Автопилот Arduplane - открытое ПО

andrew_psch

Коллеги, столкнулся с определенными трудностями/особенностями пилотирования ская 2014 на APM / Arduplane…

  1. Режим CRUISE: прекрасный режим, лучшее что можно придумать, держит курс и высоту… но все прекрасно только до того момента, пока не появляется хоть какой-то значимый встречный ветер: при полете против ветра скорость самолета резко падает, с круизной 50-55км/ч до 25-30 км/ч и это как бы понятно, круиз удерживает высоту и направление, а то что самолет почти стоит на месте это уже не его проблемы. Вопрос: что с этим делать? на скорости 25км/ч далеко не улетишь…

  2. режим FBWA: когда пытаюсь набрать скорость, увеличивая обороты двигателя, то вместо набора скорости скай начинает забираться вверх увеличивая высоту, причем достаточно быстро… руками приходится опускать и снижать обороты. И как в этом режиме летать хотя бы 60км/ч? FBWB?

Я вот задумался, а может это быть из-за балансировки? она у меня практически ровно по сервоканалу, но может наоборот сместить центр тяжести ближе к носу?

  1. На сколько Airspeed сенсор помогает в пилотировании и тп (летаю без него, но думал поставить)? Его показатели учитывается в полетных режимах?

Andrey3167
alexeykozin:

это уже легенды пошли, обросшие слухами

Я для себя именно так понял все перепитии с компасом от Андрея Шемякина. Если ошибся, значит извините. Для меня понятней разъем Телеметрия на корпусе АПМ (куда по умолчанию втыкается ОСД и телеметрия), чем всякие uart-ы на плате, куда прежде чем что-то втыкнуть, уже надо разбираться. Значит ошибся, еще раз извините, теперь и самому ничего переделывать не надо - это хорошо, пойду откалибрую компас

andrew_psch:
  1. режим FBWA: когда пытаюсь набрать скорость, увеличивая обороты двигателя, то вместо набора скорости скай начинает забираться вверх увеличивая высоту, причем достаточно быстро… руками приходится опускать и снижать обороты. И как в этом режиме летать хотя бы 60км/ч?

Это не проблемы Арду и FBWA, это проблемы 2014 ская. Чтоб не лез вверх при даче газа в Мануале отрегулируйте “выкосом” двигателя или миксами на аппе или АПМе

X3_Shim
Andrey3167:

Это не проблемы Арду и FBWA, это проблемы 2014 ская. Чтоб не лез вверх при даче газа в Мануале отрегулируйте “выкосом” двигателя или миксами на аппе или АПМе

А все таки FBWA должен высоту держать (по крайней мере вверх не должен залезать).
У меня правда стоят шайбочки для выкоса, но порядка 1-1.5 мм всего, миксов не делал. Под передней кромкой крыла прокладка из одного слоя потолочки.

Andrey3167
X3_Shim:

А все таки FBWA должен высоту держать

Видать не успевает, вообще 2014-ый птица своеобразная, несравнимая с первоначальным скаем. Я его чуть потестировал без арду, понял что без автопилота на нем некомфортно летать, пока отложил. Придет АПМ - соберу

andrew_psch
X3_Shim:

Под передней кромкой крыла прокладка из одного слоя потолочки

а это для чего?

Andrey3167:

Видать не успевает, вообще 2014-ый птица своеобразная, несравнимая с первоначальным скаем.

да, с крылом 2014 он совсем медленный, а я еще и подвес трехосевой поставил, теперь проблемы со скоростью 😃)

X3_Shim
andrew_psch:

а это для чего?

Давайте с этими вопросами в тему про ская 2013 😃 Тут это лишнее совсем.

alexeykozin
Andrey3167:

Это не проблемы Арду и FBWA, это проблемы 2014 ская. Чтоб не лез вверх при даче газа в Мануале отрегулируйте “выкосом” двигателя или миксами на аппе или АПМе

миксов в аппе быть не должно, иначе самоль будет неадекватен в автоматических режимах.
в аппе должны быть прямые диаграммы без экспонент и миксов.
если самолет конструктивно при даче газа в мануале стремится набрать высоту - возможно не совсем верно установлено положение руля высоты.
если самолет набирает высоту в стабилизации то тут два варианта,
возможно слишком большой угол кабрирования самолета сооответствует нулевому левелу апм.
обычно когда апм в левеле, крыло должно кабрировать градуса на три-максимум пять.

в режиме стабилизации работает параметр зависимости газа на руль высоты, проверьте его значение
Throttle to Pitch Mix (ArduPlane:KFF_THR2PTCH)

Note: This parameter is for advanced users
Throttle to pitch feed-forward gain.

  • Range: 0 5
  • Increment: 0.01

чтобы проверить - отключите фазу с мотора включите режим и дайте газ при неподвижном стике питча и посмотрите не отклоняется ли руль высоты от газа

насчет FBWA точно не скажу, я не пользуюсь этим режимом

X3_Shim
alexeykozin:

в аппе должны быть прямые диаграммы без экспонент

А экспоненты то чем помешают ? Крайние точки то не меняются от экспонент.

X3_Shim

А вот как правильно планировать без мотора с APM ? Ну например поднялся высоко, вниз хочу без мотора. В круизе конечно можно ручку от себя и он мотор практически выключает, но это не кажется оптимальным планированием. В FBWA мотор можно выключить совсем, но по моему он до последнего старается держать высоту за счет потери скорости.

btframework

В RTL и Auto он практически всегда идет без мотора, если достаточный перепад высот между точками или ветер подходящий. Т.е. набрали высоту, следующая точка пониже, идет в режиме планирования. Порой так домой подкрадывается, что пока на круг не станет, не поймешь где он.

X3_Shim
btframework:

В RTL и Auto он практически всегда идет без мотора, если достаточный перепад высот между точками или ветер подходящий. Т.е. набрали высоту, следующая точка пониже, идет в режиме планирования. Порой так домой подкрадывается, что пока на круг не станет, не поймешь где он.

Ага. Но вот нет у меня точек, в круизе лечу 😃 Да и сложности начинаются, а если слишком большой перепад высот ?

btframework

Честно говоря, ни разу круиз так и не попробовал. Все как-то обычной стабилизации хватало (хотя, ручки чешутся). Большой перепад - беда. Очень долго при возврате спускается. Просто кружит над точкой, пока высота не упадет. С километра у меня минут 20 спускался до 100 метров.

X3_Shim
btframework:

Большой перепад - беда. Очень долго при возврате спускается. Просто кружит над точкой, пока высота не упадет. С километра у меня минут 20 спускался до 100 метров.

Тут еще вопрос, как настроен автопилот. Какие максимальные углы тангажа стоят и метры в секунду на подъем и спуск.

btframework

Все по-умолчанию. FPVRaptor 1600mm. Вес где-то 1500 г.

alexeykozin
X3_Shim:

А экспоненты то чем помешают ? Крайние точки то не меняются от экспонент.

лично мне экспоненты мешают учить самоль летать в полуавтоматических и автоматических режимах,
если сначала настраиваешь под нелинейное управление сначала в мануале (механика), потом в стабе (пиды), а в авто ведь он получает команды пропорциональные ошибкам навигации

по поводу использования аирспида - получше летает, при хорошей настройке правильнее скалирует пиды в зависимости от воздушной скорости,
но даже минискай при порывистом ветре сопоставимым с его максимальной скоростью летает без аирспида вполне сносно (но иногда сказывается избыток воздействия рулей для стабилизации при попадании в резкий порыв встречного ветра)

Papercut
X3_Shim:

А вот как правильно планировать без мотора с APM ?

А на ручке вообще никак? =)

X3_Shim
alexeykozin:

о поводу использования аирспида - получше летает, при хорошей настройке правильнее скалирует пиды в зависимости от воздушной скорости,

Есть у меня подозрение, что без аирспида, нельзя ставить минимальный газ в автопилоте равным 0, свалится ведь.

alexeykozin
X3_Shim:

Есть у меня подозрение, что без аирспида, нельзя ставить минимальный газ в автопилоте равным 0, свалится ведь.

нет, можно.
апм не имея сенсора скорости воздушного потока считает направление и силу ветра и рассчитывает воздушную скорость, иногда несколько ошибается, при сильных порывах, но в общем работает вполне сносно
минимальный газ придуман для двс, чтобы не глушил мотор.
чтоб не валился делаем центровку чуть вперед, при потере скорости будет саморазгоняться

X3_Shim
Papercut:

А на ручке вообще никак? =)

Неа, слишком долго, комары кусают, отмахиваться приходится, опять же покурить охота 😃

И самое главное какой алгоритм планирования ? Типа если скорость падает ниже минимально безопасной, чутка ручку от себя ? И вот всю дорогу ручкой тангажа держать скорость ? А еще ведь и по курсу придется подруливать.

Papercut
X3_Shim:

Есть у меня подозрение, что без аирспида, нельзя ставить минимальный газ в автопилоте равным 0, свалится ведь.

Ну если минимальную скорость выставить = скорость ветра + минимальная скорость пепелаца без риска сваливания, то валиться не будет. Ну и центровку переднюю, чтобы вообще не валился еще никто не отменял.

X3_Shim:

И самое главное какой алгоритм планирования ? Типа если скорость падает ниже минимально безопасной, чутка ручку от себя ? И вот всю дорогу ручкой тангажа держать скорость ? А еще ведь и по курсу придется подруливать.

Ну как бэ центровку можно (а скорее даже нужно) так настроить, что без тяги пепелац сам слегка пикировать начинает, то есть ручку от себя держать не обязательно. Ну по курсу само собой подруливать.
А если уж совсем автоматизма хочется - включать RTL или по точкам летать, тут без вариантов, всякие режимы подразумевающие удержание высоты тут не подходят по определению.
Хотя судя вот по этой выдержке из инструкции, в FBWA он высоту не фиксирует, так что планировать можно спокойно.

This is the most popular mode for assisted flying in ArduPlane, and is the best mode for inexperienced flyers. In this mode ArduPlane will hold the roll and pitch specified by the control sticks. So if you hold the aileron stick hard right then the plane will hold it’s pitch level and will bank right by the angle specified in the LIM_ROLL_CD option (in centidegrees). It is not possible to roll the plane past the roll limit specified in LIM_ROLL_CD, and it is not possible to pitch the plane beyond the LIM_PITCH_MAX/LIM_PITCH_MIN settings.

Note that holding level pitch does not mean the plane will hold altitude. How much altitude a plane gains or loses at a particular pitch depends on its airspeed, which is primarily controlled by throttle. So to gain altitude you should raise the throttle, and to lose altitude you should lower the throttle. If you want ArduPlane to take care of holding altitude then you should look at the FlyByWireB mode.

In FBWA mode throttle is manually controlled, but is constrained by the THR_MIN and THR_MAX settings.

In FBWA mode the rudder is under both manual control, plus whatever rudder mixing for roll you have configured. Thus you can use the rudder for ground steering, and still have it used for automatically coordinating turns.

З.Ы. Я просто привык на ручке летать, ну на крайняк с гироскопами, чтобы в сильный ветер не особо трясло. А автопилот - на всякий пожарный.

X3_Shim
Papercut:

выставить = скорость ветра + минимальная скорость пепелаца без риска сваливания, то валиться не будет.

Ну и жрать будет соответственно в два раза больше.

Papercut:

в FBWA он высоту не фиксирует, так что планировать можно спокойно.

Я чет не проверял FBWA на режим планирования. Сейчас только на посадке его использую. Надо будет попробовать посмотреть, как получится планирование.