Повышение надежности управления (2 приемника на модели)

smax
Губанов_Игорь:

Не верю!!! Более чем в 99%

Я уже написал тут в посте номер 22 :
rcopen.com/forum/f87/topic349575/22

что у меня был отказ аппаратуры (конкретно, заглючил приемник Hitec ). Приемник вдруг стал рулить всеми рулями сам по себе и газовать спонтанно. Прям рядом за секунду до взлета. Приемник не роняли, не били, антенну не рвали.
Работоспособность так и не восстановилась.

Доказать не смогу - не записывали на камеру сей момент. При чем тут “отказы в голове”, я не понимаю.

soar

Сообщение от smax моя практика еще очень мала, летаю всего 5 лет и то - очень редко. И за это время уже было несколько отказов. Отсюда недоверие…

Так может, с этого стоило начать? Рассказать, на чем летаете, какое радио, где и т.п. Глядишь, не пришлось бы так долго обсуждать футуристическо-утопическую идею дублирования…

smax
soar:

Тогда не будет такого брожения мыслей,

Желаю вам и дальше летать без отказов. Лично мне не повезло. Отсюда и брожжения…

Arseni

Можно ли считать бредовой идею повышения надежности летающего снаряда?

Вопрос целесообразности для легкого планера конечно спорный, но зачем отбивать желание и говорить “делай как все”? ТС, и так вроде в курсе, что есть “стандартные пути”.
Если Вы не знаете красивого решения проблемы не означает, что она нерешаема.

К слову - рулевыe поверхности делят за милую душу, например в AirBus (upper/lower rudder):

soar
Arseni:

К слову - рулевыe поверхности делят за милую душу, например в AirBus (upper/lower rudder):

Вам не обломно было искать это, чтобы доказать очевидные вещи?)))) Кто-то спорил, что не делят? Кто-то строит Airbus? А какая, собственно, у нас тут проблема, требующая такого “красивого” решения? )
Если топикстатер подробно ответит все же, на чем он летает (радио, приемники, частоты, серво) то проблема решится за секунды, возможно. Желание никто не отбивает, желание направляют в то русло, где чаще всего и находится решение этой проблемы - сопли в изготовлении, сопли в подготовке радиооборудования и электрики, использование частот, которые в этом регионе особо помеховосприимчивы и т.д. А Вы сразу Airbus …)))
К слову, делят не для надежности (типа, откажет одна секция - порулим другой!)) Это сложная система эффективности управления в различных режимах полета

smax

Вот так думаю управлять стабилизатором с двух серв:

Arseni

Да что так искать “split rudder” ввел 😃 Просто я их видел - и вот теперь стало интересно для чего их режут. Не на всех самолях чисто для надежности, но на некоторых это первая как я понял причина.

Да я думаю, что у ТС есть идея сделать именно дублирование и вряд ли дело в каких-то реальных проблемах. Я не экстрасенс, но мне почему-то так кажется.

И лично я не вижу в этом ничего плохого - моделисты - они такие странные люди иногда - идут не самыми простыми и эффективными путями. Я вот пол зимы уже летаю на потенциально глючной плате управления мультиротором (мучаюсь, трачу время, ковыряю, настраиваю), при том, что у меня на полке лежит нетронутая наза2 😃 Сам не знаю почему - просто так интереснее
Зато сколько у меня теперь опыта по отказам и всякоразным падениям.

soar
Arseni:

Сам не знаю почему - просто так интереснее

Ну прикольно, конечно…)) Зачем тогда вообще что-то делать, если экстрим по-кайфу?..) Продолжаем и все дела.😁😁

smax
soar:

Если топикстатер подробно ответит все же, на чем он летает (радио, приемники, частоты, серво)

Я этого не скрывал по ходу всей темы.
Hitec Laser 4 40 MHz
Hitec Optic 6 40 MHz
Turnigy 9X 2.4 GHz
FrSky 2.4 GHz
Futaba 7C 2.4 GHz

Сервы:
Hitec HS-81 (вышли из строя 2 штуки непонятно от чего),
Hitec HS-55 (испорчено штук 5 за всё время, некоторые от перегруза),
и китайские (которые либо сразу не работали либо работают все безотказно по сей день, и только одна сломалась от явного перегруза).

soar
Arseni:

Не на всех самолях чисто для надежности, но на некоторых это первая как я понял причина.

Первую и главную причину я Вам назвал. Управление такими самолетами - процесс сложный, режимы полета разные (взлет, круиз, посадка.) Это требует сложной механизации и независимого управления различными секциями крыла. Дублирующие системы работают по принципу отключения проблемной и вводу резервной. Вы же не думаете, что в современных самолетах идут механические тяги от штурвала к элеронам и прочим рулям? 😁😁

smax:

Я этого не скрывал по ходу всей темы. Hitec Laser 4 40 MHz Hitec Optic 6 40 MHz Turnigy 9X 2.4 GHz FrSky 2.4 GHz Futaba 7C 2.4 GHz

ок, и на всех у Вас одна и та же проблема? ))

smax
soar:

ок, и на всех у Вас одна и та же проблема?

Я же уже рассказывал тут про проблемы. Ладно, еще раз:

  1. Optic 6 40 MHz - заглючил приемник перед взлетом, если бы заглючил в полете - гарантированный краш, причем неизвестно как далеко он бы улетел сам по себе (ведь еще и газовал сам!!!).
  2. Потеря связи на Turnigy 9X, не точно, но очень вероятно. Был потерян самолет Ил-96, 3-х метровый.
  3. Самопроизвольная поломка Hitec HS-81 серв (не в полете).
  4. Поломка (вероятно от перегруза) сервы Hitec HS-55 на самолете Ан-22 Антей, но, так как второй элерон работал, аварии удалось избежать.

Теперь же я собираюсь сделать 2-3-х метровый планер для полетов над собой высоко (300-500 метров), возможно даже с камерой. В случае отказа он улетит очень далеко. При наличии второго независимого приемника есть шанс хотябы уронить его рядом с собой.

Arseni
soar:

механические тяги к элеронам и прочим рулям?

Это смотря что считать современным самолетом. На том, что сейчас вовсю летает РВ/РН рулится тягами и ничего (Скажем АН-24).
А на последних поколениях вроде даже от гидравлики отказываются (Боинг). И как там отключается проблемный привод руля?
Механизация больших современных самолетов мне кажется обладает большой надежностью в частности от того, что актуаторов на крыле очень много. Отказал кусок элерона - ничего - на другом крыле есть “лишний” интерцептор.
Это во многом похоже на идею ТС.

А как происхоит отключение проблемной системы? Вот случился преславутый Jammed Ruder - как будем его “отключать”? Может это и к моделям применимо?

smax:

уронить его рядом с собой.

Может второй приемник будет рулить ровно одной сервой “парашют”?
Я не шучу - это не обязательно должен быть парашют - может просто какой-то мощный тормоз. Главное, чтобы вероятность самопроизвоольного выброса не подпортила общую картину уровня риска.

soar
smax:

Теперь же я собираюсь сделать 2-3-х метровый планер для полетов над собой высоко (300-500 метров), возможно даже с камерой. В случае отказа он улетит очень далеко.

Маским, смотрите…у меня 3-4 метровые планера. Летаю настолько далеко и высоко, что иногда теряю из виду. Стоимость спортивных моделей такого класса, хоть и не равна джетам, но тоже не маленькая и мало приятного угробить. Если Вы тешите себя надеждой, что сможете спокойно летать или как-то обезопасить себя в мегагерцовом диапазоне, то лучше расстаньтесь с этой иллюзией побыстрее) Турнигу кто хвалит, кто ругает, но трехметровый агрегат ил-96 я бы не доверил, наверно.
Исходя из всего Вами сказанного мне видится оптимальный вариант - если бюджет ограничен, купите себе новый Таранис за 200 баксов, приемники FrSky и забудьте о своей головной боли). Кстати говоря, я летал на FrSky модуле и приемниках два года, с футабой. Теперь модуль тоже футаба, а приемники все равно FrSky FASST. Работают превосходно, но тут об этом уже не одна тема написана.😁

Arseni:

И как там отключается проблемный привод руля?

Привод не дублируется, юноша.)) Дублируются системы управления приводами. Архитектура ЭДСУ - штука сложная, но никому в голову не приходит ставить по два запасных мотора на каждую секцию закрылка “на всякий случай”. Сам привод - очень малопроблемное место.

Arseni:

Это смотря что считать современным самолетом. На том, что сейчас вовсю летает РВ/РН рулится тягами и ничего (Скажем АН-24).

Я современным самолетом считаю то, что НЕ рулится тягами.)) А Вы? Про Ан Вы мне лучше ничего не рассказывайте, я на фирме этой проработал более 25 лет.
С уважением…)

Arseni:

Механизация больших современных самолетов мне кажется обладает большой надежностью в частности от того, что актуаторов на крыле очень много.

Никто с этим не спорит. Разумеется, такая многофункциональность поможет в критической ситуации. Но повторю - главная идея не в этом.

spyder3
smax:

В таком случае попрошу модератора удалить тему.

Тема полезная закрывать не надо - всем интересно даже тем кто дублировать ничего и не планирует. Что я тут почерпнул - например по вашим сервам. У меня тоже давно сгорели HS81 и HS55. С переходом на тяжёлые самолёты сервы ставлю другие, но 2 раза выходили из строя HS225-MG, и один раз с дымом. Стоят они на дросселе Саито-125. Мой вывод из этой темы - Хайтек сервы не плохие, но дешёвые те такие как HS-225МГ, HS-81, HS-55 итп (те до $30 ) брать не стоит. Что то от $40 и выше те более подходящее для хобби, либо от других фирм где ценовые критерии не так критичны

KBV
smax:

Я же уже рассказывал тут про проблемы. Ладно, еще раз[…]
Теперь же я собираюсь сделать 2-3-х метровый планер для полетов над собой высоко (300-500 метров), возможно даже с камерой. В случае отказа он улетит очень далеко

Из такой постановки задачи и проблем, которых вы хотите избежать, решением видится парашют управляемый отдельным приемником.
Как было очень правильно замечено- проблемный узел необходимо отключить и парашют делает именно это- отключает все узлы (в одном из которых сбой) и вводит в действие резервный 😃
Одновременно с выпуском парашюта можно отрубать питание борту (эл.выключателем управляемым этим вторым приемником) и принудительно давить двигатель.

soar
KBV:

Из такой постановки задачи и проблем, которых вы хотите избежать, решением видится парашют управляемый отдельным приемником.

…а так же отдельным передатчиком)))😁😁
Откровенно говоря, коль сама идея настолько дорога сердцу топикстартера ( хотя более-менее нормальное радио решит все его задачи), то принудительное прекращение полета с безопасной посадкой намного выгоднее экономически и в разы проще технически, чем городить какие-то дублирующие системы.

KBV
soar:

…а так же отдельным передатчиком)))😁

ессно)

smax

С парашютом заманчивый вариант.
Однако, для начала реализую всё таки двойные рули, как и планировал.

(Недостаток парашюта в том, что если, к примеру, настроить ФС на очень плавный разворот руддером, то самолет может планируя самостоятельно вернуться в область приема и связь восстановится (в случае именно потери связи), но если парашют помешает совершить этот маневр, будет очень обидно. То есть нужно как то настроить выскакивание парашюта именно из-за сбоя, когда уже ничего не остается. Но как определить, что произошел именно сбой, а не секундная потеря связи? Активация парашюта отдельным приемником выглядит как то не очень … скорее всего это должен быть воообще отдельный электронный спусковой механизм, опять же независимый)

KBV

Значительное количество отказов, которые я видел, происходило по силовой линии- батарея, регуль, двигатель. В первую очередь я бы защищался от отказов этих узлов.
Надеюсь независимый бортовой аккумулятор (питания борта) у вас предусмотрен?😉

smax:

Активация парашюта отдельным приемником выглядит как то не очень … скорее всего это должен быть воообще отдельный электронный спусковой механизм, опять же независимый)

ну вам же непременно хотелось второй приемник. он у вас будет 😃

smax
KBV:

Надеюсь независимый бортовой аккумулятор (питания борта) у вас предусмотрен?

Безусловно. Причем, чтобы не вешать 2 аккумулятора, один приемник будет питаться от БЕКа, второй от NiMh. Если будет запас по весу, запитаю и первый от собственного NiMh.