Чем тоньше симметричный профиль, тем... Что?

6wings

у меня много чего конкретно из рук рвало и рвёт, включая собаку, которую особенно трудно в руке удержать при работе хвостовыми рулями - задницу так закидывает, что ого-го 😃
Но есть разница-то. У всего тобой и мной вышеперечисленного рули в обдуве тянущим винтом, а здесь - толкающий привод, у которого боковой момент создается как бы им самим даже когда рули не обдуваются вообще. Ни винтом, ни набегающим потоком.
Кроме того, что это прикольно 😃, очень интересно самому ощутить разницу в управлениии.
Ты кленовый лист на самолёте с тянущим пропеллером сделать можешь? То-то 😃

Габариты самолета какие планируются? При том, что еще в разумный вес надо будет вогнать устройство ОВТ

По размаху хочется уложиться в метр. По длине - еще не знаю.
Сам механизм ОВТ будет легким - есть три варианта реализации с разной эффективностью, но все достаточно легки. Скорее, вес на себя возьмут 2 дополнительные сервы - грамм 36-40.

lyoha

Я не встречал нигде(может конечно плохо искал) ни одной удачной реализации 3Д-пилотажного самолета под импеллер.
И разница здесь только в том, что при приемлимом весе и нагрузке на крыло задача практически нереализуемая.

6wings

мне интересен не столько сам импеллер (гори он ясным пламенем), сколько задний привод с ОВТ. Есть какое-то смутное ощущение, что в простейшем случае с его помощью можно обойтись вообще без других рулей. Хотя, так я делать не собираюсь 😃
Для того, чтобы это попробовать, я особо выдрючиваться ни с какой с копийностью не планирую. Фюз буду делать крестообразным контурным из толстого листового ЕРР 20-25 мм с углем со всех 4-х сторон, импеллер расположу в хвостовой части внутри этого креста - тем самым снимается вопрос воздухозаборников, крыло - хочется утку с КОС (интересно), но пока не уверен.
Учитывая наличие ОВТ, можно вообще начать с фюзеляжной дельты с элевонами и жестким килем без РН… ХЗ, я пока думаю.

boroda_de

Скорее всего начинать проще с дельты. Профиль ей не обязателен, на низких скоростях достаточно стабильна. КОС + утка + ОВТ может оказаться “гремучей смесью”, уж больно утки чуствительны к ЦТ и всякого рода возмущениям, а с ОВТ ещё научиться управляться предстоит.
Проэкт интересный, у самого импеллер с КОС планируется: He-162D

6wings

Юрий, а существуют ли какие-нибудь рекомендации общего плана по поводу расположения ЦТ на утке, а также пропорций утки с КОС? Или тупо ориентироваться на пропорции Беркута, например?
Насчет “взрывной смеси” мысль, конечно, интересная, но КОС-то как раз должен улучшить срывные характеристики на малых скоростях (если я правильно понимаю), а передние рули улучшить динамику по тангажу…

boroda_de

Рекомендация вроде одна для всех: ЦТ перед нейтральной точкой 😃
Я пользуюсь программой home.arcor.de/d_meissner/schwerp.htm, она имеет английский и немецкий интерфейс. Можно чисто графически рисовать утки с КОС или тандемы и самолёты с тремя крыльями (не обязательно классические би и трипланы) и выссчитывать ЦТ для заданной стабильности
Для утки, как мне кажется, лучше перестраховаться и сделать площадь стабилизатора ~30% от крыла, но не знаю, как это будет дружить с ОВТ. Гуру меня поправят, если что, т.к. я едва с традиционными компоновками вроде разобрался, а тут венигрет такой с КОС ОВТ + утка.

Palar
an2an:

Жесткость обеспечивается не материалом, а конструкцией. Если ты хочешь сделать жесткое крыло, то любые нагрузки на изгиб крыла, следует переводить в нагрузки чего-либо на разрыв. Тут без объемной конструкции не обойтись, или крыло не нулевой толщины или растяжки…

Как правило любые элементы конструкции самолёта разрушаются от нагрузок на сжатие, в том числе и полка лонжерона крыла. Поэтому основной расчёт полки производится на разрушение от сжатия (потери устойчивости) , а не растяжения (разрыв). Особенно это относится к дереву и композитам, прочность которых на сжатие или на изгиб меньше, чем на растяжение.
При конструкции лонжерона в виде бруска или стержня (не трубки) расчёт производится на изгиб.

ADF

Я думаю, что на заводских пенолетах с даже тонким крылом выполнен профиль потому, что это мало влияет на стоимость производства, но зато ощутимо повышает продажи 😉 Ощутимого прироста ЛТХ, уверен, наличие профиля в данном случае не дает.

Что касается модели - в данном случае, на мой взгляд, нужно просто прикинуть, во что вылезет по массе плоское крыло по сравнению с профильным при равных мех. х-ках.

Делать управление только за счет УВТ нельзя: при планировании рулицо не будет…

6wings
boroda_de:

Я пользуюсь программой home.arcor.de/d_meissner/schwerp.htm, она имеет английский и немецкий интерфейс.

Спасибо за программки, начал крутить - очень полезно и удобно.

ADF:

Делать управление только за счет УВТ нельзя: при планировании рулицо не будет…

угумс - об этом я как-то не подумал. А надо оно - планировать-то? Вон, вертолеты планировать не умеют, но летают же 😁
Кроме того, можно:

  • сажать всегда на малой тяге
  • подруливать отклоняющим механизмом ОВТ за счет только одного набегающего потока, проходящего через импеллер.
    Почти “летающий кирпич” 😃
boroda_de

Немного из другой оперы (пушер), но ОВТ, почти фабричный:
www.elektromodellflug.de/…/funjet_vektor.htm

Вдогонку: несмотря на бОльшую летучесть утки, данная схема не пользуется для грузовых ЛА, т.к. летабельный диапазон ЦТ очень узкий.

6wings

Интересно следующее:

  • Хайвольт в прошлом году сделал из точно такого же мультиплекса утку, приделав ей передние управляемые крылышки и из соображений центровки разместил мотор со специальной ооо-о-очень длинной осью чуть ли не посередине фюзеляжа. И именно этой уткой он отвалил крыло моему зуму 😃 Но летала она с этими крылышками действительно очень приятственно и вертикально вставала чуть ли не на месте.

  • у меня в коробке лежит точно такой же мультиплекс еще не собранный. Никак не придумаю, что с ним делать.

  • с первого раза не рассмотрел - ОВТ на линке действительно двухкоординатный. ЗдОрово! Повторить что ли в точности?

ADF

Что-то внутри меня подсказывает, что такой вот поворотный винт дает жуткие гироскопические моменты: ты ручку на себя, а самолет - набекрень 😃 Видел кое какие видео о полетах моделей с такими установками - колбасятся-то они конечно задорно, но ни разу в кадре не колбасились ровно, по заранее известной пилоту траектории: набрал высоту, покувыркался всяко, надоело - остановился и вышел как пришлось.

50% ОФФ: Корректнее все-таки УВТ - управляемый 😉 в доказательство даже у буржуев зовецо TVC - thrust vectoring control.

6wings

У Сушек УВТ, у МиГов ОВТ.
Ну, раз “control” - будем звать УВТ.
Хотя, буржуи-то, поди, просто у Сухого название слизали 😃

Насчет кривизны траекторий с большим винтом - есть, конечно, такая вероятность. Но:

  • пока сам не попробуешь - не узнаешь
  • у нас же микшеры есть, можно подумать на тему компенсации если понять от какой ручки куда крутит…
malikh_d_a
ADF:

Что-то внутри меня подсказывает, что такой вот поворотный винт дает жуткие гироскопические моменты: ты ручку на себя, а самолет - набекрень 😃 Видел кое какие видео о полетах моделей с такими установками - колбасятся-то они конечно задорно, но ни разу в кадре не колбасились ровно, по заранее известной пилоту траектории: набрал высоту, покувыркался всяко, надоело - остановился и вышел как пришлось.

50% ОФФ: Корректнее все-таки УВТ - управляемый 😉 в доказательство даже у буржуев зовецо TVC - thrust vectoring control.

ОВТ - Отклоняемый Вектор Тяги у наших вроде так принято сокращать

ADF
6wings:

У Сушек УВТ, у МиГов ОВТ.

Спасибо, теперь буду знать!

Просто “управляемый”, на мой взгляд, более корректный термин 😃

6wings:
  • пока сам не попробуешь - не узнаешь
  • у нас же микшеры есть, можно подумать на тему компенсации если понять от какой ручки куда крутит…

Не все так просто. Слишком дофига переменных, чтобы микшеры адекватно работали. Скажем, если на скорости УВТ юзать - то гироскопический момент обнаружить вряд ли удасться, а вот на скоростях, близких к нулю кобласить будет только в путь: зажмите в руку мотор с каким-нибудь массивным АПС-овским винтом, навалите газу и попробуйте им помахать, маховик еще тот!

С другой стороны - речь-то об импеллере, там эта проблема, чую, будет менее выражена.

6wings

только что пообщались с коллегой по телефону на эти же темы.
Он настаивает на том, что даже если импеллер один, то сопла надо делать два с независимым управлением по тангажу. Это даст возможность получить управление тягой не только по тангажу и рысканью, но и по крену (тангаж в противофазе на разных соплах). В принципе, очень правильная мысль, т.к. без этого ни силовая бочка, ни роллинг хариер будут невозможны - элероны (или элевоны) не обдуваются.
Кстати, в известном клипе Себастьяна Сильвестри с моделью МиГа ОВТ, он тоже не выполняет ни силовую бочку, ни ролиннг хариер. Просто летает на закритических углах и просто висит (но как красиво! 😃). Видимо, несмотря на то, что у этой модели МиГа два сопла и, скорее всего, две турбины как и у прототипа, управление ОВТ по крену не обеспечено. Не сомневаюсь, что ели бы оно было, Себа обязательно нам его продемонстрировал бы 😃

ADF

на паркджетс су-37 с двумя управляемыми винтами видел? по-моему наиболее рациональный и правильныйй вариант УВТ.

6wings

спасибо за линк!
Посмотрел видео. Ожидал, по правде говоря, большего.
Может быть, из-за того, что вчера полетал на СУ-37 в АФПД, который и без УВТ летает очень интересно.

ADF

По моему видео в первую очередь показывает уровень пилота, а не модели 😉

От модели там требуется то, что она при всех эволюциях летит ровно и не бекренится сама собою, как у других поделок с УВТ. На мой взгляд, это очень существенный плюс!

PS: а можно как нибудь модельку Су для АФПД скинуть? Тоже бы глянул.