Телеметрия (часть 2)

Dikoy

Сегодня при любовании на фотки с выставки узрел интересную деталь.
Внимание! Воздухозаборник Птеро! 😃

blade
Dikoy:

Сегодня при любовании на фотки с выставки узрел интересную деталь.
Внимание! Воздухозаборник Птеро! 😃

“Их радость была бы не полной…”(С)
…Если знать, что “Пито” должна устанавливаться вне зоны перепадов давления (недаром на нормальных самолётах- вынесена вперёд)
Такое впечатление, что Птеру эту не в МАИ делали, а в сельской школе для недоразвитых 😮
А как она летала (на их видео): еле еле сойдя с катапульты, покачалась так задумчиво ,“не упасть ли мне?” 😉, всё таки худо-бедно полетела.
Как утверждают (уже третью выставку подряд) авторы- целых два часа 😆

Pavel_E
Панкратов_Сергей:

Проблема только в том, что львиная часть приемников для фейлсейфа использует только один запрограммированный канал - дроссель.

В чем проблема? Ставите микс на другой канал от дросселя. Этим вторым каналом управляете дросселем. “Нормальный” дроссель при фэйлсейве уходит в 0, а тот, который через микс “зависает” в последнем принятом положении. Его может подхватывать автопилот, если сигнал на дросселе ушел в “0”, а на микшированном канале - нет.
Работать, по идее, должно с абсолютным большинством PCM приемников. И даже с такими PPM, как например, JETI REX MPD. Там такая же логика работы. Единственный минус - потеря одного канала управления.

blade:

…Если знать, что “Пито” должна устанавливаться вне зоны перепадов давления (недаром на нормальных самолётах- вынесена вперёд)

Сдается мне, что у консоли крыла, на выносе миллиметров 100, перепады давления не очень существенны. В любом случае, оно ж не в зоне обдува винта. Конечно, было бы красивее, еслиб оно торчало из передней кромки.

Панкратов_Сергей
Pavel_E:

В чем проблема? Ставите микс на другой канал от дросселя. Этим вторым каналом управляете дросселем. “Нормальный” дроссель при фэйлсейве уходит в 0, а тот, который через микс “зависает” в последнем принятом положении. Его может подхватывать автопилот, если сигнал на дросселе ушел в “0”, а на микшированном канале - нет.
Работать, по идее, должно с абсолютным большинством PCM приемников. И даже с такими PPM, как например, JETI REX MPD. Там такая же логика работы. Единственный минус - потеря одного канала управления.

.

Проблема то решаема, только не совсем так как Вы описали.Это мы в другой теме уже чуть обсуждали.
Если сделать чисто по Вашему - то на автопилот переключение произойдет сразу при старте, когда дроссель в нуле.

Pavel_E
Панкратов_Сергей:

Проблема то решаема, только не совсем так как Вы описали.Это мы в другой теме уже чуть обсуждали. Если сделать чисто по Вашему - то на автопилот переключение произойдет сразу при старте, когда дроссель в нуле.

Нет, не так. Не произойдет. Поясню свою мысль. Нам нужно обнаружить факт включения режима фэйл-сейв. Это можно сделать СРАВНИВАЯ значения в канале дросселя и любом другом, на который в передатчике поставлен 100% микс от дросселя. В случае, если связь есть, значения в этих каналах будут совпадать. В случае, если включился режим фэйл-сейв, канал дросселя автоматом уходит в 0, а в зависимом от него через микс канале будет последнее принятое значение. Т.е. не 0. По факту наличия разницы между этими каналами легко сделать вывод о потере связи и включить автопилот.

Панкратов_Сергей

И это простое решение как вы написали?
Завести на автопилот не один а два канала для обнаружения команды включения автопилота. И вдобавок переписывания программы?

Есть решения, не затрагивающие автопилот.
Только настройки передатчика.

baychi
Pavel_E:

Нет, не так. Не произойдет. Поясню свою мысль. Нам нужно обнаружить факт включения режима фэйл-сейв. Это можно сделать СРАВНИВАЯ значения в канале дросселя и любом другом, на который в передатчике поставлен 100% микс от дросселя. В случае, если связь есть, значения в этих каналах будут совпадать. В случае, если включился режим фэйл-сейв, канал дросселя автоматом уходит в 0, а в зависимом от него через микс канале будет последнее принятое значение. Т.е. не 0. По факту наличия разницы между этими каналами легко сделать вывод о потере связи и включить автопилот.

Павел, а что будет, если FailSafe наступит при выключенном двигателе, когда оба канала совпадают и показывают 0?
Тогда проще триммером ограничить диапазон работы дроселя от 5 (или 1-2) до 100%, гарантируя, что при 5% регулятор остановит двигатель. А полный 0 и будет означать FailSafe.

Панкратов_Сергей

Именно так.
Сдвигаем триммером область регулировки дросселя, FailSafe настраиваем без сдвига, регулятор настраиваем на сдвинутый триммером диапазон .
Только одно но.
В программе автопилота должно фигурировать довольно узкая область включения автопилота.
Т. е допустим не по факту длинны импульса менее 1,4мс, а по факту менее 1,05

Pavel_E
baychi:

Павел, а что будет, если FailSafe наступит при выключенном двигателе, когда оба канала совпадают и показывают 0?

Да, косяк 😃 Уже об этом подумал, когда вспомнил, что бывают еще и не-ДВС самолеты… На ДВС совсем в 0 уводить нельзя - заглохнет. Поэтому случай “если FailSafe наступит при выключенном двигателе, когда оба канала совпадают и показывают 0” мне сразу в голову-то не пришел.

Панкратов_Сергей:

FailSafe настраиваем без сдвига, регулятор настраиваем на сдвинутый триммером диапазон .

Вопрос для расширения кругозора. А что, многие регуляторы умеют настраиваться на заданный диапазон? Чтобы отловить разницу между фэйлсейвом и не фейлсейвом нужно хотя бы процентов 5. Но как сделать, чтобы эти 5% не раскручивали мотор? Или с другой стороны - можно ли запрограммировать приемник, чтобы при фэйлсеве он выдавал меньше 0%? Скажем, 0,8мс импульс. Тогда проблем никаких.

smalltim

Жду хороших идей, коллеги. О том, чего умеет или не умеет автопилот, не думайте. У него есть на входе 5 каналов PPM, 2 логических входа-выхода и свободный канал АЦП (если подключена телеметрия). С этим всем он, считайте, умеет делать всё. Любая логика, какую пожелаете.
А, вообще, как ведут себя не-фейлсейфовые каналы при потере связи с передатчиком? Пропадает PPM на выходе? Мониторя состояние сразу всех каналов, можно отловить момент, когда каналы перестали изменяться или появилось что-то необычное в любом канале.

>Чтобы отловить разницу между фэйлсейвом и не фейлсейвом нужно хотя бы процентов 5. Но как сделать, чтобы эти 5% не раскручивали мотор?

Это ж всё идет через автопилот, поэтому изменить состояние любого канала по заранее заданному шаблону - не проблема 😃 Можно диапазон 1.2–2 мс превратить на выходе в 1–2мс, не вопрос.

Texnik

КИТы телеметрии ещё заказывать можно? To smalltim : написал в личку.

Панкратов_Сергей
smalltim:

А, вообще, как ведут себя не-фейлсейфовые каналы при потере связи с передатчиком? Пропадает PPM на выходе? Мониторя состояние сразу всех каналов, можно отловить момент, когда каналы перестали изменяться или появилось что-то необычное в любом канале.

.

На имеющихся у меня spektrum ar7000 и 6200 при пропадании сигнала
на каналах (кроме дросселя ) сохраняются сигналы соответствующие сигналам на момент пропадания.

Pavel_E
smalltim:

А, вообще, как ведут себя не-фейлсейфовые каналы при потере связи с передатчиком?

Если речь о PCM приемниках, то они обычно программируются по одному из 2-х вариантов поведения:

  1. резать до 0 (или другого заданного значения) только газ, по остальным каналам повторять последние принятые значения;
  2. устанавливать все каналы в заранее определенные значения.

Сегодня вечером попробую всесторонне погонять свой приемник JR RS10DS и расскажу о возможностях его регулировки, если интересно. А то все футаба, футаба…

smalltim:

Это ж всё идет через автопилот, поэтому изменить состояние любого канала по заранее заданному шаблону - не проблема Можно диапазон 1.2–2 мс превратить на выходе в 1–2мс, не вопрос.

Проблема только в том, что у каждого свои настройки (про разницу электро/двс вообще молчу) и под каждого править прошивку вам, коллега, будет вряд ли возможно 😃 Собственно, вся проблема сводится к определению момента включения фэйлсейва, при этом желательно, чтобы неактивный автопилот не вмешивался в управление, т.е. канальные импульсы не трогал бы.

ReGet

По уровню RSSI конечно самый правильный метод получается.
Да и вообще, небюджетное это дело - fpv, да еще и с автопилотом, можно и купить определенный приемник (подходящий)

smalltim

>Проблема только в том, что у каждого свои настройки (про разницу электро/двс вообще молчу) и под каждого править прошивку вам, коллега, будет вряд ли возможно 😃

Зачем править прошивку? Автопилот настраивается с компука, ну введите после калибровки передатчика, опять же на компуке, пороги и диапазоны какие надо и всё. Мне только надо знать, что давать настраивать.

>Собственно, вся проблема сводится к определению момента включения фэйлсейва, при этом желательно, чтобы неактивный автопилот не вмешивался в управление, т.е. канальные импульсы не трогал бы.

Неактивный не трогает канальные импульсы. Передает на выход без изменений, с точностью 0.5 мкс, с максимальной задержкой в 10 мс. Правда, очередность канальных импульсов изменяется - восходящие фронты всех импульсов на выходе появляются одновременно - но сервам это пофигу.

Панкратов_Сергей
ReGet:

По уровню RSSI конечно самый правильный метод получается.
Да и вообще, небюджетное это дело - fpv, да еще и с автопилотом, можно и купить определенный приемник (подходящий)

И передатчик в придачу:) Так как к нему нет приемников с выведенным RSSI.
По мне куда проще на spektrum ar7000 и 6200 вывести сигналы с светодиодов, информирующих наличие сигнала.

Было б неплохо предусмотреть режим переключения на автопилот не только по факту соответствия импульсов на входе какому либо диапазону длительностей, но и просто по наличию или отсутствию логической единицы.

Pavel_E
smalltim:

Зачем править прошивку? Автопилот настраивается с компука, ну введите после калибровки передатчика, опять же на компуке, пороги и диапазоны какие надо и всё. Мне только надо знать, что давать настраивать.

Да, тогда все прощще 😃
Ну да ладно. Обещал результаты испытаний - выкладываю. У кого JR и приемники S-PCM, то считайте совсем повезло и автору голову можно не морочить 😃 Эти приемники (не знаю как все, но в литературе ограничений не нашел) могут настраиваться по ЛЮБОМУ каналу в 2 режима: HOLD или FAIL-SAFE. В режиме HOLD приемник при пропадании сигнала тупо повторяет последнюю принятую длительность. В режиме FAIL-SAFE приемник при пропадании сигнала выдаст по этому каналу заранее установленное значение. То есть, если включение/выключение автопилота у нас выведено на отдельную кнопку отдельного канала в передатчике, то все вообще элементарно. Этот канал настраивается в режим FAIL-SAFE в положении тумблера ВКЛ. Тогда автопилот включится либо по тумблеру, либо по пропаданию сигнала автоматически.

Pavel_E

Добавлю:
Для приемников PPM детекция пропадания сигнала - хаос в каналах с длительностью импульсов заведомо вне рамок PPM стандарта.
Для приемников JR S-PCM детекция не нужна, т.к. можно сам приемник запрограммировать на выдачу сигнала нужной длительности по любому из каналов.
Для приемников PCM других марок, которые не умеют программироваться как JR, возможны варианты:

  • по наличию нуля в канале газа,
  • по выходу RSSI,
  • по лог “1” или “0” со светодиода.

И резюме:
Чтобы иметь возможность включать/выключать автопилот по желанию и автоматически по пропаданию сигнала нужно:

  1. Предусмотреть один канал сигнала PPM на вход. Настройки: пороговой длительности импульсов, режима включения (вкл по превышению длительности, вкл по пренижению длительности).
  2. Предусмотреть включение автопилота по наличию сигнала выше/ниже определенного уровня в канале АЦП. Настройки: уровень АЦП, режим включения (вкл по высокому, вкл по низкому, не включаться по данному входу), % потерь сигнала, начиная с которого надо включаться (с усреднением, скажем, за 1с - чтобы не дергать автопилот при кратковременной разовой помехе), % потерь сигнала, начиная с которого надо выключаться ( чтобы гистерезис был).

Вроде бы в этом случае все перечисленные варианты можно реализовать.

Dikoy
blade:

…Если знать, что “Пито” должна устанавливаться вне зоны перепадов давления (недаром на нормальных самолётах- вынесена вперёд)

Еси чесна, я даже не подумал о месте установки 😃 Меня привлекла форма. Я уже видел её в своей книжке, это один из вариантов “правильного” заборника.
Эх, в тяпницу попробую отсканить её на нашем ГДРовском сканере. Хоть он и сканирует одну страницу 5 минут 😃

smalltim:

А, вообще, как ведут себя не-фейлсейфовые каналы при потере связи с передатчиком? Пропадает PPM на выходе? Мониторя состояние сразу всех каналов, можно отловить момент, когда каналы перестали изменяться или появилось что-то необычное в любом канале.

Совершенно верно. Пропадает ППМ с редкими помехами. Я сейчас завёл восьмибитный таймер и по нему мерию период между фронтами двух канальных импульсов. Если больше 2*16 мС (16 мС это период переполнения восьмибитника на 16 МГц), и таких переполнений 5 подряд, включаю автопилот. Аналогично отключаю по условию 5 принятых нормальных периодов. Работает очень чётко, ещё 9 мая с этой системой летал.

Mironov
Pavel_E:

Добавлю:Для приемников PPM детекция пропадания сигнала - хаос в каналах с длительностью импульсов заведомо вне рамок PPM стандарта.

Это верно не для всех приёмников. Современные PPM приёмники легко фильтруют “неправильные” импульсы, оставляя на выходе последнее правильное значение импульса. А при пропадании сигнала - выставляют канальные импульсы в среднее положение, газ - в ноль.