Батискафный самолёт
Как решили охлаждение электроники делать?
Пластиковый бокс, одна стенка из дюраля. На этой стенке: изнутри через термопасту все что выделяет тепло, снаружи тоже на термопасте - радиатор. Я та делал на ветряке, все получилось.
Вернулся из очередного летнего плавания, продолжаю строить свой самолётобатискаф.
Некоторые планы по конструкции аппарата изменились. Пришлось отказаться от кабинетной разработки -герметизации моторов при посадке. Сделать в принципе можно, но получается очень громоздко и тяжело. Ограничусь лишь надёжной брызгозащитой и антикоррозионной защитой самих моторов.
На настоящий момент занимаюсь переделкой Талона под свои задачи. Все комплектующие куплены, основные технические решения приняты. Готовы и смонтированы крыльевые мотогондолы, изготовлены узлы разборного V-хвоста. С фюзеляжа убраны все ненужные элементы, как лишние отверстия и заделка по переднее шасси. Самолёт будет садиться методом “мягкого плюха” на воду или на траву.
Для обеспечения мягкости “плюха” я пока предполагаю использовать парашютную систему. Но вот появилась ещё одна идея (бредовая) - посадка при помощи искусственного сваливания самолёта в плоский штопор. Идею подсказали пилоты Х-8, которые используют такой способ посадки на траву. По идее, Талон по своей аэродинамике должен быть близок к л/к, ибо он короткий и с крылом малого удлинения. Организовать срыв в плоский штопор на двухмоторном самолёте очень просто, достаточно переключить один из моторов на реверс и дать тяги. Возможно, и реверс не нужен, достаточно выключить один мотор.
Просьба поделиться соображениями.
использовать парашютную систему
Да, что-то вроде. Мне необходима посадка на брюхо, а не как попало, поэтому придётся поиграть с подвеской купола. Парашют буду шить сам, благо есть из чего.
Как на ваш взгляд, какая максимальная скорость парашютирования допустима для модели?
Примерно 5м/с. Из какой ткани собираетесь шить?
Примерно 5м/с. Из какой ткани собираетесь шить?
Есть у меня раздербаненный парашют, как раз хватит. Тряпка около 65 г/м. Пытался поискать в продаже ткань полегче, ничего не всплыло.
Рассматриваю два варианта кроя: классический и квадратный.
Честно говоря, я собирался делать скорость поменьше, в районе 3 м/с. Не стоит?
Ещё беспокоюсь, что будут проблемы со стабилизацией при совместном парашютировании купола и самолёта “на ровном киле”. прояснится всё только при натурных испытаниях.
Самолёт будет садиться методом “мягкого плюха” на воду или на траву.
Это основной способ посадки или аварийный? Для основного ИМХО и обычная посадочная горизонтальная и вертикальная скорости достаточно мягки как для травы так и (тем более) для воды.
Это основной способ посадки или аварийный? Для основного ИМХО и обычная посадочная горизонтальная и вертикальная скорости достаточно мягки как для травы так и (тем более) для воды.
Основной. Садиться по-самолётному не реально ввиду гарантированного отсутствия посадочной площадки. Типичное место посадки - море с высотой волны полметра или каменистый берег без пляжа.
у меня раздербаненный парашют
Зря! Тяжёлая ткань. ПН9 легче.
в районе 3 м/с. Не стоит?
Больше площадь купола. Сильный динамический удар. Больше снос при сильном ветре.
будут проблемы со стабилизацией
Если форма купола в виде полусферы, то при ветре может быть раскачка. Для её уменьшения, форма купола должна быть как на приведённых фотографиях. Кстати, при такой форме купола, скорость снижения ниже.
Зря! Тяжёлая ткань. ПН9 легче.
Если форма купола в виде полусферы, то при ветре может быть раскачка. Для её уменьшения, форма купола должна быть как на приведённых фотографиях. Кстати, при такой форме купола, скорость снижения ниже.
Посмотрел ещё раз видео. А чем у Вас не полусфера? Разрезы около строп я заметил.
Разрезы около строп
С ними лучше
С ними лучше
Понял. Про ПН9 ничего не знал, буду искать.
Скорость на посадке можно снизить флапами. Ещё один резерв - тот или иной амортизатор. Но из пике вообще вряд ли стоит садиться:) Больше беспокоит, что большой парашют может проволочить самолёт по камням или опрокинуть вверх ногами на воде.
Про ПН9 ничего не знал
На сайте фирмы есть информация.
от или иной амортизатор
Зачем?
беспокоит, что
Примените автоотцепку. Если купол на воде не погаснет, самолётик превратится в парусник.
Как я и ожидал:
“Здравствуйте! Все ткани от 100 метров.
Магазин парашютного снаряжения.
С уважением Дмитрий.”
Полгода назад пытался другие ткани найти, то же самое. Буду шить из 65.
Амортизатор, это чтобы погасить динамический рывок при раскрытии купола. Автоотцепку тоже обдумываю.
Про конструкции парашютов: очень многие хвалят квадратные купола типа Д-12 или Т-11. Шить проще, стабильнее в спуске.
Амортизатор, это чтобы погасить динамический рывок
Для этого на СПС стоит слайдер. Мне кажется, проще купить готовый СПС нужной площади и не искать ткань, нитки и пр.
Самолёт будет садиться методом “мягкого плюха” на воду или на траву. Для обеспечения мягкости “плюха” я пока предполагаю использовать парашютную систему. Но вот появилась ещё одна идея (бредовая) - посадка при помощи искусственного сваливания самолёта в плоский штопор. Идею подсказали пилоты Х-8, которые используют такой способ посадки на траву.
Типичное место посадки - море с высотой волны полметра или каменистый берег без пляжа.
Теперь понятно. А то я немного в ступор впал. Вы же показывали, где Вы плаваете, какая уж там травка. Поэтому штопор из способа посадки исключайте. Даже Х8 даже на траву и то с опаской, а он ведь весь резиновый считай.
Кстати, высокая волна - не помеха посадке. Как правило чем больше высота - тем больше длина, нет? Наоборот, помехой может быть небольшая волна, сравнимая по длине/высоте с бортом. А то, что больше - это уже все равно что на холмистое поле садиться.
Сама по себе волна не страшна (если ещё без гребней) в том плане, что самолёт она не разрушит. Я хочу побороться за то, чтобы самолёт приводнялся на “ровный киль” а не вверх ногами. А при самолётной посадке с пробегом это проблематично. Чиркнет по первому гребню крылом и закувыркается.
А чего бы на воду штопором не сажать?
проще купить готовый СПС нужной площади и не искать ткань, нитки и пр.
Да есть у меня и ткань и нитки 😃 Я ж самодельщик и ничего с этим не поделать. Готовая система, во первых стоит неадекватных денег, во вторых вписать в готовую модель без переделок будет проблематично. Не факт что вообще парашют приживётся, поэтому пока вес тряпки не так важен. Если окажется что 65 никак не катят, буду любой ценой искать полегче.
Проект потихоньку движется. Испытал носитель - Талон ФПВ переделанный в двухмоторный вариант. Самолётик на редкость летуч, управляется адекватно. Тяговооружённость без обвесов больше единицы, взлетает почти отвесно.
Выявленный недостаток носителя - некоторая неустойчивость по рысканию.
К настоящему моменту на 90% решена проблема с герметизацией электроники и разъёмов. Всего получились два гермоблока - блок питания и всё остальное.
С компоновкой самолёта тоже всё склеилось. Хвостовая балка превращена в парашютный отсек.
Илья, а неплохо получилось!
Илья, а неплохо получилось!
Спасибо!
Ещё пару штрихов:
Нижний стабилизатор я обрезал по нижней линии фюзеляжа, чтобы компактнее укладывался в ящик. На первом фото - запуск без обрезанной части. Подумалось, а вдруг надставка нафиг не нужна 😃
Увы, всё же нужна. С уменьшенной площадью стабилизатора держать курс совсем тоскливо. Поэтому будет быстросъёмной на магнитах.
Вместо прозрачной полусферы сделал пенопластовый муляж (чёрный купол). Запасного нет, решил не рисковать на первых испытаниях. Правильно сделал, поскольку заигрался в Чкалова и заморковил самолёт вдрызг (аж лонжерон сломал). Причина крэша - недооценка скорости, не вышел из пике после мёртвой петли. Уже собрал по кусочкам, зарёкся летать по коробочке и только со стабилизацией.
И про парашют. Сшил я его из старого купола, ткань 60г/м2. Дрянь получилась, даже пробовать не стал. Тяжёлый неимоверно и занимает много места. Случайно вспомнил забытое словосочетание “парашютный шёлк”. Стал выяснять, а ведь есть такой! Парашюты в докапроновую эпоху делали из ткани ЭКСЕЛЬСИОР. По весу до сих пор не переплюнуто синтетикой, всего 22г/м2! Стоит вполне гуманно (ткань техническая), из него и буду делать.
Как защитили движки от намокания?