Smalltim OSD and autopilot (часть 1)

Dronavt

А вот еще одна точка зрения… 😉

Я ЗА пилот, т.к. он дает время на поиск модели в небе, в случае потери визуального контакта.

foxtrot

Вроде бы 430-440 - любительский диапазон, не знал что гайцы тоже в любителях. Надо будет с местными радистами послушать эфир.

Если, исходя из возможностей батарей, летать в пределах 3 км (у Томаса вроде гарантированная дальность 5 км, бустером 7W - 15 км, а с большой/направленной антенной еще больше), то вряд потребности в АП только возрастут, скорее возрастут требования к надежности видео связи.

Стабилизация полета я так понимать - вспомогательная функция, бесплатный бонус. Основная задача - возврат при потере связи (RC или видео). Вот актуальность по части RC, можно сказать, неоднозначна.

У Томаса основная задача - грантированная связь (для меня до 3 км хватит), вспомогательный бонус - выносной ВЧ блок для руления из машины.

Не, я канечна тоже за пилот, тока задолбался его ждать, ну и по деньгам если брать все - систему Томаса и пилот, можно остаться без штанов. Вот собсна и стали появляться предательские мысли и настроения 😃

temp0508

у них диапозон от 450 до 453 (это у гайцов) и ретрансляторы работают на них же. так что пересечение не будет. на этой частоте часто сидят таксисты - вот они могут базовую станцию раскачать…

BigDaddy

Ну не нравятся вам гайцы, давайте не будем забывать про другие гос службы, которые вообще могут работать где хотят, про “безбашенных” радиогубителей, строителей, охранников, про “говнителей паял” и пр.
Томас он конечно сам радиолюбитель, вот и выбрал диапазончик что самому роднее, но у нас в стране все частоты переданы радиолюбителям на вторичной основе (считай временно, до особого распоряжения), так что включиться на этих частотах может кто угодно и когда угодно, а вас оттуда просто выдавить мощей.
Так что а\пилоту пока альтернативы нет, если не хотите потерять самолетик.

foxtrot

Мне тут один радиолюбитель грит кроме совпадающей частоты должны пересечься ширина канала. Томас ведь незря подчеркивает super winde band hopping. Т.е. чтобы реально заглушить нужно чтобы все разом накрыли широкий диапазон, причем надолго и во всем диапазоне достаточно мощно, чтобы перекричать 2-7W излучения передатчика Томаса, т.е. должно быть реальное невезение.

Я не спорю всякая надежность относительна. Вчера вон на 1-2 сек. пару раз (с интервалом 8 сек. пропадала связь Futaba 10CAP 2.4ГГц + R608FS на прямой видимости на удалении 675-641, высота 278-298 соответственно (по глючному ЖПС-у) - попытался поснимать чемпионат по парашютному спорту в аэропорту Нефтеюганска (клип будет в работе эту-следующую неделю). Раньше такое наблюдалось только раз на высоте ~700 дальности 1800 (за клип над Хантами еще не брался). Подозрения только на радиовысотомер вертолета с которого бросали паратрупперов, в самом аэропорту локаторы давно выключены, оборудование снято, на том борту (по словам знакомого диспетчера, работавшего в тот день) своего локатора нет. Но как грится против лома-радиовысотомера нет приема кроме автономного самолета (АП). Хотя и АП тоже не панацея - наверняка можно наскрести кучку и один фактор, когда и он не справится со своей задачей.

В общем для себя наверное решу пока прикупить систему Томаса, а там как выйдет и дозреет автопилот будет видно есть ли в нем великая необходимость (все меняется и интересы-потребности в дальних полетах тоже, может уже и не захочется летать на другой конец нашего городка). По деньгам АП, я так понял, будет стоить столько же или раза в полтора дороже приблуды от дядьки Томаса.

P.S. интересно бы узнать статистику безвозвратных потерь самолетов из-за отказов управления (обычного и Томаса), а также статистику возврата самолетов в ТАКИХ случаях благодаря различным автопилотам.

P.S.S. Да тут прикинул реально ли за 8 секунд так измениться дистанции. Пересчитал в принципе - 15 км/ч вполне реальная скорость и вдруг вспомнил, кто-то в этой ветке высказывал идею отображать скорость в м/с… Считаю при указании высоты и дальности в местрах скорость в м/с была бы удобной - проще определять сколько времени нужно на преодоление конкретного расстояния. К тому же все ж полет в динамике лучше меряется секундами - час слишком большой интервал в нашем деле.

Dronavt
foxtrot:

В общем для себя наверное решу пока прикупить систему Томаса, а там как выйдет и дозреет автопилот будет видно есть ли в нем великая необходимость

ИМХО. Одно другое не исключает. Для себя составил несколько иную последовательность апгрейда.
Сначала АП для обеспечения возврата/спасения модели.
Затем попытки нарастить дальность РУ с полетом до границ видео.
Затем добиваем до получившейся дистанции видеолинк (если конечно потребуется)
Возможность вернуть самик в процессе экспериментов на дальность, несколько успокаивает нервы 😉
На счет 100%-ой гарантии возврата - любой моделист знает что каждый вылет это некая лотерея. Даже при полетах вокруг себя. А вот возможность дополнительно перевесить положительный исход в свою пользу - это плюс. И не только для ФПВ.
PS Думаю, АП полезен будет и в случае “заруливания” или потери управления обычными (не ФПВ) моделями.

baychi
foxtrot:

Вчера вон на 1-2 сек. пару раз (с интервалом 8 сек. пропадала связь Futaba 10CAP 2.4ГГц + R608FS на прямой видимости на удалении 675-641,

Сергей, с R608FS очень удобно взять сигнализацию качаства связи с красного светодиода. Можно вынести сам диод или цепочку резистор+светодиод параллельно такой-же цепочке приемника. И разместить индикатор в поле зрения камеры. Отдельные битые пакеты (от помех) видны как редкие вспышки (бывают на любой дальности), а за 10-15 сек до полной потери на пределе дальности частота вспышек резко возрастает. Очень удобно, особенно если без АП летаете.

foxtrot:

Томас ведь незря подчеркивает super winde band hopping. Т.е. чтобы реально заглушить нужно чтобы все разом накрыли широкий диапазон, причем надолго и во всем диапазоне достаточно мощно, чтобы перекричать 2-7W излучения передатчика Томаса, т.е. должно быть реальное невезение.

Зато частотные прыжки при 7 Вт выходной, будут слышны всем рациям диапазона 433 (и даже шире, судя по некоторым цифрам). И кому-то это может не понравится. Вообще-то, по большому счету такой метод распределения спектра, как прыжки по каналам в общедоступном диапазоне, где разрешена аналоговая и цифоровая передача - это варварство. В 2.4 ГГц, где бегает только цифра - еще куда ни шло, ну собъется пакет, повторится автоматически, не страшно.

foxtrot
Dronavt:

Затем попытки нарастить дальность РУ с полетом до границ видео.
Затем добиваем до получившейся дистанции видеолинк (если конечно потребуется)

Признайтесь, а кроме любопытства эксперементатора в чем для вас кайф дальнего полета? Стандартный сценарий клипа такого полета (типовое название “рекорд”) - пилим сколько хватит дальности батареи или видео и гребем кое-как обратно. И в чем прикол? Не ну он наверное есть 1-2 раза, а дальше в чем смысел? Я конечно понимать, что можно летать (снимать кино) там, где не подъехать и не подойти, скажем на 1-2-3 км, либо нужно слетать относительно низко на такой дистанции (на пределе допустимой высоты, например, 1/10 дистанции). Пока других вариантов практического применения АП как страховки при устойчивом RC и видео линке не вижу, разве что для отладки этого самого линка в том числе при проверке конкретного места полетов на помехи.

Мне самому на самом деле нравится разработка Smalltim (правда все больше напоминает санта-барбару), особенно нравится в части удобства - всякие настроечки картинки, параметров, гибкости и т.д.

baychi:

Сергей, с R608FS очень удобно взять сигнализацию качаства связи с красного светодиода. Можно вынести сам диод или цепочку резистор+светодиод параллельно такой-же цепочке приемника. И разместить индикатор в поле зрения камеры. Отдельные битые пакеты (от помех) видны как редкие вспышки (бывают на любой дальности), а за 10-15 сек до полной потери на пределе дальности частота вспышек резко возрастает. Очень удобно, особенно если без АП летаете.

Спасибо! Раньше не летал и даже особо не интересовался дальними заплывами, так пару раз было над Хантами, но здесь никак не ожидал, что при каких-то 600 метрах возможна такая подлянка. Теперь наверное надо задуматься насчет вскрытия (на всяк случай) приемничка. Я праильна понял резюк и светодиод должны быть такими же как родные? Можете посоветовать параметры?

baychi:

Зато частотные прыжки при 7 Вт выходной

Ну эт я понял для желающих полетать на 15 км. Мне хватит 3, т.е. хватит самого передатчига 0,5-1-2 Вт (переключается в процессе полета при реальной необходимости). Надеюсь местные радисты меня не запинают за такую наглость… 😃

baychi
foxtrot:

в чем для вас кайф дальнего полета?

Во первых, если скажем у Вас модель с хорошей камерой для фото/видеосъемки, то инода нужно залетать подальше в поисках достойного объекта или вида.
А при этом неплохо знать воможности радио и видеолинка, а как их оценить, без тестового полета до границ связи? Потом выясняется, что видео бъет дальше РУ, да и энергетика позволяет и хочется удлинить РУ, ну и так далее.

foxtrot

Если не хватит самого передатчика без бустера (например, шибко часто придется переключаться на 2Вт) буду думать над большей или более эффективной RC антенной.

baychi
foxtrot:

Я праильна понял резюк и светодиод должны быть такими же как родные? Можете посоветовать параметры?

На приемнике стоит пара ключей ( в виде 5-ножечной микросхемы), один ключь - на зеленый, другой - на красный диод. Ключ открывается от земли. От ключа резистор Ом на 500 и сам диод к +5 В. Я подключал к ключу, через резистор в 1-2 кОм яркий (хорошо виден при токе 1-3 мА) красный светодиод.
Вечером попробую сфоткать доработку для R608FS/HS если хотите.

foxtrot
baychi:

А при этом неплохо знать воможности радио и видеолинка, а как их оценить, без тестового полета до границ связи? Потом выясняется, что видео бъет дальше РУ, да и энергетика позволяет и хочется удлинить РУ, ну и так далее.

Вот собсно и уточненное позиционирование АП относительно системы Томаса - проверка границ. Отседова и должна строиться логика приобретения того или другого - если нужно эти границы пощупать (например, как сказано дорогая видеокамера), тада скорее АП, если в принципе на грани летать не нужно, то хватит и Томаса. Я б летал на 0,5-1 Вт и использовал 2 Вт только када полный ахтунг причем низко 😃

Хотя прием с переключением мощности у Томаса + RSSI тоже в какой-то мере дает возможность пощупать границы не доводя полет до отказа из-за дальности. Только вот отказ видео остается неприкрытым риском.

baychi:

На приемнике стоит пара ключей ( в виде 5-ножечной микросхемы), один ключь - на зеленый, другой - на красный диод. Ключ открывается от земли. От ключа резистор Ом на 500 и сам диод к +5 В. Я подключал к ключу, через резистор в 1-2 кОм яркий (хорошо виден при токе 1-3 мА) красный светодиод.
Вечером попробую сфоткать доработку для R608FS/HS если хотите.

Буду очень благодарен, особенно если видно ногу микрухи!

P.S. Может его как-нить на поворотной камере закрепить, чтобы в уголке подмигивал 😃

Dronavt
foxtrot:

И в чем прикол? Я конечно понимать, что можно летать (снимать кино) там, где не подъехать и не подойти, скажем на 1-2-3 км, либо нужно слетать относительно низко на такой дистанции (на пределе допустимой высоты, например, 1/10 дистанции).

В моем случае именно так, для кинушки.
Дальность ради дальности быстро наскучит.

foxtrot

Гы гы запостил а потом че-то не сходится…

foxtrot:

Отседова и должна строиться логика приобретения того или другого - если нужно эти границы пощупать (например, как сказано дорогая видеокамера), тада скорее АП, если в принципе на грани летать не нужно, то хватит и Томаса.

Скорее наоборот - када нужно пощупать - смотрим RSSI, например, того-же Томаса, а када надо летать и нет желания изучать конкретную местность - ставим пилот и надеемся, что поможет када будет полный ахтунг.

В любом случае обе системы нужны и обе важны. Но к итогу наверное нужно относиться так: ставим пилот - надежность субъективно по ощущениям возросла до 9x % или ставим приблуду Томаса соответственно надежность 9x %, а если есть много денег, места, грузоподъемности - ставим и то и другое и надежность надеемся где-то 99.x %

baychi
foxtrot:

Может его как-нить на поворотной камере закрепить

А еще этот сигнал можно усреднить и подать на телеметрию, в качестве одного из напряжений. В последней версии АП+ТМ, по снижению уровня (а напряжение на входе ТМ бцдет падать по мере открытия ключа), можно даже мигание для привлечения внимания включить. Хотя индикатор в поле зрения камеры, конечно нагляднее, оперативнее и проще. 😃

serj
foxtrot:

/////… Подозрения только на радиовысотомер вертолета с которого бросали паратрупперов, в самом аэропорту локаторы давно выключены, оборудование снято, на том борту (по словам знакомого диспетчера, работавшего в тот день) своего локатора нет. Но как грится против лома-радиовысотомера нет приема кроме автономного самолета (АП).

Подозрения скорее всего “не о том”- слишком мала мощность (около 500мвт) и частота сильно выше ( около 4Ггц стандартные)

А вот ответчик запросто мог гадить, мощность там в импульсе ватт 300.

foxtrot

Ну в общем-то и до и после леталось нормально и над тем же местом, на вертолет просто подозрение из-за его подвижности - так совпалом может, что он на секунду другую глянул в мою сторону. Ответчик на нем же стоит или где? Про локатор, который иногда ставится на верт, мне кто-то грил, что чуть ли не ионизацию воздуха вызывает, так что всем электронным устройствам хренова, кто попадается на пути 😃

baychi
foxtrot:

RSSI тоже в какой-то мере дает возможность пощупать границы не доводя полет до отказа из-за дальности.

RSSI мало что дает в реальных условиях. Он показывет лишь уровень сигнала на входе приемника (причем часто любого в данном диапазоне, а не только своего передатчика. Не знаю как Томас, а FUTABA - сигналы не различает.), но вторая составляющая С/Ш в любом случае остается неизвестной. Вечером на той-же фотке, покажу где берется RSSI на R608FS, можете его тоже на телеметрию вынести.

slides

Мда, вот тут-то я и несогласен. Когда пришел новый приемник Томаса, соответственно незабинденный на передатчик, я его решил проверить с целью выяснения устойчивости диверсити к перегрузке по выходу РССИ разными сопротивлениями. Новый (зеленый двуслойный) приемник с прошивкой 4.0 при включении передатчика показал 10% и прыгал в этом диапазоне, после бинда - 98-100%. Чудеса ? Действительно, непонятно на каком уровне идет оценка уровня самого сигнала, Томас например не писал, что РССИ как-то связано с битыми пакетами. Этот вопрос надо ему задать. Кстати, благодаря навороченности современных телеметрий, мы можем вручную установить нижний уровень отсечки РССИ (например, когда приемник начинает переходить в ФС и прихватить этот диапазон с запасом) То есть, вылетав до 5% РССИ, мы будем гарантированно в радиоконтакте. Повторю - система оценки РССИ в этом приемнике линейна и обвала РССИ за короткий промежуток времени не замечено. Мало того, система оценки РССИ на маленьком и большом приемниках разная. На мелком - происходит хаотичная скачка уровня сигнала ±10%, на большом же - она более стабильна. Советую внимательно изучить полеты на дальность зарубежных коллег и понаблюдать за этим параметром.

Далее. Система Томаса - это только чуть большая гарантия стабильности управления самолетом и отнюдь не исключает полноценный автопилот. Как показывает практика такие мусорные производители как спектрум не могут выпускать стабильных приемников, устойчивые к помехам от видео-ВЧ. И систему Томаса я приобрел не с целью полета на -надцать км, а лишь иметь гарантию, большую, чем предоставляет производитель радио, не заточенного под ФПВ.

насчет гайцев - не летайте над ними и не летайте у города. проблем меньше на порядок

baychi
slides:

приемник с прошивкой 4.0 при включении передатчика показал 10% и прыгал в этом диапазоне, после бинда - 98-100%. Чудеса ? Действительно, непонятно на каком уровне идет оценка уровня самого сигнала,

Я думаю способы измерения RSSI у Томаса и Futab-ы похожи. Вот по этим картинкам rcopen.com/forum/f4/topic146799/38 видно, что RSSI это лишь уровень ВЧ несущей (независимо от целостности данных) на том канале диапазона, который в данный момент слушает приемник. А он, как известно, прыгает по 72 каналам (у Футабы). Поэтому, когда я рядом с приемником ставлю WiFi устройство, занимающее небольшой участок диапазона, но передающее информацию большимим пачками, то при выключенном передатчике вижу эти пачки, как узкие импульсы (Image0) -то есть результат пересечения каналов и момента передачи, что при усреденении дает незначительный подъем RSSI. А когда приемник ловит сигнал своего передатчика и прыжки по каналам синхронизированны с ним, то RSSI на 90% показывает усредненный уровень своей связи (Image4 например).

baychi
foxtrot:

особенно если видно ногу микрухи!

На фотке - два почти одинаковых приемника Futaba: еще недоработанный R6008HS (вверху) и доработанный R608FS (внизу). Стрелками показано, где взять RSSI и признак потери пакетов (сигнал красного индикатора) Я вывожу оба сигнала через разъем DATA (предназначен для перепрограммирования приемника), отключая его от родных цепей.

Вывод RSSI - высокоимендансный (десятки килоом). Кроме того он весьма чувствителен к нагрузке и помехам. Выводить его напрямую и подключать к телеметрии нельзя! Нужно ставить между ним и выходным разъемом резистор 100-200 кОм (это защитит микросхему ВЧ тракта от помех и перенапряжений), а на входе телеметрии желательно иметь входное сопротивление порядка 1 МОм. Для ТМ от Тимофея, я убираю резистор нижнего плеча делителя (1 кОм); вместо него ставлю керамичесчкий конденсатор 0.5-1 мкФ (для усреднения импульсов); а резистор верхнего плеча (2 кОм) увеличиваю до 1 МОм.

Вывод “потеря пакета” - напротив - идет от транзисторного ключа на землю и рассчитан на нагрузку в 10-20 мА. Родной светодиод подключен к нему через резистор в 1 кОм, а затем к +3.3 В. Я подключаю свой светодиод (повышеной яркости) через резистор в 2 кОм к + 5 В приемника и вывожу его в поле зрения камеры.