Заглох движок. Что делать?
Любой бензинщик, тем более 3-ДЭшник, рано или поздно сталкивается с глохом. Причины разные. Их обсуждают в других темах.
Здесь предлагаю обсудить действия пилота, которые помогут спасти самолет или уронить с мин. вертикальной скоростью, т.е. с минимальными повреждениями.
- Сразу оговорюсь, не стоит обсуждать глох на висении в 0,1-3 м от земли. Там ничего не сделать…
- Также не стоит обсуждать глох в космосе. Т.к. никаких проблем с заходом и самой посадкой быть не должно.
- Глох при полете блином тоже не слишком то проблема…
Будем подразумевать, что двигатель глохнет моментально, без предварительных симптом. 😃 Положение самолета “неудобное”, высота небольшая…
Интересует теоретическое мнение и практический опыт бывалых пилотов. Что делать, как спасать самолет, когда высота слишком мала? Скорости нет и попросту можно не успеть разогнать самолет до посадочной скорости… Как лучше его разгонять и выравнивать?
Просьба в своем ответе указывать “предположение” или “было на практике”.
Для начала пара вводных:
- Глох на висении. Высота 8-10м (+ вообще непонятно в какую сторону он завалится…)
- Глох на парашюте в инверте (поступательная скорость V=0). Высота 8-10м (нужно еще успеть перевернуть).
Пару раз глох на электричке)). Поставил полетные режим флапероны (в момент падения скорость самолёта уменьшается) на самую доступную в экстремальной ситуации тумблер. 2 раза спас самолет.
Ага… забыл добавить… Разговор о тяжелых бензинках от 50СС. На худой конец 30СС. Электрички >2,2 метра тоже годятся.
---------------------------------------------
Чаще всего флаппероны бесполезны. Но конечно все зависит от конкретного самолета. Например на двух моих маленьких электричках реально помогают, на остальных, похожих - никакой реакции. На бензинке - тоже… 😦
Это экзамен на сообразительность или как? Потому-что когда глохнет мотор посадка происходит интуитивно, или по закону Ньютона.
😒 Хорошие самолёты умеют хорошо планировать… 😉 А вот плохие(тяжёлые) нет!
Вот пример хорошого самолёта… 😛
И ещё когда фюзеляж плоский, то он легко чинится, уже не говоря о том, что углепластик использываемый в таком фюзеляже делает самолёт очень прочным, поэтому мандраж при полёте на таких самолёта на много меньше, а так же при отказе двигателя. Правда IMAC(F3M) на таком самолёте не полетаешь… :unsure: Но эксперементалку или просто учится летать на бензодрыге лучше самолёта нет.
Правда не понятно с чем у вас проблемы? И в первом и во втором варианте нос самолёта нужно опустить ниже нуля градусов, дальше гиссада в первом случаи, и переворот во втором(правда в зависимости от ситуации иногда просто “дешевле” посадить самолёт вверх ногами, чем рисковать посадку самолёта кубарем).
Кстати, приёмы типа “Tail Slide”(не знаю как этот манёвр называется по Русски, но это переворот самолёта в вертикальной плоскости) не плохо отработать до того как вы начнёте весеть на пропеллере.
Правда не понятно с чем у вас проблемы?
Феликс, у меня нет проблем. Проблема у Вас. Вы не поняли (не внимательно читали 1 сообщение ветки) о чем идет речь. Ваше видео не в кассу…
Прекращайте оффтоп!
Андрей,
У меня калилки Саито 125 и 150 и модели весом под 6кг. Мой опыт:
- Придя на поле (знакомое) я оцениваю направление ветера очень точно.
- Прикидываю, что в случае dead stick (так это называется) куда и как заруливать исходя из направления ветра из любой точки полётной зоны без разворота на 180гр. Разворот на полосу не рассматриваю. Если есть запас скорости/высоты - то по вашему и моему это из космоса те ешё проще чем с работающим мотором
- С началом сезона и если на новом поле - обхожу поле и карандашом и помечаю где оно не пригодно для внештатной посадки, хотя с виду всё ровно и травка, но это не так. Там столбик маленький и не видный в траве, там яма, там кусок камня.
Поэтому в случае dead stick при малой скорости либо высоте в любой точке поля я уже не стремлюсь развернуть самолёт те вероятнее всего свалить, а знаю где его можно притереть с мин возможным уроном. Те это уже отрепетировано в уме и не требует времени думать над задачей “что делать”
spyder3 Влад, спасибо за ответ. Видимо я не слишком доходчиво написал. А может многобукв первого поста мешают понять суть…
Речь идет не о выборе места посадки, не облета столбика в траве…
Разговор об управлении самолетом, имеющим нулевую начальную скорость и небольшую высоту… Понимаете?
Небольшая высота - понятие относительное. Давайте для начала возьмем 8 метров.
Как Вы понимаете, ни о каком раздумье на принятие решения речи нет! Предпосылок к проишествию нет. Самолет камнем падает вниз. Вы можете немного управлять или не управлять…
Все случаи глоха в такой ситуации заканчиваются дровами. Вопрос в другом - можно ли умелыми действиями минимизировать дрова?
У меня заглох на высоте 20-30 метров…не дотянул до травы, штопором плошмёй упал
Выходит он не успел набрать скорость… 😦
Дело было давно. Заглох с нулевой скоростью на высоте примерно 8 этажа (насколько помню). Это 22 метра. Разогнался хорошо. Перед землей было трудно контролировать самолет. Он норовил перейти в парашют. Посадил нормально без поломок. Конечно без выбора направления 😁
Считаю 22 м это просто везение! 😃
штопором плошмёй упал
Если на фото Бекетовка, то падать плошмёй© - единственно правильное решение. Так же плошмёй© ронял там самолет. Стойка разогнулась. Без поломок. Там, если до полосы не дотягиваешь, горизонтальную скорость надо равнять нулю. Иначе в поле, перепаханом танками, при малейшей горизонтальной скорости выломаешь всё что можно…
Если на фото Бекетовка
Она самая
Случай 1- без шансов -можно попытаться после сваливания на спину или в нормальное положение и опускания носа- отклонением РВ положить самолет “плашмя” т.е. вывести на максимально возможный угол атаки, на сколько уж это получится. Это минимизирует повреждения. Но с 8-ми метров… Во всяком случае сделаете все что можно было сделать.
Случай 2- я бы сажал в инверте, предварительно уменьшив угол атаки попытавшись набрать поступательную скорость на сколько это возможно, это уменьшит скорость снижения. Прямо по курсу или с минимальным отклонением от текущего курса с учетом подстилающей поверхности. Такой случай в практике был, правда на электричке Su-29 Sebart 140-го размера и при наличии небольшой поступательной скорости. Результат- расколотый фонарь, вертикальное оперение почти не пострадало. Даже в случае асфальта я бы сажал в инверте и не переворачивал.
Раньше я думал, что для посадки нужно обязательно разогнать самолет. Из своего небольшого опыта полетов на бензинке, получается, что для нулевой начальной скорости нужно не меньше 20 метров высоты. В основном летаю низко. Все кувырки и прочая фигня происходит до 10 метров. Похоже разогнать не выйдет…
В последнее время больше склоняюсь к падению плашмя. Сдерживает фактор испуга. Мозг сопротивляется и хочет именно посадочной скорости.
Плашмя без мотора сложней. Если завалится набок - совсем дрова…
Понимаю, что плашмя - все равно ремонт. Наверняка будут проблемы с фюзеляжем, возможно и с крыльями.
Те фотки, которые я видел на форуме, говорили об однозначных поломках после плюха.
С другой стороны, почему я стал против разгона самолета: Трудно выдерживать угол атаки. Т.е. самолет разгоняется, быстро теряет высоту. Тянем РВ и перетягиваем… Крыло выходит на закритический угол атаки -> потеря подъемной силы -> торможение самолета + потеря скорости + провал по высоте… 😦
Было бы полезно переключиться на меньшие расходы. Что бы точнее дозировать РВ. Да мозг перестает адекватно думать…
Несколько раз моделировал ситуацию с выводом при глохе, хотя мотор работал на ХХ и это не совсем то. Набирал высоту и пробовал. С набором скорости лучший вывод получался с меньшими расходами. Удержание в лифте проблем не вызывало. Мотор то работает! Вот только оценивая глазом вертикальную скорость падения снижения в лифте, понимаю, что ежели чего… придется использовать веник… 😁
Заглох на не большой высоте , ну на взлетку никак … немного площадку шасси подломил )))
Я в экстренной ситуации не теряюсь и думаю рационально, но как показала практика с бензинычем, всё что я мог сделать на электричке или на более маленьких самолётах калилках, уже не совсем подходят. Я по чуть чуть натягивал стик но чувствовал что хвост уходит. а он летит носом в землю и ничего не осталось как перед самой землёй, набрав немного скорости дать ручку на себя и в самый последний момент немного ушел в горизонт и я как на харриере а плюхнул, тоесть он у меня встал на заднюю стойку и плюхнулася, но стойки всё таки ушли. Слава богу у меня на самолёте площадка под стойки узенькая, она просто вылетела. Если бы она была как на всех широкая, как мы щас его починили, зря наверно, но нафиг бы мотораму выбило и носовую часть разломало. Однако есть проблема небольшая. При таком падении у движка и крыльев есть инерция. У меня мотораму немного вырвало от удара. А крылья… а крылья не знаем, проверили вроде нормально. А узнаем нормально ли, только в небе, когда будем смотреть как он бззззз падает в землю… Ну надеюсь всё будет нормально)) Идя на тропу 3D пилотажа надо готовиться к падениям и ждать что когда нибудь мотор заглохнет.
hottab Ну чтто? Больше делать нечего? Зачем оффтопим? 😈
Читайте первое сообщение темы и удалите свой оффтоп!
==============================================
как показала практика с бензинычем, всё что я мог сделать на электричке или на более маленьких самолётах калилках, уже не совсем подходят
Верно. Еще точнее - совсем неподходит! Мелкий самолет спокойно плюхаем, меняем винт и летим дальше…
по чуть чуть натягивал стик но чувствовал что хвост уходит. а он летит носом в землю
а крылья не знаем, проверили вроде нормально. А узнаем нормально ли, только в небе, когда будем смотреть как он бззззз падает в землю…
Бывают трещины. Вроде несколько полетов нормально, потом хрясь…
Идя на тропу 3D пилотажа надо готовиться к падениям и ждать что когда нибудь мотор заглохнет.
Создал тему, мож кому поможет. Всеж перенять ложку опыта у старших товарищей не повредит.
Создал тему, мож кому поможет. Всеж перенять ложку опыта у старших товарищей не повредит.
А вот это не понял. Я описал как у меня было. Не нравится могу удалить.
не понял
Ваши сообщения нравятся. Удалять не нужно.
В 50СС я новичек. Опыт всего ничего - 1 год. С удовольствием черпаю опыт других, более опытных парней, которые хотят им делиться на форуме. А Вы чего нехорошего подумали? 😃
hottab Ну чтто? Больше делать нечего? Зачем оффтопим?
Читайте первое сообщение темы и удалите свой оффтоп!
Я тут стараюсь , живой пример выложил, а ему не нравится!!! Странно…
Создал тему, мож кому поможет
Я подумал вы сказали “создал тему а вы ее превращаете в другу и пишите не о том о чём нужно” воть)))
Продолжу мысль этого поста.
Летая с мотором практически не сталкиваюсь с перетягиванием ручки. Стоит мах расход. Можно рулить плавно, можно дернуть на всю.
В безмоторном полете сразу вылезает перетягивание… 😦 со всеми негативными последствиями. Всеж винт на ХХ заметно обдувает плоскость, своим потоком меняет угол атаки и заодно поддерживает самолет по вертикали.
Без мотора двигать РВ нужно очень осторожно. Я конечно не измерял, но критический угол атаки получается очень маленьким… 😦
Заглох на не большой высоте
Дмитрий, высота-то была достаточно приличная. При планировании вы пытались (это наверняка было на инстинкте) все время взять ручку на себя, заставляя лететь самолет по прямой, тормозя скорость планирования.
Если бы было снижение именно как качественное планирование - по прямой, с постоянным углом снижения, то можно было бы спокойно с разворотом ( не путать с виражом!) - спланировать и посадить самолет к себе ( а не в бурьян) . Но этот инстинкт изначально вырабатывается, к сожалению, только на планерах. На самолетах с тягой более 2 единиц это чуство постепенно атрофируется.
😈Вспомним дедовский лозунг, под которым рождалась советская авиация, и из которого вышли много классных летчиков-испытателей ( а обсуждаемая ситуация как никогда подходит к тренировке действий в нештатной ситуации) : “от модели к планеру , с планера - на самолет!”
По моему тут все просто. Основная ошибка в таких случаях это завешивание самолета. Т.е. увеличение угла атаки при снижении скорости. С работающим мотором это был бы переход в харриер, а так просто модель в какой то момент падает. Главное при планировании ни в коем влучае не давать больших расходов по РВ это сразу срыв и падение. Я первым делом стараюсь разогнать модель, направив модель вниз, если надо то и вертикально, и затем плавно вывести, дальше обычная посадка. Если высоты мало, то разогнать максимально потом вывести резче, чтобы погасить вертикалтную скорость и в конце последние метр-два спуститься на лифте. Попытки посадить с лифта с бОльшей высоты скорее всего закончатся дровами, т.к. на лифте самолет постоянно набирает вертикальную скорость. В любом случае нужно хорошо знать и чувствовать модель.