Не FPV и не по точкам
Извиняюсь, если такое уже было, но пока даже не знаю, как оно называется, поэтому не непонятно, как сформулировать поиск.
Есть у нас FPV, где пилот с земли видит полет в риал-тайме на наземном мониторе.
Есть у нас полет “по точкам”, где пилот в риал-тайме ничего не видит, а просматривает полет после полета с пишущей камеры.
А есть ли такое, где пилот на наземном мониторе видит в риал-тайме положение авиамодели в виде пульсирующей точки на карте?
Такой сюжет с GPS-мониторингом часто встречается в приключенческом кино, когда на автомобиль вешают радиомаяк и следят за его перемещениями по экрану монитора.
Понятно, что это нечто GPS-треккера, но обычные GPS-треккеры не рассчитаны на риал-тайм и не успеют передать полет быстродвижущейся авиамодели.
Да и медленные SMS-ки для этого тоже не подходят, и денег на них не напасешься, потому что надо будет передать их за полет сотни-тысячи штук.
Существует ли похожее решение, заточенное под полеты наших авиамоделей?
радиомодемы
Хороший автопилот с наземной станцией решит вашу проблему. Например MFD autopilot, Pitlab.
Но это только автопилот, как же он изобразит на мониторе движущуюся точку?
Но это только автопилот, как же он изобразит на мониторе движущуюся точку?
Наземная станция изобразит. Вы почитайте про возможности хотя бы тех автопилотов которые вам написали.
Что такое автопилот, знаю, у самого где-то … валяется 😃
И о наземных станциях предствление имею. Кроме того, еще на Ютубе видел их работу.
Но вот связать их с моей конкретной задачкой никак не получается, не видел еще такого ни разу.
Может, подтолкнете в пониманию, или ссылку какую-то конкретную подскажете, где она реализована?
Вот, например, скрин из Mission Planner для ArduPlane (автопилот APM, Pixhawk, f4by и т.д.)
Спасибо, и если я правильно понял, то это отображение полета осуществляется в риал-тайме, т…е. во время самого полета?
Да, верно.
Это даже древнючий Игл умеет делать со своей наземкой, только он по точкам сам не летает.
Вы бы получше задачу описали, т.к. если нужно только смотреть он-лайн точку на карте + параметры, то это реализовано много где. Некоторые АП имеют свою системы, некоторые через отдельные модемы работают, но в любом случае это уже обкатано
Ок, распишу свою хотелку. Пришел к ней после следующих размышлений:
Если летать по FPV, то это очень наглядно, сразу видно где и куда летишь, и управляешь полетом.
Недостаток FPV: требуется не самое дешевое оборудование - видеокамера, TV-передатчик, TV-приемник, оба широкополосных, чтобы пропустить спектр TV-сигнала.
Поскольку видеосигнал широкополосный, порядка нескольких МГц, то энергия сигнала “размазывается” по спектру, отсюда помехоустойчивость сигнала ниже, что мы часто видим при FPV-полетах, а дальность меньше.
К тому же TV-сигнал чисто аналоговый с АМ-модуляцией, у которого помехозащиещенность самая низкая из всех видов модуляции.
И если задача и видеть полет в риал-тайме, и управлять им, то от этого никуда не денешься, приходится использовать FPV.
Но если задача только записать полет, а потом смотреть на земле, то для управления авиамоделью выгоднее использовать телеметрию, поскольку она гораздо узкополоснее, поэтому помехозащищеннее, ее можно дополнительно закодировать корректирующим кодом (что, видимо, и делается) и поэтому можно получить большую дальность (теоретически).
При этом требуемое оборудование более примитивное и его стоимость должна получится дешевле.
Понятно, что высоту полета в таком полете нужно сразу выбирать приличную, чтобы не врезаться в случайные препятствия.
Вот такие соображения.
Ну и нахрена тогда телеметрия? Залил полёт по точкам в практически любой автопилот, взлетел визуально, через пол часа, час, посадил вернувшийся самолёт.Надёжно, и никаких лишних затрат.
А вы разве не понимаете, чем радикально отличается полет по точкам от того, что предлагаю я? (назовем его, скажем, как полет “по маячку”, или сами предложите лучшее название).
Похоже, что не понимаете, несмотря на то, что я уже подробно объяснил. Придется еще раз объяснить, но по другому.
Полет “по маячку” (как и FPV-полет) визуализируется и управляется вами в риал-тайме.
Вы можете взлететь, еще толком не зная предстоящий марушрут, и выбрать его по ходу полета и менять его хоть тыщу раз.
Т.е. вы ни чем не связаны и ваш машрут - совершенно произвольная импровизация.
Полет “по точкам” - заранее выбранный, подготовленный и залитый в автопилот план и маршрут полета. Т.е. не вы моделью в процессе полета управляете, а она следует жестко заданному алгоритму движения.
Конечно, вы можете в процессе полета отменить план или сменить его на другой, но все равно идеология полета другая.
Конечно, у полета “по точкам” есть свое преимущество - не обязательно нужна связь с наземкой, зато у полета “по маячку” есть непрерывное, т.е. в риал-тайме, отображение маршрута, но это уже другая история.
Не думал, что придется разжевывать столь азбучные истины. Или вы прикалывались? 😃
PS. Еще аргумент против полета “по точкам” без телеметрии.
Если, например, на пути авиамодели вдруг возникнет сильный встречный ветер, то модель будет “долбиться” по заданному маршруту, пока не сядет аккум, а вы и знать не будете, что присходит.
Поэтому полет FPV или “по маячку” надежнее - вы видите, что присходит, и можете заранее принять меры.
для управления авиамоделью выгоднее использовать телеметрию
Учитесь чётко формулировать свои мысли. Перечислите ВСЁ бортовое оборудование модели в Вашем представлении об управлении с помощью телеметрии.
Написали же-давно уже умеет это делать кучка автопилотов , тыкай на экран куда лететь и аппарат летит, а вы наблюдаете куда по экрану компа .
Учитесь чётко формулировать свои мысли. Перечислите ВСЁ бортовое оборудование модели в Вашем представлении об управлении с помощью телеметрии.
Учусь, учусь. А ведь вы меня очень точно поддели! В самом деле, я озаботился только одной проблемой - визуализацией траектории полета, и совершенно упустил из виду вторую проблему - как управлять ЛА?
И снова получается - либо FPV, либо “по точкам”, либо как написал ниже ctakah. И да, я неправильно выразился - телеметрией в ее общепринятом понимании не управляют, а получают удаленно данные с ЛА.
тыкай на экран куда лететь
Все же я предпочел бы тики на аппе, но для разнообразия управления годится и это 😉
тыкай на экран куда лететь и аппарат летит, а вы наблюдаете куда по экрану компа
Можете еще готовых примеров? Можно статьи, можно Ютуп - уж очень заинтересовала меня эта “маячковая” тема! 😃
Еще раз, радиомодемы. Позволят в связке с APM тыкать мышкой в карту и направлять самолет.
Если самолет летит по точкам, и появился сильный ветер, ни кто не мешает дать ему команду на возврат домой. Опять же радиомодемы.
модемы стоят дешего, ну там баксов 10-20 за пару. После секса с направленными антеннами дадут примерно 5-10 км. Модемы же нормальные стоят 200 баксов за пару. Дадут и 40 км с нормальными антеннами.
Еще раз, радиомодемы. Позволят в связке с APM тыкать мышкой в карту и направлять самолет.
Ок. Насколько понял, что советы предыдущих ораторов (тех, которые тоже рекомендовали автопилоты) тоже основывались на использовании радиомодемов для передачи координат ЛА на наземку?
Если да, то общая картина “маячкового” мониторинга понемногу складывается для меня в понятную мозаику.
Вот посмотрите возможности управления, автопилот - обязательная составляющая.
Чудненько, чудненько! Очень познавательное видео, еще до конца не досмотрел, но уже многие вопросы сняты, спасибки.
Только здесь Юлиан рулит в основном с помощью Андроида по каналу телеметрии, но насколько понял, управление аппой по ее собственному каналу остается в силе, и их можно использовать также одновременно, так ведь?
Если “да”, то это хорошо, потому что андроид может отказать, тогда остается резервное управление по аппе, ну и наоборот.
“Телеметрия” здесь это слэнг, имхо, а на самом деле это что - тот самый радиомодем?
так ведь?
Да. Но вот управлять с помощью аппаратуры без видеолинка, от которого Вы в #10 отказались, затруднительно.
“Телеметрия” здесь это слэнг, имхо, а на самом деле это что - тот самый радиомодем?
Вот почитайте. Вообще в интернете информации море.
Но вот управлять с помощью аппаратуры без видеолинка, от которого Вы в #10 отказались, затруднительно.
Ни за что не могу догадаться, почему. И почему? 😃
Ни за что не могу догадаться, почему. И почему?
Это всё равно что управлять автомобилем по навигатору в полной темноте без фар. Далеко уедете? Если не до первого, то до второго столба. То же самое с моделью. При визуальном пилотировании отпустите её настолько, чтобы она превратилась в точку и попробуйте её контролируемо пилотировать. Ещё труднее управлять точкой на экране, а при том, что
андроид может отказать
, то и точки не будет. Мне, например, неведомо как при этом контролировать модель.
Напомню расшифровку аббревиатуры FPV - полёт от первого лица. Вы должны видеть окружающую обстановку как из кабины самолёта, желательно ещё с наложенными с помощью OSD параметрами, такими как авиагоризонт, высота, скорость, курс и другими. Вот тогда можно уверенно управлять моделью с помощью передатчика.
Влад, а вы вообще летали? Дал бы по голове вам за желание управлять аппой вслепую!!! Жизнь, она не компьютерная игра и сохраниться не получится. Это первое.
Теперь техническая сторона:
Инструментов много и все решаемо.
Полет “по маячку” (как и FPV-полет) визуализируется и управляется вами в риал-тайме.
Изучите несколько вопросов:
Частоту расчета позиции GPS современными автопилотами (список популярных и недорогих вам дали), точность.
Выберите наземное оборудование, на котором хотите мониторить и расчитайте “время отклика” - это необходимо для того, что бы оценить насколько ваш риал-тайм может быть риал-таймом.
Посчитайте, какое расстояние ваша модель пролетит пока вы увидите изменение положения на мониторе и скажите: сможете аппой управлять с такой задержкой?
Выглядит это примерно так: вам нужно повернуть на 30 градусов. в FPV вы двигаете ручки и при достижении нужного угла возвращаете модель в исходное положение. При этом “руки” коондинируются “глазами”.
В вашем же случае, из-за задержки, когда вы увидите что “маячок” полетел в нужную сторону, модель уже может или воткнуться в планету или сделать несколько кругов (в зависимости от режима полета).
Да, “риал-тайм” тоже возможен, но FPV вам обойдется гооораздо дешевле!
Т.е. вы ни чем не связаны и ваш машрут - совершенно произвольная импровизация.
При совершенно произвольной импровизации как будете определять препятствия?
Если, например, на пути авиамодели вдруг возникнет сильный встречный ветер, то модель будет “долбиться” по заданному маршруту, пока не сядет аккум, а вы и знать не будете, что присходит.
Во-вторых вы не узнаете это и при полете “по мячку”, в-третьих правильно настроенный автопилот не будет долбиться.
А ВО-ПЕРВЫХ ветер внезапно не возникает и любой пилот должен ознакомиться с прогнозом погоды там где собрался летать, прежде чем подняться в небо.
Не думал, что придется разжевывать столь азбучные истины. Или вы прикалывались?
Частоту расчета позиции GPS современными автопилотами (список популярных и недорогих вам дали), точность.
10Гц, точность до метра
Да, “риал-тайм” тоже возможен, но FPV вам обойдется гооораздо дешевле!
Вы цены на модемы видели? Скорее все совсем необорот и FPV выйдет дороже
При совершенно произвольной импровизации как будете определять препятствия?
Вячеслав, тему читали? Набрать достаточную высоту.
Господа, вы сами видели, как выглядит полет “по приборам”? У вас страшилки какие-то несостоятельные… Всё это реально при должном подходе. И самый надежный подход здесь - управлять полетом задавая контрольные точки “на лету”. Можно и без контрольных точек летать в стабилизации “fly by wire”, которая тоже не шибко-то критична к скорости вашей реакции, а взлёт-посадка визуально.
Zont, спасибо, вы уже ответили за меня, причем тоже самое, что хотел сказать и я 😃
Тем не менее, отвечу я, поскольку сегодняшние страшилки от LampGraph выглядят довольно нелепо.
Влад, а вы вообще летали? Дал бы по голове вам за желание управлять аппой вслепую!!! Жизнь, она не компьютерная игра и сохраниться не получится. Это первое.
Летал и летаю, хотя и меньше вашего. Но при чем тут это? Если вы так страшитесь полета вслепую, то вам лучше обратить свое негодование на летающих “по точкам”, которые - о ужас! - в отличие от “маячкового” полета не видят даже точку на экране.
Но заметьте - летают! Причем на десятки и даже сотни километров, где уже никакая FPV, на которую вы так уповаете, не действует.
Посчитайте, какое расстояние ваша модель пролетит пока вы увидите изменение положения на мониторе и скажите: сможете аппой управлять с такой задержкой?
В отличие от вашего FPV, где задержка даже в сотни миллисекунд критична, полету “по маячку” она глубоко фиолетова. А все потому, что при таком полете заранее выбирается высота, исключающая столкновения с препятствиями, “втыкания в планету” и пр.
При совершенно произвольной импровизации как будете определять препятствия?
Ответ выше. Препятствий здесь нет.
Вы действительно прочли мое сообщение невнимательно, отсюда ваши ложные выводы.
Какой-то злой вы сегодня, отсюда ваши неувязки.
Да и посмотрите, наконец, упомянутое видео от Юлиана! Он, как и тысячи других, летает по маячку без FPV, и квадр удаляется на расстояние, когда его не видно, ну и какие проблемы?
Ну и если случится “внутренная” проблема (отказ моторов, рулей, неадкватное поведение APM), то здесь вам никое FPV не поможет.
Полет “по маячку” это нечто среднее между FPV, где видно все, и полета “по точкам”, где не видно ничего, и имеет такое же право на использование независимо от нашей точки зрения.
Вот почитайте. Вообще в интернете информации море.
Почитал, но из этой статьи тоже непонятно, “телеметрия” и радиомодем - это одно и тоже?