Резонанс сервомашинок.

Михаил_Екб
V_Alex:

А вообще, при наличии прожорливых серв стоит пользовать повербоксы, там все эти нюансы учтены.

Это минисервы, даже не стандарт. Какие повербоксы на 1,5 метровом самолете.

V_Alex:

При совместном “зудении” нескольких серв их движки одновременно потребляют пусковые токи.

Серва на руле направления подтормаживается задним колесом по этому не зудит. Сервы элеронов отцеплял, остовалась одна руля высоты. Эффект не изменялся.

V_Alex

Если вопросы с питанием можно считать решенными, то остаются вопросы совместимости серв и аппаратуры. Такое тоже встречается довольно часто, поскольку сейчас нет единого стандарта.
Если серва не зудит на сервотестере и зудит на приемнике, проблема может крыться в настройке электроники (мертвая зона, растяжка импульса и демпфирование в ООС) для аналоговой сервы, либо в настройках софта в цифровой. Если доступен программатор под эти сервы, есть шанс исправить ситуацию изменением настроек, как уже советовали выше. Для варианта с аналоговыми - только замена серв.
Лететь с таким бортом однозначно нельзя. При триммировании серва может выйти из зоны действия липучки-“компенсатора”.

Andry_M:

Такие сервы питают напрямую через толстые провода.

Напрямую от чего? Схемку можно?

Andry_M
ZigZag_ZZ:

может ещё почитать гдето?

Павел вот ссылка. Написано простым языком. Для начального ознакомления. Читать 2 раздела:

  • Дрожание (Jitter) и “мертвая зона” сервомашинок
  • Динамика работы сервомашинки

Затем из 2-го абзаца поочереди берем каждый параметр и примеряем его к временной диаграмме. Анализируем…

Сервы программируются для работы на определенном напряжении. Для стандартных режимов. Если что сильно меняется, серва будет работать не оптимально. Вобщем все зависит от программы…
Я несколько раз писал на форуме, о моих потугах с Хайтеком и о полной бесполезности программатора… Вот Вам и зона нечувствительности… 😦 Т.е. что толку в программаторе, если программа не дает изменить то, что хочется… 😃

Производители все разные, программы меняются от бренда к бренду, от сервы к серве, и от времени выхода сервы… Поэтому все у всех так непохоже…

Однако дребезг сервы - явно указывает на возможную неоптимальность фильтрации ошибки или попытке сделать более точной около нуля. Т.е. все из-за движения к скоростным сервам… 😦

Посмотрев на временную диаграмму, немногое мы можем изменить. Снизить момент инерции плоскости и как бы снизить наклон кривой. Все! Остальное только программно.
С первым понятно. Второе - снижением питающего напряжения и введением постоянного статического момента. То, что пришло на ум. Мож еще что…
Вот так… 😃

V_Alex:

Напрямую от чего?

От силового аккумулятора. Дабы избежать всевозможные глючи и отказы… Я не говорю именно о Вашей модели. Это был ответ на “прожорливые сервы”…
Ранее я выкладывал замеры. И говорил о теоретическом пиковом потреблении 50СС в 15А.

V_Alex:

Если доступен программатор под эти сервы, есть шанс исправить ситуацию изменением настроек, как уже советовали выше.

См выше мой пост.

V_Alex:

Лететь с таким бортом однозначно нельзя.

50СС. Отлетал 1 сезон, 160 вылетов. Летаю 3ДЭ. Самолет не жалею…

V_Alex
Andry_M:

От силового аккумулятора. Дабы избежать всевозможные глючи и отказы…

Повторяю вопрос по схеме: как это реализовано практически? Пучок серв подпаивается без разъемов прямо к силовому аккумулятору? Или реализована силовая шина питания мимо приемника?

Михаил_Екб
V_Alex:

Повторяю вопрос по схеме: как это реализовано практически? Пучок серв подпаивается без разъемов прямо к силовому аккумулятору? Или реализована силовая шина питания мимо приемника?

Это стандартная схема подключения при использовании S.BUS. Схема на стр 29 штатного руководства Futaba 14sg.
Но это к данной теме не относится.

+++Лететь с таким бортом однозначно нельзя. При триммировании серва может выйти из зоны действия липучки-“компенсатора”.

Почему? это проявляется только около нуля и без нагрузки, если нормально приклеить то и на максимальных углах под 60 гр. не выйдет.

Vladlen

В полете этого эффекта может и не быть.

Andry_M
V_Alex:

как

От всех серв провода к аккумулятору. Приемник отдельно. Схема ЗВЕЗДА.

ZigZag_ZZ

Андрей, я не про дрожание спросил а про то что изобрАжено на видео…
Я не мальчик от Пилотажа, с Пилот-2 начинал путь…
Хитеком пользуюсь на говнолётах…

Andry_M

Про чё спросили, про то и ответил… 😃 Назовите хоть “озноб”… 😃

spyder3

Вот Andrey Nasarov ответил абсолютно точно.
Подвержены только циф. сервы. Лечится программированием - увеличением мёртвой зоны, если не программируются снижением бортового напряжения. Конечно не всегда помогает тк некоторые сервы изначально хронически больны и лечатся заменой, а не демфированием резиной итп
Например про Граупнер это давно известно, что брать их не надо. Например с Савоксом такого вы не увидете

Михаил_Екб

Для успокоения души подключил внешний BEC (кастл 20а), результат не изменился.
Есть ещё решение, применить более тугие шаровые шарниры наконечников тяг. У меня они имеют небольшой люфт. Пластилина напихал в шарниры, то же пропало.
+++Например про Граупнер это давно известно, что брать их не надо.
Но на моделях с короткими качалками и маленькими рулями они же хорошо работают, это в статике (конкретно эти же сервы.) Также когда включаешь винт и идет обдув рулей то же пропадает, в полете не будет этого резонанса.

Я так понимаю решения два 1) Увеличить трение в подвесах, тягах. и 2) программирование.

dima2000
Михаил_Екб:

Я так понимаю решения два

Третий вариант - просто включить мотор.😃
Появится нагрузка на рули и ни каких свободых колебаний…

Много раз видел такое(на чужих самолетах) - летать ни кому это не мешало.😃

Михаил_Екб
dima2000:

Третий вариант - просто включить мотор.

Это не вариант, небольшой выход из ситуации:)

Deeks

Без обсуждения, мои предположения:
Я вижу, при резком бросании, вибрацию самого стика, и сразу же торможение руля рукой (при пролете зоны нечуствительности, как на видео ниже, выглядит чуть иначе).
Проходит ли вибрация сама? За сколько времени? Может рычаги не рассчитаны? Большая инерция?
И в полете, набегающий поток не будет ли демпферировать? Как эти липучки?

Andry_M
Михаил_Екб:

Я так понимаю решения два

Михаил, выше писал для Вас и остальных предполагающих. Походу читать дано не всем… 😦 или настолько непонятно пишу? 😁
Типа кино чтоли снять? 😈 Как положено, с сопением и кряхтением…

Deeks:

вижу, при резком бросании, вибрацию самого стика

Это интересно! 😎

  • Еще может резонировать главная плата пульта. На ней проц с обвязкой. Кварцевый генератор может иметь девиацию. Отсюда девиация канального импульса…
  • Смазка подшипников стиков имеет чрезмерное поверхностное натяжение. Появляется отдача хода с преобразованием импульса…
  • Стики пульта без воздушных демпферов. Требуется их установка с подбором точки крепления для спрямления передаточной функции…
Михаил_Екб
Deeks:

Проходит ли вибрация сама? За сколько времени?

Да, на элеронах 2-3 секунды, на руле высоты может секунд 15, а можно и не дождаться окончания, на руле направления нет, колесо препятствует.

acrobat

Здравствуйте, а если, допустим утяжелить рули, тем самым изменить собственную частоту колебаний плоскости и избежать резонанса? Допустим просто прилепить кусочки пластелина на задние кромки рулей. (Просто для пробы)

Prophead

И добиться возникновения флаттера в полете…

Михаил_Екб

Если утяжелить рули приклеив кусочки пластилина ни чего не изменяется.
Если положить на спину эффект уменьшается, затухает за 1-3 секунды и это если резко бросить ручки, при обычном движении стика даже не появляется.

Сначала буду переделывать тягу, все таки есть небольшой люфт в шаровых наконечниках. Это мне кажется первопричина. У меня на всех самолетах шар был с натягом, а эти с небольшим но зазором.

ZigZag_ZZ
Михаил_Екб:

Сначала буду переделывать тягу, все таки есть небольшой люфт в шаровых наконечниках. Это мне кажется первопричина. У меня на всех самолетах шар был с натягом, а эти с небольшим но зазором.

анкологично, у мну практически нет люфтов(просто ненавижу болтанку управляющих поверхностей), может поэтому не ловлю сей прикол…

spyder3
Михаил_Екб:

Это не вариант, небольшой выход из ситуации:)

Михаил,
Пока летайте как есть если не чем заменить. Тоже Дмитрий Пузанков сказал. Ни кто в полёте ручки не бросает а перемещает и не резко. Вибраций на вашем маленьком электро-тренере не будет так что больших проблем я не вижу

ekf
Wladimir_Th:

У меня такой хреновиной Хайтеки 81-е страдали. Пришлось менять. Поставил китаез стоковых- летаю по сей день. Причину так и не знаю.

Лет 5 назад на 81 Хайтеках тоже нарвался на такую фигню. Эффект был как на видео с той лишь разницей, что сервы ,после дергания ручки, шли вразнос.Причем проблема возникала при работе с родным PCM приемником ( аппа Futaba 9Z). При подключении к обычному родному FM приемнику сервы тихонько дрожали, но такой проблемы не возникало. Путем вскрытия установил, что были 2 типа 81 серв - с платой на белой керамике и стеклотекстолите. Тряслись стеклотекстолитовые. Вылечил заменой плат. Остальные внутренности полностью совпадали.

kinshas

У меня на пенолете от RC Factory стоят Emax ES08MD 12 gr, выбросил их уже десяток из-за этих колебаний, ничего не помогает, 20-30 полетов и новая Серва начинает дрожать, и в полете дрожит, и чувствуется по полету сильно, короче я их просто выбрасываю периодически. О чем это я, а до этого на таком же пенолете стояли сервы с ХК 2518, трясло их не хило но лечились, разбирал, протирал переменник и Серва работала полетов десять, потом все повторялось, но на этих СерваХ был легкий доступ к переменнику, а на Emax переменник закрытый поэтому в утиль. При легком дрожании помогают демпферы (велкро) тут об этом уже писалось.

Если утяжелить рули приклеив кусочки пластилина ни чего не изменяется.

Согласен, а вот если облегчить рули или серву по мощней (длину качалки серво уменьшить), проблема уйдет.

Михаил_Екб
kinshas:

а вот если облегчить рули или серву по мощней (длину качалки серво уменьшить

Найти мини серву весом 26 гр с усилием более 7 кг трудновато. Если и на этой уменьшить качалку резонанс то же резко уменьшается. Качалка нужна большая.
Неисправность по питанию отброшена. Сегодня попробую перепрограммировать мертвую зону.

вашем маленьком электро-тренере не будет так что больших проблем я не вижу

Я то же не вижу. Просто у меня на больших электричках всё четко, я не люблю ни какие отклонения от работы. И этот 1,5 метровый мелколет то же сделаю.

kinshas
Михаил_Екб:

Найти мини серву весом 26 гр с усилием более 7 кг трудновато.

Хм, 26гр, походу это и есть проблема, возьмите серву 35гр(при чем 7кг тоже трудно найти), это стандарт для мини, HS5245 или 7245 или KST 515(alofthobby)