Cularis FPV

dron18

ВООбщем творю куляриса

облет был с лекой морковкой-центровка была задняя-сделал пилон по своему обычаю из подручных матерьялов(линейки а также бальза ) винт свделал тянуйщим

первый раз поставил телеметрию,а так-же заказал(в коита веки смалтимовсий автопиолт)

вобщем прошу делитьсь информацией (позитивной или не очень) здеся😒

( мой пока в процессе долгой сборки)

1 month later
baychi

В связи с часто задаваемыми вопросами, решил показать свой вариант Куляриса под FPV

Конструкция:

  1. По опыту 2-х экземпляров и проблемм с повышенной хрупкости аппарата, конструция серьезно усилена карбоном. Во первых, хвостовая балка - два 3 мм прутка по всей длине. Во вторых, внутренний отсек: от держателя крыльев до моторамы - три плоских карбоновых прутка 5х1 мм. Фактически это замена плексиглазовых щечек, так как при массе более 2-х килограмм они не спасали.
    Ну и всякая мелочевка, типа армированного скотча по кромке крыльев, и на брюхе.

  2. Разъемы кабелей серв в крыльях заменены на DB-9. К сожалению сразу не пустил туда-же кабель от бародатчика скорости, приходится при сборке состыковавать вручную.

  3. Бародатчик скорости вынесен на середину крыла, что-бы не задувало потоком от винта. Трубка пито сделана из кембриков, - решение колхозное (есть лучше), но работает.

  4. Видеопередатчик (Lawmate 1.2 ГГц 1 Вт) встроен в хвост. Это, во первых, максимально удалаяет его от остальной электроники, а во вторых, дает искомый ЦТ при весе акка от 250 до 400 грамм. Стальной шарик в хвосте удален.

  5. Пиродатчики (автопилот и телеметрия от SmallTim): вынесены над центром крепления крыльев (башенка 5 см) и на узкую часть фюзеляжа в хвосте. Так удалось избежать попадания нагретых частей и обеспечить максимальное поле зрения.

  1. CCD камера (540 ТВЛ 30 грамм, угол обзора 90 градусов) на поворотке (Pan/tilt) закреплена за фонарем кабины. К сожалению установка камеры на Кулярисе самая больша проблемма. Даже при таком выносе, нос ощутимо присутствует в кадре.
    Идея поставить HD камкодер типа GoPro пока не проходит. Слишком вперед ее не сдвинешь, в районе фонаря будет мешать нос или винт, с крыла - слишком узкий обзор.

  2. Иногда ставлю на крыло камкодер Sony MHS-PM1. На брюхе камеры и на крыле - липучка, дополнительно закрепляется резиночками. Для прикола можно ставить камеру объективом к хвосту. 😃

  3. Двигатель DualSky, 350 Вт, пропеллер 13х6. Сервы: в крыльях рекомендуемые Hitec, РВ/РН - Pilotage C05MP c металическим редуктором. Ко всему прочему эти аналоговые сервы нечувствительны к ВЧ излучению передатчика.

Электроника:

  1. Приемник Futaba R6014FS (макс 12 каналов), доработан. На разъемы 13 и 14 канала, вместо PPM сигнала вынесены RSSI и сигнал битых пакетов (с красного индикатора). По максимму в приемнике задействуется 10 каналов: газ, РВ, РН, 2 элерона, 2 закрылка, пан и тилт поворотника камеры, управление АП и ТМ.
    Все кабели подходящие к приемнику (12 шт) пропущены через 2 ферритовые муфты. В вопросах защиты от помех я - параноик. 😃
    Усы антенн вынесены наружу и пущены по бокам фюзеляжа снизу вверх, так что фактически антенны расположены V образно (или U) с углом близким к 90 градусов.

  2. Регулятор Jetti 44, импульсный с выключателм борта. На этот же выключатель посажен подвод питания к АП+ТМ+видео, что позволяет удобно отключать весь борт.

  3. Автопилот и телеметрия от SmallTim. Приемник, АП+ТМ и GPS модуль, скреплены в единый бутерброд. Между приемником и АП+ТМ, а также между АП+ТМ и GPS проложены аллюминиевые экраны из банки кваса. На шлейфик GPS модуля одето ферритовое кольцо. Длинные кабели от пиродатчиков и видеокамеры к АП также пропущены через ферритовые муфты.

  1. Платы АП+ТМ также доработаны. Вместо неудобных разъемов Vin и Vout поставлен человеческий - от сервы. 😃
    С 2-х входа ТМ (2-я и 3-я батарея) убраны низкоомные делители 2+1 кОм, вместо них поставлены фильтры 510 кОм на 0.1 мкФ для сглаживания сигналов RSSI и потерь пакетов.

  2. Видеопередатчик, как уже говорилось, на хвосте. Ближе к нему на экранированном кабеле стоит ферритовое кольцо для развязки по ВЧ.

  3. Весь борт питается от единого аккумулятора 3 банки LiPO, максимально ставится 5000 мАч. АП и ТМ имеют собственные фильтры, а питание камеры и видео берется через дополнительный LC фильтр. Земли всех приемников питания идут звездой от датчика тока - на нем силовой разъем непосредственно к акку.

Настройки:

  1. АП управляет газом, РВ, РН и 2-мя элеронами. Каналы закрылков подключены к сервам напрямую. Pan/tilt тпкже назависимы от АП. Настройка FailSafe, естественно сделана так, что закрылки убираются в нейтраль, камера - по центру.
    Настроены рекомендуемые полетные режимы “скорость” и “бабочка”, а так-же микширование Газ->PB. К сожалению, о микшировании Газ->РВ не знает автопилот, поэтому в режиме возврата на базу, очень сложно добиться полета со снижением. Сделано это пока за счет повышенной чувствительности кангала РВ.

  2. На экран телеметрии, помимо стандртаных показателей, выведены сигналы RSSI и потери пакетов. Они подключены через 2-й и 3-й канал напряжения, и условно отражают уровень принимаемого сигнала (от 0.1 до 2 В) и процент целых пакетов (6В - 100%; 0 - полные потери). По снижению этих напряжений включена предупредительная сигнализация.

Den_P
baychi:

Мой Cularis

Какой у Вас вес со всей начинкой и 5000 батареей?

dron18

Александр! Будь добр выложи настройки для ап

Летчиг

Что интересно: ставил GoPro на двс модель- винта вообще не видно было, может не стоит заморачиваться с убиранием винта из поля зрения GoPro…
Сам сейчас делаю куляриса под фпв… выношу двигатель на пилоне с носа чтобы там разместить всю электронику и иметь легкий доступ к ней…
На фотках все что было куплено для фпв , как я сбрал наземную станцию, и что планируется сделать с кулярисом…




baychi
Летчиг:

выношу двигатель на пилоне с носа чтобы там разместить всю электронику и иметь легкий доступ к ней…

Кулярис с пилоном ИМХО, уже не Кулярис, а Скайволкер какой-то. 😃 Теряестя вся прелесть в планера с неплохой аэродинамикой. В конце концов, для съемок есть более подходящие модели.

Летчиг:

ставил GoPro на двс модель- винта вообще не видно было

А вот это странно. Не видно в полете (через видеотракт) или потом на HD картинке?

Летчиг

Не видно и на HD картинке и через видеотракт…Я не ставлю задачу получить из куляриса супер планер с высокими характеристиками, мне важнее грузоподъемность и большая площадь крыла… как мне кажется каждый выбирает то что ему больше по душе 😃

Den_P

поразительно! Как будто як-12 с толкающим винтом!!! 😁
Щас повторил Ваш эксперимент, винт правда трехлопастной, пробовал при дневном освещении, дома в разных комнатах (разная освещенность) против солнца и по ходу лучей, результат удивил! Винт видно только на небольшой частоте вращения (посадочный режим) и то он прозрачный и не выглядит черными полосами по экрану,в остальных режимах если и видно то едва заметно а то и невидно вообще. Чем выше обороты, тем винт прозрачней. Снимал ГоПро на максимальном качестве.

baychi
Den_P:

Щас повторил Ваш эксперимент,

Я тоже попробывал. Видимость, действительно минимальная. Вот кадр против света на реальном Кулярисе (обороты не более 9000 в мин):

10 days later
baychi

Стремясь превратить Cularis в носитель для видеосъемки, вырезал в левом крыле отверcтие под GoPro HD. Что-бы даже пропеллер не попадал в кадр, пришлось отнести камеру на 48 см от фюзеляжа. Она весит 100 гр. Камера села отлично, даже крепить дополнительно пока не требуется.

Вопрос к знающим: как лучше сбалансировать другое крыло?

  1. Разместить примерно в том-же месте 100 грамм баласта;
  2. Разместить на краю крыла (120-125 см) пропорционально меньший груз в 40 грамм;
  3. Вообще ничего не добавлять, а скомпенсировать триммером элеронов.
polarfox

Батарейку на другое крыло таким-же способом прицепить,заодно аэродинамическое различие между крыльями подправите.
Кстати насчёт аэродинамики,насколько хуже работает крыло при таком способе установки чего-либо на него?

baychi
polarfox:

Батарейку на другое крыло таким-же способом прицепить

Нет там таких батарек. 😦 В самой камере 30 грамм, ходовая - 400 гр (5 Ач).
А просто так липольку вешать, жалко, лучше монетки заложить.

polarfox:

Кстати насчёт аэродинамики,насколько хуже работает крыло при таком способе установки чего-либо на него?

Я тоже хотел-бы это знать. Раньше на левом крыле в райне красной площадки ставилась камера Sony PM1. По весу она немного больше проши, по сечению - такая-же, но так как стояла у самого фюза, балансировку на другое крыло не делал. Со стабилизацией разница была вообще незаметна. А вот как пострадает аэродинамика от “шитка” в центре крыла, сказать пока не берусь.

dron18

а может лучше поставить еще одну гопрошку и получить стерео ?

baychi
dron18:

может лучше поставить еще одну гопрошку и получить стерео

Ага. Или фотик грамм на 100. И фидео и фотки в одном полете. 😃
На самом деле такой вариант тоже рассматривается, но пока у меня только одна Гопро.

pashteton
baychi:

Стремясь превратить Cularis в носитель для видеосъемки, вырезал в левом крыле отверcтие под GoPro HD. Что-бы даже пропеллер не попадал в кадр, пришлось отнести камеру на 48 см от фюзеляжа…
3) Вообще ничего не добавлять, а скомпенсировать триммером элеронов.

Мне эта идея вообще не нравится по нескольким причинам:
Кусок крыла выпадает из участия в полете…
Если даже повесите монетки на другом крыле, разворачивающий момент от воздушного сопротивления камеры, не куда не денется.
Придется еще рудером компенсировать.

wws

Эммммм…
Александр! Такое расположение ГоПрошки - это спойлер в его чистом виде. Т.е. устройство для резкого, радикального понижения качества планера 😦 Понимая, что уж очень хороша камера, я бы предложил разместить её в передней части крыла, сделав вырез в лобике, и расположив её симметрично (по вертикали). Тогда, можно будет сделать обтекатели и впереди и сзади, что не менее важно. Т.е. сделать на крыле эдакую каплю.

Уравновешивать, по идее надо меньшим грузом (хоть монетками) на конце противоположного крыла… Но:

  1. поскольку вам термики не ловить
  2. отклонение правого элерона+закрылка вниз для компенсации веса камеры может оказаться незначительным (до 3-х мм и сильно портить качество не будет)

Возможно, что груз вам и не потребуется.

baychi
pashteton:

Кусок крыла выпадает из участия в полете…

Да, но совсем небольшой. 6 см против 126.

pashteton:

разворачивающий момент от воздушного сопротивления камеры, не куда не денется. Придется еще рудером компенсировать.

Вероятно да.

pashteton:

Мне эта идея вообще не нравится

Другого пути не вижу. :(На фюзеляже мещает сам фюзеляж или винт. Или надо ставить высоченный пилон с камерой.
Для сохранения летных свойств планера, вне видеосъемки, сделал камеру съемной: дырка затыкается тем-же вырезанным куском пенопласта.

wws:

я бы предложил разместить её в передней части крыла, сделав вырез в лобике, и расположив её симметрично (по вертикали).

Сейчас камера задней стенкой упирается в карбоновый пруток крыла. Опустить ниже можно, если вырезать выемку под объектив. Правда тогда еще крепление потребуется. Насчет обтекателя подумаю. Спасибо.

wws:

поскольку вам термики не ловить

В таком виде - само собой. Лиш бы не опрокидывало.

wws:

Возможно, что груз вам и не потребуется.

То есть стоит сначал попробывать без груза?

ivanko2
polarfox:

Кстати насчёт аэродинамики,насколько хуже работает крыло при таком способе установки чего-либо на него?

На 100 % в месте установки и прилежащих зонах (потому как это уже не крыло и поток там уже не поток) 😃

pashteton
baychi:

Да, но совсем небольшой. 6 см против 126.
Другого пути не вижу. :(На фюзеляже мещает сам фюзеляж или винт. Или надо ставить высоченный пилон с камерой.
Для сохранения летных свойств планера, вне видеосъемки, сделал камеру съемной: дырка затыкается тем-же вырезанным куском пенопласта.

Другой путь простой, сделать пилон для мотора (как у изика).

Сейчас камера задней стенкой упирается в карбоновый пруток крыла. Опустить ниже можно, если вырезать выемку под объектив. Правда тогда еще крепление потребуется. Насчет обтекателя подумаю. Спасибо.

Мне кажется ниже как раз будет хуже, т.к. нижняя часть крыла играет большую роль. Лучше сделать чтоб она вообще не выступала снизу.

То есть стоит сначал попробывать без груза?

Лучше сначало с грузом.

baychi
pashteton:

Другой путь простой, сделать пилон для мотора (как у изика).

Да, но это во первых, необратимая доработка, а во вторых, Кулярис перестанет быть Кулярисом. 😦
С задним мотором у меня Изя был, Скай вон из Китая едет… Кулярис, в данном случае, подкупает гладкостью полета и низкой чувствительностью к ветру.

ivanko2
wws:
  1. отклонение правого элерона+закрылка вниз для компенсации веса камеры может оказаться незначительным (до 3-х мм и сильно портить качество не будет)
    Возможно, что груз вам и не потребуется.

Скомпенсировать момент можно только таким же моментом (только с другим знаком), так что чем бы мы не компенсировали (рулем или чем то на другом крыле), имеем в любом случае удвоенное лобовое сопротивление

wws
pashteton:

Мне кажется ниже как раз будет хуже, т.к. нижняя часть крыла играет большую роль. Лучше сделать чтоб она вообще не выступала снизу.

Я вообще говорил о том, чтобы сдвинуть её сильно вперед - в самый лобик. А обтекатели (сверху, снизу и сбоков объектива) пусть вообще выступают вперед, за линию передней кромки крыла. Пенопластовые наплывы нужны и сзади… Вот в такой конфигурации её можно опустить ниже - симметрично, зализав со всех сторон. Вспоминаем дирижабль - вроде и толстый, а против ветра как-то летает (нужно каплю назад вытягивать).