Пилотажная группа по FPV - практика полетов, программы, построения, планирование, подготовка.

Guennady

Тема посвящена полетам в группе по FPV на любых типах летательных аппаратов, планированию и подготовке таких полетов, организации показательных выступлений, подготовке программ, обсуждению отдельных фигур и главное - обсуждению реального опыта совместных полетов.

Заинтересовавшись темой пилотажной группы по FPV после ознакомления с богатым опытом коллег из Воронежа и Москвы я, как большой теоретик в жизни 😃 , прежде всего начал думать о том, каким должна быть программа в финальном ее виде.

И мысленно сложилось нечто такое, что мы видим на показательных выступлениях “взрослых” пилотажных групп плюс что-то специфическое, что есть именно у моделей. Понятно, что на сегодняшний момент дать окончательное описание, что это должно быть так-то и так-то - нереально и эта тема должна дать пищу для размышления, что же это может быть. Мыслей накопилось много, надеюсь - что-то полезное и появится.

Вопросы при организации совместных полетов:

  • Взлет (совместный-раздельный)
  • Встреча группы и формирование формации
  • Совместный полет, совместные эволюции
  • Групповой пилотаж - при несовместном полете
  • Посадка

Фигуры и формации, которые могут иметь место:

Параллельный полет:

  • Прямой параллельный полет
  • Вираж в параллельном полете
  • Горка в параллельном полете
  • Петля в параллельном полете
  • Бочка в параллельном полете совместная (вся формация)
  • Бочка встречная в параллельном полете (крайние самолеты делают бочку в противоположные сторону)
  • Прямой параллельный полет – один самолет в инверсии

Виражи:

  • Змейка - самолеты формации делают несколько виражей не в формации а просто одновременно.

Расхождения:

  • Встречный проход
  • Встречный проход – один самолет в инверсии (или с переворотом в момент расхождения)
  • Восходящий встречный проход (накрест)
  • Самолеты идут от зрителей, расхождение: правый – влево, левый – вправо.
  • Сердечко – особенно красиво с дымом – встречный проход с петлей. Потом – если дым не отключается – отворот от зрителей, чтобы красиво было.
  • Лотос - расхождение, когда самолеты группы, идя на зрителей расходятся веером вверх каждый под определенным углом
  • Роспуск группы на посадку – один за одним из строя

Пока мысли такие 😃 .

Информация: сейчас по четвергам по каналу Дискавери вечером с повтором ночью очень в тему идет цикл передач про авиаэскадрилью Blue Angels 😃 . Очень интересно! Прошлая передача была посвящена планированию выступлений и я постараюсь выложить, что запомнил.

Дополнение: Еще один элемент вырисовался при общении с коллегой Griff - скоростной проход со свечкой или чем-то другим в конце.

Но, по идее, этот элемент будет хорошо и ярко смотреться, если все остальное время выступление будет происходить на гораздо меньшей скорости.

Kazuss1

Геннадий приветствую,
Огромная благодарность вам за создание такой темы. Да - назрело.
Мне очень нравится ваше академическое начало к разработкам возможных первых комплексов FPV - пилотажа.
Хочу дабавить лишь несколько пунктов которые возможно не только расставят систему по полкам, но и помогут в педагогическом плане и облегчат обучение новоиспеченных пилотов или даже групп.

  1. Необходимо сразу разделять илотаж (комплексы) на индивидуальный и групповой (некоторые фигуры отлично можно сделать по камере в одиночку, но в то-же время трудно синхронизировать в группах).
  2. Сразу ввести понятие исполняемости отдельных элементов для винтовых (тянущих) и импеллерных (EDF) типов аппаратов. Некоторые элементы под силу и винтам и импеллерам, а некоторые возможны на какой-то одной схеме.
  3. Обязательно разбить как отдельные элементы, так и комплексы по сложности (с учетом первых двух пунктов). Это позволит методично обучить пилота т.е. сделать несколько уровней ученического пилотажа, а на более серьезных комплексах уже оттачивать свое мастерство и возможно разнообразить направление сольными программами в свободном стиле.
Guennady:
  • Взлет (совместный-раздельный)
  • Встреча группы и формирование формации
  • Совместный полет, совместные эволюции
  • Групповой пилотаж - при несовместном полете
  • Посадка

Теперь по выше изложенному…

Думаю, что на начальном этапе любой пилот столкнется с трудностями… Но постепенно, набирая количество циклов “взлет-полет-посадка” начальные проблемы уйтут и их место займут другие. Вот какраз это и дает повод к разговору о разработке методики обучения.
Пример взлета.

  1. На начальном этапе это может быть более-менее групповой разбег-отрыв и далее выход к определенной точке- началу соединения в группу (это может быть заранее оговоренный прямой участок на д местностью с хорошими ориентирами).
  2. На продвинутом этапе отрабатывается именно начальная т.н. стартовая синхронизация… именно после первого этапа эта задача будет выполняться легче т.к. не будет значительного нервного напряжения и мандража… Что самое интересное - в случае какихто разсинхронизаций группа плавно будет выполнять задачу пункта №1.
  3. На боле высоком уровне… синхронизация старта и выход к точке всего лишь оттачиваются НО с новыми вводными. Список воводных может быть различным - погодные условия, частичная потеря ориентации в пространстве. Основная задача - преодоление/решение ситуации и дальнейшая работа по программе.

Таким же образом - разбивая на уровни сложности - можно работать с любыми вводными.

Swooper

Перцы!
Берите данные ТТХ своих самолетов, бумагу, ручку и рисуйте схемы программы выступления. Через какое-то время придет понимание тех элементов, которые нужно демонстрировать используя возможности полета моделей. И связок, которые будут их соединять. По моим расчетам получается, что непосредственно в зрительской зоне можно выполнять два-три элемента, из которых в группе (это 2 и более борта) - полноценных два. Это подсказка…

maloii

Для пилотажа нужно выбирать самолеты потяжелее, думою от 2 кг и выше. Все дело в ветре, Легкие самолеты сильно колбасит на ветру и удержатся в 1-3 метра друг от друга сложно. В штиль конечно в разы проще, но к сожалению штиль это редкость. Да и летать группа будет не когда она захочет, а когда её пригласят выступить, а там мало кого будет волновать погода, хоть дождь.

Kazuss1
maloii:

Для пилотажа нужно выбирать самолеты потяжелее, думою от 2 кг и выше. Все дело в ветре, Легкие самолеты сильно колбасит на ветру и удержатся в 1-3 метра друг от друга сложно.

Саша приветствую,

Восновном так и получается… более 2 кг… Исключение мой Twister EDF… пока в районе 1.5 кг.

Swooper:

Перцы!
Берите данные ТТХ своих самолетов, бумагу, ручку и рисуйте схемы программы выступления. Через какое-то время придет понимание тех элементов, которые нужно демонстрировать используя возможности полета моделей. И связок, которые будут их соединять. По моим расчетам получается, что непосредственно в зрительской зоне можно выполнять два-три элемента, из которых в группе (это 2 и более борта) - полноценных два. Это подсказка…

Костя привет,

Так может быть для начала нарисуем схему футбольного поля… с зонами демонстрации фигур, зонами разворотов и предварительного построения… Может уже сть какие наработки и термины. Очень хочется на одном языке разговаривать друг с другом 😉

maloii:

Да и летать группа будет не когда она захочет, а когда её пригласят выступить, а там мало кого будет волновать погода, хоть дождь.

Согласен… и это так же нужно вводить в программу обучения правда на более продвинутом этапе… Я про это писал чуть выше.

yaten
maloii:

думою от 2 кг и выше

думаю дело в нагрузке на крыло. Мне лично было визуально комфортно летать в ветер 6-7м/с при нагрузке 60-63гр/дм. Все остальное колбасит не по детски.

Swooper
Kazuss1:

Может уже сть какие наработки и термины.

Да, есть. Но хочу сначала поднять самолеты, чтобы проверить на практике. Вес модели действительно играет не последнюю роль. Также ОЧЕНЬ важна сама модель - ее способность к полету по прямой, виражам, свалам и просадкам на маневрах по высоте. В этом плане L-39 - не самая удобная модель. Су-27 или однотипные - гораздо стабильнее. У них и радиус разворота меньше, чем у L-39 - что является ключевым параметром в выполнении программы для зрителей.

Kazuss1
Swooper:

Да, есть. Но хочу сначала поднять самолеты, чтобы проверить на практике. Вес модели действительно играет не последнюю роль

Константин поделитесь теоретической частью в этой ветке. Это желательно сделать в самом начале, а потом рано или поздно каждый в своих ветках или самостоятельно построит(ят) борта и будут уже общаться здесь. Я к примеру, имею два борта для эксперементов и изысканий (да, и не жалко их загасить будет… я потом буду копинтость делать, может быть)) EPO SBACH 342 1400мм и упомянутый мной EDF Twister от Мультиплекса. Есть еще борта, но для первых изысканий и этих хватит. Пожалуйста, давайте сформируем базовую информацию и от нее пойдем дальше. Есть к примеру схемы выступлений реальных пилотажных групп или нет???

Swooper:

Также ОЧЕНЬ важна сама модель - ее способность к полету по прямой, виражам, свалам и просадкам на маневрах по высоте.

Согласен. Именно по этому поддерживаю ребят из Воронежа и еще раз говорю их слова… Собетите стоковую модеть и начните летать… т.к. при любом раскладе потери минимальны. Это я к тому, что- ну давайте летать (Воронеж пока ведет 😉

Swooper:

В этом плане L-39 - не самая удобная модель. Су-27 или однотипные - гораздо стабильнее. У них и радиус разворота меньше, чем у L-39 - что является ключевым параметром в выполнении программы для зрителей.

А вот это я не могу понять. На основе чего делается такой вывод? На основе реальных самолетов??? Или моделей… и если есть такая возможность то дайте первоисточники именно по моделям.

yaten:

думаю дело в нагрузке на крыло. Мне лично было визуально комфортно летать в ветер 6-7м/с при нагрузке 60-63гр/дм. Все остальное колбасит не по детски.

Алексей приветствую,

Вот это правильно. Вот уже подходим и к составлению стандартов. Параметр - загрузка крыла - очень важен для нашей темы!!!

Guennady

Ой, как все закрутилось 😃 ! Видать - наболело 😁 !!!

У меня комментарии сразу такие.

Прежде всего - как дикий фанат всякого тюнинга, я отдаю должное ребятам из Воронежа, однако все время внутри меня зрела какая-то мысль, но я ее задавливал, однако после “шатра” - смог сформулировать.

Не нужны пока “парадные” борта. Тренироваться можно на +/- стоковых - разве что шасси подкрепить. И убирать их не нужно. Если мы говорим о групповом пилотаже - то и работать нужно на пилотаж.

Тут озвучили идею - соглашусь. Мне и казалось, что Элка - не самый подходящий самолет. Мы тут посоветовались и пока сошлись на том, что самыми подходящими самолетами пока есть Миг-29 (поскольку есть украинская пилотажная группа на Миг-29) или F/A-18 из-за моей фанатичной любви к этому самолету. Но у Миг-29 нагрузка на крыло гораздо меньше и возможностей пилотирования больше.

НО!!! Для начала - нужны ПРОСТО одинаковые самолеты! И учится летать а потом программу обкатывать можно просто на одинаковых самолетах. Я и сделал у нас коварное предложение купить еще пару таких как у меня самолета, и пробовать крутнуть программу на них. Бюджет - 89 долляров+стоимость ФПВ. Как по моим ощущениям - модель достаточно управляемая, чуткая и точная.

Далее. Шоу радиоуправляемых самолетов - это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО все время паралельный полет!!! И не нужно зацикливаться на паралельном полете!!! Да, если паралельный полет идеально красив - это круто. А чем больше самолет - тем точнее будет пилотирование, но тут уже совсем другие бюджеты. Но мне кажется - нужно постараться ограничится каким-то разумным бюджетом. О! Только что родилась идея устроить соревнования пилотажных групп на зрелищность при условии, что каждый борт стоит не более чем N долларов. Как по мне - разумной кажется сумма в 1000 долларов. И то - будет далеко не сотня желающих вывалить штуку зелени за возможность поучаствовать в такой группе. А массовость в таком деле будет только на пользу.

Так вот програму нужно попробовать написать так, чтобы слабые стороны малых (или не малых) самолетов были нивилированы/завуалированы тонкостями программы. Я над такой программой думаю.

Kazuss1
Guennady:

Не нужны пока “парадные” борта. Тренироваться можно на +/- стоковых - разве что шасси подкрепить. И убирать их не нужно. Если мы говорим о групповом пилотаже - то и работать нужно на пилотаж.

Совершенно верно. Растет мастерство - растут по№ты (кому нравится - копийность) 😉

Guennady:

Мы тут посоветовались и пока сошлись на том, что самыми подходящими самолетами пока есть… ХХХ - The Best

Тут индивидуальный подход пилотажной группы… В конце концов это их бюджет и их вкусы. А у кого дрова получатся - мы не виноваты 😃)).

Guennady:

Так вот програму нужно попробовать написать так, чтобы слабые стороны малых (или не малых) самолетов были нивилированы/завуалированы тонкостями программы

Думаю это должно стать правилом при разработке БАЗОВЫХ програм. Конечно у каждой модели могут быть и чисто присущие ей комплексы.

Guennady:

Я над такой программой думаю.

Геннадий, поделитесь как чтото назреет.

Для меня и товарищей полет по кругу и как вариант конвейер на сегодня включает отработку массы отдельных, более мелких но очень важных задач, как то: синхронизация взлета, движение по прямой (с работой газом и по тангажу), вход в большой поворот, изменение дистанции и положения внутри полетного строя (перестроения), синхронность выходов в точку и коррекция курса в группе, выход (точнее вход) на посадочную глисаду и может быть еще что-то.

Да… Огромная проблема - общение пилотов в процессе полетов… блин тут сленг и полное понимание бок о бок идут.

Busurman

Понимаю, рано ещё про ФПВ, но это будет влиять на выбор самолётов! Большое значение в точности пилотирования в группе играет “вид из кабины”! То есть, ориентиры и привязка в полёте к ведущему осуществляется по стойкам и каркасу фонаря. Либо стойки, метки которые видны в камеру и позволяют видеть как позицию самолёта, так и удаление. Для этих целей можно использовать и телеметрию.
Я тут наблюдаю, дурачимся иногда по ФПВ друг за другом, что очень сложно контролировать эти нюансы без визуальных ориентиров. Ну и желательно иметь поворотную камеру у ведущего. “Привязаться” к земле сложно на не подвижной камере. Имею большой опыт полётов в симуляторе “из кабины” в строю и с пилотажем 😉

Swooper
Kazuss1:

На основе чего делается такой вывод? На основе реальных самолетов??? Или моделей…

Валерий!
Это совершенно верно как для моделей так и для реальных самолетов. Главный параметр и тех и других - это их тяговооруженность. У всех самолетов интегральной схемы (Су-27, Су-30, МиГ-29 и подобные по компоновке) значительно большая площадь опоры планера на поток, чем на самолетах традиционной компоновки. И это наилучшим образом сказывается на минимальной скорости полета как реального самолета, так и модели. Некоторые модели Су-27, Су-30, Су-34 или МиГ-29 могут довольно легко лететь в харриере, чего не могут сделать такие модели, как Hawk, L-39 и F-16. Они просто свалятся или войдут в штопор…
При этом, при незначительном увеличении веса модели, там стоит большей мощности (по совокупности) спаренная силовая установка.
Поэтому, в реальном полете моделей, в тот момент, когда L-39 начнет сваливаться, эти еще будут сохранять более-менее устойчивый полет. А это значит, что у них будет снижена скорость, что напрямую связано с временем и дистанцией, которую способны пролететь эти самолеты перед зрителями. Ну, и отсюда количество маневров, которые “интегралы” способны сделать за единицу времени.

Kazuss1:

и если есть такая возможность то дайте первоисточники именно по моделям

В качестве первоисточников рекомендую посмотреть любое видео о моделях Су-27 или Су-30 на импеллерах, а также обратить внимание на полеты этих же моделей с ОВТ (отклоняемым вектором тяги). Например МиГ-29 от Себастьяна Сильвестри яркий тому пример.

maloii
Swooper:

Некоторые модели Су-27, Су-30, Су-34 или МиГ-29 могут довольно легко лететь в харриере

А насколько они устойчивы к ветру?

Proha

Су-34 я бы сказал не вариант в ветреную погоду , а вот су 47 туда сюда

smg2000
maloii:

А насколько они устойчивы к ветру?

Летаю на Су-35(360 ОВТ), вес 3кг. Установлена система стабилизации FY-30. Очень устойчивый к ветру самоль. Недавно летал в ветер 6м/с, порывы до 8м/с. В отличии от L-39, Су-35 летит на 25% газа, комплекс фигур на 50%

Буду ставить ФПВ

Guennady
Busurman:

Понимаю, рано ещё про ФПВ, но это будет влиять на выбор самолётов! Большое значение в точности пилотирования в группе играет “вид из кабины”! То есть, ориентиры и привязка в полёте к ведущему осуществляется по стойкам и каркасу фонаря. Либо стойки, метки которые видны в камеру и позволяют видеть как позицию самолёта, так и удаление.

Однако, с моей точки зрения, вид из кабины - вещь второстепенная 😃 . Хотя немаловажная. Если нужны метки - их можно и искуственно создать. А если летаешь по телеку ( как я, например, только сегодня Доминатор забираю и не уверен, что в нем будет лучше 😃 ) - то метки вообще на телевизоре делать можно 😁 .

Для этих целей можно использовать и телеметрию.
Я тут наблюдаю, дурачимся иногда по ФПВ друг за другом, что очень сложно контролировать эти нюансы без визуальных ориентиров. Ну и желательно иметь поворотную камеру у ведущего. “Привязаться” к земле сложно на не подвижной камере. Имею большой опыт полётов в симуляторе “из кабины” в строю и с пилотажем 😉

Использование визуальных ориентиров - вещь потрясающе важная. Сегодня буду о ней писать чуть позже. И камера поворотная - хорошо, но, как мне кажется, скорее нужно 2-3 фиксированных положения, чем полный треккер.

yaten
Guennady:

то метки вообще на телевизоре делать можно .

после краша камера сместится и метки будут смешены. Надо тогда какой то “стапель” для коррекции камеры.

Guennady
smg2000:

Летаю на Су-35(360 ОВТ), вес 3кг. Установлена система стабилизации FY-30. Очень устойчивый к ветру самоль. Недавно летал в ветер 6м/с, порывы до 8м/с. В отличии от L-39, Су-35 летит на 25% газа, комплекс фигур на 50%

Буду ставить ФПВ

Красивый самолет! Хочу как-нибудь приобресть в ангар 😃 . После F-6U и A-10, которые уже давно запланированы… Можете дать ссылочку на первоисточник закупки? И еще вопрос - он передним оперением тоже шевелит 😃 ?

По мне - все-таки Миг-29 и Хорнет.

Как-то читал статейку, что “Русские витязи и Стрижи” хотят расформировать, мол негоже тяжелые истребители использовать на показушках - с одной стороны дыбилизм, для имиджа страны пилотажная группа нужна точно (хоть это и не моя страна), а с другой стороны - несколько раз смотрел видео “Русских витязей” - ну нет никакого Added Value ( добавленной стоимости) в том, что летает именно Су-27, а не Миг-29. Индивидуальный пилотаж - там да, круче Су-27 или Су-35 - придумать сложно!!! А так - какой фиг - летает в строю Миг-29 или Су-27… Ну это мое мнение, ни тех ни других в воздехе (группами) не видел. Red Arrows - видел. И не ощутил неполноценности шоу от того, что в воздухе были Хоки а не Су-27.

Хотя вру - видел четверку украинских Мигов. Красиво!

В фильме про Blue Angels рассказывали, что в эскадрилью попадают самолеты, кторые уже отлетали свой ресурс планера по посадкам на авианосец и их использование на палубе уже недопустимо. Т.е определенная рачительность и экономический расчет присутствует. Кстати - Blue Angels летают КАЖДЫЕ ВЫХОДНЫЕ с начала марта по начало ноября. Нахрен каждые выходные!!! Теперь появилась скромная мечта - посмотреть Blue Angels живьем 😃

smg2000
Guennady:

Теперь появилась скромная мечта - посмотреть Blue Angels живьем …

Посмотрите пилотаж Витязей живьём… По 30т. машины.

Про упомянутую модель Су-35 смотрите тут: rcopen.com/forum/f101/topic259183

Swooper
Guennady:

Кстати - Blue Angels летают КАЖДЫЕ ВЫХОДНЫЕ с начала марта по начало ноября.

Даже чаще… Я тоже смотрел про них фильм.

Guennady:

Теперь появилась скромная мечта - посмотреть Blue Angels живьем

Предлагаю начать с Кубинки. Мы с “Беркутами” каждый год там по три раза бываем на показах. Иногда удается застать групповую 7-ку из “Витязей” и “Стрижей”. Смотрится ништяк!