Модели для СОЮЗ-500

IKAR

Петр, я наоборот убрал. Не понравилось. Хлопотно, оставил только наметку на их положение. Кстати, вкрути в горловину крышку с ниппелем и подключи при формовки задней части к пылесосу. Будет намного лучше облегать проставки.

Александр_М

Круто у вас с оснасткой всё. Только я так и не понял по какому шаблону или в каком кондукторе вы в итоге склеиваете сверх точные части фюзеляжа в одно целое, что не позволит всем осям иметь отклонения на готовом фюзеляже (сборочной единице). Ведь если все части склеить на деревянном болване, то фюзеляж с него потом не снять. Вы выжигаете или выплавляете стапель изнутри фюзеляжа после его сборки? Или у вас сборочный стапель при выбивании клина рассыпается как пазл на мелкие кусочки и вы их вытряхиваете через отверстия в оболочке фюзеляжа?
Я бы вас понял если фюзеляж состоял из двух частей: левая и правая. Или кто-то уже формует фюзы из огромных по длине бутылок? Чтоб фюз был из двух частей: левая и правая. Тогда да. Я сам перешел бы на такую формовку. АВ предлагает сделать для термортубочной формовки фюзеляжей разборный по толщине буратино-пуансон. Такой, чтоб можно было его вынуть из оболочки задутого феном фюзеляжа. Кто может разработать G-код для чпу фрезера под изготовление такого болвана? При наличии такого пуансона и длинных легких бутылок цены не будет бутылочной технологии!
В подобном направлении сейчас ведет исследовательские разработки Олег Васильевич из Петергофа. Когда закончит - презентует нам НАНО-БУТЫЛОЧНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ. Тогда все запасы деревянных болванок для бутылколетов можно сразу будет выкидывать в топку.

ОЛЕГ_изПЕТЕРГОФА
Александр_М:

Я бы вас понял если фюзеляж состоял из двух частей: левая и правая. Чтоб фюз был из двух частей: левая и правая. Тогда да. Я сам перешел бы на такую формовку.

Дык, что тяжело приехать? Приезжай и все освоишь, да и много еще чего…

IKAR

Крайняя серия Яков из нашей конюшни.


Вес планера со всеми кабанчиками тягами крепежом 200 грамм.
ожидаемый взлетный вес собранного 420…430 грамм.

Андрей_Зазулин

Продолжаем разговор об аэродинамике малоразмерных летательных аппаратов . С течением времени , когда эйфория от боёв и отрубов прошла , начал вьедливо анализировать лётные свойства моделек . Своих и чужих .

Будучи поклонником агрессивного и атакующего стиля ведения боя всегда стремился загнать модельки в минимально возможный радиус виража/петли (причём активно пользовался обратной петлёй и “кивками” в бою ) . Очень огорчал тот факт , что мелкие модельки (размер продиктован Правилами) с большим сужением крыла (продиктовано геометрией большинства популярных прототипов) весьма склонны к срыву на больших углах атаки . Непредсказуемые выходы из мелких фигур , потеря энергии в затяжных “козявочках” , зависание в воздухе “как бельё на ветру” , хроническое недержание траектории , подверженность порывам ветра - всё это нагоняло грусть и тоску .

И если с крылом (геометрия в плане , профили , крутки , соотношение площадей элеронов , геометрия законцовок) всё было более-менее понятно , оставалась проблема с хвостовым оперением . Некоторые модели (“Фейри Бэттл” и “Ки-61” , например) - летели ровно и предсказуемо , некоторые “Белланка” и “Накадзима Кейт” - всё время норовили вильнуть жопой , как мулатка на фестивале . Это нервировало и снижало точность атак .

Конечно же вспомнил “Гидрогазовую динамику” (спасибо проф. Абрамовичу) , полез в аэродинамику летательных аппаратов , прочитал уйму умных статей на эту тему . И когда в мозгу начало ме-е-ед-ле-ен-н-о кристаллизоваться какое-то видение процесса , увидел модель от Олега Василича .

Сказать , что я был обрадован - ничего не сказать . Я был восхищён и хлопал в ладоши !

Опытнейший старый моделист с острым чутьём , он решил вопрос легко и изящно . Толстенный стабильник со скруглённой ламинаризированной передней кромкой , переменной толщины по размаху , с прямой , обрезанной под 90 градусов и тоже очень толстой кромкой задней . Вроде бы нарушение всех бойцовых канонов . Но Василич - совершенно точно знал , что делал . И “Белланка” у Мишаньки летела как птичка “колибри” , выкручиваясь из невозможных фигур и манёвров . Я - аплодировал .

Конечно же , будучи заскорузлым практиком , я сей эффект решил проверить . Построил 2 абсолютно одинаковых “Фулмара” , только с разными стабильниками . Толстый и тонкий . Облетал на всех мыслимых и немыслимых режимах . Дал Лёхе Горбунову покататься . Для объективности .

Вывод был однозначен . Применение толстопрофильного стабилизатора , спрофилированного методом Олега Василича , при прочих равных , существенно отодвигает границу срывных режимов . Далее стал применять это на моделях “Союз-500” . Именно таким образом удалось вылечить “Та-152” от Яковлевых . Самолётик перестал срываться в “козявочках” . С тех пор успешно применяю этот аэродинамический ход в разных моделях , но с неизменно положительным результатом .

Следующая часть Марлезонского балета - аэродинамическое затенение киля , последствия оного и методика преодоления .

Продолжение - следует .

RandomJ
Андрей_Зазулин:

Вывод был однозначен . Применение толстопрофильного стабилизатора , спрофилированного методом Олега Василича , при прочих равных , существенно отодвигает границу срывных режимов .
Продолжение - следует .

так вот почему на кордовых пилотажках задняя кромка не сводилась в “ноль”, а имела толщину порядка 5 - 6 мм…

Moonlight_Dreamer
IKAR:

честный масштаб 1:12

Георгий, мне бы абсолютные величины… Размах/длина… Это какой Як? Як-7?
810х700?

IKAR

Исходя из тенденций выжать по максимуму, выгоднее строить ЯК1. У него крыло будет почти -834мм. На сегодня с болвана я могу снять всю линейку ЯКов. С 1 по 9.

Крыла хватает. Делаю с увеличенным, но в варианте с семетричным крылом например.

Александр_М

Добавлю в тему еще фоток с НЕ синим самолетиком 😁. Начата сборка из фрагментов (киль будет другой)

ПНКист
Андрей_Зазулин:

полез в аэродинамику летательных аппаратов , прочитал уйму умных статей на эту тему .

Думаю, что тема гораздо глубже профиля оперения, как горизонтального, так и вертикального. Здесь еще площадь- плечо, (центровка Ильи Муромца для меня загадка) и так называемая интерференция- взаимное влияние киля на стабилизатор и наоборот. Ну не бывает полета с нулевыми углами атаки и скольжения одновременно хоть в горизонте, хоть в эволюциях, и не лишены поверхности оперения тех же срывных проблем, что и само крыло.

Андрей_Зазулин:

Продолжение - следует

Ждемс. Но на Витальевича надеясь, самим не плошать, теория, конечно, вещь нужная, но о профилированном оперении давно задумывался. Мессер с профилированным килем у меня летает намного устойчивее Яка и Ишака с плоским.

aen48
IKAR:

В данном случае ЯК3-767мм.

А профиль крылышка не подскажите? Перелистал, не нашёл. С уважением!

aen48
aen48:

А профиль крылышка не подскажите? Перелистал, не нашёл. С уважением!

Вопрос снят!

Андрей_Зазулин

"Продолжаем разговор " (С) - Карлссон , который живёт на крыше .

Итак , хвостовое оперение . С точки зрения аэродинамики - самая сложная часть модели . Мало того , что она работает в чудовищно завихрённом и взбаламученном потоке от винта , так ещё и режимы её обтекания существенно разные . На бедные киль со стабильником то “кирпичи” от крыла летят , то вихревые потоки разной скорости и интенсивности от винта , то скольжение по тангажу и рысканию начинается , а уж при выполнении бочки - вообще такая интерференция образуется , что ни одной формУлой не опишешь . Единственный более-менее спокойный режим - это посадка с выключенным мотором , да и то , винт торчащий поперёк потока такие вихри может порождать , что характер обтекания будет меняться в зависимости от положения оного винта .

Это я к тому жути нагоняю , что в нашем типоразмере и в наших полётных режимах сколько-нибудь достоверной аэродинамической теории просто не существует (пока) . Я знаю , очень умные ребята и у нас и за рубежом активно работают над математической моделью именно таких ЛА и в близких типоразмерах . Однако в силу специфики их работы и области применения их разработок , широкая публика получит сей инструмент весьма нескоро .

Поэтому - классическая гидрогазовая динамика как база , чутьё и практические эксперименты .

Построив и облетав большое количество моделек в размерностях АСЕS и “Союз-500” пришёл для себя к некоторым выводам .

Киль небольшой площади , вынесенный на большом плече от ЦТ работает лучше , чем большой киль на коротком плече . Примеры - “Фейри Бэттл” и “Ме-109” . Они гораздо лучше держат траекторию , чем “И-16” .
Киль , максимально вынесенный вверх из потока от винта работает гораздо эффективнее . Пример - “Фулмар” .
Киль , спрофилированный аналогично стабилизатору “от Олега Василича” , стабилизирует модель лучше , чем просто плоская пластинка коропласта или бальзы .
Кабина и гаргрот оказывают существенное влияние на работу киля . Эффект аэродинамического “затенения” особенно отчётливо проявляется в прямых фигурах малого радиуса (петля , косой вираж) и приводит к неприятным “брыканиям” самолётика . “Негладкий” полёт нервирует неопытных пилотов .
Даже небольшой форкиль снизу фюзеляжа (“Харрикейн”) существенно улучшает устойчивость модели по рысканию .
В целом для устойчивости лучше “перообразные” кили - “Биркет” , "ТВ-2 (“Троллейбус”) , нежели “размазанные” по длине - “Сагиттарио” , “Ла-7” .
По форме стабилизатора в плане - примерно та же картина . “Перообразные” стабилизаторы большого размаха - “Зеро” , “Сайюн” работают лучше , чем “компактные” - “Сагиттарио” , “Белланка” . Да оно и понятно . Наиболее опасная с точки зрения возникновения срыва часть стабилизатора вынесена в относительно ламинарный поток . С этой точки зрения великолепно работает стабилизатор “Биркета” . Он просто чудовищный по размаху и площади , да и ЦД у него вынесен максимально назад .
Далее хотелось бы поговорить об “Селёдочках” и “сковородках” . Но это уже - в следующем акте Марлезонского балета .

Продолжение - следует .

Александр_М

😁😁😁Провел тест: 30 ударов со всей мочи передней кромкой крыла об острый угол ножки стола не смогли уничтожить цельность ни крыла, ни стола. У испытуемого образца верхний и нижний лонжероны были специально конструктивно смещены с обычных 30% САХ на 5%. Цель была заменить сразу 2 элемента (армированный скотч по передней кромке, вечно лопающийся от лобового удара и лонжерон). Оба имеют вес, а крыло вечно лопается. Скотч перерубается винтом противника. А лонжероны не в том направлении держат нагрузку. Применены стеклопалки длиной 1/2 размаха крыльев.
Вывод: класс!!! Рекомендую сочетание БАТЭПЛЕКСА и стеклопалок с заматованными поверхностями и вклеенными на PUR501.8 на 5%САХ. Неубиваемая конструкция!!!

Андрей_Зазулин
Александр_М:

Неубиваемая конструкция!!!

Хм . Самые фатальные повреждения , несовместимые с дальнейшим полётом , крыло получает как раз от удара сзади . Неодногратно долётывал бои с выдранными кусками передней кромки , но вот после удара сзади-сверху долетать удалось всего один раз .

Андрей_Зазулин

Неубиваемость модели - штука весьма неоднозначная . Если тебе прилетят в элерон и вышибут кабанчик - продолжить бой ты уже не сможешь . Зачем перетяжелять и усложнять конструкцию ? Я тоже этим увлекался в самом начале . Вклеивал тросики в переднюю кромку , армировал заднюю стропой полипропиленовой на “Ухупоре” , создавал замкнутый силовой контур и ужасно собою гордился . Антон Папилин сшивал лонжероны кевларовой(или капроновой) нитью . Вклеивали стеклопруток в переднюю кромку . Кроме ухудшения ремонтопригодности и лишнего веса это ничего не давало . Кинетическая энергия удара двух полукилограммовых самолетиков на встречных курсах при скорости каждого 100 км/ч такова , что ты можешь титановый ломик туда засунуть , он просто разнесет к чертям всё вокруг себя . А самолёт всё равно будет невзлётный . Мудрый Саша Данч как-то сказал мне : лучше пусть кусок из крыла вырвет , его потом на ПУРе вклеить несложно прямо в поле (и я так в Борисове делал) .Нежели самолёт будет внешне целый , но невзлётный и неремонтовполепригодный . Вообще нужно заранее продумывать и закладывать “точки излома” . Самолётик ломаться должен и обязан . Только не там , где ему хочется , а там , где назначишь ему ты .