной ситуации, но об этом расскажу позже.
Во-вторых, подготовил перечень работ, которые были сделаны после неудач с остановками турбин:
- Аккумулятор PowerBox 2S (7,4V) заменен на 3S (11,1V)
- Сокращён управляющий провод от блока управления турбины к самой турбине почти в 2 раза и перенесён сам блок управления из носовой части почти в центр фюзеляжа на правый борт в верхней части
- Увеличено сечение силового провода от аккумулятора до блока управления турбины
- Все контакты, которые имеют хоть какое-нибудь отношение к управлению турбины, обработаны жидкостью антистатиком для контактов.
- Все провода закреплены на деревянные стойки, которые в 2 раза дальше фиксируют провод от корпуса фюзеляжа.
- Разнесен топливный трубопровод от управляющего провода турбины (раньше они были закреплены вместе одним жгутом)
- Сокращены “провисающие” петли у каждого провода, у которого длина не соответствовала той, которая оптимальна для размещения.
- До смешного, но протёрты влажной тряпкой все внутренние поверхности фюзеляжа, периодически меняя ткань на новую. И не смотря на то, что много раз пылесосили, фюзеляж был протёрт не зря!
По просьбам коллег “по цеху” размещаю видео трёх туров с ЧР-2018, как отчёт о проделанной работе 😃
Спасибо за внимание!
Еще раз поздравляю с победой Иван.
Иан, все перечисленные меры приняты к обязательному исполнению Русджетом ещё 12 лет назад.
Поздравляю с успешным выступлением!!!
Спасибо!!!
Может они и приняты РусДжетом 12 лет назад, но мной они приняты месяц назад самостоятельно на личном опыте 😃
Ваня, ещё и ещё раз поздравляю!
А теперь вопросы:
-
Ты 3S LiPo (PowerBox 3200) на турбину поставил, как я понимаю? Но меня все же пугает, на полностью заряженной батарее напряжение 12.6, многовато ведь (в мануале сказано ведь 7.4, 9.9, 11.1)
-
Какое сечение поставил, 2.5 мм? AWG??
-
Разъемы на проводах на зеленые менял?
Ваня, ещё и ещё раз поздравляю!
Сергей, спасибо! Жаль, что ты не смог приехать! Было бы 4-ре HAWK 😒
А теперь вопросы
- Аккумулятор я использовал вот такие (не реклама) ссылка на PowerPak 2,5x3 Pro. В настройках JetCat они есть - LiIon 11,1V. В общей сложности 10 полётов на двух турбинах. Нареканий нет. Заметил, что отклик турбины на увеличение оборотов стал более отзывчивым.
- Провод PowerBus от PowerBox - использовал только два силовых, а тонкий для сигнала S-Bus удалил. Этот провод очень гибкий и состоит из очень (их там реально очень много) тонких отдельных жил, общим сечением 1,5 мм². Изоляция изготовлена из специального материала, что обеспечивает снижение массы примерно на 30% по сравнению с обычным ПВХ. Ссылка на производителя (не реклама) ссылка на PowerBus
- Разъёмы оставили без изменения, кроме того, что сомкнули разъёмы-вилки для более жесткого контакта и обработали спреем для контактов.
P.S. Более подробный отчёт о том, как проходили соревнования и что это вообще такое - завтра постараюсь написать большую заметку. Так как с реактивными моделями выступать - это целая наука, которую пришлось осваивать непосредственно в процессе. И хоть это уже кем-то изучено, много лет назад освоено и опробовано, сотни статей написано и т.д…, но свой соревновательный опыт - это бесценно!
Иван, я также поздравляю тебя с победой. Могу сказать, что ты молодец. Я видел как ты летал в Спасс Загорье и как ты летаешь сейчас, это небо и земля. Еще раз поздравляю.
Иван, я также поздравляю тебя с победой
Саша, спасибо большое за твою оценку! В двойне приятно получить от опытного спортсмена такую оценку! Конечно, есть над чем работать!!! Судьи сказали, что слишком далеко летаю 😃 С их слов нужно всё делать компактно, а мне нравится летать широко. Будем искать компромисс! Пока отпуск, а с сентября опять на тренировки. До JWM 2019. Rongcheng, China осталось не так много времени, а налёт нужно поднять хотя бы до отметки 500 полётов (сейчас мы добрались до отметки 100 на HAWK). Да и комплексы там другие. Нужно их разучивать, набивать руку, отвыкать от вредных привычек летать “широко по небу”. Одним словом- нужно много работать.
Поздравляю с Победой!
Следил неустанно…
Умеете делать нервы, ну теперь я спокоен…
Удачи в творчестве!
Про невры Паша хорошо сказал ������
Сергей, спасибо! Жаль, что ты не смог приехать! Было бы 4-ре HAWK 😒!
А Если с Володей Сотниковым (Pilot43)- вообще эскадрилья набирается!
Коллеги, приветствую!
Продолжим тему, тем более информации поднакопилось за несколько месяцев и есть чем поделиться.
Начну с того, что для питания турбин JetCat P160 RXi-B лучше использовать 3S Lithium Ion. Хотя и говорят, что 3S лучше использовать LiFe, но на практике Lithium Ion не принёс мне пока никаких сюрпризов за время тренировочных полётов. Хоть я уже и писал об этом, но решил повториться, так как в процессе эксплуатации появилось практическое подтверждение.
Были приобретены электро- ретракты вместо пневматических цилиндров, которые предлагались CARF. Всё вроде бы хорошо, но разница в весе двух систем составила 582гр. В подтверждении написанному предлагаю краткий фото обзор:
Исполнительный механизм пневматической системы весит 80гр
Его электрический аналог весит 300гр
Взвесил 3 исполнительных механизма с аккумулятором для них - в итоге 1078гр
Специальный блок управления для этих приводов не требуется, так как внутри него встроена плата, рассчитанная на 2-3S (в инструкции на сайте в спецификации указано 3S) и можно просто подключить через специальный “тройник” прямо с приёмника или с системы PowerBox Royal или аналогичных устройств напрямую. Честно признаться, когда на это всё смотришь, то как-то не внушает доверия, что провод сечением 0,3 управляет тремя приводами с заявленными 500кг/см каждый!!! (информация взята с сайта производителя). На практике никаких 500кг/см там нет, так как при малейшем затруднении движения исполнительных механизмов сразу же привод останавливался электроникой. При этом никакой настройки по изменению отсечки по силе тока или по временным интервалам через компьютер нет, что тоже очень удивило. Двигаемся дальше…
В качестве эксперимента демонтировал с тренировочной модели всю пневматическую систему, включая заправочные штуцера. Подготовил тару, обнулил весы:
…погрузил все элементы пневматической системы, включая маленький баллон, трубки и клапан для тормозной системы (эту систему потом взвесил для того, чтобы приплюсовать её к электрическим ретрактам) и получил 403гр
Подсчитал разницу между пневматической и электрической системами от производителя AirTech Germany:
Пневматика:
- 80гр х 2 цилиндра для основных стоек = 160гр
- 60гр х 1 цилиндр для носовой стойки = 60гр
- 403гр (в ассортименте) х 1 = 403гр
Итого: 623 гр (включая маленький баллон, заправочный штуцер, трубки и клапан для тормозной системы)
Для точного подсчёта общего веса при использовании электрических исполнительных механизмов не хватает ещё одного измерения - пневматики для тормозов, так как в обеих случая использовалась именно эта система по нескольким причинам: легкий вес при более эффективном торможении. Система весит 127гр (весом трубок решил пренебречь)
Электричество:
- 1078гр - привода с аккумулятором (вес провод не учитывался)
- 127гр - система для пневматического тормоза
Итого: 1205гр
Разница между системами: 1205гр - 623гр = 582 гр
Понятно, что плюс/минус десяток грамм можно смело добавить на провода и шланги, но это не изменит общую картину. А для копии, которая не должна весить больше 20кг эта разница- существенная.
Но на этом “лабораторная работа” не закончилась и я пошёл дальше. Для эксперимента были приобретены исполнительные механизмы известного производителя Electron Retracts. Взвесили все три привода с блоком управления и аккумулятором. Получили 513гр
Проделали тоже самое с пневматикой (на фото маленький блок Xicoy - это сейвер на выпуск шасси при потере давления ниже установленного давления). Получили вес 542гр
Разница - 29 гр.
Единственное, что пока не позволяет уверенно сказать в пользу Electron, так это информация на сайте производителя о том, что привод обладает силой 110кг/см в сравнении с заявленными 500кг/см у AirTech-Germany. Тесты я пока не проводил, но после проведения и фиксации на видео двух систем- поделюсь с удовольствием с вами, уважаемые коллеги!
Также хочу поделиться с вами и тем, что мой первый HAWK-тренер, о котором я тут рассказывал, на одном из тренировочных полётов потерпел аварию. Это случилось на взлёте. По невероятной глупости и не соблюдении элементарных правил, которые соблюдались всегда, но именно перед этим полётом я не пробежался по предполётной карте и не зафиксировал фонарь на защёлку. Он у меня открывался в сторону (слева направо) и фиксировался на растяжках. При отрыве от полосы фонарь резко открыло набегающим потоком и он
зафиксировался в этом положении, превратившись в обычный парашют. Размер фонаря: 700х300мм. Модель мгновенно развернуло под 45гр к полосе слево направо, произошёл удар об правую стойку и крыло, модель от удара отскачила от полосы, вертикальный козел и падению вертикально вниз. Я пытался как-то спасти ситуацию, но не было скорости и рулей не хватило… Выводы сделаны. Фюзеляж, стабилизатор, киль и крылья целы. В основном пострадала носовая часть. Аккумуляторы PowerBox в пластиковом корпусе - это очень продуманная история при таких случаях. Они были размещены в носовой части. Даже страшно подумать чтобы было при использовании обычных аккумов в “мягкой” упаковке…
Обидно. Это был мой первый большой реактивный самолёт. Сейчас он занял почётное место на полке “боевой авиамодельной славы”.
Двигаемся дальше. Собрали еще один HAWK-тренер и облетали его. Причем на пневматических ректрактах. Сделали на нём 30 полётов, из которых 20- по комплексу IJMC. На реактивных моделях выполнять эти фигуры гораздо эффектнее и захватывающе, нежели летать по комплексу FAI. Сугубо моё мнение, но кто попробует, тот поймёт!
На одной из тренировок попробовали поснимать полёты с квадрокоптера. В результате получился краткий обзор о небольшой команде John Render Team и наших тренировках. Не судите строго 😃
Реактивная движуха продолжается!
Спасибо за внимание!
Привет, Иван!
Рад тому, что ты не бездействуешь и как обычно ищешь пути совершенствования. Я должен дать совет по аккумуляторам о которых ты пишешь и на которые я перешел с твоей легкой руки. Чему я очень рад. Спасибо. Они действительно очень хороши.
Так вот. Случилась в начале сезона неприятность - по причине плохой склейки хвостового оперения, потеряли мы Саввкин тренировочный самолет. Упал он очень хорошо, ничего не осталось, даже восстанавливать нечего! Благо мотор, сервы и приемник живы. А вот аккумулятор с виду абсолютно целый, как говорится “ни царапинки”. Но не работает! Странно и жалко - совсем новый.
Разобрал я его и увидел интересную поломку. Каждый элемент припаян к плате при помощи “язычка” от контакта батарейки к гнезду на плате. И каждый элемент держится исключительно на этих двух “язычках”, как будто на ножках. И всё так красиво и стройно смотрится, если бы не одно - металл из которого сделаны эти самые язычки на столько тонок, что в пору бы назвать их фольгой. В моем случае, от сильного сотрясения, эти самые ножки - язычки на двух элементах порвало, а на одном вырвало из пайки, на одном язычки оторвало от элемента.
Стал я разбираться и понял: произошло это из-за избыточного места внутри пластикового корпуса батареи. Там есть скромные демпферы из пенорезины, но их явно не достаточно. При ударе, тяжелым батарейкам есть куда двигаться по инерции внутри корпуса.
Конечно, можно сказать что это авария выбивается из нормальной эксплуатационной практики. При таких ударах сложно представить чтобы уцелело хоть что то… и т.д. Но! Каждый прекрасно понимает что подобное может случиться со временем при нормальных штатных условиях. Это произойдет от тряски и вибрации.
Таким образом, даже такие хорошие изделия от именитой фирмы следует дорабатывать. Хотелось бы как то передать мой неприятный опыт в PowerBox. Я думаю, тут на лицо упущение с их стороны. Наверное они со временем это поймут и примут меры, а пока я советую всем владельцам таких аккумуляторов провести проверку и уплотнить внутреннее пространство. Сделать это не сложно, а уверенности прибавит. Я уже сделал.
Макс, а может это у них такая защита. При сильном ударе обесточивается борт.
Макс, а может это у них такая защита.
Саш, мне кажется ты слишком хорошего мнения об уважаемом производителе 😃 Да и логика в чем обесточивать борт, валяющийся на земле, это же не ходовые батареи.
Просто не нужно долбить батарейки об планету, на это они не рассчитаны. Ну а если случилось, то ревизия с пристрастием на предмет дальнейшего использования в воздухе.
PS а вообще изначально идиотская идея возить в самолете кучу лишнего пластика и радиодеталей, хоть и 40-50 грамм весом. «Американская мода» чтоб ее: удобно чо, как мобилку включил в розетку на ночь и на паришься:)