4т первые шаги. Испытуемый асп61. вопросы.

LeON_ID

Наслушавшись о том, что народ ,попробовав авиамодельные 4т двс, на 2т больше не тянет (а также сменив 2т кроссовый мотоцикл на 4т) пришел я к мысли, что надо бы попробовать 4т и в авиамоделизме. По случаю был куплен новый асп61, многим тут несомненно знакомый. В общем я не сторонник китая и считаю что соотношение цена/качество у японцев лучше (за в 2 раза большие деньги в 2 раза больший ресурс, и при этом стабильность, минимум гемороев, да и вообще в руки взять приятно) но покупать япончиков в мск жаба не велит, а ждать заказ долго (когда уже загорелось) и тут подворачивается новый асп “занедорога”. в общем выбор не критикуем - чтоб понять что такое 4т - в самый раз будет.

вводные: асп61 новый, галон топлива 5%, галон 15%, касторка из аптеки, винт 12х6.
В топливо 5% нитры и 16 % масла добавил 5% касторки - на обкатку вроде как не повредит. Завелся с пол-тычка (еще бы дома то тепло) отработал бак 200мл на небольших оборотах примерно 4-5 тысяч, при этом топливо уходило на глазах!!! Хватило его на пару минут. Оборотов много не давал, а потому подкал в пол-силы оставил. Пробовал крутить иглу. При обеднении обороты возрастали, открыл иглу на 1 оборот. Дай думаю забогачу, чтоб глохнуть начал - почти вывернул иглу - работает зараза, может потому, что подкал остался? При максимально богатой смеси бак высасывался как пылесосом… Забеднил до поднятия оборотов двигателя и от этого положения отвернул иглу почти на 1-н оборот - все равно жрет как ненормальный. С таким положением иглы оттарахтел еще 200мл топлива - ну минуты за 3 опять же… причем не сказать чтоб очень сильно плевался топливом и маслом, хотя может оно в шланге задерживалось (обкатываю дома поэтому на глушитель-шланг и в форточку), но все равно не может же он с такой скоростью топливо переводить! Что думаете, уважаемые?
второй возникший вопрос связан с вибрацией. Да, читал что 4т более подвержены этому явлению нежели 2т. Но чтоб так… компьютерный стол весит никак не меньше 20 кг, однако весь “ходил ходуном” вибрация намного сильней чем у моего 2т 46-го мотора. Что будет с моделью весом 1.5 кг - он ее порвет… Звук нормальный, лязга нет, т.е. на детонацию не похоже. Это фича 4т такая?
И последнее, но самое главное: когда проворачиваю винт из грм слышны небольшие щелчки как рас когда фаза выпуска и наполнения-сжатия - Грм вроде тихо должен работать… или это нормально?

NailMan

это клапана щелкают - так надо.

Что касается прожорливости. А зачем был подкал? У меня на обкатке он схавал пару баков 10% техноспортовской горючки. Бак высасывался за минуи 15. И вообще данному мотору нужно как минимум 10% нитры. Видать что-то с иголкой нет то.

Вибрация…ну вибрация у них как и у бензинычей приличная, но будучи прикрученный к пластиковой мотораме на 4 винтах М3 с самоконтрящимися гайками и гроверами на моем Fokker D VII мотор ни разу не откручивался и моделю не поломал. Так что все будет в порядке.

LeON_ID

подкал был в пол-силы, для того чтоб мотор не глох на низких. Вроде как добавил дополнительно касторки, а она охлаждает лучше. Да и обороты при обкатке вроде как лучше не давать, а держать чуть выше холостых. Хотя тут где-то видел статейку, в которой написано дать максимальные обороты и забеднить смесь до макс оборотов, а потом отвернуть иглу на оборот, но на новом двигателе давать максимальные обороты имхо нельзя.

NailMan
LeON_ID:

подкал был в пол-силы, для того чтоб мотор не глох на низких. Вроде как добавил дополнительно касторки, а она охлаждает лучше. Да и обороты при обкатке вроде как лучше не давать, а держать чуть выше холостых. Хотя тут где-то видел статейку, в которой написано дать максимальные обороты и забеднить смесь до макс оборотов, а потом отвернуть иглу на оборот, но на новом двигателе давать максимальные обороты имхо нельзя.

Вообще 4Т не 2Т и касторка ему противопоказана, частенько категорически. Синтетику только лить. Слишком много деталек где касторка может заклинить при загустении.

V_N
NailMan:

Вообще 4Т не 2Т и касторка ему противопоказана, частенько категорически.

Уфажаемый Вы того… этого… паакуратней, категорически…

LeON_ID

Вроде как и производители и многие опытные моделисты при обкатке рекомендуют именно касторку. Всякая крайность не есть хорошо - это факт. Топливо только на одной касторке и метаноле может и повредить мотору - но только при загустенни - при пуске после длительного хранения (если не промыть перед хранением) или на морозе - в тепле касторка вроде не густеет. Я пользую топливо вайлд кат и добавляю в него касторки 5-6% на обкатку - т.е. касторки не так много в топливе - думаю никого вреда кроме пользы двигателю от такого топлива нет.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Именно для АСП рекомендуется касторка , причем если мотор греется то советуют немного увеличить процент содержания - но это для летней эксплуотации в жаркую погоду. Насчет категорически - мотор мотору рознь для саиты и ямады вполне возможен отрицательный момент. А в целом пусть производитель и китаец но дав рекомендации он опирается на какой то критерий - вот и критерием для АСП является Касторовое масло и не рекомендуется синтетика (хотя никто не написал что синтетикой спортили движку) и даже не только АСП и моему ОС маленькому тот же японец прописал Касторку или микс с касторкой.
-------------
На стенде не гонял свои моторы , но на модели вибрации сильной не ощущал. В целом моторчик как раз оптимален и вполне неплохой . У них идут серии несколько объемов в одном картере . Ваш вариант очень даже не плох так как уже 65 изготовлен на базе более тяжелого картера.
--------
Насчет экономичности - все прийдет в норму когда снимите трубку которая у вас идет в окошко , и немного покатав выведите оптимальный состав смеси . Чтож вы хотите от обагощенного мотора . Но расход будет примерно такой как у 2Т 40 , 46 -го мотора … Еще момент по расходу - винт . Неправильно подобраный винт очень сильно влияет на расход - а в паспорте невсегда коректные рекомендации и данные. Винт сможите оптимально подобрать примерно после налета около 2-3 часов, это время оптимальной прикатки. И конечно по тяговым и пр. характеристикам. Насчет пропорций затрудняюсь вам сказать , так как именно 61 мотора нет. Но тут еще на любителя и на модель. Если модель спокойная и не свойственно сваливание на малой скорости то я очень люблю летать на винтах с шагом 4 или 5 но большого диаметра. Хоть производитель и дает данные о максимальных больше 10 000 оборотов , но старайтесь не превышать эту десятку. Причем не методом регулировки иглы или газа а подбором винта .

В целом у АСП попадаются неплохие моторы. Конечно случается брачек , но не смертельный .
А чтоб не бояться о последствиях касторового масла , то после работы заливайте трансмисионное масло для АКПП автомобилей - Декстрон. 5мг и немного покрутив моторчик руками вы избавитесь от симптомов которыми всех пугают.
Еще один момент . 4Т моторам свойственно повышенное нагарообразование . Поэтому после определенной нароботки как почувствуете нестабильность работы проверьте свечу. Если она имеет повышенный нагар - нужно сменить. Но это не агитация по каждому поводу и перебою выкручивать свечи . А то быстро лишитесь резьбы в головке. Точно немогу сказать время сколько оптимально отхаживает свеча , зависит впервую очередь от топлива и конечно режимов работы. Но я за 6 часов эксплуотации сменил две свечи . Первую после примерно 2 часов (обкатки) и вторая до сих пор стоит , но уже надо менять ( микс автомодельного топлива с касторкой дает знать - причем нагар не от касторки а присадок самого топлива).
Есть еще моменты по регулировкам клапанов - но в этом лучшие рекомендации дал V.N. , дядька с опытом общения АСП и воспользовавшись его советом о зазорах меньше будете мучится по выстовлению последних и дольше проходят сами клапана и головка (ищите топ в этой ветке по зазорам)…
Вот вам несколько страничек одного из сайтов где вы найдете кое какую полезную информацию по моторам АСП www.justengines.unseen.org/ASP30120.htm
www.justengines.unseen.org/ASPfeedFS.htm
www.justengines.unseen.org/ASP.htm
-
Так что дерзайте и удачи.

new225
ЕВГЕНИЙ-ARM:

****Но я за 6 часов эксплуотации сменил две свечи . Первую после примерно 2 часов (обкатки) и вторая до сих пор стоит , но уже надо менять***

😦 А я еще жаловался что за 7 часов свечу съело… И то народ утверждает что из-за переобедненной смеси…
PS а перекрутка оборотов и правда разбивает клапаночки - зазоры уходят…

LeON_ID

ЕВГЕНИЙ-ARM, спасибо за развернутый ответ.

Мотор наработал на стенде более часа, т.е. первичная обкатка завершена. Завершающая стадия обкатки - в воздухе ибо жалко просто так горючку тратить.

Вот мнения иностранных пользователей с сайта приведенного Евгением-ARM: " bought an ASP 61 FS recently and I just want to let you know how good it is!", “The engine started very first flick and I am very impressed with it. David Orrells” Пожалуй я присоединюсь к этим высказываниям.

Мое мнение об этом моторе, которое наверняка будет полезно таким-же новичкам, как и я. Кто то в дебрях конфы ДВС писал про этот мотор “работает железобетонно” У меня сложилось такое-же мнение. Заводится с пол-оборота, работает устойчиво, перегазовки на ура. Я писал про большой расход - опасения рассеялись после первичной обкатки. Катал на переобогащенной смеси, как только подрегулировал смесь - расход сильно сократился, но удивило то, что он прекрасно работал и на сильно богатой смеси и перегазовывался… 2т мотор на такой смеси бы отказался бы работать. Многие писали про сложность настройки 4т - по моему как раз наоборот. Точной настройкой еще не занимался, но мотор намного стабильней работает и если смесь бедноватая и если богатая. т.е. менее критичен к настройкам нежели 2т. (там чуть что - подстраивать, то на режим не выходит, то холостые не держит, то перегазовки) этот же китайчик и чуть забедни и чуть забогати - держит холостые, перегазовывается отлично. В общем я мотором вполне удовлетворен, он мне раскрыл прелесть 4т моторов. Многие писали, что китайцы - лотерея, наверно мне в ней повезло.

Теперь немного о грустном и о целесообразности покупки. Уже не раз писали о качестве резьбовых соединений, качества и класса обработки деталей, поверхностей и тому подобных недочетах. При том, что двигатель отлично работает качество выполнения вызывает некоторую неприязнь. Винты закрученные на 5 оборотов болтаются в резьбе. такое вмечатление, что на винтах м2 резьба, а в движке нарезано м2.2. Учитывая что качество металла у китайцев не фантастическое - сорвать элементарно. Это напрягает. Уходящие зазоры клапанов - тут тоже все ясно, китайчиков регулировать придется чаще. Хорошим сравнением мне кажеться японская и китайская машины. И та и та заводится и работает отлично, но ресурс у китайской меньше значительно и много мелких напрягающих косяков. Любой товар надо рассматривать по соотношению цена/качество. Тут у этого двигателя все в порядке. Не самое лучшее качество, оправдывается низкой ценой. Однако я для себя решил, что следующим 4т двигателем будет японец. Пусть стоит в 2, а то и 3 раза больше, но думаю это компенсируется большим ресурсом, стабильностью и большими межсервисными пробегами. Для новичка, который периодически выполняет фигуру высшего пилотажа “морковка” наверно предпочтительней китаец, т.к. не так жалко убить мотор. (это как лучше начинать водить авто на чем-нибудь недорогом, чтоб если что - не попасть на большие деньги). В общем мое резюме - хороший мотор за свои деньги, позволяет занедорого приобщиться к миру 4т моторов.

Еще такой вопрос - на сколько критично поддержание зазоров клапанов в приделах 0.1-0.05 мм? Был у меня мотоцикл урал - клапана регулировал на глаз - чтоб “немного коромысло туды-сюды гуляло” как учил сосед, дед 90 летний. И в общем никаких проблем небыло. т.е. в приделах 0.1-0.5мм все было ок. На японских мотиках строже 0.15 впуск, 0.17 выпуск ± 0.05. На сколько тут критично если зазор уйдет в 0.3 допустим? разобъет или будет себе цокать без вреда? если есть подобный опыт - пожалуйста поделитесь.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Замена свечей не по причине того что сгорели - нагар на спирали . Вообще когда для интерсу разобрал Малыша на котором более интенсивно летал в этом году, немного было шоковое состояние. Такого нагарообразования не видел со времен пользования КМД. Нагар в 4Т оседает на донышке поршня и камере сгорания очень интенсивно . В 2Т нагар смывается свежей топливной смесью , так процес выхлопа с перепуском проходят одновременно. В 4Т это два разных цикла и как правило теоритически вымывание остатков продуктов горения не происходит. Вот всему что в камере сгорания и достается.
Перекрутка вещь не полезная и особенно если мотор с легким винтом и работает на больших оборотах и при снижении или пикировании происходит еще раскрутка мотора (если не прибрать газ) . Тут начинает работать недостаток 4Т моторов у которых много элементов в приводе клапанов. Вот в силу того что детали набирают массу , то увеличивается сила инерции возвратно поступательных деталей. Первое клапана начинают подвисать (по этой причине многие настоящие моторы имеют ограничение по оборотам) . Так же ударные нагрузки увеличиваются. Вот зазорчики и начинают прогресировать , да и неплотно прикрывающиеся клапона на перекрутке способствуют пропуску газов . Часто слышал нарекания что прогарают клапона - наверное в этом и кроется причина. Еще момент в топе про который упоминал даны зазоры отличающиеся от тех которые рекомендуют выстовлять. Практика показала если выстовиш номинал то очень быстро они прийдут опять к определенным и с такими уже ходят очень долго (на память не помню , чтоб не дать некоректную инфу).
-----------------------
p.s. Для new225… Сейчас доделаю долгострой и на очереди два проекта, один тоже не быстрый , а второй самк типа тренера на двух АСП-30 4Т . Хочу двухмоторничек на мелких моторах , причем 2Т в этом плане проигрывают как по надежности режима , так и по причине что тяжело подобрать два сбалонсированных мотора. Вот 4Т как раз панацея , так как более стабильны по мощностному балансу (разбег по оборотам из-за больший допусков на изготовление значителен у 2Т - на 4Т будет очень маленьким). Короче если все будет получаться по возможностям я просто потираю руки от предвкушения от будущей модельки.

ЕВГЕНИЙ-ARM
LeON_ID:

Еще такой вопрос - на сколько критично поддержание зазоров клапанов в приделах 0.1-0.05 мм?

Немного попутал авторов этой информации
Думаю Виктор меня извенит - стар стал , память подвела 😎

VictorS
Про 61 ASP FS могу рассказать всю историю его создания:
этот мотор кланирован от OS 52 Fs и при передаче технологий от ОСа китаийцы наделали очень большую линейку размеров, помещая “пары” в различные картеры, так родился 61 в картере 52! Поэтому вес одинаков +
2,8 кубика обьема, а следующий размер уже 65 FS имеет “свой” картер и т.д.
Это два самых удачных мотора ASP(61 и 65), остальные по показателям -
цена, качество, тяга и т.д. проигрывают своим аналогам ОС.
Нужно не забывать, что качество металлов в Китае и Японии соответствующее.
Я этот вопрос изучал с нашим единственным дилером по ASP в РФ,
поэтому так смело выдаю эту информацию.
Инструкцию по обслуживанию Вы найдете на сайте OS, которую можно применять от OS 52 F, она более чем подробна!
А по зазорам (естественно по рекомендации дилера , что проверено на практике за два сезона) впускные-0.1 выпускные 0.14 !!!
Винт не больше 12х6( можно с широкой “лапатой” как у Graupner)(c натягом 13х4)(неплохо 12.25х3.75 карбоновый) Выкручивать полные паспортные обороты вредно для “головок” горят “седла”
Самолет должен быть по весу около 2000г - не более тогда вы сможете на нем выполнять любое D. У этого мотора очень хороший момент и настолько резкий прием, что я по сей день летаю на нем на Фане и не помню случая, что бы он больше чем с 2х ударов по винту не завелся, общий налет я думую часов уже под 50, а может и более…
Да чуть не забыл Холостые обороты у него чуть завышены как у Оса 52 F!!
Время обкатки у китайцев строго индивидуальное, мой катался почти полмесяца и “набирал” прямо на глазах.

Вот сделайте так как советуют и больше не старайтесь что то делать подругому. Причина писал все равно это будет оптимум. Насчет резьб - неумеют они метчики делать и путаница метрики с дюймами - понаворовали чужих технологий и пурга в мозгах идет - там где дюйм накрутят метрику и наоборот…

new225
ЕВГЕНИЙ-ARM:

***Хочу двухмоторничек на мелких моторах , причем 2Т в этом плане проигрывают ***

rcopen.com/forum/f22/topic37839/159 там маленький ролик - сначала на взлете скис один моторчик и перед падением другой… 😦 Хозяин уже тоже пришел к мысли о 4Т…

ЕВГЕНИЙ-ARM:

***если все будет получаться по возможностям я просто потираю руки от предвкушения от будущей модельки.

😃

yury
ЕВГЕНИЙ-ARM:
  • а второй самк типа тренера на двух АСП-30 4Т . Хочу двухмоторничек на мелких моторах , причем 2Т в этом плане проигрывают как по надежности режима , так и по причине что тяжело подобрать два сбалонсированных мотора. Вот 4Т как раз панацея , так как более стабильны по мощностному балансу (разбег по оборотам из-за больший допусков на изготовление значителен у 2Т - на 4Т будет очень маленьким).

Извините, но Вы боитесь того, что никак не влияет на полет двухмоторной модели.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Да еще немного про регулировку.
Потом уже привыкнув вам будет легче регулировать, но сейчас желательно приобрести тахометр если у вас нет в наличии. Моторы могут работать в широком диапозоне не коректной смеси . Обгащение не страшно, но переобеднение не есть хорошо - а мотор работает. Незнаю как АСП ведет себя на переобеднении - но мой ослик работал в переобедненом режиме. Признаком переобеднения была температура и детонация . Мотор работает более жестко . Причем богат беден не чувствителен сильно на земле - только в воздухе . Так как изменение оборотов незначительное - вот первое время по тахометру - как начали при обеднении спадать обороты - немного градусов на 10 обаготили (подбирете эксперементально под свой бак и его расположение).
Ну вроде и все удачи …
И не трогайте лишний раз болты 😃 , если мотор работает зачем его разбирать часто.

yury:

Извините, но Вы боитесь того, что никак не влияет на полет двухмоторной модели.

Если честно боюсь другого , имел опыт общения с двумя кордовыми двухмотрными моделями. Критичного нет когда один из моторов начинает шутить с режимом , но заваливание модели (или увод) сразу ощущается. Тем более цена АСП30 всего -3400руб. , ну вполне прекрасный вариант для модели с размахом под 1400. Что будет прототипом незнаю пока.
Вот исходя из всего , легкий запуск , не капризен, хорошо держит режим я и отдал предпочтение именно этому варианту.

yury

У меня один двухмоторник пока есть. Сейчас на продаже. Как раз на двух четырехтактных тридцатках. Размах 1400. Налет не большой не более 5-6 часов. Были нештатные ситуации. Самое худшее, что, было, подогнул правую стойку шасси. Если есть вопросы по пилотированию или конструкции, буду рад помочь.

ЕВГЕНИЙ-ARM
yury:

У меня один двухмоторник пока есть. Сейчас на продаже. Как раз на двух четырехтактных тридцатках.

Не нашел вас в ветке продажи - хотел взглянуть на вашу модель.

new225
ЕВГЕНИЙ-ARM:

**хотел взглянуть**

Кажется ЭТА , на этой странице еще фотография есть

yury
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Не нашел вас в ветке продажи - хотел взглянуть на вашу модель.

rcopen.com/forum/f1/topic52580
Это из продажи. Фотографий в ней побольше и есть немного информации.

LeON_ID
ЕВГЕНИЙ-ARM:

И не трогайте лишний раз болты 😃 , если мотор работает зачем его разбирать часто.

Естественно лишний раз започем зря в двигатель лазить небуду - все-таки мне больше летать нравиться нежели настраивать. А разбирал сразу после покупки - хоть посмотреть как оно там внутри сделано, нет ли косяков, ну и после часа с лишним обкатки - тока клапанную крышку и заглушку на картере - проверить зазоры и опять-же посмотреть что там как, не разболталось ли чего. И вот что могу сказать - за щупами в гараж лень специально топать, но на глаз зазоры ушли сильно чуть не 0.5мм, (если на новом коромысла почти не шатались (как раз 0.1) то после часа с небольшим работы - гуляют ну может не на 0.5мм но заметно больше чем было. перед запуском проверял как рокеры законтрены все было ок.) С одной сторны делов на 5 минут зазор выставить, а с другой - каждый раз снимать/ставить клапанную крышку со страхом перетянуть и сорвать резьбу - то еще удовольствие.
А вообще кто-то писал что в первые дни эксплуатации надо чуть ли не после каждого полета клапана регулировать, а как двиг устаканиться - каждые 5 часов налета. На слух слышно когда зазоры угодят или обязательно снимать клапанную крышку? У себя на мото я прекрасно слышу когда пора клапана регулировать, а как с этими моторами?

yury

Клапана тоже притираются. Даже на японцах после первого часа работы рекомендуют проверить и подрегулировать зазоры.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Спасибо за ссылки хоть посмотрел что и как - а что просто и оригенально, вполне приличный тренерок .
Ту тему нестал отслеживать по причине что автор жадный на инфу только похвастался 😠, не ожидал что кто то даст больше инфы . Вот и пропустил ваш самик.
-----------------
Ну теперь к клапонам - сильно не услышите , ну только в сильно запущенном случае. Глушитель всетаки сильно глушит стук клапогов - хотя все зависит от слуха, но он в отличии от мотоцикла рядом с мотором имеет выход. Насчет крышки - не стоит сильно тянуть просто , если плоскости нет то масло всеравно сочится будет а так можно на герметике посадить (очень тонкий слой) и небольшая натяжка при закручивании чтоб резьба не потянулась. Зазоры на обкатке будут уплывать - торцы деталей имеют грубую поверхность вот пока набьют зеркало и потихоньку бегают зазоры.

yury:

Извините, но Вы боитесь того, что никак не влияет на полет двухмоторной модели.

Вот теперь понял что вы имели в виду. 2Т на максимальных будут работать почти одинаково. Но полностью отрегулировать карб чтоб они на средних работали к примеру одинаково и на малом газу - навереное проблемно. И конечно пока работают хоть и с разными оборотами это небольшой дизкомфорт по сравнению когда останется один.
Полоса у вас хорошая …