Цветное OSD

leprud

Вопрос возник тут спонтанно - а нужно ли вообще цветное OSD при плюс-минус D1 разрешении (100% применяемых камер вкупе с видеоканалом)?
Пока преимущество вижу в возможности выделения символов инверсией основного цвета (или прямой, или по определенным правилам), что автоматом дает лучшую читабельность при разных уровнях освещенности, да еще возможность выделять “яркими” цветами разные алармы.

blade
leprud:

а нужно ли вообще цветное OSD

Оно то, может и нужно- выделить красным цветом какой то аварийный параметр.
Но вот возможно-вряд ли, поскольку для создания цветной буквовки- надо влезть в видеосигнал до его матрицирования (т.е. в камере-сначала имеются три различных сигнала, каждый из которых- соответствует своему (-R-G-😎 цвету.
Затем- из этих цветов, при определённом уровне каждого, создаётся комплексный сигнал…
Вряд ли в применяемых нами камерах- есть доступ к RGB, они заканчиваются в процессоре.
Например в телевизорах- титры подаются прямо на плату кинескопа, туда же, куда поданы RGB сигналы изображения.
Т.е., теоретически- цветные титры хорошо бы сделать.
Практически- нереалезуемо 😦

leprud
blade:

сначала имеются три различных сигнала, каждый из которых- соответствует своему (-R-G-😎 цвету

Судя по популярным сенсорам от omnivision, там таки YUV 4:2:2 в основном идет, но что в реальных камерах - хз…
Впрочем, пока это все равно чистая теория, пока не дождусь железок всяких и своими ручками не попробую…
Пока просто интересно мнение реально пользующихся OSD

F_R

О как интересно!😃
Расскажите, пожалуйста, а как тогда с ч-б буковками телеметрия справляется? Какие там хитрости?😃

leprud

Черно-белое то делается относительно легко - достаточно в нужные моменты линию видеосигнала притягивать или к земле, или к плюсу. Соответсвенно серое - это нечто среднее между ними. С цветом так просто не получится делать.

Oliver
leprud:

Черно-белое то делается относительно легко - достаточно в нужные моменты линию видеосигнала притягивать или к земле, или к плюсу. Соответсвенно серое - это нечто среднее между ними. С цветом так просто не получится делать.

В секаме получилось бы? Или я плохо учился?

leprud

“Дяденька, я не настоящий сварщик”…
В PAL именно так, да и в NTSC, что разнообразие самодельных osd подтверждает…

blade
Oliver:

В секаме получилось бы? Или я плохо учился?

В Секаме- “получилось бы”- что именно?
Чёрно белые титры-да, поскольку способ их подмешивания- вообще системы кодировки цвета не касается.
Цветные- нет, по той же причине, что и в ПАЛ и в НТСЦ: нет в свободном виде цветоразностных сигналов.
Очень теоретически, можно было бы сигнал, идущий с камеры- дематрицировать, получив три сигнала цветности (или- два цветоразностных, что одно и то же)+ яркость (кстати, именно так пИсали видеомагнитофоны VHC)
Но сложность такой процедуры ( а также- её аппаратной реализации) и потеря качества- не окупают наличия разноцветных буквовок 😦
Проще гнать телеметрию на землю (как в Икарусе) а уж там, на компе- рисуй что хошь.
Но тут опять подводные камни: при искажении, а даже не потере, видео или аудио сигнала с борта (смотря, каким способом мы гоним ТМ)- телеметрия тоже отрубится 😦

F_R:

О как интересно!

Вы, дяденька, со мной об этих вещах не полемизируйте: я декодеров ПАЛ овских во времена Оны понапаял и понавтыкал в советские телеки- туеву хучу.
Штук 500, как минимум 😃
Волей- неволей пришлось разбираться как и что там работает 😃

Adekamer

ненужно
я вообще больше склоняюсь (при своем убогом опыте использования простейших ОСД) вообше уход от цифробукв
банально прогрессбар намного информативнее и позволяет произвести более быструю оценку
(например поэтому отдаю предпочтение стрелочным часам перед символьными)

parahawk

Цвет - это важно. С помощью цвета можно значительно снизить нагрузку при восприятии информации.
Не понимаю почему разработчики популярных OSD телеметрию не делают цветной. Нашёл на ютубе:

baychi
parahawk:

Не понимаю почему разработчики популярных OSD телеметрию не делают цветной.

Потому что соотношение цена/польза очень высокое. Цвет сразу увеличит цену OSD на 100$, а необходимость цвета в реальных полетах всеьма сомнительна. Обычно цвет хотят заядлые игроманы, привыкшие к рющечкам и цветочкам. Тем, кому важнее полет - цветные циферки скорее лишняя рябь и усталость для глаз. 😃
Подождите годика три, когда изобилие и конкуренция FPV систем приведет их к цветовой избыточности, как это случилось с мобильниками 5 лен назад. 😃

parahawk:

Нашёл на ютубе:

Картинка сформирована на земле и отображается на экране ноута.

parahawk

На ноуте… Понятно.

Однако грамотно созданный интерфейс свободен от ряби, удобен и является помощником. Так же однозначно ясно, что смена цвета элементов индикации в любом случае улучшает восприятие. Для примера возьём внизу экрана элементы типа прогрессбара зелёного цвета. Ведь если по достижении низкого значения индикатор перекрашивается в красный то это однозначно лучше заметно, чем если элементы просто белые. Да, элемент белого цвета может мигать. Тем не менее правильное использование цвета улучшит качество результата.

Поэтому о усталости глаз, ряби и других стереотипах, вызванных неумелым использованием “разноцветных карандашей”, можно не упоминать. Тем более если цифры не нужны их по кнопке можно всегда выключить.

А вот то что технически сейчас это дорого - теперь понятно. Остаётся немного подождать. =)

Oliver
blade:

Чёрно белые титры-да, поскольку способ их подмешивания- вообще системы кодировки цвета не касается. Цветные- нет, по той же причине, что и в ПАЛ и в НТСЦ: нет в свободном виде цветоразностных сигналов.

Ну в секаме они по крайней мере не перемешиваются. Я правильно помню, что секам льет цвет-Y через строку в ЧМ, в отличие от палов, которые гонят R-Y и B-Y одновременно, с ортогональным кодированием в АМ? Пошел читать википедию.

R2D2_RnD

в камере-сначала имеются три различных сигнала, каждый из которых- соответствует своему (-R-G-😎 цвету.
Затем- из этих цветов, при определённом уровне каждого, создаётся комплексный сигнал…

Если я правильно понял, то задумка состоит в “редактировании” RAW (Bayer) изображения с сенсора до его перевода в PAL/NTSC?
Реализация - скорее что то из области фантастики…

Если же речь идет о наложении цветного OSD на сигнал PAL/NTSC, то это более реально. Правда контроллер потребуется гораздо более скоростной чем тот, что применяется для черно-белого OSD. Причина здесь в том (на примере PAL), что информация о цвете в каждой строке изображения передается в крошечный интервал времени (между синхроимпульсом -0.3В и до начала передачи информации о яркости):

Более подробно - здесь

smalltim
R2D2_RnD:

Причина здесь в том (на примере PAL), что информация о цвете в каждой строке изображения передается в крошечный интервал времени (между синхроимпульсом -0.3В и до начала передачи информации о яркости):

Нет, конечно. В этом интервале передается только лишь информация, позволяющая ТВ приемнику правильно зацепиться за фазу поднесущей цвета. Проблема наложения цвета - собственно, проблема правильного управления амплитудой и фазой сигнала на цветовой поднесущей. А это просто жуткий геморрой.

leprud

Господа, вы все верно отметили, проблемы вывода цвета - серьезные. Пока не использовать специализированные решения. Я тут просто в своем необъемном хламе роюсь, нашел мега плату с видео кодером (цифра->композит) ADV7175A с кучей обвязки в виде ПЛИСин, SDRAM etc.
Из этого всего умею работать только с самим кодером, так что заказал шустрый проц (а то дома мощнее 128 атмеги ничего и нету).
Судя по расчетам, ресурсов проца с лихвой должно хватить на захват видео с внешнего оцифровщика (привет, easycap!), перенос данных во внешнюю SRAM, а потом и обратно на видеокодер.

Просто пока железяки еще идут, думаю о структуре софта - делать для себя тяп ляп лишь бы работало, или по правильному, с настройками…

AsMan

Народ. Или палосекамы кординально переписали за последние 10 лет, или йа совсем спилсо:-(

Оба стандарта (PAL|NTSC) передачи цветного изображения обречены тянуть совместимость с чернобелым оборудованием. Кардинально различаются лишь частотами развертки, их Ч/Б прорадителей. Потому и раличаются до сих пор.
Композитный сигнал, действительно устроен так, что наложить Ч/Б буковки, реально просто подтягивая уровень к черному/белому. Инфа о цвете идет рядом, как раз в тех цветоразносных, а вовсе не цифропачками в начале строки.

blade
AsMan:

Инфа о цвете идет рядом, как раз в тех цветоразносных, а вовсе не цифропачками в начале строки.

Однозначно! Причём, в ПАЛе -эту инфу видно обычным осциллографом, она сидит на площадке синхроимпульса в виде такой бородавки.
Называется PAL-burst, что в переводе означает “паловская вспышка” 😃
Декодер PAL (в те суровые времена, когда я этим делом кормился- была микросхема TDA4510 www.alldatasheet.com/view.jsp?Searchword=TDA4510) и занимается именно тем, что выделяет эту самую вспышку, извлекает из неё информацию о цвете и- прилаживает оную в цветоразностные сигналы.
По идее, вот тут то и надо в эти самые сигналы- засадить буквовки ОСД, потом, при помощи кодера- из них опять сделать ПЦТС и -пульнуть его на передатчик.
Конечно, может сейчас эти микросхемы (ПАЛ декодер и ПАЛ кодер) есть маленькие и слабопотребляющие?
Не знаю…

smalltim:

А это просто жуткий геморрой.

И Ето- прАвильно 😃

leprud:

Пока не использовать специализированные

Даже решив принципиально проблему- Вы тут же упрётесь в другую: огромное (с точки зрения бортового оборудования авиамодели) энергопотребление.
Причём, снизить его не удастся- просто в силу необходимости обработки ВЧ телесигнала 😦

TeHoTaMy
blade:

Декодер PAL (в те суровые времена, когда я этим делом кормился- была микросхема TDA4510 www.alldatasheet.com/view.jsp?Searchword=TDA4510) и занимается именно тем, что выделяет эту самую вспышку, извлекает из неё информацию о цвете и- прилаживает оную в цветоразностные сигналы.

Немного неверно. TDA4510 прилаживает оную вспышку к сигналу своего кварцевого генератора и синхронизирует его по частоте и фазе. А потом, в интервале строки, прилаживает сигнал этого генератора к цветовой поднесущей, наложенной на черно-белый сигнал. … и выдает на выходах (двух амплитудно-фазовых детекторов) два нормальных цветоразностных сигнала. Потом из них и яркостного сигнала простым матрицированием получают R-G-B сигналы.
Раскрасить титры в PAL не так уж сложно. Декодировать видеосигнал для этого совсем необязательно. Достаточно лишь засинхронизировать кварцевый генератор от вспышки, сформировать из него набор сигналов, сдвинутых по фазе (набор цветов) и замешать обратно в видеосигнал в нужных местах.

blade
TeHoTaMy:

замешать обратно в видеосигнал в нужных местах Декодировать видеосигнал для этого совсем необязательно

А вот это то- как сделать без его декодирования?
И- последующего кодирования?
У меня друг производит студийные транскодеры, в том числе- у него и титры любого цвета можно вводить в итоговый сигнал…
Так первое, что он там делает- “разбирает” исходный сигнал на составляющие 😃
Ну и ящик у него- весьма приличных размеров и жрёт- мама не горюй 😦

serj
TeHoTaMy:

Достаточно лишь засинхронизировать кварцевый генератор от вспышки, сформировать из него набор сигналов, сдвинутых по фазе (набор цветов) и замешать обратно в видеосигнал в нужных местах.

Если мы “замешиваем”, значит, складываем. Если складываем- значит поползет уровень белого… Надеюсь, не сильно.

Хотя, есть спецмикросхемы OSD ( Max какой-то там, точно не помню), которые делает Белые, синие и красные буковки. Применялись в дорогих видиках, сейчас уже, вероятно, не выпускаются…

TeHoTaMy
blade:

У меня друг производит студийные транскодеры, в том числе- у него и титры любого цвета можно вводить в итоговый сигнал… Так первое, что он там делает- “разбирает” исходный сигнал на составляющие

В результате получается так, но титры вводятся не в итоговый сигнал, а в еще “разобранный”. “Разборка” там необходима для транскодирования, а если она уже есть, то титры ввести очень несложно, а потом все “собрать”.
Чисто теоретически, два полностью (в т.ч. по цветовой поднесущей) синхронных сигнала PAL можно накладывать друг на друга простым микшированием без декодирования. Проблема лишь в том, чтобы создать синхронный с видеосигналом от камеры цветной сигнал титров.

serj:

Если мы “замешиваем”, значит, складываем. Если складываем- значит поползет уровень белого… Надеюсь, не сильно.

Уровень белого пока не трогаем, хотя он совершенно некритичен. Замешиваем цвет мы не в сигнал яркости, а в цветовую поднесущую методом замеЩения.

serj

Дык как туда замешаешь , не отфильтровав ее предварительно из исходного сигнала? отфильтровывать цвет для отдельных частей строки? Сигнал же цельный, его мы не разбиваем предварительно. Я предполагал что вы хотите складывать цветовую поднесущую с исходным (комплексным) сигналом в тех пикселях (временных отрезках строк), которые надо перекрасить.

Хотя, нам их не перекрашивать надо, а сначала делать яркими, потом- перекрашивать. Или одновременно.

blade
TeHoTaMy:

а в цветовую поднесущую методом замеЩения.

Присоединюсь к предыдущему оратору: где мы её возьмем то, поднесущую эту?

TeHoTaMy:

Раскрасить титры в PAL не так уж сложно. Декодировать видеосигнал для этого совсем необязательно.

Вот это- о чём?

serj:

Применялись в дорогих видиках,

Писал уже: видик- разбирал сигнал на RGB и Y, и в таком виде- записывал на плёнку.
При воспроизведении- стоЯл кодер, который всё это собирал в кучу, кодировал ПАЛом, Секамом (не смейтесь- видаки во Франции или-поставляемые Японцами для СССР- работали в СЕКАМе) или НТСЦ, на этом то этапе- в сигнал и можно было ввести что хочешь, даже без особо специальных микросхем.
ЗЫ: Так что, "сколько волка не корми-у слона толще!
Т.Е. никакими нанайскими хитростями сделать цветные титры на борту-низзя, хоть тресни.

TeHoTaMy
blade:

Писал уже: видик- разбирал сигнал на RGB и Y, и в таком виде- записывал на плёнку.

RGB и Y одновременно никогда не используются.
Либо RGB, либо Y, R-Y, B-Y (последние два называются цветоразностными).