Как научиться садить самолет в отведенное место?

chabapok

Как научиться садить самолет в отведенное место - на асфальтовый “пятачок”? Никак не выходит - то недолет то перелет, то пролетаю вообще мимо, а на разворот уже нету высоты. Один раз (наверно совершенно случайно) почти вышло, но самолет оказался как мяч - спружинило шасси, самолет подпрыгнул и улетел дальше - в траву (и носом ее, носом). С симулятором те же проблеммы, с тем отличием, что позволяешь себе делать то, чего в жизни не позволил бы и частенько втыкаешься в землю…

Интересует у кого сколько примерно полетов ушло на то, чтобы научиться сажать самолет куда задумывалось, а не куда вышло?

п.с. налетал в риале всего около 10-15 полетов а в симе всю зиму. Из них 90% посадок заканчивались клевком в землю и положением самолета “вверх шасси”, при этом что удивительно винт еще не сломался, но чувствую что с такими темпами оджнажды я получу труху.

NailMan

Полетов 70 на то чтобы смочь посадить самолет на асфальтовую полосу.

lexa777

На форуме есть заглохшая тема про аммортизацию стоек… Как я понимаю, от козления это спасает… Хоть и не будешь сразу в пятачок попадать… Правда там только фото, но у автора можно и подробности спросить…

Wherewolf
NailMan:

Полетов 70 на то чтобы смочь посадить самолет на асфальтовую полосу.

не согласен! категорически!

я попадаю, а у меня полётов-то… не семьдесят…

правда я начинал зимой… научился подводить к земле…
а летом уже курс… хотя поначалу страшно было к себе самолёт близко подводить…

только личный опыт… подводи не глуша мотор и уходи на круг…
раз 5-6 так делай… а потом сажай… за это время поймёшь как ведёт себя аппарат…

neviDimka
chabapok:

Как научиться садить самолет в отведенное место - на асфальтовый “пятачок”? Никак не выходит - то недолет то перелет, то пролетаю вообще мимо, а на разворот уже нету высоты. Один раз (наверно совершенно случайно) почти вышло, но самолет оказался как мяч - спружинило шасси, самолет подпрыгнул и улетел дальше - в траву (и носом ее, носом). С симулятором те же проблеммы, с тем отличием, что позволяешь себе делать то, чего в жизни не позволил бы и частенько втыкаешься в землю…

Интересует у кого сколько примерно полетов ушло на то, чтобы научиться сажать самолет куда задумывалось, а не куда вышло?

п.с. налетал в риале всего около 10-15 полетов а в симе всю зиму. Из них 90% посадок заканчивались клевком в землю и положением самолета “вверх шасси”, при этом что удивительно винт еще не сломался, но чувствую что с такими темпами оджнажды я получу труху.

Лучше всего взять инструктора и пройти курс обучения.
Если коротко, то процесс посадки состоит из нескольких этапов, которые следует выполнять последовательно, один за другим. При этом этапы нельзя совмещать и, если предыдущий этап получился плохо, лучше пролететь без посадки развернуться и начать все сначала.
Я сейчас не помню, как все формулируется по-научному, поэтому изложу своими словами:

  1. Заход на полосу. Самолет должен точно выйти в торец полосы. При этом он дуолжен снижаться не против ветра, а вдоль оси полосы (это может быть и под некоторым углом к ветру, естественно, ветер должен при этом все-таки быть встречным или боковым, а не попутным). Но лучше всего все-таки начать тренировки в безветренную погоду или при слабом ветре, дующим вдоль полосы. Для выполнения захода на полосу делаете пролет вдоль полосы, далее уход от полосы и разворот на полосу. В конце разворота самолет должен оказаться на оси полосы. Эта часть посадки - самая простая, но при этом самая важная. Для отработки навыка попробуйте несколько раз зайти на полосу, при этом не ставя задачи посадить самолет, а просто пролетая над полосой или в непосредственной близости к полосе. Это даст возможность почувствовать самолет. При этом можно пробовать небольшое снижение высоты и скорости.
  2. Далее, после правильного захода на полосу начинается снижение. Цель этого этапа - вывод самолета строго на торец полосы, причем с высотой не более 1-2 м. Для отработки правильного снижения также не пытайтесь выполнить его сразу. Делайте заход чуть дальше, чем это требуется для посадки и начинайте снижение, лишь немного убрав скорость. При этом самолет будет выходить на полосу и проносится над ней на большой скорости. Стойте на краю полосы в средней ее части и направляйте самолет прямо на себя. Когда самолет приблизится к началу полосы, корректируйте его курс, чтобы он летел строго над полосой. Постепенно уменьшая скорость, добейтесь стабильного выхода на торец полосы. При этом ручка газа будут скорее всего в положении близком к нулевому, а скорость самолета достаточно высокой и она будет поддерживаться за счет снижения высоты. Однако при наличие ветра для стабильного полета потребуется оставить газ. Например, при ветре примерно 5 м/с я выхожу на полосу пости в пол-газа. В идеале этап снижения должен проходить плавно, постепенно и равномерно. Это потребует серьезных тренировок, как на тренажере, так и в живую. Рулем высоты надо работать очень аккуратно и примерно так: скорость снижения Вы регулируете беря ручку на себя. Очень осторожно, чтобы самолет не начинал снова набирать высоту. Далее, вы не бросаете ручку, а продолжаете ее удерживать. Самолет через некоторое время начнет снижаться быстрее, вы еще чуть-чуть ручку на себя. Таким образом, можно добится стабильного снижения высоты с одновременной потерей скорости. Причем задача - сделать это снижение контролируемым и управляемым, тогда это перестанет быть лотереей: попал на полосу или нет.
  3. Вы вышли на полосу с высотой 1-2 м. Теперь вы плавно продолжаете убирать газ (если он еще до конца не убран и если нет ветра) и продолжаете плавное снижение, удерживая руль высоты. При этом самолет начинает планировать. Чтобы почувствовать управление самолетом на этом этапе, можно проделать это упражнение на высоте. Здесь главное не снизить скорость настолько, что самолет свалится на крыло. Не бойтель сажать самолет на скорости, гораздо хуже, если в момент посадки скорость будет недостаточной и самолет перевернется. Кстати, на скорости и управлени самолетом более точное.
  4. Далее касание земли. Если у Вас тренер с передним колесом, то Вы должны сначала коснуться двумя задними колесами, а уже потом передним. Даже если скорость в момент катания была высокои и самолет подпрыгнул - это не страшно. Главное не бросать управление и не пытаться резко двигая руль высоты вернуть его на землю или наоборот, заставить планировать. Просто продолжайте управлять самолетом, как будто посадки еще не было. Все равно, главное уже позади. Если Вы не будете делать резких движений, то самолет сядет нормально. Самое плохое, что может случиться - это Вам не хватит длины полосы, а это неприятность небольшая. Если же попытаться в этот момент дать газу и взлететь, то цена ошибки возрастает и можно запросто сделать морковку.
  5. После того как самолет стоит на земле всеми тремя колесами, он довольно быстро теряет скорость. Ну а рулежка по полосе ни у кого особых проблем не вызывает.

Наличие ветра, дующего вдоль полосы, потребует увеличить расход газа в момент посадки.
А наличие ветра, дующего под углом к полосе, потребует очень аккуратной работы элеронами (придется постоянно выравнивать самолет). При этом самолет будет заходить на полосу как бы боком (глиссировать), так как ветер будет его постоянно сносить с полосы. Здесь потребуется умение независимо работать ручками руля направления для поддержания движения самолета вдоль полосы и элеронами для выравнивания самолета. Особенно сложно это на тренерах, т.к. там обычно отклонение руля направления вызывает сильный крен самолета. Поэтому отрабатывать посадку все-таки лучше без ветра.

По срокам:
У меня на то, чтобы стабильно садиться без ветра (стабильно - это пять полетов, пять посадок с невыключенным двигателем) ушло примерно 50 полетов (из них 25 с инструктором на шнуре общее обучение управлению самолетом, а остальные 25 - самостоятельная отработка только посадки). Кроме этого: один разбитый тренер (это уже летал самостоятельно) и 6 винтов (при жесткой посадке на асфальт ломаются довольно часто) и месяц почти ежедневных тренировок на симуляторе. Так что товарищ, установивший Вам 70 полетов, не так уж и не прав! Зато теперь, посадка для меня это самых интересный момент полетов. Хотя даже сейчас я редко когда сажусь сразу; сначала пролетаю над полосой, чтобы получше почувствовать поведение самолета. Я еще на тренажере заметил, что первая посадка всегда “косая”, последующие получаются значительно лучше.

Удачи.

Garry888

Привет!

У меня в полетах перерывчик был, так весной вышел - и та же проблема 😃 . Садится, конечно… Но не туда куда ты хочешь 😂

Проблема решена - вы будете смеяться - не Reflex’om, хотя он есть, а обычным FMS с вот такой моделькой - Zlin50.

Его файл для FMS 8
Model.zip

Когда вы ее научитесь сажать без повреждений и точно на полосу - у вас скорее всего и в реале будет получаться. Успехов!

K_Maxim

Есть один совет по посадке. 😃 Чтобы не было “козления”, нужно после выравнивания, на высоте пол метра прекратить дергать ручкой (в смысле рулем высоты). Выровнялся на 1-0,5 м. и все зафиксируй ручку, не тяни вверх. За счет экранного эффекта, сам мягко сядет. Попробуй на симуляторе.
Это я из реальной авиации (сам летаю), когда учился, все время пытался бороться с “козлом”, а потом инструктор показал как нужно, и все встало на свои места. В RC тоже самое. 😁
Чем ниже высота выравнивания, тем мягче посадка. А для точности, делай более крутую глиссаду, и выравнивай в два приема на 3х м и потом на 0,5.
Мягких посадок.

Слепой_Пью

Не совсем так. Козление возникает из-за слишком высокой вертикальной скорости, что является следствие недовыдерживания или передерживания на большой высоте (самолет просто падает). И ручкой надо работать, особенно на двухстоечном шасси – самик надо сажать на три точки, иначе высока вероятноть капотирования. Я сажаю так – после выравнивания придерживаю самик на высоте порядка 1м до тех пор пока он не наберет угол атаки в 5-10 граудсов. А вот после этого тянуть ручку на себя перестаю – и самик мягко садится на три точки (если шасси двухстоечное) или на задние с последующим опусканием носа (если трехстоечное).

А как завести на полосу – а где стоит пилот? Я п для начала посоветовал стоять прямо на полосе и заводить самик на себя. Когда станет получаться автоматически – можно с полосы и уходить. Мне потребовалось порядка 100 часов в симе. Я подредактировал летное поле так чтобы пилот стоял на полосе и пересажал все самолеты из RF2 (кроме реактивных) по 10 раз без крешей. В результате первый полет никаких проблем кроме дрожи в коленках не вызвал.

foxtrot

Со всеми согласен. NeviDimka зрит прямо в корень - весь процесс, как на ладони.

Пару добавлений по опыту наставничества. На посадке необходимо одновременно управлять геометрией глиссады и скоростью. Задачи равноценны! Парнишка 15 раз худо-бедно сел на шоссе, но при первой же посадке на грунт вырвал шасси (кстати неслабо переклеенные и усиленные до этого) и перевернулся (на шоссе такое тоже случалось, когда съезжал с него на обочину на скорости). Причина банальна - на шоссе можно и на приличной скорости касаться - слегка скозлишь и все, на поле такой номер не проходит, а парнишка только и привык в основном геометрию глиссады отрабатывать.

По геометрии: частая проблема - заход на полосу на большой высоте, как следствие, трудность с угадыванием по недолету-перелету - самик сильно разгоняется на снижении. 3-4 метра перед последним разворотом - оптимальная высота (правда скорость должна быть достаточная для безопасного разворота). Другая проблема - разворот на полосу слишком близко к себе - приходится экстренно снижаться, чтобы не перелететь, сюда же и проблема со скоростью при таком снижении. И наконец постоянная беда - попытка зайти на полосу с разворота в 180 градусов - никак не доходит, что разворот на 90 можно выполнить точнее, чем на 180. На 180 градусов - фактически попытка зайти по касательной к полосе.

На шоссе парнишка учился садиться прямо как описал NeviDimka - взлет и 5-6 проходов над полосой пока не пристреляется, тока потом посадка, если при выдерживании узнаются все признаки успешного захода - точная геометрия (по удалению и высоте). Так в общем то 15 полетов и прошли - все в обучении посадке. За 70 полетов можно научиться садиться идеально, но для более-менее сносной посадки достаточно и пару десятков (умножаем на 4-5 попыток - проходов над полосой) + регулярные полеты на симе (в нашем случае зиму).

По своему опыту процесс следующий: разворот на удалении 130 метров высота метров 10, резкий “клевок” для разгона (почти пикирование) и выход на высоте метра 2-2,5 (удаление метров 100), плавное снижение до 1-1,5 метров и удаления 50-70 м, если скорость большая слегка завешиваю нос на удалении метров 50, и после этого плавно касаюсь земли у ног. Профиль крыла ClarkY поэтому выдерживание можно растягивать до самых малых скоростей. Данный процесс меня только подвел в сильно ветренную погоду (5-7 м/с) - резко сокращается дистанция выдерживания даже при сильном разгоне на снижении (метров с 30).

toreo

Вы знаете, мы тут можем до хрипоты спорить и приводить свои методики и советы, только… это ровным счетом ничего не значит. В факе лежит ссылка на правильную посадку. Там все разжевано до мелочей. Все остальное - опыт опыт и еще раз опыт. Пока у пилота не появится на уровне рефлекса “чувство полета”, все цифры, расчеты, к точной посадке никакого отношения не имеют. Как говорил мой тренер, крутится в небе можно научится очень быстро, а вот сделать посадку из любого положения, мгновенно оценить ситуацию, принять правильное решение и мягко прирулить к ногам, нужен налет.
имхо.

xoms-modelist

Мне кажется, чтобы научиться попадать на полосу надо, например, потратить несколько полетных дней на отработку заходов на посадку и пролетов над полосой на малой высоте. Для удобства можно встать поближе к оси полосы, на траектории самолета же стоять не советовал бы.

dvsnik

tо neviDimka: новичок как прочитает - так и всё желание заниматься РЦ пропадёт 😃

Тут другая проблема: как найти полосу после взлёта в FMS? 😃

shonik

Вы знаете, мы тут можем до хрипоты спорить и приводить свои методики и советы, только… это ровным счетом ничего не значит. В факе лежит ссылка на правильную посадку. Там все разжевано до мелочей. Все остальное - опыт опыт и еще раз опыт. Пока у пилота не появится на уровне рефлекса “чувство полета”, все цифры, расчеты, к точной посадке никакого отношения не имеют. Как говорил мой тренер, крутится в небе можно научится очень быстро, а вот сделать посадку из любого положения, мгновенно оценить ситуацию, принять правильное решение и мягко прирулить к ногам, нужен налет.

Полностью согласен! Я хоть и начал заниматься РЦ совсем недавно, но в “авиации” уже давно, несколько лет “полетов” в Microsoft Flight Simulator, обучение в виртуальной школе БелАвии, то могу сказать что даже в симе посадить Ту-154 по всем правилам необходим только налет, как и здесь… У меня у самого два дня назад при очередных полетах при развороте на посадку захлох двигатель (причина не понятно, так как в баке было еще топливо и я пристреливался к посадке) не успел самолет вывести из разворота, потеря скорости и в землю. Повреждения незначительны, сейчас восстанавливаю… Но был бы опыт, был бы налет - этого не случилось бы…

Vladimir_T

Не хочу никого учить этому упражнению, хочу только добавить. Была у меня моделька, весом гдето 3,2 кг с удельной нагрузкой 83гр/дм2. Так вот, садить ее было одно удовольствие. При такой нагрузке, при заходе на посадку (на малом газе), траектория модели имела явно выраженную глиссаду, как у настоящего самолета. Тоесть я точно мог прощитать место посадки. С нагрузкой 60 гр/дм2 прощитать посадку было сложнее на порядок, встречный и боковой ветер сильно меняли мои расчеты, вернее просчеты и вообще казалось что модель не хочет садиться. Глиссады практически никакой, поэтому поначалу садил туда где сядет, мне это не нравилось, посадка для меня вообще-то самое приятное упражнение.

papaAlex

День добрый.

А почему никто не говорит о скольжении на крыло? Это же хороший способ уточнения захода на торец полосы - самолёт “бочком” теряет высоту, а боковая поверхность фюзеляжа, не позволяет ему уж очень сильно разгоняться на снижении.

Панкратов_Сергей

Не хочу никого учить этому упражнению, хочу только добавить. Была у меня моделька, весом гдето 3,2 кг с удельной нагрузкой 83гр/дм2. Так вот, садить ее было одно удовольствие. При такой нагрузке, при заходе на посадку (на малом газе), траектория модели имела явно выраженную глиссаду, как у настоящего самолета. Тоесть я точно мог прощитать место посадки. С нагрузкой 60 гр/дм2 прощитать посадку было сложнее на порядок, встречный и боковой ветер сильно меняли мои расчеты, вернее просчеты и вообще казалось что модель не хочет садиться. Глиссады практически никакой, поэтому поначалу садил туда где сядет, мне это не нравилось, посадка для меня вообще-то самое приятное упражнение.

По моему не совсем верно.
Сказывается больше не нагрузка на крыло,а аэродинамическое качество.
Фан в нужное место посадить значительно легче чем пилотажку или планер.
Приходится для посадочных режимов включать механизацию-губить качество.

neviDimka
papaAlex:

День добрый.

А почему никто не говорит о скольжении на крыло? Это же хороший способ уточнения захода на торец полосы - самолёт “бочком” теряет высоту, а боковая поверхность фюзеляжа, не позволяет ему уж очень сильно разгоняться на снижении.

Потому как обсуждается тема посадки новичками, а не опытными пилотами. Где уж тут гасить скорость плоскими поворотами. По прямой-то на полосу не попадаешь. Да и тренеры плохо приспособлены для этого: при работе рулем направления появляются крены, которые тут же надо выравнивать… Да еще в условиях стресса от самой процедуры посадки… Да еще, когда толком то и не ясно, то ли скорость выше, чем надо, то ли ниже…
😃

ДАК

А по моему- всё проще. Новичку надо научиться в начале сажать модель вообще без шасси и куда попало, в разумных пределах. Потом- садить куда уже хочется. Потом поставить шасси и пройти всё вышеуказанное. Причём это всё можно проделывать на поле.
А уж потом, выйти на кукую-нибудь взлётку и практическ и все проблемы- отпадут.

toreo
ДАК:

А по моему- всё проще. Новичку надо научиться в начале сажать модель вообще без шасси и куда попало, в разумных пределах. Потом- садить куда уже хочется. Потом поставить шасси и пройти всё вышеуказанное. Причём это всё можно проделывать на поле.
А уж потом, выйти на кукую-нибудь взлётку и практическ и все проблемы- отпадут.

отпадут вместе с шасси 😃
Не согласен. Это методика со времен двухканальной аппаратуры и моторов КМД.С современными симуляторами и карбюраторными моторами она вредна.То есть можно, конечно, но не нужно.