И снова 3D

kinshas

Штопорная бочка (Snap roll) Evgen (Надеюсь автор не будет против!)

Может выполняться на самолетах с малым запасом мощности двигателя. Получила свое название за режим ее выполнения как штопора, но в горизонтальном направлении.

Штопорную бочку выполняют энергично с большим расходом движения рулей из горизонтального полета на максимальной скорости. Для начала маневра ручку элеватора берут на себя на небольшой угол и тут же энергично ручкой элеронов и руля создают вращательное движение вокруг продольной оси. Для прекращения вращения рули отдают в исходное положение и горизонтальный полет фиксируют в том же направлении.

Для правильного выполнения штопорной бочки нужно использовать элероны в дополнение к рулю и элеватору. Настройки для этого очень индивидуальны и зависят от самолета и пилота. Идея примерно такая: из нормального полета больше элеронов и элеватора, меньше руля. Руль определяет занос хвоста вокруг центра тяжести. Элеватор срывает хвост.

Начало маневра - срыв хвостовой части в сторону от прямой полетного курса, влево или вправо в зависимости от знака вращения, затем задаете вращение вокруг центра тяжести. При этом центр тяжести продолжает идти по исходному курсу. Элероны регулируют скорость вращения вокруг оси. Если слишком быстро, получите ноль за отсутствие штопора. При настройках смотрите, чтобы вращение было медленнее (зависит еще от скорости начала). Практикуйте разные экспоненты.
Движение осуществляется поступательно вперед по курсу но, при этом хвост самолета вращаясь вокруг оси, идет по реальной спирали. При выполнении бочки, модель стремиться изогнуть траекторию движения вниз, поэтому необходим запас высоты и готовность выйти из пикирования.

Штопорную бочку можно выполнить как с элеронами, так и без. Все зависит от самолета. В комплексе элероны, как правило, используются для увеличения скорости вращения, иначе при срыве только рулем и элеватором вращения получаются “размазанными” и большего радиуса, что приведет к увеличению времени выполнения маневра и более заметному смещению самолета по курсу и высоте, и следовательно к снижению оценки за маневр.

Другое дело, если рассматривать эту маневр как красивый пирует. Здесь как раз элероны практически не нужны. Тогда хорошо бы как можно сильнее “размазать” ее, сделав максимальный занос хвоста. Этому поможет задняя центровка и большие расходы на руле и элеваторе. А смещения самолета здесь особо не важны т.к. зрителя не интересует ровность фигуры.

BlockBuster
kinshas:

Почему? Да, можно и без элеронов это дело крутануть как и без РН, но драматичность маневра не та.

Точно так-же как и Torque-Roll(Силовая Бочка) в классике самолёт должен вращаться как следствие Крутящего Момента Двигателя(от этого и произошло название манёвра) и упрaвляться исключительно РВ и РН, а если испольсуются элероны то фигура перестаёт быть Torque-Roll и превращается в эффектно-драмматически выглядещий, но при этом на несколько порядков более лёгкий в исполнении манёвр называющийcя “Вертикальный Элерон Ролл”(Vertical Aileron Roll). Многие пилоты называют по не знанию “Элерон Ролл” “Торк Роллом”, хотя это не правилно!

kinshas:

Штопорная бочка (Snap roll) Evgen (Надеюсь автор не будет против!)

Может выполняться на самолетах с малым запасом мощности двигателя. Получила свое название за режим ее выполнения как штопора, но в горизонтальном направлении.

Штопорную бочку выполняют энергично с большим расходом движения рулей из горизонтального полета на максимальной скорости. Для начала маневра ручку элеватора берут на себя на небольшой угол и тут же энергично ручкой элеронов и руля создают вращательное движение вокруг продольной оси. Для прекращения вращения рули отдают в исходное положение и горизонтальный полет фиксируют в том же направлении.

Для правильного выполнения штопорной бочки нужно использовать элероны в дополнение к рулю и элеватору. Настройки для этого очень индивидуальны и зависят от самолета и пилота. Идея примерно такая: из нормального полета больше элеронов и элеватора, меньше руля. Руль определяет занос хвоста вокруг центра тяжести. Элеватор срывает хвост.

Начало маневра - срыв хвостовой части в сторону от прямой полетного курса, влево или вправо в зависимости от знака вращения, затем задаете вращение вокруг центра тяжести. При этом центр тяжести продолжает идти по исходному курсу. Элероны регулируют скорость вращения вокруг оси. Если слишком быстро, получите ноль за отсутствие штопора. При настройках смотрите, чтобы вращение было медленнее (зависит еще от скорости начала). Практикуйте разные экспоненты.
Движение осуществляется поступательно вперед по курсу но, при этом хвост самолета вращаясь вокруг оси, идет по реальной спирали. При выполнении бочки, модель стремиться изогнуть траекторию движения вниз, поэтому необходим запас высоты и готовность выйти из пикирования.

Штопорную бочку можно выполнить как с элеронами, так и без. Все зависит от самолета. В комплексе элероны, как правило, используются для увеличения скорости вращения, иначе при срыве только рулем и элеватором вращения получаются “размазанными” и большего радиуса, что приведет к увеличению времени выполнения маневра и более заметному смещению самолета по курсу и высоте, и следовательно к снижению оценки за маневр.

Другое дело, если рассматривать эту маневр как красивый пирует. Здесь как раз элероны практически не нужны. Тогда хорошо бы как можно сильнее “размазать” ее, сделав максимальный занос хвоста. Этому поможет задняя центровка и большие расходы на руле и элеваторе. А смещения самолета здесь особо не важны т.к. зрителя не интересует ровность фигуры.

Ну хорошо, а тогда объясните мне разницу между “Snap Roll” и “Barrel Roll”.

При этом в моём понимании Snap Roll делается без участия элеронов, а вот Barrel Roll как раз с применением элеронов.

PILOTon99
BlockBuster:

в класическом манёвре Snap Roll элероны вообще не исползуются!

ТЫНЦ! упал

Izverg

Я в Шоке… 😃
РЛЭ СУ 26:
" Штопорная бочка.
Для выполнения штопорной бочки установите скорость 180-220 км/ч, энергично создайте самолету угол кабрирования 15-20°, затем энергично отклоните педаль в сторону выполнения бочки после чего отклонением ручки управления в ту же сторону и незначительно “от себя” придайте самолету вращение вокруг продольной оси. В процессе вращения самолета положение рулей управления и рычага газа не меняется.
За 20-30° до выхода самолета в горизонтальное положение дайте рули на вывод в сторону, противоположную вращению.
При выходе caмолета в горизонтальное положение поставьте рули нейтрально. Бочки выполняются без потери высоты. Техника выполнения левой и правой бочек одинакова, но вращение самолета на правой бочке энергичнее, чем на левой."

Точно так же выполняются штопорные бочки на модели, за исключением вывода, пожалуй. - Создание кабрирования, затем энергично отклоняем РН в сторону вращения и Элероны в сторону вращения. Остановка вращения у нормально настроенных пилотажных самолетов осуществляется возвращением рулей в нейтраль.
Скорость вращения в штопорной зависит не только от угла отклонения элеронов, но и от угла отклонения руля направления.
При выполнении штопорных бочек с отрицательной перегрузкой после создания отрицательной перегрузки отклонением РВ “от себя” РН и Элероны отклоняются в противоположные стороны (РН Влево- Элероны- Вправо и наоборот).
Сложность при выполнении штопорных бочек- остановка вращения. Для некоторых самолетов приходится возвращать ручки за 20-30 градусов до предполагаемой остановки, на других- достаточно за 15-20 градусов.

U_L_90
BlockBuster:

При этом в моём понимании Snap Roll делается без участия элеронов, а вот Barrel Roll как раз с применением элеронов.

Barel Roll, она же кадушка - это вращение самолёта вокруг оси, не проходящей через него и параллельной направлению полёта (кривое определение, правильное забыл). Собственно это - вариация на тему обычной осевой бочки, но здесь вся соль в постоянной положительной перегрузке (при правильном выполнении мелочь останется в карманах 😃 ). Snap Roll, она же штопорная бочка - это фигура, которая выполняется на вторых режимах (срыв потока и самовращение крыла имеют место быть). Так что две названные Вами фигуры относятся друг к другу примерно как штопор и нисходящая спираль, т.е. разные по сути. А элероны в обеих бочках применяются.

aero_mike

Господи, теоретики вы наши любимые, прекращайте заниматься ерундой, вам человек, чемпион России и участник ЧМ по ф3-а, всё объяснил. Идите лучше тренируйтесь, а не занимайтесь этой бесполезной писаниной. Лучше объяснения уже не будет!

U_L_90
aero_mike:

Господи, теоретики вы наши любимые

Если я в их числе - то я просто объяснил различия двух абсолютно разных фигур, на примере полноразмерной авиации (её, кстати, любительски практикую).

А что до F3A - тренируюсь много, насколько могу, веду себя скромно, соревнования не прогуливаю, свидетели есть 😃

Да и вообще, потянуло меня на пространную писанину, дождь за окном влияет

casper17
aero_mike:

Идите лучше тренируйтесь

Мишь, тут ты чуть вспылил! Понимаешь ли - если не знать даже теоретически, как выполнить фигуру, тренироваться нечему будет! А форум как раз помогает пилотам ДЕЛИТЬСЯ опытом. А не прятать его(опыт) за пазухой, как только что получаться начинает! Я вот тему открывал 3 года назад по-моему - так тогда вообще еще током не летал. И многое почерпнул именно из форума! По-моему, обсуждения ВАЖНЫ и НУЖНЫ - главное, чтобы все обсуждение не опускалось на уровень флуда

BlockBuster

Всем огромное спасибо за вразумительные ответы по теме.
Вопрос-заметка по Су-26:

Izverg:

РЛЭ СУ 26:
“Техника выполнения левой и правой бочек одинакова, но вращение самолета на правой бочке энергичнее, чем на левой.”

Обычно снэпы легче делать в левую сторону, а если у Су-26 в правую сторону получается более энергичной, то получается что у Су-26 пропеллер вращается против часовой что-ли?

U_L_90:

Barel Roll, она же кадушка - это вращение самолёта вокруг оси, не проходящей через него и параллельной направлению полёта (кривое определение, правильное забыл). Собственно это - вариация на тему обычной осевой бочки, но здесь вся соль в постоянной положительной перегрузке (при правильном выполнении мелочь останется в карманах 😃 ). Snap Roll, она же штопорная бочка - это фигура, которая выполняется на вторых режимах (срыв потока и самовращение крыла имеют место быть). Так что две названные Вами фигуры относятся друг к другу примерно как штопор и нисходящая спираль, т.е. разные по сути. А элероны в обеих бочках применяются.

А вам Арсений особое спасибо за разъеснение разнитцы между Бочкой(оно-же Barrel Roll) и Штопорной Бочкой(оно-же Snap Roll, или Flick, или Горизонтальный Штопор). С Бочкой как бы всё ястно, а вот Снэп Ролл у меня не совсем укладовылся(переводился) на родной язык. Так всё таки получается, что при “Бочке” элероны это обязательный компанент выполнения фигуры, а в “Снэпе” “по желанию”.

kinshas
U_L_90:

Barel Roll, она же кадушка - это вращение самолёта вокруг оси, не проходящей через него

Спасибо, опередили! Те это вращение оси самолета по спирали с одним радиусом и параллельно предполагаемой оси полета.

PILOTon99
BlockBuster:

получается что у Су-26 пропеллер вращается против часовой что-ли?

Да. У многих самолётов пропеллер вращается в “неправильную”, неавиамодельную сторону😁.
Ведь это прекрасно видно на фотографиях…

Штопорная бочка без элеронов наверное возможна на некоторых моделях, чьё крыло не назовёшь удачным, но выглядеть она будет точно не самым красивым образом…

BlockBuster
casper17:

По-моему, обсуждения ВАЖНЫ и НУЖНЫ - главное, чтобы все обсуждение не опускалось на уровень флуда

Намёк понял… приведём пример…

PILOTon99:

Штопорная бочка без элеронов наверное возможна на некоторых моделях, чьё крыло не назовёшь удачным, но выглядеть она будет точно не самым красивым образом…

Как вы назавёте крыло аэробатического самолёта Edge 540 удачным или нет? А пятикратного чемпиона по аэробатики Кирби Чемблис компетентным пилотом для описания манёвра? Вот статья в журнале “Popular Mechanics” от 8ого Марта 2011 года.

popularmechanics.com/…/how-to-snap-roll-a-stunt-pl…

По мимо текстового объяснения там есть схема(картинки) того как происходит Snap Roll, обратите внимание на то что он не пользуется элеронами при выполнении Штопорной Бочки(Snap Roll)

kinshas
BlockBuster:

обратите внимание на то что он не пользуется элеронами

Да, есть такое дело, но это скорей исключение чем закономерность.

PILOTon99:

Штопорная бочка без элеронов наверное возможна на некоторых моделях

Возможно, сегодня крутанул без элеронов, получилось что-то вроде водопада, очень четкое вращение вокруг лонжерона но очень далеко от ШБ:o, а вот ШБ без РН просто и спокойно без каких либо явных недокрутов.😉

BlockBuster
kinshas:

Да, есть такое дело, но это скорей исключение чем закономерность.

Ага a вот как оцениваются Snap Roll(он-же Flick Roll) в Британской Аэробатической Ассоциации - в описании манёвра строго говорится о том, что элероны нельзя испольсывать, при этом слово нельзя(“NO”) выделено заглавными буквами перед словом элероны, только хвостовое оперение, a за каждые 5 градуцов испольсывания элеронов в манёвре снимается 1 бал!

www.aerobatics.org.uk/…/judging-flickrolls.htm

Izverg

Британская Аэробатическая ассоциация очень вольно трактует оценку выполнения маневра. Для любителей теории вот ссылка на Спортивный кодекс FAI www.fai.org/downloads/civa/SC6_Part1_2013 для класса Powered Aerobatics,
Читаем внимательно пункты 6.9.27, 6.9.28, и не фантазируем. Нигде нет прямого запрета на использование элеронов во время маневра. Главные критерии- четкий подрыв по тангажу и авторотация во время выполнения меневра. Оценка снижается когда пилот “докручивает” штопорную элеронами, то-есть выводит самолет заранее из состояния авторотации, и “дожимает” уже чисто элеронами на необходимый угол. Что касается модельной аэробатики, то все разжевано 1000 раз,
единственным правильным источником так-же является кодекс FAI есть тут: rc-club-f3a.com/…/SC4_Vol_F3_Aerobatics_13.pdf
Я согласен, что форум как раз для того, чтобы обмениваться мнениями, но чтобы ими грамотно обмениваться, необходимо иметь одинаковый понятийный аппарат,
иначе очень сложно понимать друг друга.
P.S. Я предпочитаю пользоваться советами, цитатами и высказываниями наших, Российских пилотов-пилотажников (большой авиации), ибо заслуг и побед у них больше чем у всех остальных вместе взятых. А российская пилотажная школа- Лучшая в мире. И мне глубоко все-равно что пишет пятикратный чемпион США Кирби Чемблис, даже если он делает Snap Roll без элеронов. Пусть читает каталог Арести. Впрочем, если его самолет выполняет штопорную без элеронов- он волен это делать так как ему хочется, главное чтобы судьям нравилось

PILOTon99

Вопрос по теме: как судьями, да и вообще как определяется на режиме ли авторотации выполнена штопорная бочка? Выходит, оценивается подрыв, авторотация и выход из фигуры?
Техника выполнения штопорных фигур на моделях и 1:1 может отличаться, вследствие того, что 1:1 веселее штопорят имхо
И всем вопрос: где проходит тонкая грань между 3Д и классическим пилотажем? Что-то не врублюсь. Тот же РХ по кругу есть производная бочек, вписанных в круг, только на меньшей скорости. А висение и силовая бочка - есть вертикаль и бочки на вертикали, только на нулевой скорости:)
С такой-то кашей в голове я ещё и в вертолёты сунулся, там вообще ужос:). Пирофлипы, полупиролопы и т.п.😁

Baloo
PILOTon99:

И всем вопрос: где проходит тонкая грань между 3Д и классическим пилотажем? Что-то не врублюсь. Тот же РХ по кругу есть производная бочек, вписанных в круг, только на меньшей скорости. А висение и силовая бочка - есть вертикаль и бочки на вертикали, только на нулевой скорости

3D- это фигуры (эволюции, если угодно) выполняемые на закритических углах атаки- когда крыло не работает, нулевая скорость (висение на винте, силовые бочки), так же не свойственна самой концепции самолета- создание подъемной силы за счет поступательного движения. В общем, хвала статической тяге!😃

PILOTon99:

Тот же РХ по кругу есть производная бочек, вписанных в круг, только на меньшей скорости.

Все правильно! Роллинг-харриер- технически выполняется, как и бочка с фиксациями. А так-то. Все самолеты имеют одни и те же органы управления. Ничего принципиально нового не изобрели. Ну разве что движок присабачили на шаровые и завязали его с рулем направления- а-ля вектор тяги изменяется.

Bajavod

в вертолеты лучше не суваться. Там вообще тупо мозг съедет с катушек. По этому разбив два верта понял что не мое это. Самолеты как то понятнее. Мозг хоть как то понимает какие куда стики дергать и что будет.

BlockBuster
Izverg:

Для любителей теории вот ссылка на Спортивный кодекс FAI www.fai.org/downloads/civa/SC6_Part1_2013 для класса Powered Aerobatics,
Читаем внимательно пункты 6.9.27, 6.9.28, и не фантазируем. Нигде нет прямого запрета на использование элеронов во время маневра.

Дмитрий болшое вам спасибо за ссылку.

Вот выписка как раз из того н а что вы указали:

6.9.27.5.Flick rolls must be observed very carefully to ensure that the competitor is not “aileroning” the aircraft around its longitudinal axis. Aerobatic aircraft with very high rates of roll can occasionally fool a judge in the execution of flick rolls.

Переводится это приблезительно так:

За Флик Роллом(Снэп Роллом) нужно очень внимательно следить что-бы соровнующиеся не “элеронили” самолётом в продольной оси аксцис. Аэробатический самолёт иммеют высокую угловую скорость крена, и инногда могут надурит судью в выполнении Флик Ролла(Снэп Ролла).

DGP
Izverg:

Я согласен, что форум как раз для того, чтобы обмениваться мнениями, но чтобы ими грамотно обмениваться, необходимо иметь одинаковый понятийный аппарат,
иначе очень сложно понимать друг друга.

Так и напрашивается тема “Русско-Англиский словарь авиамодельных терминов”. Феликс Некрасов, как Вам предложение? 😉

Izverg
BlockBuster:

Вот выписка как раз из того на что вы указали:

Феликс, да, именно это там и написано, практически так как Вы перевели, я довольно сносно читаю пишу и говорю на английском. но это обозначает именно то, что я описал выше, когда штопорная “маскируется” под штопорную, а выполняется за счет элеронного вращения без авторотации. При этом самолет выполняет ее без явного подрыва по тангажу, при очень малых углах отклонения РН и, особенно, РВ, а сама бочка выполняется за счет исключительно максимального отклонения элеронов.
Еще раз: главный критерий- есть авторотация, или нет. И не важно на сколько при этом задействованы элероны как орган управления самолетом. Я привел дословную цитату из Руководства по летной эксплуатации известнейшего пилотажного самолета Су-26. Писалось оно, естественно, при участии пилотов КБ Сухого и спортсменов Российской Сборной.

Вот то же самое из РЛЭ Су-31:
“4.7.9. Бочка управляемая, штопорная.
Для выполнения управляемой бочки установить скорость 220-250 км/ч при оборотах двигателя 70-82%, создать самолёту угол кабрирования 15-20°» зафиксировать его, после чего плавным движением ручки управления в сторону бочки вращать самолёт вокруг продольной оси на 360° з горизонтальной плоскости.
Для выполнения штопорной бочки установить скорость 180-220 км/ч, энергично создать самолёту угол кабрирования 15-20° и более энергично, чем на управляемой бочке, отклонить педаль, а затем ручку управления в сторону выполнения фигуры.
Вывод самолёта в горизонтальный полёт при выполнении бочки производится соответствующей установкой рулей в нейтральное положение в зависимости от углового положения самолёта и скорости вращения.
Вращение на правой бочке энергичнее, чем на левой. Бочки выполняются без потери высоты.”

А Вот выдержка из РЛЭ ЯК-55:

"4.7.12
Б. Штопорная бочка
Для выполнения штопорной бочки установите “скорость 160-200 км/ч, энергично создайте самолету угол кабрирования 15-20°, затем энергично отклоните педаль в сторону выполнения бочки, после чего отклонением ручки управления в ту же сторону и незначительно “от себя” придайте самолету вращение вокруг продольной оси.
В процессе вращения самолета положение рулей управления и РУД не меняется.
При крене 20-30° дайте рули на вывод в сторону, противоположную вращению.
При выходе самолета в горизонтальное положение поставьте рули нейтрально.
Бочка выполняется без потери высоты.
Техника выполнения правой и левой бочек одинакова, но вращение самолета на правой бочке энергичнее, чем на левой”