Бортовые огни в современных условиях (Li-Ion, мощные светодиоды) проблемы и реализация...
Вот вам схема моего действующего макета. Он был сделан на 2 огня, но их можно довести до любого нужного количества.
Для действующего макета прекрасное решение. На практике оно представляет собой ИПП в роли передатчика и “антенны” разнесенные по самолету параллельно сервокабелям и удлинителям 😃
Реально в макете использовался готовый миниатюрный (18 x 30 мм) микроконтроллер “Arduino Mini” (18 x 30 мм). На то время были еще меньше - “Femtoduino” (20.7 x 15.2 мм), но раздобыть их не удалось…
Любая тема гибнет, когда в нее приходит Ардуина 😈
Сейчас для мелких проектов можно использовать такое: carduino.ru/product_info.php?products_id=2172
Я, кстати, посчитал вариант питания светодиодов от 5 вольт. Вышло 0.63 ВТ на резисторе, при токе 0.35А
Основные потери не на резисторах. Можно считать, подбирать, ставить ШИМы,
но всегда нужно помнить, что кпд светиков (как правило) не превышает 25%. И, несмотря на достижения CREE, натриевую лампу по кпд они пока не превзошли 😃 Такшта основное тепло выделяется именно со светодиода.
Главный фокус состоит в том, что огни светятся не одновременно, а поочередно, по “карусельному” приниципу.
Как бы совсем не в теме, потому может и не обоснованные опасения.
Какие импульсные токи по отношению к максимальному постоянному рабочему держат эти светодиоды? ПРи вами заявленной частоте переключения?
До того, как собрать макет, работу схемы вначале отлаживал на эмуляторе “ISIS Proteus”.
???
Для действующего макета прекрасное решение. На практике оно представляет собой ИПП в роли передатчика и “антенны” разнесенные по самолету параллельно сервокабелям и удлинителям
Силовые проводники, свитые попарно, запросто решат вашу проблему 😃
А вообще-то импульсные помехи актуальны при индуктивной нагрузке типа моторов, здесь же она чисто пассивная, так что вряли они скажутся.
Сейчас для мелких проектов можно использовать такое: carduino.ru/product_info.php?products_id=2172
Да, приятная малышка. Только есть сомнения, что в ней есть входы прерывания, а без них крутить программные циклы еще то извращение.
Такшта основное тепло выделяется именно со светодиода.
Так в этом никто и не сомневается, зачем лишний раз упоминать об общеизвестном?
Или вы таки предлагаете натриевую лампу? 😉 Тогда уж лучше ксеноновую вспышку! 😁
Какие импульсные токи по отношению к максимальному постоянному рабочему держат эти светодиоды? ПРи вами заявленной частоте переключения?
Сейчас скажу, какие мне достались.
…
Cree ® XLamp ® XP-E. Работают при токе 1А, при котором яркость такая, что зайчики потом долго в глазах бегают.
Поэтому об “ипульсности” даже задумываться не приходилось - 1А хватало.
Вот ссылка на зеленые, где-то там же и красные.
Вообще-то эту идею до конца не забросил и надеюсь когда-нибудь к ней вернуться.
БАНО мне нужны прежде всего для того, чтобы включать их в случах, когда визуально теряешь квадрик/самик в небе, и наборот, выключать их при посадке, чтобы ротозеи не сбегались (зае…ли уже своими идиотскими вопросами).
Cree ® XLamp ® XP-E. Работают при токе 1А, при котором яркость такая, что зайчики потом долго в глазах бегают.
Поэтому об “ипульсности” даже задумываться не приходилось - 1А хватало.
Вопрос не про “хватало”.
Вопрос про то какую часть заявленной мощности светодиода можно использовать.
Вариант использовать 10-ти ватный для того чтоб он максимум светил как 1-вт- не канает.
В даташит на эти LED частотные характеристики не обнаружил.
Следовательно, они низкочастотные, и это неудивительно, т.к. мощные п/п приборы обычно имеют большую площадь и - емкость перехода.
Поэтому ни о какой “имульсности” в XR-E речь идти не может, так что смело считайте, что “импульсный” ток в них равен постоянному - 1 А.
Значит опасения оправданы.
Этот способ вынуждает использовать светодиоды на мощности меньшего их номинала в количество раз, равное количеству ветвей огней.
Значит опасения оправданы.
Смотря в какой ситуации. Если вы планируете БАНО, в которых LED должны гореть постоянно, тогда да, их яркость упадет соответственно кодичеству ветвей.
Но у меня была другая задумка: зеленые и красные огни загораются на 200-300 мсек (переключаясь поочередно с частотой 1000 Гц), затем гаснут на 1200 мс.
В этом случае потери светоотдачи не будет.
Конечно, любое схемотехническое решение не универсально и имеет свои плюсы и минусы, и данное решение не исключение, выбор наиболее приемлемого остается за вами.
Однако хочу напомнить об одном психофизическом свойстве человеческого зрения: оно менее чуствительно к снижению скважности, чем пиковой яркости, т.е. обладает инерционностью “вверх”.
Т.е., если поддерживать пиковую яркость на постоянном уровне, то глаз будет мало замечать снижение общей яркости из-за повышения скважности.
Если вы планируете БАНО с LED, которые должны гореть постоянно,
Не обязательно постоянно, достаточно того что они в какие то моменты времени должны гореть одновременно.
У Cree нет данных по импульсным токам. Можно глянуть у Arlight. Они дают 1,5 раза от максимального постоянного при скважности 1/10.
Частоту переключения мощных светодиодов лучше смотреть в даташитах драйверов с возможностью диммирования. Для MT7201 типовая частота составляет 10кГц.
Но у меня была другая задумка: зеленые и красные огни загораются на 200-300 мсек (переключаясь поочередно с частотой 1000 Гц), затем гаснут на 1200 мс.
Это уже на БАНО, а елочная гирлянда 😃
Они дают 1,5 раза от максимального постоянного при скважности 1/10.
То есть почти ничто в данном применении…
Это уже на БАНО, а елочная гирлянда
Но нужную мне задачу она решает. В свою очередь любопытствую: а какие БАНО хотите сделать вы - точь-в-точь соответсвующими стандартам ИКАО?
точь в точь не нужно, но если рассматривать постоянно горящие огни на крыльях, периодически включающиеся фары и мерцающие огни на фюзе и хвосте, получается и правда гирлянда с изменяющейся в несколько раз яркостью…
Увы, идея не выдержала проверки…
получается и правда гирлянда с изменяющейся в несколько раз яркостью…
Не, изменение яркости программно убирается…
Но светики должны стоять в разы более мощные чем с них будет сниматься.
Этот способ вынуждает использовать светодиоды на мощности меньшего их номинала в количество раз, равное количеству ветвей огней.
Спасибо за разъяснение.
Встряну…
Для вечернего шоу, летающая ёлка-это самое оно, кто не видел не осознаёт.
Зрелище -потрясающее!
Для копий это другое дело, там своя песня, кстати с годами БАНО меняли своё свечение, с постоянки на мигалки.
А у F-18 например скримент с ГОЛУБЫМИ огнями сделали вместо зелёных, строил надысь, перелопатил кучу бумаг и напоролся на фото с голубыми, прикольно получилось.
Увы, идея не выдержала проверки…
Не совсем понятно - какая именно идея не выдержала проверки?
У меня замысел был такой, и он не изменился: монтируем зеленый светодиод в нос самика/квадрика, а красный в хвост.
И допустим, что моделька улетела досточно далеко, и в полете отказали сразу и FPV, и GPS-автовозврат домой, поэтому непонятно, как ею управлять, чтобы она начала лететь домой.
Вот здесь и пригодятся эти квази-БАНО из двух огней: зажигаем их (в пульсирующем режиме 250/1200), и по цвету огня становится понятно, куда она летит, и соответствующим образом корректируем курс.
Если же непонятно (оба огня имеют одинаковую интенсивность), то подворачиваем модель на 90 градусов, и тогда уж точно становится ясно, куда она летит.
Проверьте на макете\на земле - различите ли вы цвет светодиодов на таком расстоянии
А у вас есть обоснованные сомнения? К сожалению, не уверен, что мне скоро удастся это проверить.
Но зато хорошо помню, что на реальных пассажирских или грузовых самолетах, летящих на высоте около 1-1,5 км, снизу хорошо видны цвета БАНО, причем днем.
Если было бы иначе, то зачем они тогда вообще нужны?
А у вас есть обоснованные сомнения?
Угу, при солнце индикатор борта (яркий светодиод) со 100 метров практически неразличим синий или зелёный, зелёный или красный - скорее угадывается.
К закату различимость, конечно, улучшается 😃
Сергей, а как ты планируешь решить проблему охлаждения светодиодов посадочных фар? Я какраз, восстанавливаю разбитый летом “Пингвин” (меняю фюз) и возникла идея добавить 1вт посадочную фару. Но проблема в том, что радиатор светодиода то находится сзади и как от него забрать тепло пока чето ничего в голову не приходит.
Угу, при солнце индикатор борта (яркий светодиод) со 100 метров практически неразличим синий или зелёный, зелёный или красный - скорее угадывается.
Ну, тогда получается, что это общая световая проблема, не связанная именно с нашим БАНО-проектом. Значит, нужно как-то увеличивать контрастность огней. Например, не зря на светофорах сверху устанавливаются теневые козырьки.
Еще хорошо бы вместо LED, которые дают относительно широкий спектр, сливающимся с окружающим светом, использовать узкополосные источники света. Например, диодные лазеры, в них и нужную вам импульсность легко получите.
Правда, обойдутся они дороже.