4т первые шаги. Испытуемый асп61. вопросы.
Наслушавшись о том, что народ ,попробовав авиамодельные 4т двс, на 2т больше не тянет (а также сменив 2т кроссовый мотоцикл на 4т) пришел я к мысли, что надо бы попробовать 4т и в авиамоделизме. По случаю был куплен новый асп61, многим тут несомненно знакомый. В общем я не сторонник китая и считаю что соотношение цена/качество у японцев лучше (за в 2 раза большие деньги в 2 раза больший ресурс, и при этом стабильность, минимум гемороев, да и вообще в руки взять приятно) но покупать япончиков в мск жаба не велит, а ждать заказ долго (когда уже загорелось) и тут подворачивается новый асп “занедорога”. в общем выбор не критикуем - чтоб понять что такое 4т - в самый раз будет.
вводные: асп61 новый, галон топлива 5%, галон 15%, касторка из аптеки, винт 12х6.
В топливо 5% нитры и 16 % масла добавил 5% касторки - на обкатку вроде как не повредит. Завелся с пол-тычка (еще бы дома то тепло) отработал бак 200мл на небольших оборотах примерно 4-5 тысяч, при этом топливо уходило на глазах!!! Хватило его на пару минут. Оборотов много не давал, а потому подкал в пол-силы оставил. Пробовал крутить иглу. При обеднении обороты возрастали, открыл иглу на 1 оборот. Дай думаю забогачу, чтоб глохнуть начал - почти вывернул иглу - работает зараза, может потому, что подкал остался? При максимально богатой смеси бак высасывался как пылесосом… Забеднил до поднятия оборотов двигателя и от этого положения отвернул иглу почти на 1-н оборот - все равно жрет как ненормальный. С таким положением иглы оттарахтел еще 200мл топлива - ну минуты за 3 опять же… причем не сказать чтоб очень сильно плевался топливом и маслом, хотя может оно в шланге задерживалось (обкатываю дома поэтому на глушитель-шланг и в форточку), но все равно не может же он с такой скоростью топливо переводить! Что думаете, уважаемые?
второй возникший вопрос связан с вибрацией. Да, читал что 4т более подвержены этому явлению нежели 2т. Но чтоб так… компьютерный стол весит никак не меньше 20 кг, однако весь “ходил ходуном” вибрация намного сильней чем у моего 2т 46-го мотора. Что будет с моделью весом 1.5 кг - он ее порвет… Звук нормальный, лязга нет, т.е. на детонацию не похоже. Это фича 4т такая?
И последнее, но самое главное: когда проворачиваю винт из грм слышны небольшие щелчки как рас когда фаза выпуска и наполнения-сжатия - Грм вроде тихо должен работать… или это нормально?
это клапана щелкают - так надо.
Что касается прожорливости. А зачем был подкал? У меня на обкатке он схавал пару баков 10% техноспортовской горючки. Бак высасывался за минуи 15. И вообще данному мотору нужно как минимум 10% нитры. Видать что-то с иголкой нет то.
Вибрация…ну вибрация у них как и у бензинычей приличная, но будучи прикрученный к пластиковой мотораме на 4 винтах М3 с самоконтрящимися гайками и гроверами на моем Fokker D VII мотор ни разу не откручивался и моделю не поломал. Так что все будет в порядке.
подкал был в пол-силы, для того чтоб мотор не глох на низких. Вроде как добавил дополнительно касторки, а она охлаждает лучше. Да и обороты при обкатке вроде как лучше не давать, а держать чуть выше холостых. Хотя тут где-то видел статейку, в которой написано дать максимальные обороты и забеднить смесь до макс оборотов, а потом отвернуть иглу на оборот, но на новом двигателе давать максимальные обороты имхо нельзя.
подкал был в пол-силы, для того чтоб мотор не глох на низких. Вроде как добавил дополнительно касторки, а она охлаждает лучше. Да и обороты при обкатке вроде как лучше не давать, а держать чуть выше холостых. Хотя тут где-то видел статейку, в которой написано дать максимальные обороты и забеднить смесь до макс оборотов, а потом отвернуть иглу на оборот, но на новом двигателе давать максимальные обороты имхо нельзя.
Вообще 4Т не 2Т и касторка ему противопоказана, частенько категорически. Синтетику только лить. Слишком много деталек где касторка может заклинить при загустении.
Вообще 4Т не 2Т и касторка ему противопоказана, частенько категорически.
Уфажаемый Вы того… этого… паакуратней, категорически…
Вроде как и производители и многие опытные моделисты при обкатке рекомендуют именно касторку. Всякая крайность не есть хорошо - это факт. Топливо только на одной касторке и метаноле может и повредить мотору - но только при загустенни - при пуске после длительного хранения (если не промыть перед хранением) или на морозе - в тепле касторка вроде не густеет. Я пользую топливо вайлд кат и добавляю в него касторки 5-6% на обкатку - т.е. касторки не так много в топливе - думаю никого вреда кроме пользы двигателю от такого топлива нет.
Именно для АСП рекомендуется касторка , причем если мотор греется то советуют немного увеличить процент содержания - но это для летней эксплуотации в жаркую погоду. Насчет категорически - мотор мотору рознь для саиты и ямады вполне возможен отрицательный момент. А в целом пусть производитель и китаец но дав рекомендации он опирается на какой то критерий - вот и критерием для АСП является Касторовое масло и не рекомендуется синтетика (хотя никто не написал что синтетикой спортили движку) и даже не только АСП и моему ОС маленькому тот же японец прописал Касторку или микс с касторкой.
-------------
На стенде не гонял свои моторы , но на модели вибрации сильной не ощущал. В целом моторчик как раз оптимален и вполне неплохой . У них идут серии несколько объемов в одном картере . Ваш вариант очень даже не плох так как уже 65 изготовлен на базе более тяжелого картера.
--------
Насчет экономичности - все прийдет в норму когда снимите трубку которая у вас идет в окошко , и немного покатав выведите оптимальный состав смеси . Чтож вы хотите от обагощенного мотора . Но расход будет примерно такой как у 2Т 40 , 46 -го мотора … Еще момент по расходу - винт . Неправильно подобраный винт очень сильно влияет на расход - а в паспорте невсегда коректные рекомендации и данные. Винт сможите оптимально подобрать примерно после налета около 2-3 часов, это время оптимальной прикатки. И конечно по тяговым и пр. характеристикам. Насчет пропорций затрудняюсь вам сказать , так как именно 61 мотора нет. Но тут еще на любителя и на модель. Если модель спокойная и не свойственно сваливание на малой скорости то я очень люблю летать на винтах с шагом 4 или 5 но большого диаметра. Хоть производитель и дает данные о максимальных больше 10 000 оборотов , но старайтесь не превышать эту десятку. Причем не методом регулировки иглы или газа а подбором винта .
—
В целом у АСП попадаются неплохие моторы. Конечно случается брачек , но не смертельный .
А чтоб не бояться о последствиях касторового масла , то после работы заливайте трансмисионное масло для АКПП автомобилей - Декстрон. 5мг и немного покрутив моторчик руками вы избавитесь от симптомов которыми всех пугают.
Еще один момент . 4Т моторам свойственно повышенное нагарообразование . Поэтому после определенной нароботки как почувствуете нестабильность работы проверьте свечу. Если она имеет повышенный нагар - нужно сменить. Но это не агитация по каждому поводу и перебою выкручивать свечи . А то быстро лишитесь резьбы в головке. Точно немогу сказать время сколько оптимально отхаживает свеча , зависит впервую очередь от топлива и конечно режимов работы. Но я за 6 часов эксплуотации сменил две свечи . Первую после примерно 2 часов (обкатки) и вторая до сих пор стоит , но уже надо менять ( микс автомодельного топлива с касторкой дает знать - причем нагар не от касторки а присадок самого топлива).
Есть еще моменты по регулировкам клапанов - но в этом лучшие рекомендации дал V.N. , дядька с опытом общения АСП и воспользовавшись его советом о зазорах меньше будете мучится по выстовлению последних и дольше проходят сами клапана и головка (ищите топ в этой ветке по зазорам)…
Вот вам несколько страничек одного из сайтов где вы найдете кое какую полезную информацию по моторам АСП www.justengines.unseen.org/ASP30120.htm
www.justengines.unseen.org/ASPfeedFS.htm
www.justengines.unseen.org/ASP.htm
-
Так что дерзайте и удачи.
****Но я за 6 часов эксплуотации сменил две свечи . Первую после примерно 2 часов (обкатки) и вторая до сих пор стоит , но уже надо менять***
😦 А я еще жаловался что за 7 часов свечу съело… И то народ утверждает что из-за переобедненной смеси…
PS а перекрутка оборотов и правда разбивает клапаночки - зазоры уходят…
ЕВГЕНИЙ-ARM, спасибо за развернутый ответ.
Мотор наработал на стенде более часа, т.е. первичная обкатка завершена. Завершающая стадия обкатки - в воздухе ибо жалко просто так горючку тратить.
Вот мнения иностранных пользователей с сайта приведенного Евгением-ARM: " bought an ASP 61 FS recently and I just want to let you know how good it is!", “The engine started very first flick and I am very impressed with it. David Orrells” Пожалуй я присоединюсь к этим высказываниям.
Мое мнение об этом моторе, которое наверняка будет полезно таким-же новичкам, как и я. Кто то в дебрях конфы ДВС писал про этот мотор “работает железобетонно” У меня сложилось такое-же мнение. Заводится с пол-оборота, работает устойчиво, перегазовки на ура. Я писал про большой расход - опасения рассеялись после первичной обкатки. Катал на переобогащенной смеси, как только подрегулировал смесь - расход сильно сократился, но удивило то, что он прекрасно работал и на сильно богатой смеси и перегазовывался… 2т мотор на такой смеси бы отказался бы работать. Многие писали про сложность настройки 4т - по моему как раз наоборот. Точной настройкой еще не занимался, но мотор намного стабильней работает и если смесь бедноватая и если богатая. т.е. менее критичен к настройкам нежели 2т. (там чуть что - подстраивать, то на режим не выходит, то холостые не держит, то перегазовки) этот же китайчик и чуть забедни и чуть забогати - держит холостые, перегазовывается отлично. В общем я мотором вполне удовлетворен, он мне раскрыл прелесть 4т моторов. Многие писали, что китайцы - лотерея, наверно мне в ней повезло.
Теперь немного о грустном и о целесообразности покупки. Уже не раз писали о качестве резьбовых соединений, качества и класса обработки деталей, поверхностей и тому подобных недочетах. При том, что двигатель отлично работает качество выполнения вызывает некоторую неприязнь. Винты закрученные на 5 оборотов болтаются в резьбе. такое вмечатление, что на винтах м2 резьба, а в движке нарезано м2.2. Учитывая что качество металла у китайцев не фантастическое - сорвать элементарно. Это напрягает. Уходящие зазоры клапанов - тут тоже все ясно, китайчиков регулировать придется чаще. Хорошим сравнением мне кажеться японская и китайская машины. И та и та заводится и работает отлично, но ресурс у китайской меньше значительно и много мелких напрягающих косяков. Любой товар надо рассматривать по соотношению цена/качество. Тут у этого двигателя все в порядке. Не самое лучшее качество, оправдывается низкой ценой. Однако я для себя решил, что следующим 4т двигателем будет японец. Пусть стоит в 2, а то и 3 раза больше, но думаю это компенсируется большим ресурсом, стабильностью и большими межсервисными пробегами. Для новичка, который периодически выполняет фигуру высшего пилотажа “морковка” наверно предпочтительней китаец, т.к. не так жалко убить мотор. (это как лучше начинать водить авто на чем-нибудь недорогом, чтоб если что - не попасть на большие деньги). В общем мое резюме - хороший мотор за свои деньги, позволяет занедорого приобщиться к миру 4т моторов.
Еще такой вопрос - на сколько критично поддержание зазоров клапанов в приделах 0.1-0.05 мм? Был у меня мотоцикл урал - клапана регулировал на глаз - чтоб “немного коромысло туды-сюды гуляло” как учил сосед, дед 90 летний. И в общем никаких проблем небыло. т.е. в приделах 0.1-0.5мм все было ок. На японских мотиках строже 0.15 впуск, 0.17 выпуск ± 0.05. На сколько тут критично если зазор уйдет в 0.3 допустим? разобъет или будет себе цокать без вреда? если есть подобный опыт - пожалуйста поделитесь.
Замена свечей не по причине того что сгорели - нагар на спирали . Вообще когда для интерсу разобрал Малыша на котором более интенсивно летал в этом году, немного было шоковое состояние. Такого нагарообразования не видел со времен пользования КМД. Нагар в 4Т оседает на донышке поршня и камере сгорания очень интенсивно . В 2Т нагар смывается свежей топливной смесью , так процес выхлопа с перепуском проходят одновременно. В 4Т это два разных цикла и как правило теоритически вымывание остатков продуктов горения не происходит. Вот всему что в камере сгорания и достается.
Перекрутка вещь не полезная и особенно если мотор с легким винтом и работает на больших оборотах и при снижении или пикировании происходит еще раскрутка мотора (если не прибрать газ) . Тут начинает работать недостаток 4Т моторов у которых много элементов в приводе клапанов. Вот в силу того что детали набирают массу , то увеличивается сила инерции возвратно поступательных деталей. Первое клапана начинают подвисать (по этой причине многие настоящие моторы имеют ограничение по оборотам) . Так же ударные нагрузки увеличиваются. Вот зазорчики и начинают прогресировать , да и неплотно прикрывающиеся клапона на перекрутке способствуют пропуску газов . Часто слышал нарекания что прогарают клапона - наверное в этом и кроется причина. Еще момент в топе про который упоминал даны зазоры отличающиеся от тех которые рекомендуют выстовлять. Практика показала если выстовиш номинал то очень быстро они прийдут опять к определенным и с такими уже ходят очень долго (на память не помню , чтоб не дать некоректную инфу).
-----------------------
p.s. Для new225… Сейчас доделаю долгострой и на очереди два проекта, один тоже не быстрый , а второй самк типа тренера на двух АСП-30 4Т . Хочу двухмоторничек на мелких моторах , причем 2Т в этом плане проигрывают как по надежности режима , так и по причине что тяжело подобрать два сбалонсированных мотора. Вот 4Т как раз панацея , так как более стабильны по мощностному балансу (разбег по оборотам из-за больший допусков на изготовление значителен у 2Т - на 4Т будет очень маленьким). Короче если все будет получаться по возможностям я просто потираю руки от предвкушения от будущей модельки.
Еще такой вопрос - на сколько критично поддержание зазоров клапанов в приделах 0.1-0.05 мм?
Немного попутал авторов этой информации
Думаю Виктор меня извенит - стар стал , память подвела 😎
VictorS
Про 61 ASP FS могу рассказать всю историю его создания:
этот мотор кланирован от OS 52 Fs и при передаче технологий от ОСа китаийцы наделали очень большую линейку размеров, помещая “пары” в различные картеры, так родился 61 в картере 52! Поэтому вес одинаков +
2,8 кубика обьема, а следующий размер уже 65 FS имеет “свой” картер и т.д.
Это два самых удачных мотора ASP(61 и 65), остальные по показателям -
цена, качество, тяга и т.д. проигрывают своим аналогам ОС.
Нужно не забывать, что качество металлов в Китае и Японии соответствующее.
Я этот вопрос изучал с нашим единственным дилером по ASP в РФ,
поэтому так смело выдаю эту информацию.
Инструкцию по обслуживанию Вы найдете на сайте OS, которую можно применять от OS 52 F, она более чем подробна!
А по зазорам (естественно по рекомендации дилера , что проверено на практике за два сезона) впускные-0.1 выпускные 0.14 !!!
Винт не больше 12х6( можно с широкой “лапатой” как у Graupner)(c натягом 13х4)(неплохо 12.25х3.75 карбоновый) Выкручивать полные паспортные обороты вредно для “головок” горят “седла”
Самолет должен быть по весу около 2000г - не более тогда вы сможете на нем выполнять любое D. У этого мотора очень хороший момент и настолько резкий прием, что я по сей день летаю на нем на Фане и не помню случая, что бы он больше чем с 2х ударов по винту не завелся, общий налет я думую часов уже под 50, а может и более…
Да чуть не забыл Холостые обороты у него чуть завышены как у Оса 52 F!!
Время обкатки у китайцев строго индивидуальное, мой катался почти полмесяца и “набирал” прямо на глазах.
Вот сделайте так как советуют и больше не старайтесь что то делать подругому. Причина писал все равно это будет оптимум. Насчет резьб - неумеют они метчики делать и путаница метрики с дюймами - понаворовали чужих технологий и пурга в мозгах идет - там где дюйм накрутят метрику и наоборот…
***Хочу двухмоторничек на мелких моторах , причем 2Т в этом плане проигрывают ***
rcopen.com/forum/f22/topic37839/159 там маленький ролик - сначала на взлете скис один моторчик и перед падением другой… 😦 Хозяин уже тоже пришел к мысли о 4Т…
***если все будет получаться по возможностям я просто потираю руки от предвкушения от будущей модельки.
😃
- а второй самк типа тренера на двух АСП-30 4Т . Хочу двухмоторничек на мелких моторах , причем 2Т в этом плане проигрывают как по надежности режима , так и по причине что тяжело подобрать два сбалонсированных мотора. Вот 4Т как раз панацея , так как более стабильны по мощностному балансу (разбег по оборотам из-за больший допусков на изготовление значителен у 2Т - на 4Т будет очень маленьким).
Извините, но Вы боитесь того, что никак не влияет на полет двухмоторной модели.
Да еще немного про регулировку.
Потом уже привыкнув вам будет легче регулировать, но сейчас желательно приобрести тахометр если у вас нет в наличии. Моторы могут работать в широком диапозоне не коректной смеси . Обгащение не страшно, но переобеднение не есть хорошо - а мотор работает. Незнаю как АСП ведет себя на переобеднении - но мой ослик работал в переобедненом режиме. Признаком переобеднения была температура и детонация . Мотор работает более жестко . Причем богат беден не чувствителен сильно на земле - только в воздухе . Так как изменение оборотов незначительное - вот первое время по тахометру - как начали при обеднении спадать обороты - немного градусов на 10 обаготили (подбирете эксперементально под свой бак и его расположение).
Ну вроде и все удачи …
И не трогайте лишний раз болты 😃 , если мотор работает зачем его разбирать часто.
Извините, но Вы боитесь того, что никак не влияет на полет двухмоторной модели.
Если честно боюсь другого , имел опыт общения с двумя кордовыми двухмотрными моделями. Критичного нет когда один из моторов начинает шутить с режимом , но заваливание модели (или увод) сразу ощущается. Тем более цена АСП30 всего -3400руб. , ну вполне прекрасный вариант для модели с размахом под 1400. Что будет прототипом незнаю пока.
Вот исходя из всего , легкий запуск , не капризен, хорошо держит режим я и отдал предпочтение именно этому варианту.
У меня один двухмоторник пока есть. Сейчас на продаже. Как раз на двух четырехтактных тридцатках. Размах 1400. Налет не большой не более 5-6 часов. Были нештатные ситуации. Самое худшее, что, было, подогнул правую стойку шасси. Если есть вопросы по пилотированию или конструкции, буду рад помочь.
У меня один двухмоторник пока есть. Сейчас на продаже. Как раз на двух четырехтактных тридцатках.
Не нашел вас в ветке продажи - хотел взглянуть на вашу модель.
**хотел взглянуть**
Кажется ЭТА , на этой странице еще фотография есть
Не нашел вас в ветке продажи - хотел взглянуть на вашу модель.
rcopen.com/forum/f1/topic52580
Это из продажи. Фотографий в ней побольше и есть немного информации.
И не трогайте лишний раз болты 😃 , если мотор работает зачем его разбирать часто.
Естественно лишний раз започем зря в двигатель лазить небуду - все-таки мне больше летать нравиться нежели настраивать. А разбирал сразу после покупки - хоть посмотреть как оно там внутри сделано, нет ли косяков, ну и после часа с лишним обкатки - тока клапанную крышку и заглушку на картере - проверить зазоры и опять-же посмотреть что там как, не разболталось ли чего. И вот что могу сказать - за щупами в гараж лень специально топать, но на глаз зазоры ушли сильно чуть не 0.5мм, (если на новом коромысла почти не шатались (как раз 0.1) то после часа с небольшим работы - гуляют ну может не на 0.5мм но заметно больше чем было. перед запуском проверял как рокеры законтрены все было ок.) С одной сторны делов на 5 минут зазор выставить, а с другой - каждый раз снимать/ставить клапанную крышку со страхом перетянуть и сорвать резьбу - то еще удовольствие.
А вообще кто-то писал что в первые дни эксплуатации надо чуть ли не после каждого полета клапана регулировать, а как двиг устаканиться - каждые 5 часов налета. На слух слышно когда зазоры угодят или обязательно снимать клапанную крышку? У себя на мото я прекрасно слышу когда пора клапана регулировать, а как с этими моторами?
Клапана тоже притираются. Даже на японцах после первого часа работы рекомендуют проверить и подрегулировать зазоры.