Телеметрия (часть 1)

maloii

Да есть. Я имел в виду какие ферриты по характеристикам брать, наминалы там и т.д., неплохо было б ссыки на конкретные экземпляры. Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь. Как намотать я найду в инете, но тут же есть вопрос какой именно провод, чисто землю или весь провод, просто у меня пучком он, земля сигнал и плюс.

Dikoy
Кузнецов:

Кая барасум… пятачек!
Биг зир, биг зир… секрет!
Ище раз… все в экраны, все проводы в ферриты… Может поможет… а может нЭ поможет!
Следующий этап… отдельные источники ( экраны и ферриты остаются), а провода через трансформаторы(или оптроны)
Ище есть вопросы…

Полностью согласен с вышеперечисленным, но у нас же самолёт а не танк 😉 Какие нафиг трансформаторы? Даже если ADUM, это 12 баксов и TQFP-16 на плате… Кто ж его припаяет без станции? 😃

Вполне достаточно грамотной земли и П-образника с фербидом и капацитором. У меня такие девайсы пашут и в авто, и в авиации (настоящей) и хоть бы хрен по деревне.

//***************************************************************

  1. И что лучше - бусинки или дросселя? Если дросселя, то брать на больший ток (меньшее R)?

Лучше конечно дросселя (хотя конструктивно это не дроссель вовсе, у него проводник ВНУТРИ феррита высокой проницаемости, а не наоборот). Бусинки были давно, в году 2001 последний раз видел. Насколько знаю, они отмёрли. По привычке фербиды называю бусинками…

  1. Пойдет вот этот: ? www.chip-dip.ru/product0/825256258.aspx
    Поскольку у него сопротивление 60 Ом, то при токе сервы 0.5A при 5V (сопротивление 5/0.5 = 10 Ом), он не оставить серве и шанса - все напряжение будет падать на активном сопротивлении дросселя.

Думаю пойдёт. Только нафига защищать сервы? 😃 Защишать надо телеметрию и приёмник. А их токи мизерные.

  1. И как искать эти бусинки - у них есть код?

Не знаю. Давно это было

  1. И что лучше - бусинки или колечки? Вот например, такое: www.chip-dip.ru/product0/32009.aspx

Нет, кольца это другое совершенно.

  1. Как лучше продевать провод в колечки - мотать отдельно и впаивать в разрыв питания (ну наверное с керамическими кондерами до и после), или просто разобрав серворазъем, продеть 3-4 раза провод через колечко?

В антенной технике принято просто оборачивать провод несколько раз скозь кольцо. Но дроссель BLM даст то же, при на порядок меньшем размере.
Опять же, кольцо будет “лизать” фронты синалов для серв 😉

Паять фербид - в разрыв питания (НЕ земли или сигнала). Земли всех плат свести к минусу аккумулятора ОТДЕЛЬНЫМИ проводами. Если аккум с сервами общий, туда же ОТДЕЛЬНЫМ проводом подвести минус серв.
То же с плюсом.

maloii:

Да есть. Я имел в виду какие ферриты по характеристикам брать, наминалы там и т.д., неплохо было б ссыки на конкретные экземпляры. Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь. Как намотать я найду в инете, но тут же есть вопрос какой именно провод, чисто землю или весь провод, просто у меня пучком он, земля сигнал и плюс.

Ничего там не надо мотать. Там всё уже намотано 😎

maloii

Паять фербид - в разрыв питания

Это я понимаю на + и -(то есть землю), или последовательно?

maloii

Отчёт по тестированию законченной телеметрии 😃.

  1. Помехи явно идут от OSD. Снимал в одном полёте замер с пака от мотора и поставил на пак от камеры и снял провод ppm, помехи исчезли, улетал на 150 метров верх и ни одной помешки.

  2. Чувствительность уровня сигнала всётки стоит увеличить 😁. помехи такие что управляется с трудом а убирается всего одна палка. На видео это заметно на 1 и 2. Когда помехи идут можно понять по дёрганью камеры, я ею не рулил все руления это дёрганье сервы.

  3. Оно же главное 😛 , предлагаю разработать юзабильное показание данных. Например, батарейку я считаю стоит показать в процентном виде, как на телефонах, мол сколько осталось, притом учитывая что батарейки как правило 2 это камера и основной пак то их стоит показать обе, не по банкам а мерить все 12 вольт и в процентном соотношении показывать в виде подсаживающейся батарейки. Скорость и высота думою в виде цыфр выглядит достойно, но думою нужно както показать с учётом графики, хотябы бегущюю полосу и стрелку на ней мол скорость увеличивается линия со шкалой побежала вниз, по центру треугольник и цифра. Тогда будет понятно ускоряешся или тормозишь, так же с высотой. Думою стоит придумать датчик угла атаки, сыграет положительную роль при посадки, чтобы понимать с каким углом атаки заходишь на посадочную полосу, понятно будет сорвёт тебя на крыло или нет. Ну вобщем тут многое стоит обсудить.

Опробовал акселерометр аналогичный тому который в афоне, но 2 осевой LIS244AL. У него встроенный компас. Вполне достойно себя ведёт, в полёте не пробовал, тряску умеренную выдерживает. В метро проверял, на ускорение и торможение не реагирует, кстати айфон так же в метро ведёт себя нормально, даже прошол игру с шариками пока ехал домой 😃.

youtube.com/watch?v=79sUwmNZmn0[/url]http://youtub…

maloii

А вообще мне понравилось, такое ощущение что раньше был как слепой котёнок. 😁

Brandvik

Без обид, но на видео счень сложно разобраться где что, где помехи а где высший пилотаж. 😦 Если вы хотели сделать тестовые полеты, то летать надо было блинчиком и высоко и далеко, что бы было понятно когда самик колбасит, а когда он летит. Но вообще спасибо за проявленную инициативу, буду надеяться увидеть более обстоятельный полет, и желательно что бы погода была тихой и безветренной. А так же думаю следует редактировать видео и оставлять только самые информативные моменты, а то как то тяжело было смотреть бултыхания в течении 20ти минут… и пытаться разглядеть полезную инфу. Так же хочу посоветовать, если передатчик имеет возможность передавать звук, то установить микрофон, очень помогает летать, а так же оценивать помехи, по шуму серв.
На счет юзабельности показаний. Полностью согласен что напряжение 3х банок мало информативно (ну если только у вас батарея старая и разбалансирована), а так лучше всего знать полный вольтаж силовой и самое главное видео батареи. А вот перевод этих показаний в граф вид не поддерживаю 😃 Мне кажется всетаки более информативно в циферках.
Скорость я бы рекомендовал вынести на место вариометра, а вариометр продублировать рядом со скоростью еще и графически, стрелка вверх-вниз, длиннее-короче.
На счет датчика угла атаки, я думаю это уже излишество, достаточно следить за скоростью. А так же летать на самолетах которые не срываются. 😉

smalltim

Спасибо за испытания! Я только вчера получил батарею взамен убитой на своего Изика, робко надеюсь завтра полетать.

  1. Хм, а на самом деле девайсина четко ловит помехи. Например, на втором ролике в 6:15 и 6:28, не по ролику, а по времени на телеметрии, видно, как дергается камера и как пустеет индикатор качества приема.

  2. Разберитесь же, наконец, с помехами от телеметрии. Почему они только у Вас и у ReGet? Ферриты в цепи питания, аккуратно с землями, экранировать плату телеметрии, вынести антенну видеопередатчика как можно дальше от антенны RC, укоротить все провода телеметрии.

  3. Плата разрабатывалась мной под себя, батарея - 3 банки, питание видеочасти и платы телеметрии - от балансирного разъема ходовой батареи. Поэтому что есть - то есть. Максимум, что готов сделать еще - это автоматическое переключение с индикации побаночных напряжений на полное напряжение батареи при отсутствии побаночного подключения к батарее. Если подскажете, как однозначно определить, что к одному входу подключена ходовая батарея, а ко второму - видео, то я без проблем сделаю.
    Единственный вариант, который я сейчас вижу - подключать видеобатарею ко входу питания телеметрии, а ходовую - к предыдущему входу. Тогда по отсутствию напряжения на одном из входов я буду считать, что подключение выполнено таким образом. Нарисую, как это выглядит:

Стандартное подключение:

контакт 0 - земля
контакт 1 - первая банка
контакт 2 - вторая банка
контакт 3 - третья банка

Стандартное подключение без побаночного:

контакт 0 - земля
контакт 1 - нет подключения
контакт 2 - нет подключения
контакт 3 - полное напряжение батареи

Альтеративное подключение:

контакт 0 - 0
контакт 1 - нет подключения
контакт 2 - ходовая батарея
контакт 3 - батарея питания видео и телеметрии

  1. Измерения емкости батареи в процентах или “палочках” не будет. Я, извините, не телепат, чтоб по проводам догадаться, насколько у Вас батарея изначально заряжена и какая у нее емкость. А полагаться на напряжение батареи, основываясь на форме кривой разряда полимерок - бред. Вы газку поддадите, у Вас батарея на 0.1-0.2 В просядет, а плата телеметрии покажет мгновенную просадку оставшегося заряда на 20%. А если человек летает на гидридах? Непорядок же?

  2. По поводу графики - нарисуйте пример, будем думать 😃

  3. Когда включаете плату телеметрии, следите, чтоб на приемник воздушного давления, пока самик стоит на земле, не дул ветер. Иначе на этапе инициализации в первые 15 секунд за нулевое значение скорости будет принята скорость ветра, задувающего в ПВД 😃 Из-за этого на первом видео примерно в 1:20 и 1:30 по времени телеметрии скорость самика становится нулевой. Это ж неправда 😃

А самик, правда, такой скоростной? Я своего Изика до 60-80 кмч могу раскочегарить только в пикировании 😃 Или приемник воздушного давления стоит в струе от винта?

Dikoy
maloii:

Это я понимаю на + и -(то есть землю), или последовательно?

Последовательно с проводом питания, то есть +. Минус, оно же земля, трогать нельзя. Его надо привести к аккуму отдельным прводом.

Кузнецов

Всегда полезно читать документы, или в крайнем случае разглядывать китайские промышленные платы
( они точно проходили и ПРОШЛИ испытания на помехи )

  1. Ферриты во все питания
  2. Кольцо сделать земляное с РАЗРЫВОМ + 4 феррита по краям.
    Что-то никакой критики по существу.
    Ниже прорисовка управления телеметрией + датчики.
    Может еще чего надо.

hel_080408.zip

Dikoy

Обновил страничку dikoy44.narod.ru/piros.html
Поменял схему, написал шкурку прошивки.
Уже сейчас она умеет мигать габаритными огнями, перехватывать РРМ сигналы и выводить их копию на свои ШИМ. Промежуточной обработки пока нет…

smalltim

Добавил поддержку автоматического определения типа подключения батареи(батарей). Теперь мониторинг напряжения одной батареи с побаночным подключением или без оного, или двух батарей сразу - без проблем.
Подробности и обновленная прошивка - в блоге:

rcopen.com/blogs/15368/4496

В планах - переписывание математики альтиметра для более корректной работы на высотах >1км

>Кольцо сделать земляное с РАЗРЫВОМ + 4 феррита по краям.

А можете рассказать подробнее? Я не являюсь профессиональным разработчиком РЭА, какие ферриты, куда именно?

>фербиды

Где почитать о них?

Заранее спасибо 😃

maloii

Интересно, есть ли какие нить сервера типа контроллера версии, но для разработки электронных плат? Можно устроить оля опен соурц. Предлагаю всей толпой объединится и замутить мега OSD. Во главе всего ставлю модульность сего девайса.

  1. Ядро. Несколько atmega, одна отвечает за графику остальные или остальная 😃 за математику. От них выводы идут для модулей.
  2. Модуль замера напряжения. Включает необходимые напряжения, фильтры и делители напряжения.
  3. Барометрический датчик высоты.
  4. Барометрический датчик скорости.
  5. GPS
  6. Датчик горизонта
  7. Блок управления. Входы ppm для замера помех или переключения функций.
    и т.д.

Предлагаю разработать универсальные интерфейсы взаимодействия ядра и периферийных устройств (блоков). Например тупо включение выключение чего, передать ноль или единицу, а периферийное устройство например бортовые огни включатся от этого или выключатся, это может быть блок выпуска шасси или ещё чего, но это самый простой пример и не факт что его нужно применять в OSD.

Так же думою стоит сделать чтото типо программки настройки OSD, она будет связывать тот или иной порт соединения с периферийным устройством и элементом отображения на экране.

Вобщем предлагаю скинуться мозгами и сделать чтото действительно мега крутое!!!

smalltim

Готовых мегапроектов в Сети хватает, честно говоря, и у нас на форуме - тоже. См. блог 3apw.
Изобретать велосипед повторно вряд ли кто захочет.
Я сосредоточился на масимально простом в разработке и повторении девайсе, просто потому, что опыта было 0 и всё делалось на чистом интересе, лишь в надежде, что выйдет что-то дельное. Только недавно что-то действительно интересное начало получаться. Но принципа “можно сделать лазерным утюгом и спаять на коленке” я и впредь буду придерживаться 😃

Dikoy и Кузнецов - похоже, зубры - планируют гораздо более навороченные вещи.

Объединяться, конечно, можно, только у всех разные цели, и что получится в итоге - совершенно непонятно.
Модульность - хорошо, но это заведомо усложняет разработку и изготовление. Если за что-то мегакрутое браться, то надо изначально подходить на профессиональной основе: писать софт поддержки девайса на PC, начиная от управления режимами работы телеметрии с компука через USB и заканчивая расстановкой контрольных точек на карте для полета по GPS и сливом в компук всех логов данных с последующим отображением на графиках-диаграммах. Ну, и аппаратная часть: достойный процессор, правильный софт для программирования, разводка многослойной печатной платы в правильном софте, с учетом всех электромагнитных вещей, серьезные полетные испытания… И потом пытаться это продавать, потому что самостоятельно такое хрен кто изготовит? Нафик-нафик.

foxfly
maloii:

Вобщем предлагаю скинуться мозгами и сделать чтото действительно мега крутое!!!

Незабвенный Остап Ибрагим ибн Бендер- тоже выдвигал лозунг: “бензин- ваш, идеи- наши!”)
В свете предыдущих речей (“…Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь” )- предложение “скинуться”- звучит весьма заманчиво 😦!!!

maloii
foxfly:

Незабвенный Остап Ибрагим ибн Бендер- тоже выдвигал лозунг: “бензин- ваш, идеи- наши!”)
В свете предыдущих речей (“…Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь” )- предложение “скинуться”- звучит весьма заманчиво 😦!!!

Зря Вы так, я же не с целью нажиться сделал это предложение. Просто вижу что варианты всё в одном тупиковые, они рано или поздно упрутся в то что нужно будет всё переделывать с ноля. В случае модульной системы шанс упереться в тупик стремится нолю.

Да, я ещё лох в электронике и когда я писал первый пост в этой теме у меня даже паяльника небыло, но за короткий период разобрался чё по чём, может ещё не сделал ничего что можно показать, но у меня есть желание сделать и не просто сделать, а сделать чтото хорошее. Я не говорю что всё что здесь ребята выкладывают плохое, я говорю что если стремится к повышению возможностей, то рано или поздно можно упереться. Упереться в производительность чипа, или количество портов чипа и т.д.

А если исходить от некого ядра к которому можно подсоединять различные датчики которые будут с этим ядром общаться по некому протоколу то получиться действительно масштабируемый девайс. И править функционал ядра и датчиков можно будет независимо и не задумываясь что версии прошивок разные, потому как протокол общения останется прежним.

foxfly
maloii:

Зря Вы так, я же не с целью нажиться сделал это предложение.

К сожалению я не разделяю Вашего оптимизма. Конечно, Вашу тягу к знаниям- можно только приветствовать! Но, занимаясь разработкой и производством электроники более 30 лет (и именно с целью “наживы”- то есть живу за счет этого) могу сказать: ни одно устройство (достаточно сложное, конечно: новогодние гирлянды в расчет- не берем 😃) ни разу еще к окончанию разработки- внедрения- не имело того вида, который планировался изначально! Хотя с головой и с руками у меня- все в порядке.
Просто электроника- довольно неформальная наука с множеством интуитивных моментов, особенно это касается разработки.
А тут главное- опыт, опыт и опыт…И с этим то у молодых- главная проблема.
А спросить- не у кого 😦

Кузнецов

Что можно сказать??
Это означает только, что отсутствовало ТЗ и ПОНИМАНИЕ, или как вариант, никакой Вы , к сожалению, не профессионал.
Всегда, если есть ТЗ - даже макетные образцы сдаются заказчику.
Тоже вариант … нет заказчика… нет ТЗ, есть мысля… вперед… впереддд… какое-нибудь НИИ академическое, например, когда бабки государственные, и когда ВООБЩЕ ничего и никогда не работает…только ДЫШИТ.
По существу есть что ??

Dikoy

Зря Вы так, я же не с целью нажиться сделал это предложение. Просто вижу что варианты всё в одном тупиковые, они рано или поздно упрутся в то что нужно будет всё переделывать с ноля. В случае модульной системы шанс упереться в тупик стремится нолю.

Не совсем так. У нас самолёт, надо минимизировать плату. По этому я все возможные функции возлагаю на контроллер, и контроллер выбрал таким, который потянет всё. Программа у меня писана как Queue system, то бишь псевдо-ос. Любой желающий может пристыковать свой исходник к ядру, работающему с железом - там в центре буфер обмена 😉

Упереться в производительность чипа, или количество портов чипа и т.д.

Не упрётся. А если и упрётся - у AVR полная переносимость. За час перенесём хоть на ARM.

А если исходить от некого ядра к которому можно подсоединять различные датчики которые будут с этим ядром общаться по некому протоколу то получиться действительно масштабируемый девайс. И править функционал ядра и датчиков можно будет независимо и не задумываясь что версии прошивок разные, потому как протокол общения останется прежним.

Громоздко… Есть набор датчиков, минимальный, который нужен самолёту для полёта. Откройте любой учебник по прлётам в облаках и посмотрите, чем пользуются пилоты. Эти приборы нам и нужны. Это высотомер, горизонт и датчик скорости. + устройство навигации, как опция.
Его и рализую. Интерфейс I2C, он позволяет вешать до 127 девайсов на два провода. Хотя, практически любой интерфейс AVR можно сделать сетевым, если надо.
Протокол да, надо обдумать. Но пока до него дело не дошло.

smalltim:

>Кольцо сделать земляное с РАЗРЫВОМ + 4 феррита по краям.

А можете рассказать подробнее? Я не являюсь профессиональным разработчиком РЭА, какие ферриты, куда именно?

Электрический ток, он как вода. По плюсу зетекает, по минусу стекает. Вот разводка на плате должна быть такой, чтобы аналовые части были в самом конце плюсового провода, а их земли проходили либо через земли цифровых частей (и далее к источнику) либо отдельным проводником к источнику, от задачи зависит…
Вообще, обратным токам много чё посвящено. Ещё Маркони парился.
В интеренета материала много, где-то были у меня ссылки… Ща поищу.

>фербиды

Где почитать о них?
http://www.google.ru/search?sourceid=navcl…;q=ferrite+bead

Вот ссылки:
Хорошая статья:
rezonit.ru/pcb/support/articles/cad/03/
Про землю:
www.elart.narod.ru/articles/…/article1.htm
И в целом:
www.elart.narod.ru

maloii
Dikoy:

Последовательно с проводом питания, то есть +. Минус, оно же земля, трогать нельзя. Его надо привести к аккуму отдельным прводом.

Купил дросселя BLM41PG600SN1L. Как я понимаю я должен их подключить как показано на прикрепленном файле. И ещё вопрос, рекомендовали кондеи поставить на 1mF, их с каждого плюса на землю ставить?

smalltim

To Dikoy:

У меня USART целиком свободен, можно использовать для коммуникации с Вашей платой или напрямую с GPS модулем.
Сейчас занимаюсь причесыванием кода, чтобы больше места “про запас” оставалось. Там мнооого можно места под код освободить. Так что, думаю, реализовать связь и кучу всего дополнительного - не проблема.

maloii

To smalltim:
По центру снизу, что за данные показываются?