Телеметрия (часть 1)

foxfly
Degreez:

И я про то-же, но:
ЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ и ТОЧНОСТЬ разные вещи. прошу не путать.

Я конечно, отстал от жизни: старость, она не радость:(
А что же такое: разрешение?
Заранее спасибо:)

smalltim

Пусть мой барометрический высотомер покажет изменение высоты на 1м на высотах до 600м (так написана программа, выше мне не надо). 1м тут можно назвать чувствительностью.
Но вот на самом деле оказывается что он изменение высоты не на 1м может показать, а скажем, на 95 см, и не на 600метрах высоты, а на 580. Вот эти 20м разницы тут можно назвать точностью.
Я правильно понял?

Очень живо представляю себе ДПЛА с барометрическим высотомером, пытающийся летать на высоте в 100м при резком улучшении погоды, т.е., при повышении атмосферного давления 😃 Винт на таком аппарате - однозначно спереди, чтоб ловчее землю разгребал 😃

Degreez
smalltim:

Пусть мой барометрический высотомер покажет изменение высоты на 1м на высотах до 600м (так написана программа, выше мне не надо). 1м тут можно назвать чувствительностью.
Но вот на самом деле оказывается что он изменение высоты не на 1м может показать, а скажем, на 95 см, и не на 600метрах высоты, а на 580. Вот эти 20м разницы тут можно назвать точностью.
Я правильно понял?

😃 😃 😃 Е! Е! Е!

Разрешение измерительного прибора - способность различать с повторяемостью. как уже сказали, в лучшем случае - 5м. То есть видим как высота меняется плавненько в полете с шагом в 1 м а вернули аппарат в точку старта и видим расхождение в лучшем случае в 5 м.

Artie
Brandvik:

Я не говорил что Измерение скорости и высоты по GPS невозможно, я говорил что меня не устраивает точность и скачки в показаниях и некоторая заторможенность вывода GPS систем которые я видел! Для галочки они сойдут, для активного пилотирования нет. Барометрический датчик скорости на раз отменяет GPS, так как нужна скорость относительно ВОЗДУХА!

Я тоже не говорил, что невозможно. 😃
Но, если Вы все-таки хотите иметь курс и дальность, то “отменить” gps не получится.

От его “заторможенности” можно избавиться, отключив всякую постобработку, но высота скакать будет все равно - “такова природа элемента”. Кстати, барометрический датчик в этом смысле тоже не идеал - он хоть и не скачет, но плавно “уходит”, и в минус, в принципе, может уйти так же легко, как и gps, так что смотреть на полосу глазами при посадке все равно придется…

pionegger

Как вариант, по трёмстам усреднённым замерам по GPS корректируется барометрический датчик, который используется для замера высоты, с шагом в один метр, относительно точки последней коррекции 😵

Artie
foxfly:

Опять позволю себе слегка не согласиться: "расчет курса и расстояния из двух пар… "- задача не такая уж простая- сейчас как раз дописывается программа- объем ощутимый!

И в чем же проблема, если не секрет ?

Единственная сложность, которую я могу себе представить, - это долгие “классические” вычисления синуса/косинуса на слабеньких однокристаллках. Но и эту проблему можно решить, причем как минимум тремя разными путями. А уж с учетом необходимой тут точности - …

foxfly:

А посадка “по приборам”- реализуется не по GPS (ни скорости обмена ни точности не хватит)- стоИт обычный ультразвуковой высотомер и ПВД .
Но шансов сесть в “автомате”-50 на 50.
У процессора интуиции не хватает, чтобы кочку облететь:)
По поводу же GPS с высокоскоростным протоколом- это уже другая песня и совсем другие деньги:(

В данном случае, под словами “по приборам” я имел в виду не автоматическую посадку без участия человека, а посадку в слепую - без визуального контроля.

ЗЫ: “В прошлой жизни” я некоторое время занимался как раз задачами совместной обработки информации от разных навигационных систем для повышения результирующей точности ОМП ЛА. И успел пообщаться и с инерциалками, вроде И21, и с РСДН, и с РСБН, и даже с тогдашней новинкой - А724… Так что, как летают настоящие самолеты, я немножко в курсе. 😉
Однако, переносить все сложности навигации из большой авиации в модельную - как минимум, неразумно. Тут ответственность несоизмеримо меньше, так что возможна масса упрощений/допущений/соглашений…

pionegger:

Как вариант, по трёмстам усреднённым замерам по GPS корректируется барометрический датчик, который используется для замера высоты, с шагом в один метр, относительно точки последней коррекции 😵

Пока самолет стоит на земле - все шикарно. Но вот что будет корректировать такой алгоритм в полете - я представить не берусь. 😎
300 отсчетов - это 5 минут (для ширпотребного приемника). - Способны удержать модель все это время на одной высоте с необходимой точностью ? Если да, то зачем нам какие-то приборы !? 😁

pionegger

Жалко, что доступный GPS такой тормознутый 😦

В порядке OFF-а:
#OFF
Получается, что для хоть немного вменяемого (всмысле точности) высотомера
надо использовать барометр+акселерометр+гироскоп, которые будут пытаться поправлять друг друга измеряя все доступные ускорения.
Оленеводческий кошмар 😛
#end OFF

Artie
pionegger:

Жалко, что доступный GPS такой тормознутый

С одной стороны, “доступность” - понятие условное. Можно найти по меньшей мере пяток приемников до $200-$250, умеющих выдавать отсчеты с тактом в 200-250мс.
С другой стороны, само пе себе повышение темпа поступления данных ни одну из вышеозвученных задач кардинально все равно не решит.

pionegger:

Получается, что для хоть немного вменяемого (всмысле точности) высотомера
надо использовать барометр+акселерометр+гироскоп, которые будут пытаться поправлять друг друга измеряя все доступные ускорения.
Оленеводческий кошмар 😛

А по-моему, все эти проблемы - от неправильно поставленной задачи. С моей кочки зрения, ошибка в +/-10м по высоте ни на что всерьез не влияет (если мы не ставим перед собой задачи автоматической или “слепой” посадки аппарата). Воздушную скорость и вариометр нужно действительно получать барометрически, а курсовые задачи решаются gps’ом. И то и другое - решения вполне обкатанные и недорогие.

Если же все-таки для какой-то цели позарез нужен автономный альтиметр с такой охренительной точностью, так на подобные задачи и приборы существуют совершенно отдельные. Для больших высот это будет - как совершенно верно сказал foxfly - радиовысотомер, а если оно требуется только при посадке - то наверняка можно будет обойтись ультразвуком… Если допустима “помощь с земли”, то берем канонический DGPS - и вот они, долгожданные сантиметры ! 😃
Но мне кажется, что все это называется “из пушки по воробьям”.

Brandvik

Ну вот, из пустого в порожнее. Я же тоже не отменял GPS. Я его отменил для задач измерения высоты и скорости.

Artie
Brandvik:

Ну вот, из пустого в порожнее. Я же тоже не отменял GPS. Я его отменил для задач измерения высоты и скорости.

Ну, так уж сразу и “в порожнее” ? - В результате наших “переливаний” Вы, например, уже слегка “урезали осетра” - с 5км диапазона и 1м точности до несколько неопределенных слов про “минимально возможную погрешность”… В процессе выяснилось, что “минимально возможная” от gps нас не устраивает; - теперь следует понять, годится ли эта самая минимально возможная от барометра… 😃

Пожалуйста, не обижайтесь, но это традиционная ошибка заказчика (я сейчас не имею в виду какие-то коммерческие отношения между обитателями этого форума, а просто смотрю на подход к задаче “у целом”), когда сначала заявляются какие-то запредельные (с технической точки зрения) требования, а потом - когда разработчик предлагает под это совершенно непомерное по цене решение - выясняется, что цифры были взяты, в общем, с потолка, а на самом деле годится и на порядок или два хуже.

Вообще, это совершенно традиционный вариант переговоров:

З: Неужели методом X нельзя получить точность YYY ? А каким тогда можно ?
Р: Ну, вообще это делается ZZ, но это очень сложно и дорого, поэтому можно попробовать Z. Это будет стоить NN.
З: Нет, NN - это тоже слишком дорого ! А что можно получить, если все-таки поставить X ?
Р: Ну, YYY точно не получится. Обычно оно дает Y, но если исхитриться, то можно сделать 2Y.
З: 2Y, говорите ? Нда, это звучит не так красиво. Ну, ладно, пусть тогда будет просто Y…
Р: А зачем же вы просили YYY ?
З: Ну, у буржуев всего 4Y, а мы хотели чтобы было лучше. И вообще, двенадцатиразрядный индикатор так красиво вписывался в нашу приборную панель !
😁

Brandvik

Ладно, ладно, я все понимаю. Заказчик обычно не очень сильно понимает чего хочет. Он где-то слышал, где-то видел и начинает фантазировать свои запросы. В данной теме я выступаю в роли виртуального заказчика и я “не сильно в теме” возможностей и тех решений. Отсюда и цифры.
Давайте попробуем сделать по другому.
Я опишу чего бы я хотел на словах, без цифр. А все желающие пускай напишут как это можно реализовать в каких цифрах, погрешностях и размерностях
Для пилотирования ДПЛА мне необходимо знать; Высоту относительно точки старта, скорость воздушную,скорость относительно земли, иметь вектор направления на базу, удаление от базы напряжение силовых батарей, напряжение батарей телеметрии, полетное время.
Ваши предложения?

smalltim

Кстати, по-моему, барометрический датчик можно-таки вполне успешно “уточнять” GPSом, получая плюсы и того, и другого методов и без их минусов. То есть, хорошую точность при высокой скорости обновления.

Дарю идею, которая лежит на поверхности: на протяжении всего полета, или последней минуты-двух-трех, каждую секунду кладем в копилку (в циклический массив) высоту от GPS и высоту от барометра. Каждую секунду усредняем. Средняя высота от GPS точнее, поскольку усреднена на длинном интервале времени, на нее и опираемся. Вычитаем одно среднее из другого и прибавляем к показаниям барометра, который точнее на коротких интервалах времени.
На экране 50 раз в секунду показываем скорректированные показания барометра.
Вот.

Сам не пробовал, и не хочу пока - не хочу пока связываться с GPS 😃

Artie
Brandvik:

Я опишу чего бы я хотел на словах, без цифр. А все желающие пускай напишут как это можно реализовать в каких цифрах, погрешностях и размерностях
Для пилотирования ДПЛА мне необходимо знать; Высоту относительно точки старта, скорость воздушную,скорость относительно земли, иметь вектор направления на базу, удаление от базы напряжение силовых батарей, напряжение батарей телеметрии, полетное время.
Ваши предложения?

По моим (грубым) оценкам, барометрическая высота на небольшом (скажем, до 30 минут) интервале времени может быть получена с точностью метра в 3-5. Потом (через эти самые полчаса) - перекалибровка на земле.
Воздушную скорость навскидку не оценю (эту цифру, наверное точнее назовет smalltim), но думаю, что 1-2м/с получить вполне можно, а лучше - точно не нужно. Скорость относительно земли - это уже с GPS’а; - будет 0.5-1м/c.
Азимут и дальность - в зависимости от того, насколько в угоду производительности будет упрощена математика - думаю, от 5-10 градусов и 10-20 метров - вполне реально. (На самом деле, угол будет тем точнее, чем больше дистанция. В радиусе же 2КВО он, очевидно, начнет метаться, как потерянный.)
Напряжения и токи - в принципе, сколь угодно точно, но по факту лучше чем 100мВ и 100мА для этих задач явно не нужно. Время - вплоть до 20мс.

Устраивает ? 😃

Artie
smalltim:

Дарю идею, которая лежит на поверхности: на протяжении всего полета, или последней минуты-двух-трех, каждую секунду кладем в копилку (в циклический массив) высоту от GPS и высоту от барометра. Каждую секунду усредняем. Средняя высота от GPS точнее, поскольку усреднена на длинном интервале времени, на нее и опираемся. Вычитаем одно среднее из другого и прибавляем к показаниям барометра, который точнее на коротких интервалах времени.

“Нипалучицца !” 😛

“Средняя высота” летящего самолета - примерно столь же ценная информация, как и средняя температура по больнице, и поскольку в процессе полета она изменяется в пределах, значительно (вернее, “как минимум, на порядок”) больших, нежели та ошибка, которую мы хотим скорректировать, то использовать это самое “среднее значение” (неважно за какой интервал) для повышения точности - достаточно бессмысленно.

smalltim:

На экране 50 раз в секунду показываем скорректированные показания барометра.

А это - еще более бессмысленно. 😉
Цифровую информацию, обновляемую с тактом быстрее 300-500мс, человек вообще воспринять не в состоянии, а ведь нужно на нее еще и как-то отреагировать…
Чаще, чем раз в секунду, обновлять на экране не следует ничего.

(Я, конечно, нарушал этот принцип, обновляя, например, на каждом кадре время, но делалось это исключительно в целях постанализа по записи: у меня был индикатор помех, и я хотел увидель, как долго они могут длиться…)

foxfly
Artie:

По моим (грубым) оценкам, барометрическая высота на небольшом (скажем, до 30 минут) интервале времени может быть получена с точностью метра в 3-5. Потом (через эти самые полчаса) - перекалибровка на земле.
Воздушную скорость навскидку не оценю (эту цифру, наверное точнее назовет smalltim), но думаю, что 1-2м/с получить вполне можно, а лучше - точно не нужно. Скорость относительно земли - это уже с GPS’а; - будет 0.5-1м/c.
Азимут и дальность - в зависимости от того, насколько в угоду производительности будет упрощена математика - думаю, от 5-10 градусов и 10-20 метров - вполне реально. (На самом деле, угол будет тем точнее, чем больше дистанция. В радиусе же 2КВО он, очевидно, начнет метаться, как потерянный.)
Напряжения и токи - в принципе, сколь угодно точно, но по факту лучше чем 100мВ и 100мА для этих задач явно не нужно. Время - вплоть до 20мс.

Устраивает ? 😃

Мне кажется, тут должна последовать фраза из анекдота: “Дорогой, а с кем это ты сейчас говорил?”😃
Тем более, не полетавши на ДПЛА выдвигать какие-то ТТХ- занятие довольно бессмысленное, примерно- как бокс по переписке…
А азимут с точностью 10 градусов- это не курс, а направление:)
Прикиньте, где окажется аэроплан , летящий с удаления 5км с точностью 10грд.? Правильно- нэ в нашэм районе.

foxfly
Brandvik:

Вот, наткнулся о GPSах , надеюсь кому нти это будет тоже интересным. www.navigatorgps.ru/content/view/125/7/

Дело в том, что приемник GPS и GPS модуль- две очень разные вещи: приемник- это законченное устройство, с набором определенных потребительских функций и ограничений: например, точность определения места в приемнике- в несколько раз хуже, чем в модуле- это определяется законодательными моментами (не точнее30 метров)
Сами модули- также различаются, уже на стадии изготовителя- гражданские (обычно ограничена скорость обновления информации , максимальная высота и скорость движения) и военные- с частотой “обновления” до 30 гц. Поэтому реклама продавца бытовых GPS в данном форуме- абсолютно неинтересна, просто- не та тематика.

smalltim
Artie:

“Нипалучицца !”
Средняя высота" летящего самолета - примерно столь же ценная информация, как и средняя температура по больнице, и поскольку в процессе полета она изменяется в пределах, значительно (вернее, “как минимум, на порядок”) больших, нежели та ошибка, которую мы хотим скорректировать, то использовать это самое “среднее значение” (неважно за какой интервал) для повышения точности - достаточно бессмысленно.

А Вы подумайте хорошенько 😃
Есть такие слова, как матожидание и дисперсия. Давайте их применим к нашим летающим баранам.
У показаний с ГПС матожидание будет где-нибудь в районе средней высоты полета за последние три минуты. Дисперсия - большая, но на матожидание она принципиально не влияет.
У барометрического датчика матожидание будет то же где-нибудь рядом с матожиданием высоты от ГПСа, но не в точности такое, ибо уползает из-за изменения атм. давления. Дисперсия показаний у барометра на маленьких интервалах времени невелика.

Представьте себе две кривые на графике: одна - показания от ГПС, шумная, рваная, но при усредении большого количества отсчетов достаточно точно описывающая высоту. Вторая кривая - показания от барометрического датчика. Точно такая же по форме, но, во-первых, без шумов, а во-вторых, уползающая вниз-вверх при изменении атм. давления.

Ну так и кто мешает сдвигать показания барометрического датчика _постоянно_, основываясь на показания ГПС, несмотря на то, что средняя высота за последние три минуты не имеет смысла?

Artie
foxfly:

Мне кажется, тут должна последовать фраза из анекдота: “Дорогой, а с кем это ты сейчас говорил?”😃
Тем более, не полетавши на ДПЛА выдвигать какие-то ТТХ- занятие довольно бессмысленное, примерно- как бокс по переписке…

Я готов согласиться, что у меня - “не настоящий ДПЛА”. - Не буду спорить о терминологии. 😉
Но меня полеты на своем пепелаце вполне устраивают, равно как и моя реализация телеметрии. Не говоря уже о том, что оценку точности той или иной технолигии можно давать, вообще ни на чем не летая, - достаточно знать предметную область.

Не нравятся мои оценки - приведите свои. Желательно вместе с конкретными технологиями, и ценами на их реализацию. Можно даже с примерами из жизни… В противном же случе, - если продолжать “боксерские” аналогии, - Вы будете продолжать вести бои с собственной тенью 😁.

foxfly:

А азимут с точностью 10 градусов- это не курс, а направление:)
Прикиньте, где окажется аэроплан , летящий с удаления 5км с точностью 10грд.? Правильно- нэ в нашэм районе.

Ошибка в определении угла в прямоугольном треугольнике определения точностью задания его катетов и точностью вычисления арктангенса. Первое для одночастотного gps-приемника заведомо известно - это порядка 15м КВО, а второе выбирается, исходя из вычислительных ресурсов и решаемой задачи. Если Вы еще не забыли, то обсуждается не самолет-разведчик, отправляемый на территорию сопредельного государства, а чисто хоббийная примочка - just for fun, и исходя из этой задачи я и озвучил ошибку в 10 градусов, которая возможная на удалении порядка сотни-другой метров (ближе самолет уже точно видно глазом, равно как с него видна и ВПП). И тут вполне пригодно даже “направление”.
Если же вдруг предположить, что мы вдруг действительно улетели на 5 километров, и у нас при этом не пропал ни ап- ни даунлинк с моделью, то несложно прикинуть, что на таких удалениях угловая ошибка будет порядка четверти градуса, - то есть, значительно меньше того, что вообще имеет смысл отображать на экране…

Artie
smalltim:

А Вы подумайте хорошенько 😃

В данном случае - не буду спорить.

Если Вам удастся (например, на простейшей мат. модели, состоящей из трех графиков: а) некая “истинная” высота, б) “накладываемая” на нее ошибка gps-приемника и в) монотонно “уплывающая” ошибка барометрического высотомера) продемонстрировать работающий алгоритм, делающий из а+б и а+в “чистое” а (с точностью, лучшей, чем каждая из этих ошибок) - я с удовольствием признаю собственную неправоту в этом вопросе и возьму Ваш метод на вооружение…

smalltim:

Представьте себе две кривые на графике: одна - показания от ГПС, шумная, рваная, но при усредении большого количества отсчетов достаточно точно описывающая высоту.

Для “усреднения на большом количестве отсчетов” нужно, чтобы характерная постоянная времени изменения истинной высоты была много больше периода “плаваний” показания приемника из-за всяко-разных ионосферных, тропосферных, и прочих задержек. А она, к сожалению, или сравнима с последним, или даже меньше его…

smalltim
Artie:

В данном случае - не буду спорить.

Если Вам удастся (например, на простейшей мат. модели, состоящей из трех графиков: а) некая “истинная” высота, б) “накладываемая” на нее ошибка gps-приемника и в) монотонно “уплывающая” ошибка барометрического высотомера) продемонстрировать работающий алгоритм, делающий из а+б и а+в “чистое” а (с точностью, лучшей, чем каждая из этих ошибок) - я с удовольствием признаю собственную неправоту в этом вопросе и возьму Ваш метод на вооружение…

Вот через неделю закончу одну хреньку по работе, тоже, кстати, связанную с обработкой и отображением сигналов, и попробую сделать модель. Думаю, Екселя хватит 😃

Проблемы видятся только в том случае, если истинная высота самолета сильно (сильнее уровня шумов) меняется с частотой выше, чем половина частоты опроса GPS. Ну, это понятно, происки Найквиста-Котельникова. Если самолет не шарахается вверх-вниз чаще чем раз в 2 секунды, всё должно быть хорошо 😃