Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Похоже тут мы маху дали…будем думать дальше, видимо надо просто на алюминиевые шатуны переходить, как на Саите.

arkadievich

Это не бред, примерно так и делали (делают…) шатуны для V-образных моторов. Но в нашем случае размеры слишком малы (мотыль ф12, длина мотыля 13мм), чтобы такое сделать и надежно работало. В мото конструкциях есть где вкладыши зафиксировать, у нас втулки получаются очень тонкие, а “раздувание” нижней головки шатуна повлечет за собой увеличение диаметра картера и все поехало…

arkadievich

Подсобрал три варианта установки карбюратоа - на прямом коротком патрубке, изогнутом с дудкой в поток и длинным пластиковым с креплением карба за мотором.
Вариант с коротким партубком испытали в полете, не очень понравились. Мотор установлен головой 45 градусов вниз от горизонта, поэтому ось иглы регулировки подачи топлива карбюратора почти совпадает с направлением вибраций мотора на мотораме. Результат - неправильная работа карба по оборотам вследствие разного уровня вибраций.
Будем думать как исправить.

arkadievich

Замучился с шестернями ГРМ - их приходится резать на электроэрозии, в результате все время где-то закусывает. Решил воспользоваться дедовским способом, взял пасту ГОИ, намазал щестерни и поставил на сверлильный станок. Через час все заедание пропало напрочь. ГРМ промыл очистителем карбюратора и смазал. Вот и все кино.

Никак не могу расстаться с мыслью об использовании полностью набитого иголками мотылевого подшипника. Решил попробовать на 1Ц моторе. Все иголки встали замечательно, все крутится и не трет. Шатун был правда хоженый, после 100 часов примерно.

Вопрос к знатокам - где можно купить (достать) такие игольчатые сепараторы 12х16х12.5 (13) с алюминиевым сепаратором. Говорят это от мопеда “Карпаты”, но они ГОСТовские и их раньше у нас выпускал 4-й ГПЗ.

Марат
arkadievich:

Никак не могу расстаться с мыслью об использовании полностью набитого иголками мотылевого подшипника.

Я бы не советовал… Просто обратите внимание как трутся две ближайшие иголки - это первая проблема, вторая при малейшем износе возникает перекос иголок и дальше набивание косых канавок…

Дим_Димыч
arkadievich:

А пока примеряюсь к сборке 2Ц мотора 100см3, надо определиться с зазорами в шатунах.

Простите, но тут меня смутило, что оба шатуна на общих иголках собраны (или я ошибаюсь), ведь при работе у них идет встречное смещение шеек, а значит появится скольжение, а не качение по иголкам.

arkadievich
Марат:

Я бы не советовал…

Да, иголки трутся друг об друга неправильно, но на гоночных мотоциклах такой вариант использовали. Каким будет ресурс такой конструкции сходу непонятно. Вместе с тем, количество иголок, на которые опирается шатун, больше чем вдвое больше - 22 вместо 9. Нагрузка на иголку сильно падает.

Дим_Димыч:

них идет встречное смещение

Все правильно, поэтому пока решил собрать шатуны просто на втулках, без иголок.

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

Нагрузка на иголку сильно падает.

Вот именно.
На минторе 37-м отлично стояли насыпом иголки, один раз в жару прилетел мотор с 214 град на запоминающем датчике. И нифига. Теперь сравните с сепарированным ДА, который не дай бог перегреть.
Правда, в ДА насыпать не получилось, перекашивает их, зазор между иголками получается почти в одну иголку, или отношение диаметра и длины иголки не то?
Руки не дошли разобраться.

arkadievich
МАЯТНИКФУКО:

зазор между иголками получается почти в одну иголку

Это как раз и неправильно, зазор должен быть не более 2-3 сотки на все количество иголок, тогда не будет перекашивать, но все будет вращаться. Иголки можно купить с разным допуском, например у нас были ф2,0-0,005мм (проверил на 30 штуках). Но затем для обеспечения нужного зазора между иголками, надо подбирать не только диаметр уха шатуна, но диаметр мотыля. По этой причине у меня хоженый шатун подошел.

Davron
arkadievich:

такие игольчатые сепараторы 12х16х12.5 (13) с алюминиевым сепаратором.

У нас их полно. Но в связи с карантином рынок до 10 мая закрыт.

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

Это как раз и неправильно

А нельзя ли, чтобы не мучить диаметры основных иголок, шейки и шатуна запихнуть одну фальшивую, с заниженным диаметром?

Марат
arkadievich:

но на гоночных мотоциклах такой вариант использовали

На них мотор расчитан на одни соревнования… а вам нужен хороший ресурс.

arkadievich
МАЯТНИКФУКО:

А нельзя ли, чтобы не мучить диаметры основных иголок, шейки и шатуна запихнуть одну фальшивую, с заниженным диаметром?

Физически можно, но это неправильно.

Марат:

На них мотор расчитан на одни соревнования… а вам нужен хороший ресурс.

Думаю не на одни, ресурс возможно будет меньше. Но удельная мощность таких моторов иногда была больше 250лс/литр, а у нас всего 80лс/литр. Наш мотор существенно менее нагружен.

А подшипники шатуна нам нужны вот такие.

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

ф2,0-0,005мм (проверил на 30 штуках

Для хорошего подшипника это грубо, комплект желательно иметь в одном микроне…

arkadievich

Это просто размер, а разницу в диаметрах по иголкам, это меньше микрона, измерить мне нечем - Митотуевский микрометр имеет точность всего 0,001мм…

arkadievich

Разброс в сотку это не иголки от подшипника, а гвозди…

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

Разброс в сотку это не иголки от подшипника, а гвозди…

По сути неверно. Они ровные твёрдые, просто не разобраны по группам.

arkadievich

Продолжаем доводку конструкции и изготовление новых экземпляров в двух вариантах - 1Ц и 2Ц. Правда 2Ц прийдется еще править по причине проблем с шатунами… Головки для 2Ц сделали зеркальными, но забыли соответствующим образом изменить коромысла. Тоже переделаем.

8 days later
arkadievich

Пока решили попробовать собрать на деталях от 1Ц мотора, новые только шатун и картер. С зеркальными головками соберем позже, сейчас задача посмотреть как работать будет.