Почему пухнут LiPo аккумуляторы?

72AG_ClearSky

Сегодня принудительно сжег путем протыкания острым предметом батарейку ZIPPY Flightmax 4000mAh 2S1P 30C hardcase pack. Почему я сделал это? Потому что она уже второй раз вспухает в своем жестком корпусе… А в прошлые выходные, будучи свежезаряженной, не смогла дать нормального тока для работы электродвигателя моей р/у машины. При этом, установленный на балансном разъеме индикатор контроля батарей с установленным напряжением отсечки на 3,4 вольта не пищал, напряжение на ячейках батареи было нормальным. Но машина не хотела ехать быстро и ползла на маленькой скорости, как в случае, когда напряжение низкое и регулятор оборотов не работает в полную мощь.

Так вот вопрос - почему она вспухла? Правила заряда/разряда/хранения LiPo аккумуляторов я знаю и аккуратно исполняю, заряжаю ее на профессиональном 4-х канальном зарядном устройстве, но все равно дело для нее кончилось плохо.

P.S. Кстати, когда я аккуратненько вскрыл жесткий корпус, то увидел внутри батареи на одной ячейке (сдувшейся ранее) следы вытекшего электролита… Полагаю, что это произошло тогда, когда батарейка вспухла первый раз, а затем так же сдулась. Я тогда подумал, что газы в ячейке как-то сами ушли в результате химической реакции заряда? разряда? и что целостность ячейки не была нарушена. А оказалось - электролит вытек в нескольких местах. Почему же тогда ячейка не загорелась? Ведь туда мог попасть кислород!

P.P.S. После того, как пламя погасло и батарейка остыла, полез смотреть, из чего же она состоит. Оказалось, что корпус ячейки представляет собой оболочку из толстой алюминиевой фольги, в которой находился пакет из очень тонких медных и алюминиевых листов фольги, между которыми было что-то сгоревшее. Подсчитал количество медных листов (алюминиевые выбросил, т.к. от высокой температуры алюминий местами проплавлялся до дыр), и получилось, что в пакете находилось 40 листов медной и 40 листов алюминиевой фольги. Т.е. 40 элементарных ячеек LiPo, соединенных параллельно!!! Если считать, что номинальная емкость батареии была 4000 мА*ч, а элементарных ячеек (лист медной фольги+лист алюминиевой фольги+электролит между ними) - 40, то каждая элементарная ячейка обладала емкостью 100 мА*ч! Возник вопрос - а где же располагался литий?! Горела-то она не по детски!

Кстати, еще возник один вопрос. Поскольку новые аккумуляторы приходят такими твердыми, и с учетом увиденной внутренней структуры батарейки, пришел к выводу, что в новом аккумуляторе элементарные ячейки (те самые 40 листов медной и алюминиевой фольги, а также электролит между ними) плотно сжаты, пустоты отсутствуют, и площадь соприкосновения материалов между собой максимальна. Поэтому новый аккумулятор обладает низким внутренним сопротивлением и нормально отдает свой паспортный ток? Теперь, если это так, и судя по тому, что аккумулятор пухнет, а пухнуть он может только от газов, то логично предположить, что во время какой-то химической реакции в элементарных ячейках образуются газы, которые, выходя из элементарных ячеек в пакет общей ячейки, приводят к ее вспуханию. Это так? И если продолжить логические рассуждения дальше, то образующиеся газы вызывают расслоение (отслоение) слоев медной и алюминиевой фольги от слоя электролита, что, по идее, должно приводить к уменьшению площади соприкосновения материалов, увеличению внутреннего сопротивления и уменьшению токоотдачи. И если это тоже истина, то поможет ли на практике внешнее механическое сдавливание батареи под прессом или еще чем-нибудь тяжелым, чтобы попытаться вновь прижать друг к другу слои элементарных LiPo ячеек, и тем самым восстановить токоотдачу батареии в целом?

72AG_ClearSky

Померял толщину медной фольги, использованной для производства этой батарейки, и офигел - толщина всего 0,04 мм!!! Она похожа на тонкую медную бумагу 😃.

Triumpher

Лития там нет. Только его ионы в гелеобразном электролите.

valera_UA

Сегодня ганял Skywalker Falcon на батарее Turnigy nano-tech 2650mah 3S 25~50C, боевая батарея, много видела, но как говорится подустала. Двигатель крутит на медленных оборотах, напряжение есть, но не летит.Дал газу в полную, а в этот момент начал трогать батарею и слегка сжимать, обороты увеличились вдвое. Дальше не экспериментировал, слышком теплая была.

72AG_ClearSky:

И если это тоже истина, то поможет ли на практике внешнее механическое сдавливание батареи под прессом или еще чем-нибудь тяжелым, чтобы попытаться вновь прижать друг к другу слои элементарных LiPo ячеек, и тем самым восстановить токоотдачу батареии в целом?

Вопрос только в том, когда рванет…:)Расширение не может длиться вечно, это не вселенная.
P.S. Сначала расширение, а потом взрыв! А не наоборот!😁

ADF

Почему вспухла? Потому, что лето. Лето - пора опухших батарей.

Перегреваются они и пухнут, внутреннее посративление от опухания растет, батареи перестают давать номинальный ток.

72AG_ClearSky

Так я бы нормально отнесся к тому, что она вспухла, если бы она вспухла от работы. А то ведь лежала в холодильнике после зарядки в режиме Storage. Достаю из холодильника - а она вспухла 😦.

Triumpher:

Лития там нет. Только его ионы в гелеобразном электролите.

А чего же там тогда горит ярким пламенем, когда протыкаешь оболочку, и внутрь попадает воздух? Причем реакция лавинная - сначала интенсивный дым, а потом и пламя.

ADF

При протыкании слои шунтируются, начинается сначала локальный разогрев от протекающего тока, а от нагрева вся пластина в итоге занимается. Про точный состав в гугле прочтите, много там всякой бяки, склонной к горению 😃

Если батарея издохла лежа в холодильнике - значит батарея была говном. Они такие - го8няшечные - регулярно попадаются, к сожалению. Не надо забывать, что батареи - это расходник.

incomer

Посоветую до 3,7 сажать. Гораздо дольше живут.

L243

Уже обсуждалось много раз. Чаще всего пухнут от предельных нагрузок, хоть от заряда, хоть от разряда. У меня 4 акка на бикслер с Аксном, две свежие как были так и есть, две достались почти в дар, были чуть вздутые (использовались на квадре) тоже без изменения. Ибо с планеров нагрузка никакая.

Udjin
72AG_ClearSky:

И если это тоже истина, то поможет ли на практике внешнее механическое сдавливание батареи под прессом или еще чем-нибудь тяжелым,

Да, поможет.
Этот рецепт практикуется в сильно нагруженных сетапах планеров F5B.
Батареи обжимаются между стеклотекстолитовыми пластинами.
Это дает более ровную токоотдачу и батарея меньше просаживается под нагрузкой.

ADF
Udjin:

между стеклотекстолитовыми

Какой толщины берется текстолит (желательно с примером габаритных размеров) и есть ли на обратной стороне - ребра жесткости? Ведь сдавливать банки надо равномерно по всей площади, а текстолит легко прогибается дугой, распределяя всю нагрузку по периметру банок.

Очень хотелось бы увидеть реальный конструктив, можно даже с фото, если есть!

PS: на столе проводил опыты, сдавливая батарейку при помощи двух толстых кусков фанеры и струбцины. Поциклил, погонял под нагрузкой. Разница в токоотдаче была, но не такая сильная, как хотелось бы. А главное - не придумал, как подобный обжим реализовать без избытка веса, чтобы на борт поставить.

Udjin

2 мм, сдавливается все это безобразите скотчем и термоусадкой толстой.

В моём сегменте вес не критичен … батареи должны иметь минимальный вес 430 грамм. Приходится еще и свинцом догружать.
Батареи пытаются дуться, просто между пластинами у них это не особо получается 😃)

Буду собирать очередной пак - размещу фото в блоге.

ADF

Ясно. Но все-же первая мысль - сверху над пластинами еще палычки подсунуть, хоть деревянные, хоть тоже текстолитовые, чтобы на среднюю часть нагрузку получше распределить.

azovsky82

А если, изначально новый акб уматать стеклотканью на эпоксидке с усилением карбоном…?

ADF

Если, если… Нельзя про теплоотвод забывать. Помимо планеров, где двигатель редко более 30 секунд работает, бывают и другие моторные модели. Где батареи норовят наоборот порвать на отдельные банки и вставить промежду ними разделители, для лучшего обдува воздухом. Бездумное заматывание никак не улучшает условия теплоотвода: и если батарея решит взорваться, она сделает это независимо от дополнительной внешней брони. Ну, с броней конечно громче будет, если очень повезет - даже с осколками.

Виктор
72AG_ClearSky:

Сегодня принудительно сжег путем протыкания острым предметом батарейку ZIPPY Flightmax 4000mAh 2S1P 30C hardcase pack. Почему я сделал это?

А жалко, они бы ещё могли долго поработать, например в шуруповёрте.

72AG_ClearSky
Виктор:

А жалко, они бы ещё могли долго поработать, например в шуруповёрте.

Так ведь она не обеспечивала нормальной токоотдачи. В шуруповерте тоже стоит электромотор, и нагрузки там нехилые.

Виктор

Эта тема уже сто раз поднималась, уже по моему всем надоела. Если аккум у вас загорелся - значит он ещё вполне рабочий был. У меня ни один не горит - из него всё выжато.

L243
72AG_ClearSky:

Так ведь она не обеспечивала нормальной токоотдачи

у вас скорее всего не весь пак сдох, а одна банка, по этому моторчик вместо положеных 7.4В получал около 4-5В, вот и ехала машина еле-еле. Викторуже не однократно советовал - выкидываем мертвую банку, живую оставляем. Как появится ещё одна/две спаиваем и получаем живой пак либо для модели, либо для шуруповерта, или ещё для чего… Если денег не жалко или лень, конечно можно не заморачиваться и просто каждый раз брать новый акк.

ADF
72AG_ClearSky:

… В шуруповерте тоже стоит электромотор, и нагрузки там не…

Шуруповерт - полная фигня по сравнению с моделями. В любом шуруповерте токи меньше 10А. В реальности, думаю, даже 7-8А не превышают.

Oris

Я замерял ток в шуруповерте. 10 ампер - 15 в пике. 😃 макита литий ионные аккумуляторы 12 вольт. ( заморачивался - проверял потянет ли гнездо прикуривателя в авто)

А по теме. Сегодня 2 ака пролежали в машине на солнце. Достал - оба надутые - остыли - снова норм. Ох боюсь я этих акков. Один загорелся при зарядке один разьем хт60 остался.

72AG_ClearSky
Виктор:

Эта тема уже сто раз поднималась, уже по моему всем надоела. Если загорелся - значит он ещё вполне рабочий был. У меня ни один не горит - из него всё выжато.

Li-Po аккумуляторы

В моей батарее, когда я снял с нее жесткий корпус, в который она была заключена, одна банка уже сдулась, и через это отверстие вытекло немного гелеобразного электролита, а вторая была надута так же,?как у вас.

spyder3

>> Почему пухнут LiPo аккумуляторы? <<
Потому что

  1. Может вы превышаете допустимый ток ЛиПо
  2. Либо вы покупаете их из любимого магазина некондиционных товаров “ХК”. Однако я сам там покупаю но я даю фору ЛиПо в 80% и оно не пухнет
9 days later
Alex_R

У меня на работе штук 40 различных батарей, от ХК 2S 250mah до Maxamps 11000mah. Так вот скажу что все это как судьба решит. Сейчас поражаюсь maxamps 11000mah 4S, ток должна давать до 40C, т.е. 40*11=440А, 6 движков в пике жрут 180А. Так вот когда я пролетал 20 минут, и высадил акк до 3.7 на банку, батарея была 60 градусов! Палец держать горячо! Причем все сделано по уму - разъёмы не меньше 6мм бананов. И эта батарея стоит 10 тысяч! А на деле хрень. Точно у такой же но 3S одна из банок просела на 0.4В. Т.е. 12.4 12.4 и 12.0. Зарядник нормальный, не Китай.

а зато ХК из 30 только одна пришла с браком - вытек электролит, проплавив хардкейс.

72AG_ClearSky

А все-таки так никто точно и не описал, какие конкретно в LiPo ячейке происходят физико-химические процессы, приводящие к образованию газов в ней 😦. Какой газ? Когда образуется - при заряде, разряде, хранении? Обратима ли реакция газообразования? Если обратима, то при каких условиях? Если необратима, то нужно ли как-то удалять газ из ячейки? Поможет ли ячейке удаление газа из оболочки или, наоборот, нанесет ей непоправимый вред? Меня интересуют точные ответы, а не статистика, сколько у кого каких аккумуляторов вспухло и каких моделей.