Пилотажная группа по FPV - практика полетов, программы, построения, планирование, подготовка.
Тема посвящена полетам в группе по FPV на любых типах летательных аппаратов, планированию и подготовке таких полетов, организации показательных выступлений, подготовке программ, обсуждению отдельных фигур и главное - обсуждению реального опыта совместных полетов.
Заинтересовавшись темой пилотажной группы по FPV после ознакомления с богатым опытом коллег из Воронежа и Москвы я, как большой теоретик в жизни 😃 , прежде всего начал думать о том, каким должна быть программа в финальном ее виде.
И мысленно сложилось нечто такое, что мы видим на показательных выступлениях “взрослых” пилотажных групп плюс что-то специфическое, что есть именно у моделей. Понятно, что на сегодняшний момент дать окончательное описание, что это должно быть так-то и так-то - нереально и эта тема должна дать пищу для размышления, что же это может быть. Мыслей накопилось много, надеюсь - что-то полезное и появится.
Вопросы при организации совместных полетов:
- Взлет (совместный-раздельный)
- Встреча группы и формирование формации
- Совместный полет, совместные эволюции
- Групповой пилотаж - при несовместном полете
- Посадка
Фигуры и формации, которые могут иметь место:
Параллельный полет:
- Прямой параллельный полет
- Вираж в параллельном полете
- Горка в параллельном полете
- Петля в параллельном полете
- Бочка в параллельном полете совместная (вся формация)
- Бочка встречная в параллельном полете (крайние самолеты делают бочку в противоположные сторону)
- Прямой параллельный полет – один самолет в инверсии
Виражи:
- Змейка - самолеты формации делают несколько виражей не в формации а просто одновременно.
Расхождения:
- Встречный проход
- Встречный проход – один самолет в инверсии (или с переворотом в момент расхождения)
- Восходящий встречный проход (накрест)
- Самолеты идут от зрителей, расхождение: правый – влево, левый – вправо.
- Сердечко – особенно красиво с дымом – встречный проход с петлей. Потом – если дым не отключается – отворот от зрителей, чтобы красиво было.
- Лотос - расхождение, когда самолеты группы, идя на зрителей расходятся веером вверх каждый под определенным углом
- Роспуск группы на посадку – один за одним из строя
Пока мысли такие 😃 .
Информация: сейчас по четвергам по каналу Дискавери вечером с повтором ночью очень в тему идет цикл передач про авиаэскадрилью Blue Angels 😃 . Очень интересно! Прошлая передача была посвящена планированию выступлений и я постараюсь выложить, что запомнил.
Дополнение: Еще один элемент вырисовался при общении с коллегой Griff - скоростной проход со свечкой или чем-то другим в конце.
Но, по идее, этот элемент будет хорошо и ярко смотреться, если все остальное время выступление будет происходить на гораздо меньшей скорости.
Геннадий приветствую,
Огромная благодарность вам за создание такой темы. Да - назрело.
Мне очень нравится ваше академическое начало к разработкам возможных первых комплексов FPV - пилотажа.
Хочу дабавить лишь несколько пунктов которые возможно не только расставят систему по полкам, но и помогут в педагогическом плане и облегчат обучение новоиспеченных пилотов или даже групп.
- Необходимо сразу разделять илотаж (комплексы) на индивидуальный и групповой (некоторые фигуры отлично можно сделать по камере в одиночку, но в то-же время трудно синхронизировать в группах).
- Сразу ввести понятие исполняемости отдельных элементов для винтовых (тянущих) и импеллерных (EDF) типов аппаратов. Некоторые элементы под силу и винтам и импеллерам, а некоторые возможны на какой-то одной схеме.
- Обязательно разбить как отдельные элементы, так и комплексы по сложности (с учетом первых двух пунктов). Это позволит методично обучить пилота т.е. сделать несколько уровней ученического пилотажа, а на более серьезных комплексах уже оттачивать свое мастерство и возможно разнообразить направление сольными программами в свободном стиле.
- Взлет (совместный-раздельный)
- Встреча группы и формирование формации
- Совместный полет, совместные эволюции
- Групповой пилотаж - при несовместном полете
- Посадка
Теперь по выше изложенному…
Думаю, что на начальном этапе любой пилот столкнется с трудностями… Но постепенно, набирая количество циклов “взлет-полет-посадка” начальные проблемы уйтут и их место займут другие. Вот какраз это и дает повод к разговору о разработке методики обучения.
Пример взлета.
- На начальном этапе это может быть более-менее групповой разбег-отрыв и далее выход к определенной точке- началу соединения в группу (это может быть заранее оговоренный прямой участок на д местностью с хорошими ориентирами).
- На продвинутом этапе отрабатывается именно начальная т.н. стартовая синхронизация… именно после первого этапа эта задача будет выполняться легче т.к. не будет значительного нервного напряжения и мандража… Что самое интересное - в случае какихто разсинхронизаций группа плавно будет выполнять задачу пункта №1.
- На боле высоком уровне… синхронизация старта и выход к точке всего лишь оттачиваются НО с новыми вводными. Список воводных может быть различным - погодные условия, частичная потеря ориентации в пространстве. Основная задача - преодоление/решение ситуации и дальнейшая работа по программе.
Таким же образом - разбивая на уровни сложности - можно работать с любыми вводными.
Перцы!
Берите данные ТТХ своих самолетов, бумагу, ручку и рисуйте схемы программы выступления. Через какое-то время придет понимание тех элементов, которые нужно демонстрировать используя возможности полета моделей. И связок, которые будут их соединять. По моим расчетам получается, что непосредственно в зрительской зоне можно выполнять два-три элемента, из которых в группе (это 2 и более борта) - полноценных два. Это подсказка…
Для пилотажа нужно выбирать самолеты потяжелее, думою от 2 кг и выше. Все дело в ветре, Легкие самолеты сильно колбасит на ветру и удержатся в 1-3 метра друг от друга сложно. В штиль конечно в разы проще, но к сожалению штиль это редкость. Да и летать группа будет не когда она захочет, а когда её пригласят выступить, а там мало кого будет волновать погода, хоть дождь.
Для пилотажа нужно выбирать самолеты потяжелее, думою от 2 кг и выше. Все дело в ветре, Легкие самолеты сильно колбасит на ветру и удержатся в 1-3 метра друг от друга сложно.
Саша приветствую,
Восновном так и получается… более 2 кг… Исключение мой Twister EDF… пока в районе 1.5 кг.
Перцы!
Берите данные ТТХ своих самолетов, бумагу, ручку и рисуйте схемы программы выступления. Через какое-то время придет понимание тех элементов, которые нужно демонстрировать используя возможности полета моделей. И связок, которые будут их соединять. По моим расчетам получается, что непосредственно в зрительской зоне можно выполнять два-три элемента, из которых в группе (это 2 и более борта) - полноценных два. Это подсказка…
Костя привет,
Так может быть для начала нарисуем схему футбольного поля… с зонами демонстрации фигур, зонами разворотов и предварительного построения… Может уже сть какие наработки и термины. Очень хочется на одном языке разговаривать друг с другом 😉
Да и летать группа будет не когда она захочет, а когда её пригласят выступить, а там мало кого будет волновать погода, хоть дождь.
Согласен… и это так же нужно вводить в программу обучения правда на более продвинутом этапе… Я про это писал чуть выше.
думою от 2 кг и выше
думаю дело в нагрузке на крыло. Мне лично было визуально комфортно летать в ветер 6-7м/с при нагрузке 60-63гр/дм. Все остальное колбасит не по детски.
Может уже сть какие наработки и термины.
Да, есть. Но хочу сначала поднять самолеты, чтобы проверить на практике. Вес модели действительно играет не последнюю роль. Также ОЧЕНЬ важна сама модель - ее способность к полету по прямой, виражам, свалам и просадкам на маневрах по высоте. В этом плане L-39 - не самая удобная модель. Су-27 или однотипные - гораздо стабильнее. У них и радиус разворота меньше, чем у L-39 - что является ключевым параметром в выполнении программы для зрителей.
Да, есть. Но хочу сначала поднять самолеты, чтобы проверить на практике. Вес модели действительно играет не последнюю роль
Константин поделитесь теоретической частью в этой ветке. Это желательно сделать в самом начале, а потом рано или поздно каждый в своих ветках или самостоятельно построит(ят) борта и будут уже общаться здесь. Я к примеру, имею два борта для эксперементов и изысканий (да, и не жалко их загасить будет… я потом буду копинтость делать, может быть)) EPO SBACH 342 1400мм и упомянутый мной EDF Twister от Мультиплекса. Есть еще борта, но для первых изысканий и этих хватит. Пожалуйста, давайте сформируем базовую информацию и от нее пойдем дальше. Есть к примеру схемы выступлений реальных пилотажных групп или нет???
Также ОЧЕНЬ важна сама модель - ее способность к полету по прямой, виражам, свалам и просадкам на маневрах по высоте.
Согласен. Именно по этому поддерживаю ребят из Воронежа и еще раз говорю их слова… Собетите стоковую модеть и начните летать… т.к. при любом раскладе потери минимальны. Это я к тому, что- ну давайте летать (Воронеж пока ведет 😉
В этом плане L-39 - не самая удобная модель. Су-27 или однотипные - гораздо стабильнее. У них и радиус разворота меньше, чем у L-39 - что является ключевым параметром в выполнении программы для зрителей.
А вот это я не могу понять. На основе чего делается такой вывод? На основе реальных самолетов??? Или моделей… и если есть такая возможность то дайте первоисточники именно по моделям.
думаю дело в нагрузке на крыло. Мне лично было визуально комфортно летать в ветер 6-7м/с при нагрузке 60-63гр/дм. Все остальное колбасит не по детски.
Алексей приветствую,
Вот это правильно. Вот уже подходим и к составлению стандартов. Параметр - загрузка крыла - очень важен для нашей темы!!!
Ой, как все закрутилось 😃 ! Видать - наболело 😁 !!!
У меня комментарии сразу такие.
Прежде всего - как дикий фанат всякого тюнинга, я отдаю должное ребятам из Воронежа, однако все время внутри меня зрела какая-то мысль, но я ее задавливал, однако после “шатра” - смог сформулировать.
Не нужны пока “парадные” борта. Тренироваться можно на +/- стоковых - разве что шасси подкрепить. И убирать их не нужно. Если мы говорим о групповом пилотаже - то и работать нужно на пилотаж.
Тут озвучили идею - соглашусь. Мне и казалось, что Элка - не самый подходящий самолет. Мы тут посоветовались и пока сошлись на том, что самыми подходящими самолетами пока есть Миг-29 (поскольку есть украинская пилотажная группа на Миг-29) или F/A-18 из-за моей фанатичной любви к этому самолету. Но у Миг-29 нагрузка на крыло гораздо меньше и возможностей пилотирования больше.
НО!!! Для начала - нужны ПРОСТО одинаковые самолеты! И учится летать а потом программу обкатывать можно просто на одинаковых самолетах. Я и сделал у нас коварное предложение купить еще пару таких как у меня самолета, и пробовать крутнуть программу на них. Бюджет - 89 долляров+стоимость ФПВ. Как по моим ощущениям - модель достаточно управляемая, чуткая и точная.
Далее. Шоу радиоуправляемых самолетов - это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО все время паралельный полет!!! И не нужно зацикливаться на паралельном полете!!! Да, если паралельный полет идеально красив - это круто. А чем больше самолет - тем точнее будет пилотирование, но тут уже совсем другие бюджеты. Но мне кажется - нужно постараться ограничится каким-то разумным бюджетом. О! Только что родилась идея устроить соревнования пилотажных групп на зрелищность при условии, что каждый борт стоит не более чем N долларов. Как по мне - разумной кажется сумма в 1000 долларов. И то - будет далеко не сотня желающих вывалить штуку зелени за возможность поучаствовать в такой группе. А массовость в таком деле будет только на пользу.
Так вот програму нужно попробовать написать так, чтобы слабые стороны малых (или не малых) самолетов были нивилированы/завуалированы тонкостями программы. Я над такой программой думаю.
Не нужны пока “парадные” борта. Тренироваться можно на +/- стоковых - разве что шасси подкрепить. И убирать их не нужно. Если мы говорим о групповом пилотаже - то и работать нужно на пилотаж.
Совершенно верно. Растет мастерство - растут по№ты (кому нравится - копийность) 😉
Мы тут посоветовались и пока сошлись на том, что самыми подходящими самолетами пока есть… ХХХ - The Best
Тут индивидуальный подход пилотажной группы… В конце концов это их бюджет и их вкусы. А у кого дрова получатся - мы не виноваты 😃)).
Так вот програму нужно попробовать написать так, чтобы слабые стороны малых (или не малых) самолетов были нивилированы/завуалированы тонкостями программы
Думаю это должно стать правилом при разработке БАЗОВЫХ програм. Конечно у каждой модели могут быть и чисто присущие ей комплексы.
Я над такой программой думаю.
Геннадий, поделитесь как чтото назреет.
Для меня и товарищей полет по кругу и как вариант конвейер на сегодня включает отработку массы отдельных, более мелких но очень важных задач, как то: синхронизация взлета, движение по прямой (с работой газом и по тангажу), вход в большой поворот, изменение дистанции и положения внутри полетного строя (перестроения), синхронность выходов в точку и коррекция курса в группе, выход (точнее вход) на посадочную глисаду и может быть еще что-то.
Да… Огромная проблема - общение пилотов в процессе полетов… блин тут сленг и полное понимание бок о бок идут.
Понимаю, рано ещё про ФПВ, но это будет влиять на выбор самолётов! Большое значение в точности пилотирования в группе играет “вид из кабины”! То есть, ориентиры и привязка в полёте к ведущему осуществляется по стойкам и каркасу фонаря. Либо стойки, метки которые видны в камеру и позволяют видеть как позицию самолёта, так и удаление. Для этих целей можно использовать и телеметрию.
Я тут наблюдаю, дурачимся иногда по ФПВ друг за другом, что очень сложно контролировать эти нюансы без визуальных ориентиров. Ну и желательно иметь поворотную камеру у ведущего. “Привязаться” к земле сложно на не подвижной камере. Имею большой опыт полётов в симуляторе “из кабины” в строю и с пилотажем 😉
На основе чего делается такой вывод? На основе реальных самолетов??? Или моделей…
Валерий!
Это совершенно верно как для моделей так и для реальных самолетов. Главный параметр и тех и других - это их тяговооруженность. У всех самолетов интегральной схемы (Су-27, Су-30, МиГ-29 и подобные по компоновке) значительно большая площадь опоры планера на поток, чем на самолетах традиционной компоновки. И это наилучшим образом сказывается на минимальной скорости полета как реального самолета, так и модели. Некоторые модели Су-27, Су-30, Су-34 или МиГ-29 могут довольно легко лететь в харриере, чего не могут сделать такие модели, как Hawk, L-39 и F-16. Они просто свалятся или войдут в штопор…
При этом, при незначительном увеличении веса модели, там стоит большей мощности (по совокупности) спаренная силовая установка.
Поэтому, в реальном полете моделей, в тот момент, когда L-39 начнет сваливаться, эти еще будут сохранять более-менее устойчивый полет. А это значит, что у них будет снижена скорость, что напрямую связано с временем и дистанцией, которую способны пролететь эти самолеты перед зрителями. Ну, и отсюда количество маневров, которые “интегралы” способны сделать за единицу времени.
и если есть такая возможность то дайте первоисточники именно по моделям
В качестве первоисточников рекомендую посмотреть любое видео о моделях Су-27 или Су-30 на импеллерах, а также обратить внимание на полеты этих же моделей с ОВТ (отклоняемым вектором тяги). Например МиГ-29 от Себастьяна Сильвестри яркий тому пример.
Некоторые модели Су-27, Су-30, Су-34 или МиГ-29 могут довольно легко лететь в харриере
А насколько они устойчивы к ветру?
Су-34 я бы сказал не вариант в ветреную погоду , а вот су 47 туда сюда
А насколько они устойчивы к ветру?
Летаю на Су-35(360 ОВТ), вес 3кг. Установлена система стабилизации FY-30. Очень устойчивый к ветру самоль. Недавно летал в ветер 6м/с, порывы до 8м/с. В отличии от L-39, Су-35 летит на 25% газа, комплекс фигур на 50%
Буду ставить ФПВ
Понимаю, рано ещё про ФПВ, но это будет влиять на выбор самолётов! Большое значение в точности пилотирования в группе играет “вид из кабины”! То есть, ориентиры и привязка в полёте к ведущему осуществляется по стойкам и каркасу фонаря. Либо стойки, метки которые видны в камеру и позволяют видеть как позицию самолёта, так и удаление.
Однако, с моей точки зрения, вид из кабины - вещь второстепенная 😃 . Хотя немаловажная. Если нужны метки - их можно и искуственно создать. А если летаешь по телеку ( как я, например, только сегодня Доминатор забираю и не уверен, что в нем будет лучше 😃 ) - то метки вообще на телевизоре делать можно 😁 .
Для этих целей можно использовать и телеметрию.
Я тут наблюдаю, дурачимся иногда по ФПВ друг за другом, что очень сложно контролировать эти нюансы без визуальных ориентиров. Ну и желательно иметь поворотную камеру у ведущего. “Привязаться” к земле сложно на не подвижной камере. Имею большой опыт полётов в симуляторе “из кабины” в строю и с пилотажем 😉
Использование визуальных ориентиров - вещь потрясающе важная. Сегодня буду о ней писать чуть позже. И камера поворотная - хорошо, но, как мне кажется, скорее нужно 2-3 фиксированных положения, чем полный треккер.
то метки вообще на телевизоре делать можно .
после краша камера сместится и метки будут смешены. Надо тогда какой то “стапель” для коррекции камеры.
Летаю на Су-35(360 ОВТ), вес 3кг. Установлена система стабилизации FY-30. Очень устойчивый к ветру самоль. Недавно летал в ветер 6м/с, порывы до 8м/с. В отличии от L-39, Су-35 летит на 25% газа, комплекс фигур на 50%
Буду ставить ФПВ
Красивый самолет! Хочу как-нибудь приобресть в ангар 😃 . После F-6U и A-10, которые уже давно запланированы… Можете дать ссылочку на первоисточник закупки? И еще вопрос - он передним оперением тоже шевелит 😃 ?
По мне - все-таки Миг-29 и Хорнет.
Как-то читал статейку, что “Русские витязи и Стрижи” хотят расформировать, мол негоже тяжелые истребители использовать на показушках - с одной стороны дыбилизм, для имиджа страны пилотажная группа нужна точно (хоть это и не моя страна), а с другой стороны - несколько раз смотрел видео “Русских витязей” - ну нет никакого Added Value ( добавленной стоимости) в том, что летает именно Су-27, а не Миг-29. Индивидуальный пилотаж - там да, круче Су-27 или Су-35 - придумать сложно!!! А так - какой фиг - летает в строю Миг-29 или Су-27… Ну это мое мнение, ни тех ни других в воздехе (группами) не видел. Red Arrows - видел. И не ощутил неполноценности шоу от того, что в воздухе были Хоки а не Су-27.
Хотя вру - видел четверку украинских Мигов. Красиво!
В фильме про Blue Angels рассказывали, что в эскадрилью попадают самолеты, кторые уже отлетали свой ресурс планера по посадкам на авианосец и их использование на палубе уже недопустимо. Т.е определенная рачительность и экономический расчет присутствует. Кстати - Blue Angels летают КАЖДЫЕ ВЫХОДНЫЕ с начала марта по начало ноября. Нахрен каждые выходные!!! Теперь появилась скромная мечта - посмотреть Blue Angels живьем 😃 …
Теперь появилась скромная мечта - посмотреть Blue Angels живьем …
Посмотрите пилотаж Витязей живьём… По 30т. машины.
Про упомянутую модель Су-35 смотрите тут: rcopen.com/forum/f101/topic259183
Кстати - Blue Angels летают КАЖДЫЕ ВЫХОДНЫЕ с начала марта по начало ноября.
Даже чаще… Я тоже смотрел про них фильм.
Теперь появилась скромная мечта - посмотреть Blue Angels живьем
Предлагаю начать с Кубинки. Мы с “Беркутами” каждый год там по три раза бываем на показах. Иногда удается застать групповую 7-ку из “Витязей” и “Стрижей”. Смотрится ништяк!
Сижу вот на даче рядом с Кубинкой. Вчера Витязи целый день тренировались. Из-за их полётов можно запускать модели только в воскресенье и понедельник. В остальные дни небо занято 😉
Что-то мы отклонились от темы.
По теме всего лучше расскажут ребята из Воронежа StarSky.
Из их видео и описания, я понял, что при групповом пилотаже лучше всего взлетать группой, что бы не тратить время на поиск и сбор самолётов в группу. Садиться лучше по одному, дабы избежать вероятности столкновения на пробежке.