Как добиться устойчивой видеосвязи

NMV

Часто на форуме читаю разочарованные отзывы о дальности и качестве видеосвязи.
Решил поделиться опытом по этому вопросу. Почти все это раскидано по форуму, а тут соберу в кучу.

Для начала удивительный факт. В одном недавнем полете от взлета до посадки была абсолютно чистая картинка без единой помехи при максимальном удалении 12500 метров.
Мощность китайского передатчика 1 Вт, антенна на самолете - штатный коаксиальный диполь. Приемник Lawmate со штатным штырем. Частота 1,2ГГц. Никаких направленных антенн.

Отсюда вывод: Обычные видео приемники и передатчики обеспечивают более чем достаточную дальность при условии, что они исправны, правильно установлены и правильно настроены.

А теперь как этого добиться.

Самая распространенная ошибка - это неправильная установка антенны на самолете. Во первых, антенна должна быть расположена вертикально. Максимальное излучение находится в плоскости, перпендикулярной антенне. А так как большую часть полета самолет находится в горизонтальном положении, то и качество приема при этом будет максимальным. Во вторых, в плоскости излучения антенны не должно быть никаких элементов конструкции самолета. Любой предмет в направлении излучения будет затенять сигнал, а предмет, находящийся совсем близко к антенне, будет в добавок менять входное сопротивление антенны и снижать мощность излучения. Я рекомендую устанавливать передатчик на центральной части крыла, если это верхнеплан, либо на фюзеляже над крылом при нижнем расположении крыла. Кроме того, при таком расположении передатчика вся электроника самолета оказывается ниже плоскости излучения и уменьшаются наводки на оборудование и сервомеханизмы.
Следующая ошибка — неправильный выбор канала связи. Например комплекты с частотой 1,2 Ггц укомплектованы антеннами именно 1,2 Ггц. А не 1,15 или 1,25. Поэтому следует выбирать канал максимально близкий к 1,2. Причем чем больше отклонение, тем хуже связь.
Китайцы, правда, могут укомплектовать чем угодно, но это уже исключения из правил.
Далее - расположение приемной антенны. Правила те же, что и для самолета. А нтенна должна стоять вертикально, желательно на треноге и рядом не должно быть препятствий.
Частая причина очень маленькой дальности - это неисправность оборудования. В первую очередь проверяйте правильный контакт в антенне. Проверьте наличие связи центрального штырька в разъеме антенны и самого штыря антенны. Если это диполь, то еще связь между гайкой разъема и металлическим цилиндром антенны. И отсутствие связи между штырьком и гайкой в разъеме. У меня была ситуация, когда на открученной антенне все прозванивалось правильно, но дальше 200 метров не работало. Оказалось, что при прикручивании к приемнику центральный штырек разъема перемещался и замыкался с корпусом.
Не стоит забывать и о качестве самих передатчиков. Лучше покупать проверенное. Не получается пока сделать хороший передатчик за 3 копейки. Даже у китайцев.
Теперь о грустном.
Если использовать штатные антенны в вертикальном положении, то пролетая над головой провал связи будет всегда.
Если вы крутите пилотаж на самолете с передатчиком, временные провалы видео неминуемы. Это связано с диаграммами направленности антенн и с большим временем автоподстройки усиления в приемнике.

Такие вот нехитрые правила.
Надеюсь кому-то будет полезно.
Если чего забыл — позже допишу.

vadson

вопрос, а как расположить антенну на ру?
Тоже вертикально? Я читал один производитель ру модулей рекомендовал направить один конец вниз, другой вверх вертикально.
И вопрос по питанию:
видео часть у вас как питается, и ру как ?
Если можно схему расположения всего и запитки, всем будет очень позновательно.

NMV

По этим вопросам я пока еще сам в поиске.
Да и обсуждать их, наверно, следует не в этой теме.

dimon_d3
NMV:

от взлета до посадки была абсолютно чистая картинка без единой помехи при максимальном удалении 12500 метров.

У меня ряд вопросов:
В какой местности был полет?
Были ли рядом пром. объекты,ЛЭП,вышки радиосвязи,или другие источники помех?
Ловил ли в этой местности сотовый телефон?
Даже обычная ЛЭП на 380 при пролете “за ней”,может прервать видеосвязь.

NMV

Все вышеперечисленное в этой местности есть и в большом количестве.
Но высота была большая, поэтому влияния практически не было.
Изредка на картинке были черточки от высокочастотных ретрансляторов.

mexanik2810
vadson:

вопрос, а как расположить антенну на ру?
Тоже вертикально? Я читал один производитель ру модулей рекомендовал направить один конец вниз, другой вверх вертикально.

Сегодня экспериментировал с расположением антенны, действительно при противоположном расположении антенн, воздействие радиопередатчика на видеоприемник прекратилось

baychi
NMV:

при максимальном удалении 12500 метров. Мощность китайского передатчика 1 Вт, антенна на самолете - штатный коаксиальный диполь. Приемник Lawmate со штатным штырем. Частота 1,2ГГц. Никаких направленных антенн.

Михаил, уточните пожалуйста, патча на приемной стороне видео, точно не было? А то в теме “Далеко и высоко…” Вы вроде про патч писали. Я в табличку так и занес.

NMV

To Baychi:
Вы не обратили внимания.
Я писал об этом сразу.
У меня был патч, а рядом у приятеля был еще один приемник со штырем.

Видео тут rcopen.com/forum/f90/topic200764/224
Но это записано моим приемником, через наземную станцию.

baychi
NMV:

У меня был патч, а рядом у приятеля был еще один приемник со штырем. … Но это записано моим приемником, через наземную станцию.

Так как это звучит слишком фантастично, прошу еще уточнить: приятель со штырем тоже писал видео? И Вы их потом сравнивали? Или “картинка у него весь полет была идеальная” относится к субьективному восприятию? И что за приемник у приятеля, тоже китайский из комплекта?
Просто даже с учетом местности, “ни одной помехи” на 12.5 км при данной мощности без усиления плохо объяснимо. 😃

NMV

Китайский приемник у меня, продавался вместе с моим передатчиком. На нем стоит патч.
А второй приемник был LawMate со своим родным штырем. Этот человек тоже записывал на свой ноутбук. Завтра попробую взять у него запись.
Сам пока видео его не видел, но со слов “никаких помех”. Вы прям меня самого в сомнение загнали. 😃

KZ-850

Просто мистика! На штыри из комплекта дальше 3-4км улететь не удавалось. Возможно антенна с круговой диаграммой, но “бублик” сплюснутый? Круговой антенной можно обеспечить КУ и больше 10дБ - именно за счет сужения ДН в вертикальной плоскости - это может объяснить феномен.

РД00
NMV:

А второй приемник был LawMate со своим родным штырем

Наверное, не со штырем, а с коаксиальным диполем ? Вот они рядом, диполь сверху.

Ну и условия в Кавминводах, наверное, получше, чем в Москве и МО. И помех меньше, и старт у Вас, по моему, оттуда, куда отец Федор с колбасой влез 😃

baychi
KZ-850:

На штыри из комплекта дальше 3-4км улететь не удавалось.

Аналогично. Причем именно с диполем пробывал.

РД00:

Наверное, не со штырем, а с коаксиальным диполем ? Вот они рядом, диполь сверху.

А в чем, в данном случае, разница? Только в том, в верхнем случае противовес всегда на одной прямой с излучателем, а в нижем - может быть под углом 90? Ну и известная всем “пружинка” может быть ненастроена. Так?
Но мы ведь говорим о заведомо исправных, и правильно установленных антенннах. А в этом случае характеристики: KУ и ДН должны для обоих вариантов совпадать. Ну или отличаться в пределах 1 дБ, а не в 4 раза.

Вот если-б там был коллинеар… 😃

KZ-850
baychi:

А в чем в данном случае разница? Только в том, в верхнем случае противовес всегда на одной прямой с излучателем, а в нижем - может быть под углом 90. Ну и известная всем “пружинка” может быть ненастроена. Так?

Не скажите, разница между штырем и коаксиальным диполем очень даже заметна - практически - дальность связи как минимум в два раза отличается (естественно в пользу коаксиального диполя) - теоретически - у диполя практически идеальное согласование и симметрирование.

baychi
KZ-850:

разница между штырем и коаксиальным диполем очень даже заметна - практически - дальность связи как минимум в два раза

Всегда заметна, или может быть заметна, если штырек не согласованн? И вообще, насколько согласование волнового сопротивление важно для приемника? (Для передатчика - понятно, боремся за мимнимум КСВ).
И кстати когда Вы пишите “На штыри из комплекта дальше 3-4км улететь не удавалось”, Вы именно штыри с пружинками имели в виду (с обоих сторон), или коаксиальные диполи?

KZ-850
baychi:

Всегда заметна, или может быть заметна, если штырек не согласованн?

КСВ метра нет, поэтому штырь не настраивал.

baychi:

И вообще, насколько согласование волнового сопротивление важно для приемника? (Для передатчика - понятно, боремся за мимнимум КСВ).
И кстати когда Вы пишите “На штыри из комплекта дальше 3-4км улететь не удавалось”, Вы именно штыри с пружинками имели в виду (с обоих сторон), или коаксиальные диполи?

Настолько же важно как и для передатчика - тут так же при несогласованности теряется часть полезной мощности, принятой антенной

baychi:

И кстати когда Вы пишите “На штыри из комплекта дальше 3-4км улететь не удавалось”, Вы именно штыри с пружинками имели в виду (с обоих сторон), или коаксиальные диполи?

Имеются в виду коаксиальные диполи - штырь с пружинкой в комплекте был только один, пробовал ставить его на приемник - вообще дальше 800 метров не смог улететь, пробовал на передатчик - улетел на 1.5км (все это до потери картинки).