Доработка 4-х тактника Атлант-48

ЕВГЕНИЙ-ARM

Пробуйте .
Насчет трения и слов спецов - ошибки делали в условиях массового производства .
Такие заблуждения приносили убытки производителю ( но это его проблемы , каких нанял спецов , то и получаешь) , так народ страдал .
Но да ладно.
Но пример - распылитель топливной форсунки к примеру систем CR.
Обе детали термообработаны и имеют приличную твердость .
Но с маленьким но - твердость иглы в несколько раз превышает твердость самого распылителя .
Результат если не используют аброзивное топливо , распылители отхаживают до 500 000км пробега автомобиля .
А если перевести на именно работу иглы - сколько тактов открытия\закрытия иглы на 1 км - ужасно много .
Но когда пытались войти на рынок предприятия без опыта , они или не знали секрета или понадеялись тоже на спецов - распылители клинило в первые же 500 км пробега авто даже при интенсивной смазке диз топливом.
Причина - твердость обоих элементов была одинаковая.
Имхо можно увеличивать твердость обоих деталей - и добиться значительных результатов , но требуется все таки придерживаться простого правила механики.
------------------------------
По оксидированию в целом - в принципе само оксидирование есть лучшее покрытие юбки поршня.
Но есть два минуса - опять же пара трения , нужно учитывать что твердость оксидного слоя иногда очень серьезно повышается.
Поэтому если не попасть в ту же самую основу пары трения , юбкой сожрет гильзу.
Второе нужно учесть что оксидный слой плохой теплопроводник.
Поэтому тут нужны эксперименты.
Но оксидный слой может удерживать масленную пленку при значительном уменьшении зазора.
Т.е. юбке поршня не страшен приличный перегрев, значительное уменьшение трения , слой напитывает масло и масло будет удерживаться как при старте так и при работе.
Пленка при оксидировании не отслаивается в отличии от других версий покрытий.

arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Второе нужно учесть что оксидный слой плохой теплопроводник.

На эту тему есть такое соображение - оксидная пленка на картере в метсе посадки гильзы есть всегда и она препятствует теплоотводу от гильзы в картер. Теплопроводность пленки примерно в десять раз меньше, чем у меди. Можно заменить оксидную пленку на медную, это должно улучшить теплоотвод от гильзы и снизить ее среднюю температуру со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кто нибудь пробовал?

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Имхо можно увеличивать твердость обоих деталей - и добиться значительных результатов , но требуется все таки придерживаться простого правила механики.

Все верно, но опыта использования такого способы обработки на деталях нашего размера нет, так что без проб и ошибок не обойтись.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Есть же моторы с моноблочной схемой .
Много мы видим разницы в мощности ?
Хотя бы сравнить ОС с гильзой и саито .
Вроде бы особой разницы мы не ощущаем .
Поэтому стоит или нет именно на тонкую пленку просто алюминевой поверхности обращать внимание ?
Конечно процесс улучшиться теплообмена если даже просто меднить стальную гильзу а не алюминиевый цилиндр.
Но выигрыш чего то окупит затраты.
А вот при химическом оксидировании пленка увеличивается в разы .

arkadievich

По поводу разницы в мощности - все же у Саито удельные характеристики несколько выше, чем у ОСа. Но сама конструкция ОСов, в части ГРМ мне больше нравится. Сильно большой разницы в мощности моторов действительно не ощущается - но именно не ощущается, поскольку правильного сравнения никто, похоже, не производил.

По поводу оксидной пленки на картере и стальной гильзы - каков будет реальный выигрыш сказать сложно, но по идее должен улучшиться теплоотвод от гильзы в тело картера. Это может быть важно при тонких гильзах, где теплу деваться особо некуда. И еще момент - не забывайте, что для метальных моторов этот эффект не так важен, их теплонапряженность существенно ниже, чем у бензиновых. Ну а чем тоньше гильза, тем меньше вес мотора…Меднить конечно надо посадочное место в картере под гильзу, ведь задача уменьшить термосопротивление, заменив оксидную пленку алюминия на медь (теплопроводность оксида алюминия в 10 раз меньше, чем у меди).

Контору, где делают нашел, на следующей неделе попробуем.

Сергей_Калашников

Что-бы получить мелкую матовую поверхность снаружи - делал гидро-опесочку картера, носка, кл. головки. Для этого дополнительно закрывал все чистовые поверхности крышками- заглушками, потом промывка водой, в керосине, сжатый воздух. Хлопотная работа. Для хромировки необходимых поверхностей деталей, остальное закрывают : краской , изолентой, диэлектрическими экранами. Меднить в картере посадочное место под гильзу контора как будет делать?, кисточкой медный раствор намазывать, приблизительно как поршень мастилом 2000?. Остальные поверхности картера от хим. реакции , травления, будете сохранять? , и после меднения слой нужной толщины получится ?, а если больше - чем снимать? Слишком много “теории” - вопросов для " реального по идее выигрыша для уменьшения термосопротивления".

alekse

Наверное легче на обойму подшипника медь нанести , на два , один про запас .

arkadievich
Сергей_Калашников:

Меднить в картере посадочное место под гильзу контора как будет делать?

Пока не знаю, для начала отдал посадочные места под подшипник обмеднить. Посмотрим на результат, потом решение по картеру приму. По хорошему конечно оправки надо городить как при хромировании гильзы.

alekse:

Наверное легче на обойму подшипника медь нанести

Может и правда, но как шарики защищать при травлении? Лаком ведь не покроешь.

Сергей_Калашников:

приблизительно как поршень мастилом 2000?

Кстати в этот раз лучше получилось - развел раствор и сушил как в инструкции в печке. Попробовал детали после карбонитрирования - пока мне нравится, по ощущениям трение сталь-по-стали сильно меньше стало и задироустойчивость увеличилась.

Теперь план такой: после обмеднения носка собираю мотор и ставлю на стенд. Если все ОК, то попробую хромонитридизацию гильзы/колец. Для таких мелких деталей процесс не отработан - будем пробовать. Кстати, шатун и палец после карбонитрации отлично вместили иголки 8х11х12 - но это потом, когда будет ясность с работой пары.

alekse
arkadievich:

но как шарики защищать при травлении?

Две крышки с болтом посередине .

Сергей_Калашников

Внутренняя обойма подшипников занижена по высоте, на крышках необходимо учесть выступ, чтобы не подтекал соляной раствор.
Продавленное место под подшипник правильней загильзовать кольцевой втулкой с необходимыми натягами. Медь будут ложить только на просаженную зону ? остальное все будет закрыто?

FFedor

Всё, в стадии эксперимента, подождем

arkadievich
Сергей_Калашников:

Медь будут ложить только на просаженную зону ? остальное все будет закрыто?

Медь положат везде, поскольку посадочный диаметр носка в картер тоже маловат - носок входит в большим люфтом (этого кстати нет на более новом носке). Если слой будет слишком велик, не проблема подтереть в нужный размер (и под подшипник и носок под картер).

Сергей_Калашников:

Продавленное место под подшипник правильней загильзовать кольцевой втулкой с необходимыми натягами

Это правильно, но мне кажется под такую гильзу маловато мяса осталось, да и хлопотно.

FFedor:

Всё, в стадии эксперимента, подождем

Пока готовятся детали сделал патрубок для новой головки от А-60.

arkadievich

Получил носок с обмеднением, фото прилагаю. Размеры получились как просил - диаметр под коренной подшипник 41.96мм (20х42х8), под носовой - 23.96мм (12х24х6).

По обработке посадочного места в картере под гильзу решение пока не принял, посмотрим какой тут результат получится. К тому же покрыть только посадочное место не могут (много возни), кроют весь картер и изнутри и снаружи.

alekse

Прикольно , зеленый потом не станет ?

arkadievich

Химики говорят есть несколько вариантов - или будет чернеть или зеленеть, но зеленеть позже - лет через 100 и в зависимости от содержания серы в атмосфере.

Итак продолжаем. Собрал носок как положено - нагрел градусов до 70 и вставил вал с подшипниками. Подшипники вошли с небольшим натягом, крутятся замечательно. ГРМ собрал по варианту с фазами на которых были достигнуты максимальные обороты. Поставил на стенд, в выходные запустим.

arkadievich

Итак напомню, что было сделано для этих испытаний:

  • карбонитрированы: коленвал, распредвал, шестерня ведущая, шестерня ведомая, толкатели (мотыль имеет теперь диаметр 8.87мм, несколько маловато, но шатун на втулке и она не “хлюпает”;
  • обмеднен носок в целях обеспечения более плотной посадки коренного подшипника 20х42х8 SNR и посадки носка в картер (теперь он вставляется практически без люфта, стало несколько сложнее с попаданием мотыля в шатун);
  • коренной подшипник заменен на новый 20х42х8 SNR, передний оставлен старый (он в приличном состоянии);
  • сделана проставка 30х42х1 для обеспечения правильного положения подшипника (ширина 8мм вместо штаного 9мм);
  • юбка поршня покрыта МС-2000, но менее толстым слоем, чем раньше (с соблюдением технологии по инструкции);
  • распредвал оставлен доработанный из штатного (распредвал с кулачками от Саито подвергнут карбонитрированию), подшипники распредвала заменены на новые.

На внешней поверхности гильзы удалены риски от резца, она вставляется в картер от руки при его нагреве до ок. 60 градусов.
На головке ничего не изменено, опережение выставлено в “0”, зазоры в клапанах близки к нулю (около 0,01мм).

arkadievich

Что-то погода не способствует… дождь льет как из ведра без передыха.

arkadievich

Завтра попробуем на максимум вывести, правда если потопа не будет…

arkadievich

Пока погоды нет подготовил новую головку для А-48 - доработанный вариант головки от А-60.

8 days later
arkadievich

Немного погонял на стенде, собрал ГРМ правильно. Снял головку, открылась интересная картина течения смеси в камере сгорания - на фото. Отложение нагара показывает на не очень правильное распределение потока по площади камеры и возможно указывает на перегрев головки в районе выхлопного клапана и свечи.
При таком распределении потока свечу располагать видимо лучше в передней зоне цилиндра (ближе к носку), там где на фото нет нагара…