Avionik D06 - первые шаги в электро гонке

Izverg

После нескольких лет соревнований, достаточно плодотворно, и более ли менее успешно проведенных в классе F3A, захотелось буквально начать все с начала в совершенно новом, и чрезвычайно интересном для меня классе F5D. В конце концов авиамодельный спорт не заканчивается пилотажем. Интерес, прежде всего возник как с спортивной дисциплине, а не как к хобби.
Надеждами на быстрый результат себя не тешу, и серьезную конкуренцию в этом году нашим “гуру” вряд-ли составлю. Но, обещаю, буду стараться.

Покопавшись в теме, не нашел сколько нибудь серьезного описания компоновки и комплектации серьезного спортивного снаряда. Наверно, не правильно делиться опытом, которого нет, но, может, в будущем тема, которую я хочу осветить, поможет кому-нибудь быстрее решиться заняться гонкой. Так что буду делиться так сказать, в процессе становления с уровня “чайник”.

В качестве техники из всего доступного на рынке, был выбран хорошо знакомый AVIONIK D06, который используют многие ведущие спортсмены Мира.

Благо, Сергей Дмитриевич Собакин любезно согласился как изготовить для меня самолеты, так и поделиться частью своих бесценных знаний и опыта.

Модель имеет высокое качество изготовления, но низкую степень ARF-ности.
Если для сборки Angels Shadow Владимира Козловского мне необходима одна ночь, то в случае с Avionik приходится приложить не только руки, но и голову.

Первой, и, наверно, самой большой проблемой компоновки является размещение машинки руля высоты, приемника, регулятора напряжения и выключателя бортового питания.
Я решил эту проблему так:
8-ми канальный приемник размещен без корпуса на текстолитовой плате. Плату решено сделать съемной, что, по задумке, должно облегчить эксплуатацию и возможный ремонт.

для внутри фюзеляжа плата крепится на грибках, изготовленных из липы,


одновременно собирается планер:

На плату устанавливаются Вольт-регулятор, магнитный выключатель, изготавливается комбинированный удлинитель элеронных серво-приводов
с разъемом

тягу руля высоты решено было сделать из полого угле-пластикового прутка квадратным сечением 3 мм в который вклеены наконечники.


антенны приемника выводятся наружу.

Вот так это выглядит, установленным в фюзеляж:

Собственно, похвастаться пока больше не чем, жду винто-моторную группу и крыльевые машинки.
Лимитеры и шунты будут использованы SM-Modelbau

Brodяga

Хороший отчёт, давно тут по сборке ничего не было!
Дмитрий, как начнёте гоночные тренировки, было бы очень интересно, если бы Вы описали здесь свой опыт “вхождения с нуля” в гоночное пилотирование. Информация от Вас интересна тем, что Вы обладаете опытом методиста, способного разложить на составляющие части тренировочный процесс и привести процесс становления пилота - гонщика к системе.

Izverg
=FrezeR=:

Что за мотоустановку планируете?

Двигатель Leomotion L3025-4200 c редуктором 6,7:1 Регулятор YGE 90.

Izverg
=FrezeR=:

А пропеллер? 12х23?

С пропеллером пока не определился, на эту установку ставят и 10X23 и 11X22 и 12X24 даже 12X25, надо попробовать разные варианты, чтобы посмотреть токи. Надо попробовать с каким временем и на сколько точно я буду способен лететь. Можно подобрать пропеллер и на 55 секунд, но ведь совершенно четко понятно, что на данном этапе такое время это-утопия. Поэтому начну, все-же с чего-то по легче и позволит стабильно лететь 65 секунд моторного полета. То-есть примерно 920 ватт мощности в полете.

=FrezeR=

65 сек тоже мало, в идеале надо 70-75 сек в зависимости от мастерства пилота. На таких винтах лететь будет хорошо, но взлететь очень сложно из-за крутящего момента. У меня как-то раз скрутило самолёт с винтом 8х14.8 отремонтировать не успел и вылетел с тура, а с зубастым 12х25 даже у Брюса переворачивало его Spirita. Очень сложный путь вы выбрали.

sasha2
=FrezeR=:

взлететь очень сложно из-за крутящего момента

С мелкими высокооборотными винтами типа 5х5 конечно проще, но если швырять посильнее и нет попутного ветра - то и с большими винтами обычно нет проблем. Все лето летал на 10х23 - скрутило только 2 раза - в первый раз на соревнованиях из-за попутного ветра, а во второй раз слабо кинул, но смог вырулить. Кстати иностранные спортсмены пишут, что на соревнованиях при значительном попутном ветре (в сторону первого пилона) на старте совместно с начальником стартов принимают решение взлетать против ветра, в направлении между 2 и 3 пилонами, затем разворачиваются и летят по базе.

Izverg
инком:

Не смущает поперечная установка сервы РВ

Были некоторые сомнения, но подсмотрел аналогичное решение у Чехов, не думаю, что это может вызвать какие либо проблемы, сервомотор стоит жестко. Очень тяжело разместить full-range приемник при продольном размещении машинки, мне не удалось по другому скомпоновать… Практика покажет.

Sergey_S=
Izverg:

антенны приемника выводятся наружу.

Антенны установлены не правильно, при заходе на посадку над землей (на себя), будет срабатывать Fail-Safe (пропадать сигнал)

инком
Sergey_S=:

Антенны установлены не правильно, при заходе на посадку над землей (на себя), будет срабатывать Fail-Safe (пропадать сигнал)

Я вообще антенну внутри оставлял ,без проблем…
Приемник ставил поменьше и попроще,не разбирая -
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXXNA3&P…

Сереж, р/у чье ?

Izverg:

аналогичное решение у Чехов

Эти чехи знают, что делают. Говорят,они на прошлом ЧМ летели по своему светофору, стали первыми…

Izverg

Ну в спорте бывает всякое 😃) тоже слышал истории про Чехов… Меня пока техническая сторона и собственно пилотирование волнует

инком
Izverg:

Меня пока техническая сторона и собственно пилотирование волнует

Сам такой 😁…Подскажите,где брали магнитный выключатель?
И как осуществляется контроль работы борта ? Или в электронике есть защита от “дурака” и несанкционированного старта ?

Izverg

Магнитный выключатель подогнали друзья, правда не знаю где берут такую красоту, очень маленький и компактный. Регулятор не включится если сигнал на входе отличается от положения выключено. Вообще имея дело с электричками, я всегда еще и тумблером пользуюсь, который кривую газа заводит в минус 105 процентов по всей длине, и исключительно на нем включаю бортовое питание. На выключателе есть светодиод, как и на приемнике, но пока я не определился в целесообразности сверлить еще одно отверстие в фюзеляже

andreyengin

Ну ты даешь Дима,молодец!Сам смотрю в сторону гонки,да все мимо.Подкупает более менее объективное судейство,слетал своих 60 сек. и никто не отберет.Для души конечно не очень интересно,но для спорта,гонка супер.

Saiz
andreyengin:

Для души конечно не очень интересно

Это вы зря. Такого количества адреналина и драйва можно получить еще только в бою.

Izverg
andreyengin:

Подкупает более менее объективное судейство

Это, конечно, не пилотаж, но тоже чудес, на сколько я знаю, хватает… и с лимитерами и с залетами… Но это неотъемлемая часть любого спорта.

andreyengin:

Для души конечно не очень интересно

А вот тут - это как раз очень схоже с классическим пилотажем, и там и там- высочайшая степень точности при пилотировании, выверенные движения и правка “идеальной” траектории, близкие особенности психологической и морально-волевой подготовки перед стартами.
В гонке, кроме того, широчайшие возможности для реализации инженерной мысли и научно-исследовательской работы. Готовые самолеты и винто-моторная группа взяты, для того, чтобы “не изобретать велосипед” в первый год, и понять, что это вообще такое, особенности старта, поведения модели в зависимости от погодных условий, состояния атмосферы, особенностей эксплуатации, чтобы начать летать и тренироваться и поучаствовать в соревнованиях.
Электро-гонка выбрана как во-первых перспективный класс, находящийся в процессе становления как в Мире, так и в России, а во-вторых, из за отсутствия опытного механика, имеющего опыт с гоночными ДВС моторами хотя-бы лет 15… без такого человека в ДВС -классах можно забыть о высоких результатах.
Пока не знаю, на сколько мне это понравится, надо пробовать наложить методики пилотажной тренировки и пред-соревновательной подготовки на высокие технологии гоночных моделей, заодно расширяя спектр инженерных знаний в области электричества, динамики полета, теории воздушного винта.

Udjin

Проблему со “сворачиванием” решает микс на канале газа. Полные обороты через 0,3-0,5 сек при старте с рук.
Ваша аппаратура взрослая, Дмитрий, строится без проблем.

Летунам F5B на лопатах 19 и больше на 23-26 и 6-ти киловаттах “под капотом”, с проблемой скручивания на старте постоянно приходится сталкиваться.

1 month later
Izverg

Пока был забанен, собрал самолет и начал понемногу летать.

Сначала несколько фото со сборки, как и обещал.

В крыло было решено поставить машинки KST

Машинки вклеены так, чтобы при необходимости их можно было снять. Вариант, которым пользуются многие - “на герметик” мне показался надежным, но меня не устроил. Кабанчики- стекло-текстолит 1,5 мм.

Тяги сделаны из проволоки 1,2 мм. со стороны качалки просто изогнутой Z, со стороны кабанчика- просто загнута под 90 градусов, и в качестве фиксации напаяна латунная шайба, сделанная из трубки.

Машинка закрыта вот такой крышкой-


Для монтажа двигателя сделан простейший шаблон



Мотор Leomotion 3025-4200 и регулятор YGE 120 подготавливаются для монтажа на модель. Представляют собой вот такой блок


Немного изменил расположение и вывод антенн приемника.
Собственно самолет:

Винты пробовал 10X23 и 9X21,5. последний понравился пока больше. Дает примерно 64 секунды рабочего времени мотора. А с обрезанной кривой газа до 80 процентов- 75 секунд.
10X23 на максимальных оборотах выдает примерно 59-60 секунд, с обрезанной кривой- около 70 секунд.
Так как мое пилотирование на данный момент оставляет желать лучшего, то смысла в более тяжелых пропеллерах на данный момент для себя не вижу.
Пока удалось сделать 39 полетов, по уровню напряжения 70-ти секундный полет сравним с 6.30-7-ю минутами пилотажного комплекса.
Старт никаких затруднений не вызывает, в отсутствии помощника, с раскрученным мотором довольно легко кидаю самолет левой рукой, так как летаю во 2-й моде.

dENISCA

А что за разъем на минусовом проводе для лимитера?
4 банки?
Можно фото когда все упаковано с лимитером?

Izverg:

70-ти секундный полет сравним с 6.30-7-ю минутами пилотажного

Это еще цветочки, когда по базе с соперниками полетите, вот это будет драйв =)

Izverg

Для лимитера разъем 2-мм. Фото “как все упаковано” сделаю, когда придет новый мотор. У одного из моторов развалился ротор на 21-м полете. Вот такие хваленные leomotion. 😦 Температура мотора во всех полетах не превышала 52-60 градусов.
А запасной самолет сегодня благополучно утопил в Азовском море:( отказ по высоте. То ли машинка, то ли где-то ли еще что (тяга, приемник, кабанчик, не знаю).
Перед этим был подозрительный сброс настроек регулятора, который заработал после пере-программирования. Установить точно не удалось так как все за исключением крыла закопано где то в полуторо-метровом слое ила. Осталось только крыло и ошметки стабилизатора.
Зато есть время подумать 😃
Полет стал получаться лучше, с помощником с рацией на дальней вешке процесс идет гораздо интереснее и продуктивнее.

dENISCA

Сочувствую.
Закопать самолет на дальней вешке - обычное явление.
Сетап рассчитан на 4S ?

Izverg
dENISCA:

Закопать самолет на дальней вешке - обычное явление.

Не на дальней вешке. После базы уже при заходе на посадку. Он у меня над морем при южном ветре.

dENISCA:

Сетап рассчитан на 4S ?

5S

dENISCA

Хм… а контролер тогда зачем с таким запасом?