Посадка

DF-ViP

Вопрос был по существу (конкретика и так всем
понятна ),
Из практики :
1 . чем больше отношение площали элеронов к
площади крыла , тем выше их эффективность.
2. чем больше угол отклонения флап. тем выше вероятность
сваливания .
3. 30 град. предельный угол для флап.(эффективет как тормоз,
при этом модель неустойчива и склонна к сваливанию)
4 Элероны ширина которых менее 1/5 крыла вообще не
эффективны.
5 флап. эфеттивны для больших моделей ,имеющих достаточный
момент инерции.

DUO

вот чуствую на новом самолете придется мне их настраивать
а куда должен при опущенных закрылках отклонятся руль высоты вверх или в низ ?
точнее спрошу : в туже сторону что и закрылки или в противоположную ?
самолет Катана (1600)

SHULIK
DUO:

вот чуствую на новом самолете придется мне их настраивать
а куда должен при опущенных закрылках отклонятся руль высоты вверх или в низ ?
точнее спрошу : в туже сторону что и закрылки или в противоположную ?
самолет Катана (1600)

в противоположную

DUO

понимаю что для каждого самолета индивидуально , и все таки , есть какие либо рекомендации по углам отклонения ?
ну например закрылки на 20*С а РВ на 10*C
с чего вообще начинать настройки и как себя должен вести самолет , какие признаки не верной настройки , когда вообще их включать
я вот наблюдал посадку большой пилотаги , так человек случайно включил флапы буквально почти у земли , самоль подкинуло как пружиной метра на полтора с задиранием носа

Евгений_Маслов
SHULIK:

в противоположную

Не факт. Разве что если есть опыт конкретно для этой катаны. Для высокопланов, например, почти всегда в ту же сторону, куда закрылки.
Спокойнее сначала смикшировать РВ на пикирование, чтобы не сорвать самолет при первом выпуске закрылков, а потом уменьшать угол РВ до исчезновения пикирования после выпуска.

DUO:

понимаю что для каждого самолета индивидуально , и все таки , есть какие либо рекомендации по углам отклонения ?
ну например закрылки на 20*С а РВ на 10*C
с чего вообще начинать настройки и как себя должен вести самолет , какие признаки не верной настройки , когда вообще их включать
я вот наблюдал посадку большой пилотаги , так человек случайно включил флапы буквально почти у земли , самоль подкинуло как пружиной метра на полтора с задиранием носа

Закрылки/флапероны на посадке используют для снижения аэрд.качества, что дает более крутую траекторию захода на посадку и облегчает расчет захода.
Эта пилотага была настроена неправильно, РВ должен был отработать вниз.
Предел отклонения флаперонов вниз - когда самолет перед касанием валится на крыло, до такого доводить не надо.
После выпуска закрылков/флаперонов модель с брошенными рулями не должна терять скорость. Я настраиваю так, чтоб летела как и с убранными, она при этом просто снижается круче. Снижение скорости ощутишь только в самом конце посадки, когда выберешь РВ вверх для выравнивания.
Ещё с дифференциалом отклонения элеронов поиграть желательно - с опущенными флаперонами отклонение вверх должно быть раза в 2 больше чем вниз, а при очень большом опускании можно даже только вверх отклонять.

Trem
SHULIK:

в противоположную

Почему вы так уверены???
Все зависит от типа самолета.
Надо еще оговорится что флаппероны (элероны задействованные в качестве закрылков) это не тоже самое что полноценные выдвижные закрылки и поэтому эффект может быть совершенно разный.
Флаппероны больше работают как тормоза нежели закрылки. На пилотажных самолетах с большими элеронами при выпуске флапперонов в низ, самолет как правило “вспучивается” тогда компенсация РВ требуется в противоположную сторону (те. РВ на пикирование). В то время как выпуск закрылков на самолетах 1:1 как правило приводит к образованию пикирующего момента и стабилизатор перекладывают на кабрирование.
Хотя при первых полетах на ДВС конверсии Су-29-50Е от Себы, центровка была сильно передняя при выпускании флапперонов Сушка замедлялась и опускала нос, компенсация требовалась на кабрирование.

Дальше идет чисто ИМХО.
Я считаю что флаппероны на пилотажных самолетах ненужная вещь правильно собранный самолет (а именно не пере груженый по весу здоровенным двигателем сервами с “запасом” + здоровенными акками, а как следствие большая нагрузка на крыло и огромная посадочная скорость) при правильной посадке с ярко выраженным заходом, снижением, выравниванием, выдерживанием - садится и так превосходно даже в штиль.

DUO

Не факт.

ну вот я так понимаю что для фана который пешком не хочет в принципе садится в сильный ветер и для самолета у которого просто большая скорость посадочная схема работы микса флапероны/РВ разными должны быть разными ?
в первом случае мне надо прижать самолет к земле во втором погасить посадочную скорость
или это не так ?
т.е получается на фане чтоб прижать его к земле флапы вверх , рв вниз , уменьшаем подьемныю силу плоскостей и фан садится
как быть с самолетом у которого и так достаточно большая нагрузка на крыло и скорость ?
все с точностью наоборот ?
или флапы вниз и РВ вниз компенсируя подьемную силу крыла
вот это вопрос ни как не могу понять
в чем разница в настройках - прижать к земле и погасить скорость ?

Евгений_Маслов
Trem:

Почему вы так уверены???

да я тоже знаю этот прикол, мне его когда-то в МАИ пять лет в голову вбивали. Из-за этого и первого тренера грохнул, тогда и понял - не всех надо слушать, кого умным считают.

DUO:

ну вот я так понимаю что для фана который пешком не хочет в принципе садится в сильный ветер и для самолета у которого просто большая скорость посадочная схема работы микса флапероны/РВ разными должны быть разными ?
в первом случае мне надо прижать самолет к земле во втором погасить посадочную скорость
или это не так ?
т.е получается на фане чтоб прижать его к земле флапы вверх , рв вниз , уменьшаем подьемныю силу плоскостей и фан садится
как быть с самолетом у которого и так достаточно большая нагрузка на крыло и скорость ?
все с точностью наоборот ?

Фаны вообще другая история, их чаще с хариера сажают, там флапы не для посадки нужны, просто некоторые фигуры прикольнее получаются.

Trem
DUO:

в первом случае мне надо прижать самолет к земле во втором погасить посадочную скорость
или это не так ?

Что значит погасить посадочную скорость???
Ниже скорости сваливания ее не погасить иначе самолет вальнется.
Закрылки (полноценные) позволяют снизить скорость сваливания и посадка проходит на меньшей скорости.
Флаппероны это не закрылки поэтому эффект от них спорный. Скорее это тормоза чем закрылки. Но есть и другие способы снизить скорость при заходе на посадку - скольжении, особенно эффективно на пилотажках с их огромными РН и большой боковой площадью фюза. Вот чего я точно не делал так это не использовал флаппероны в качестве интерцепторов (те не отклонял их вверх) зачем???

DUO

Фаны вообще другая история, их чаще с хариера сажают

я так и сажаю при возможности
но 90% полетных дней у нас ветер , причем очень часто с порывами , самоль колбасит при такой посадке с риском переворачивания , посадить фан таким образом не всегда получается
чаще приходится пикировать отвесно и садить по вертолетному выходя у земли на парашютирование
ну вот такие условия полетные
предствьте себе что вы стоите на поле и порыв ветра переворачивает мирно стоящий самолет весом в 2,5 кило
а летать то хоца
щас собрал катану , и понимаю что все будет с точностью наоборот - большая посадочная скорость

Флаппероны это не закрылки поэтому эффект от них спорный. Скорее это тормоза чем закрылки.

как их настроить именно как тормоза
пропускаем скольжение и прочие штучки ассов для гашения скорости
как быть рядовому пилоту ?

Евгений_Маслов
Trem:

Что значит погасить посадочную скорость???
Ниже скорости сваливания ее не погасить иначе самолет вальнется.
Закрылки (полноценные) позволяют снизить скорость сваливания и посадка проходит на меньшей скорости.
Флаппероны это не закрылки поэтому эффект от них спорный. Скорее это тормоза чем закрылки. Но есть и другие способы снизить скорость при заходе на посадку - скольжении, особенно эффективно на пилотажках с их огромными РН и большой боковой площадью фюза. Вот чего я точно не делал так это не использовал флаппероны в качестве интерцепторов (те не отклонял их вверх) зачем???

На моделях закрылки это тоже больше тормоза. От них подъёмной силы меньше чем сопротивления, профилированные щели же не делают на моделях.
Насколько где-то в форумах читал, закрылки вверх на посадке некоторые F3Aшники придумали, когда посадка ещё оценивалась. Модель поднимала нос в обычном полёте, что позволяло красиво сесть на три точки на сравнительно большой скорости, не срывая модель, за что давали больше баллов.
А взлетали они наоборот с закрылками вниз, чтобы скорее оторваться от земли и меньше пыли в мотор насосать.

DUO

вопросы как были по настройке , так и остались
может все таки кто-то даст рекомендации или это тайна покрытая мраком ?

Trem
DUO:

вопросы как были по настройке , так и остались
может все таки кто-то даст рекомендации или это тайна покрытая мраком ?

Флаппероны в низ (желательно плавно на какой нибудь боковой слайдер, для начала чтобы понять скока этих флапперонов надо) и компенсацию на РВ на первых полетах не делай потом поймешь нужна ли вообще, сколько и в какую сторону.

При первых полетах сделаешь несколько проходов над полосой на высоте метров 5-6 ну или повыше и поиграешься выпуском флапперонов сразу поймешь нужнали компенсация поначалу ручкой парируешь, а потом микс на аппаратуре включишь. Если при выпуске флапов начинает вспучиваться (так обычно и происходит) то РВ на ПИКИРОВАНИЕ надо сделать чуть чуть, если начинает пикировать то РВ на КАБРИРОВАНИЕ. вот и все настройки.
Точно в граммах не скажет никто это надо экспериментировать (тут зависит от модели от центровки да много от чего). Поэтому в начале не делай компенсации и пойми какой угол выпуска флапперонов тебе необходим (25-30 градусов должно хватить), а потом добавишь по необходимости компенсацию. Так полетов за N подберешь необходимые значения.

Но я все равно не понимаю зачем вам это нужно если и пользуюсь флапперонами то в штиль и при короткой полосе.
Чтобы снизить посадочную скорость и уместится на короткой полосе.
НО обращаю внимание это не тормоза, флаппероны позволяют оттянуть (уменьшить) скорость сваливания (хотя последнее время прихожу к мысли что всеравно все это иллюзий и самообман) и производить посадку на меньшей скорости без угрозы сваливания.
А если есть ветер да еще и длинная полоса НАФИГА эти тормоза???

Говорите порывы и сильный ветер у вас нуд дык и замечательно идете на посадку по классике (по коробочке) скорость приборная (воздушная) у вас есть даже при малой путевой скорости самолет замечательно рулится и медленно так летит. На пилотагах в ветер можно вообще лифтом садится - подлетел к полосе режим подобрал и вертикально в низ тихонько так спускаешь модель.
Порывы сильные или не умеете лифтом пожалуйста заходите по классике и скорость путевую побольше (такую же как при посадке в штиль) приборная же скорость при этом будет совсем большая самолет рулится вообще превосходно (даже слишком) но при этом его и колбасить порывами меньше будет.

А теперь вот я представлю ветер 10 м/с порывы и заходит модель на посадку выпускаем флаппероны две огромных плоскости вниз самолет начинает сдувать назад (кстати прикольно так смотрится в сильный ветер когда модель летит хвостом вперед) добавим режима самик вспучивается и пуляет в небо пытаемся вернуть он бодренько так ныряет носом в низ это все еще при том что при выпущенных флапперонах модель становится нестабильна по кренам и при слабом владении РН рулить вообще становится тяжко жмем модель к земле снизу от флаппов образуется подушка, а тут еще и порыв поддувает под какую либо консоль (это при ухудшившейся управляемости по кренам) тут ситуация совсем печально может обернуться.

Найду дома виде посадки сушки на пятачек с флаппами выложу. Щас флаппы не пользую

DUO

а можно каким то образом с помошью флапов сделать более цивилизованный взлет
очень часто бывает что в ветер самолет просто отрывает от земли , при этом он пытается перевернуться , есть риск самому по башне получить или стоящим рядом
компенсировать такой взлет приходится почти максимальным отклонением РВ вниз и все равно бывает уходит ракетой в небо

Trem
DUO:

а можно каким то образом с помошью флапов сделать более цивилизованный взлет
очень часто бывает что в ветер самолет просто отрывает от земли , при этом он пытается перевернуться , есть риск самому по башне получить или стоящим рядом

Если выпустить флаппы как закрылки то будет еще хуже. Тут как мне кажется надо просто аккуратней режим подбирать и РВ точнее работать.

Если выпустить флаппероны как интерцепторы (вверх) то я не знаю что будет никогда так не делал, но сдается мне что ничего хорошего.

DUO

ясно , спасибо еще раз
а можно сылочку на терминологию и обьяснения что такое - закрылки , интерцепторы и прочие рулевые поверхности доступным языком на пальцах с примерами ?
пусть даже для большой авиации , не важно , и какие рулевые поверхности вообще есть

DF-ViP
DUO:

ясно , спасибо еще раз
а можно сылочку на терминологию и обьяснения что такое - закрылки , интерцепторы и прочие рулевые поверхности доступным языком на пальцах с примерами ?
пусть даже для большой авиации , не важно , и какие рулевые поверхности вообще есть

Пожалусто )
www.rcdesign.ru/articles/avia/basic_aerodyn

StrelokL

от себя напишу про флапероны
летал на 2-х моделях метрового размаха(бальзовые эдж 94см и экстра 103см) с применением флапперонов
1-е очень удобно взлетать с ними - ручку высоты можно даже не трогать практически - сам взлетает. Это так же очень удобно в случае если заднее колесо имеет достаточно большой клиренс к корпусу - по простому говоря зад модели задран выше чем по инструкции (я ставил вместо родных костылей купленую у ХС систему заднего колеса) и поэтому у самолета увеличивается разбег из-за увеличенного рычага подъема. Флаппероны этот момент компенсируют и взлетать можно даже практически с места.
2-е при посадке с флапперонами управление страдает - сильно ими не покрутишь
(хотя опять же это зависит от угла их выпуска - чем сильнее они уже закрылки и меньше они в качестве элеронов тем хуже управляемость). Но если вы вышли на глиссаду то с выпущенными флапперонами самолет как по рельсам садится
3-е флаппероны при достаточном угле выпуска мешают посадить самолет- они ему не дают снижаться толком а при некоторых условиях(сильный встречный ветер или небольшой газ ) вообще ведут самолет на подъем

Советовать никому ничего не буду просто из своего опыта скажу что флаппероны(для взлета выставляю угол примерно градусов 30) для меня полезны при взлете(главное их потом не забыть выключить)
При посадке же я их не использую ибо они попросту не дают приблизить модель к земле ( тут оговорюсь что пробовал разные углы и маленькие и средние).
Мне кажется в стандартных случаях флаппероны в моделях до метра это блажь пилота))

Алекс_Ю
StrelokL:

Это так же очень удобно в случае если заднее колесо имеет достаточно большой клиренс к корпусу

Это точно.У меня такой “Groovy 3D” с размахом 1500, изначально основные стойки шасси короткие, поэтому без флап. долго думает взлетать , иль нет.
А кто с элеронами вверх, в режиме спойлера и аэродинам. тормоза пробовал? Советую попробовать тем, у кого модель с большой посадочной скоростью и склонна к подскокам при посадке. Причем использование этого режима безопасно для модели,поскольку включается в момент касания ВПП

Brandvik

Ох уж эти извечные разговоры флапероны-спойлероны, как настроить и что лучше…
НЕТУ универсальных настроек.
Во первых для разных моделий подходят разные настройки, а еще есть предпочтения пилота…
Главное помнить одно, при использовании флаперонов на больших углах отклонения могут возникнуть большие проблемы с управлением по крену.
Ну, а дальше, пробуйте, экспериментируйте… 😈