Телеметрия (часть 1)

Dikoy
maloii:

а как с этими бусинками работать?

Если это бусинка - надеваешь на провод несколько штук подряд.
Если деталька (фербид) - впаиваешь в разрыв питания. До и после фербида нужно установить конденсаторы на 0,1 мкФ или больше, обязательно керамический.
В итоге получится П-образный фильтр из фербида и двух кондёров.

Prikupets
Dikoy:

www.chip-dip.ru/search.aspx?mode=simple&searchtext…
Это в виде деталек.

  1. И что лучше - бусинки или дросселя? Если дросселя, то брать на больший ток (меньшее R)?

  2. Пойдет вот этот: ? www.chip-dip.ru/product0/825256258.aspx
    Поскольку у него сопротивление 60 Ом, то при токе сервы 0.5A при 5V (сопротивление 5/0.5 = 10 Ом), он не оставить серве и шанса - все напряжение будет падать на активном сопротивлении дросселя.

  3. И как искать эти бусинки - у них есть код?

  4. И что лучше - бусинки или колечки? Вот например, такое: www.chip-dip.ru/product0/32009.aspx

  5. Какие колечки брать - с высокой проницаемостью или низкой? Читал вот это и не понял 😦 : www.chip-dip.ru/library/DOC000043560.pdf

  6. Как лучше продевать провод в колечки - мотать отдельно и впаивать в разрыв питания (ну наверное с керамическими кондерами до и после), или просто разобрав серворазъем, продеть 3-4 раза провод через колечко?

Кузнецов

Что делать, если помехи не дают жизни???

  1. Мухи - отдельно, котлеты - отдельно
  • т.е. все развязать через оптроны или трансформаторы, раздельное питание
  • НЕ ЗАБЫТЬ приделать конденсатор 1000 пФ 2 кВ между землями
  1. Если это нельзя
  • во все цепи всех микросхем приделать конденсаторы+ ферриты на питание
  • все провода, которые выходят наружу вывести через фильтры, питание ферриты, сигнальные можно через резисторы
  • кондесаторы
  • приделать экраны на печатные платы -обычно главная помеха от кварца, в случае АВР есть режим генерации малой амплитуды - иногда помогает
  • ЛУЧШЕ ВСЕГО сразу сделать многослойку!!!
  • при разводке руководствоваться Интеловскими документоми, т.е. сделать РАЗРЕЗНОЕ кольцо по периметру платы, к которому прикрепить ферриты на слой сигнальной земли
  • и т.д. и т.п.
    По делу
    Вертолет ребенок собрал - аккумуляторы едут, надеюсь к концу месяца полетит, не полетит - значит уже к концу мая.
    Написал план!!!
    Есть ли желающие ПОКРИТИКОВАТЬ.

Вертолет радиоуправляемый с телекамерой и автопилотом.

  1. Сам вертолет Раптор 550.
  2. Аппаратура семиканальная Спектрум.
  3. Гироскоп.
  4. Батарея 7 шт. А123 2 комплекта.
  5. Неоходимо изготовить модули (или частично приобрести):
    5.1. Главный модуль управления вертолетом и телекамерой (фотоаппаратом)
    в составе размером 75 на 30 мм высота до 20 мм:
    5.1.1. Микроконтроллер с последовательным каналом для управления.
    5.1.2. Датчики на модуле
  • альтиметр
  • скоростемер
  • магнитный компас
  • выход на датчик горизонта на базе пирометров
  • гироскоп трехкоординатный
  • GPS модуль
  • измеритель напряжения вспомогательной батареи
    5.1.3. Жесткая логика на базе Альтеры
  • связь с телеметрией на базе вставки в сигнал телекамеры
  • прием сигналов со Спектрума, датчика горизонта, магнитного компаса
  • модификация сигналов управления и передача их через
    опторазвязку на рулевые машинки
  • формирование сигналов для управления телекамерой (если
    удастся модифицировать 7 канал Спектрума) - две машинки + 2 дискретных
    сигнала
    Все это влезает в габарит на двух платках самолетом.
    5.2. Добавочный модуль
  • формирование питания для рулевых машинок
  • измерения напряжения основной батареи и тока через двигатель
  • измерения скорости вращения основного ротора (можно установить магнит на
    шестеренку привода хвоста)
  • скоростемер
    Все это влезает в мелкую платку примерно 40 на 30 мм ,рядом с контроллером двигателя
    в его размерчик примерно.
    5.3. Если будет использоваться передача по телевизионному каналу - надо еще
    преобразователь для питания передатчика
    5.4. Для отладки надо использовать модули типа Зиг Би - есть до 1.5 км дешевые.
    5.5.Похоже всю добавочную информацию можно передать через 7 канал, если использовать
    тренерский разъем ( если не удастся - то надо заменить аппаратуру - точно есть
    такая, которую можно модифицировать).
    Итого:
    Надо еще приобрести стандартные изделия, когда вертолет будет летать
  1. Модули типа Зиг би
  2. Приемопередатчик телевизионного канала
  3. Очки видео, которые можно подсоединить к этому передатчику
  4. Преобразователь телевизионного сигнала для очков
    Изготовить
  5. главную плату.
  6. Вспомогательную плату.
  7. Плату модификации тренерского сигнала (самое непонятное на этом этапе)
  8. Механическую часть подвески телекамеры и ее вращения (в качестве телекамеры
    фотоаппарат с телевизированием - например канон 400 или похожий - заодно
    можно будет получать снимки)
maloii

Так, а всё таки, какие фириты и куда поять 😃

Кузнецов

Кая барасум… пятачек!
Биг зир, биг зир… секрет!
Ище раз… все в экраны, все проводы в ферриты… Может поможет… а может нЭ поможет!
Следующий этап… отдельные источники ( экраны и ферриты остаются), а провода через трансформаторы(или оптроны)
Ище есть вопросы…

maloii

Да есть. Я имел в виду какие ферриты по характеристикам брать, наминалы там и т.д., неплохо было б ссыки на конкретные экземпляры. Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь. Как намотать я найду в инете, но тут же есть вопрос какой именно провод, чисто землю или весь провод, просто у меня пучком он, земля сигнал и плюс.

Dikoy
Кузнецов:

Кая барасум… пятачек!
Биг зир, биг зир… секрет!
Ище раз… все в экраны, все проводы в ферриты… Может поможет… а может нЭ поможет!
Следующий этап… отдельные источники ( экраны и ферриты остаются), а провода через трансформаторы(или оптроны)
Ище есть вопросы…

Полностью согласен с вышеперечисленным, но у нас же самолёт а не танк 😉 Какие нафиг трансформаторы? Даже если ADUM, это 12 баксов и TQFP-16 на плате… Кто ж его припаяет без станции? 😃

Вполне достаточно грамотной земли и П-образника с фербидом и капацитором. У меня такие девайсы пашут и в авто, и в авиации (настоящей) и хоть бы хрен по деревне.

//***************************************************************

  1. И что лучше - бусинки или дросселя? Если дросселя, то брать на больший ток (меньшее R)?

Лучше конечно дросселя (хотя конструктивно это не дроссель вовсе, у него проводник ВНУТРИ феррита высокой проницаемости, а не наоборот). Бусинки были давно, в году 2001 последний раз видел. Насколько знаю, они отмёрли. По привычке фербиды называю бусинками…

  1. Пойдет вот этот: ? www.chip-dip.ru/product0/825256258.aspx
    Поскольку у него сопротивление 60 Ом, то при токе сервы 0.5A при 5V (сопротивление 5/0.5 = 10 Ом), он не оставить серве и шанса - все напряжение будет падать на активном сопротивлении дросселя.

Думаю пойдёт. Только нафига защищать сервы? 😃 Защишать надо телеметрию и приёмник. А их токи мизерные.

  1. И как искать эти бусинки - у них есть код?

Не знаю. Давно это было

  1. И что лучше - бусинки или колечки? Вот например, такое: www.chip-dip.ru/product0/32009.aspx

Нет, кольца это другое совершенно.

  1. Как лучше продевать провод в колечки - мотать отдельно и впаивать в разрыв питания (ну наверное с керамическими кондерами до и после), или просто разобрав серворазъем, продеть 3-4 раза провод через колечко?

В антенной технике принято просто оборачивать провод несколько раз скозь кольцо. Но дроссель BLM даст то же, при на порядок меньшем размере.
Опять же, кольцо будет “лизать” фронты синалов для серв 😉

Паять фербид - в разрыв питания (НЕ земли или сигнала). Земли всех плат свести к минусу аккумулятора ОТДЕЛЬНЫМИ проводами. Если аккум с сервами общий, туда же ОТДЕЛЬНЫМ проводом подвести минус серв.
То же с плюсом.

maloii:

Да есть. Я имел в виду какие ферриты по характеристикам брать, наминалы там и т.д., неплохо было б ссыки на конкретные экземпляры. Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь. Как намотать я найду в инете, но тут же есть вопрос какой именно провод, чисто землю или весь провод, просто у меня пучком он, земля сигнал и плюс.

Ничего там не надо мотать. Там всё уже намотано 😎

maloii

Паять фербид - в разрыв питания

Это я понимаю на + и -(то есть землю), или последовательно?

maloii

Отчёт по тестированию законченной телеметрии 😃.

  1. Помехи явно идут от OSD. Снимал в одном полёте замер с пака от мотора и поставил на пак от камеры и снял провод ppm, помехи исчезли, улетал на 150 метров верх и ни одной помешки.

  2. Чувствительность уровня сигнала всётки стоит увеличить 😁. помехи такие что управляется с трудом а убирается всего одна палка. На видео это заметно на 1 и 2. Когда помехи идут можно понять по дёрганью камеры, я ею не рулил все руления это дёрганье сервы.

  3. Оно же главное 😛 , предлагаю разработать юзабильное показание данных. Например, батарейку я считаю стоит показать в процентном виде, как на телефонах, мол сколько осталось, притом учитывая что батарейки как правило 2 это камера и основной пак то их стоит показать обе, не по банкам а мерить все 12 вольт и в процентном соотношении показывать в виде подсаживающейся батарейки. Скорость и высота думою в виде цыфр выглядит достойно, но думою нужно както показать с учётом графики, хотябы бегущюю полосу и стрелку на ней мол скорость увеличивается линия со шкалой побежала вниз, по центру треугольник и цифра. Тогда будет понятно ускоряешся или тормозишь, так же с высотой. Думою стоит придумать датчик угла атаки, сыграет положительную роль при посадки, чтобы понимать с каким углом атаки заходишь на посадочную полосу, понятно будет сорвёт тебя на крыло или нет. Ну вобщем тут многое стоит обсудить.

Опробовал акселерометр аналогичный тому который в афоне, но 2 осевой LIS244AL. У него встроенный компас. Вполне достойно себя ведёт, в полёте не пробовал, тряску умеренную выдерживает. В метро проверял, на ускорение и торможение не реагирует, кстати айфон так же в метро ведёт себя нормально, даже прошол игру с шариками пока ехал домой 😃.

youtube.com/watch?v=79sUwmNZmn0[/url]http://youtub…

maloii

А вообще мне понравилось, такое ощущение что раньше был как слепой котёнок. 😁

Brandvik

Без обид, но на видео счень сложно разобраться где что, где помехи а где высший пилотаж. 😦 Если вы хотели сделать тестовые полеты, то летать надо было блинчиком и высоко и далеко, что бы было понятно когда самик колбасит, а когда он летит. Но вообще спасибо за проявленную инициативу, буду надеяться увидеть более обстоятельный полет, и желательно что бы погода была тихой и безветренной. А так же думаю следует редактировать видео и оставлять только самые информативные моменты, а то как то тяжело было смотреть бултыхания в течении 20ти минут… и пытаться разглядеть полезную инфу. Так же хочу посоветовать, если передатчик имеет возможность передавать звук, то установить микрофон, очень помогает летать, а так же оценивать помехи, по шуму серв.
На счет юзабельности показаний. Полностью согласен что напряжение 3х банок мало информативно (ну если только у вас батарея старая и разбалансирована), а так лучше всего знать полный вольтаж силовой и самое главное видео батареи. А вот перевод этих показаний в граф вид не поддерживаю 😃 Мне кажется всетаки более информативно в циферках.
Скорость я бы рекомендовал вынести на место вариометра, а вариометр продублировать рядом со скоростью еще и графически, стрелка вверх-вниз, длиннее-короче.
На счет датчика угла атаки, я думаю это уже излишество, достаточно следить за скоростью. А так же летать на самолетах которые не срываются. 😉

smalltim

Спасибо за испытания! Я только вчера получил батарею взамен убитой на своего Изика, робко надеюсь завтра полетать.

  1. Хм, а на самом деле девайсина четко ловит помехи. Например, на втором ролике в 6:15 и 6:28, не по ролику, а по времени на телеметрии, видно, как дергается камера и как пустеет индикатор качества приема.

  2. Разберитесь же, наконец, с помехами от телеметрии. Почему они только у Вас и у ReGet? Ферриты в цепи питания, аккуратно с землями, экранировать плату телеметрии, вынести антенну видеопередатчика как можно дальше от антенны RC, укоротить все провода телеметрии.

  3. Плата разрабатывалась мной под себя, батарея - 3 банки, питание видеочасти и платы телеметрии - от балансирного разъема ходовой батареи. Поэтому что есть - то есть. Максимум, что готов сделать еще - это автоматическое переключение с индикации побаночных напряжений на полное напряжение батареи при отсутствии побаночного подключения к батарее. Если подскажете, как однозначно определить, что к одному входу подключена ходовая батарея, а ко второму - видео, то я без проблем сделаю.
    Единственный вариант, который я сейчас вижу - подключать видеобатарею ко входу питания телеметрии, а ходовую - к предыдущему входу. Тогда по отсутствию напряжения на одном из входов я буду считать, что подключение выполнено таким образом. Нарисую, как это выглядит:

Стандартное подключение:

контакт 0 - земля
контакт 1 - первая банка
контакт 2 - вторая банка
контакт 3 - третья банка

Стандартное подключение без побаночного:

контакт 0 - земля
контакт 1 - нет подключения
контакт 2 - нет подключения
контакт 3 - полное напряжение батареи

Альтеративное подключение:

контакт 0 - 0
контакт 1 - нет подключения
контакт 2 - ходовая батарея
контакт 3 - батарея питания видео и телеметрии

  1. Измерения емкости батареи в процентах или “палочках” не будет. Я, извините, не телепат, чтоб по проводам догадаться, насколько у Вас батарея изначально заряжена и какая у нее емкость. А полагаться на напряжение батареи, основываясь на форме кривой разряда полимерок - бред. Вы газку поддадите, у Вас батарея на 0.1-0.2 В просядет, а плата телеметрии покажет мгновенную просадку оставшегося заряда на 20%. А если человек летает на гидридах? Непорядок же?

  2. По поводу графики - нарисуйте пример, будем думать 😃

  3. Когда включаете плату телеметрии, следите, чтоб на приемник воздушного давления, пока самик стоит на земле, не дул ветер. Иначе на этапе инициализации в первые 15 секунд за нулевое значение скорости будет принята скорость ветра, задувающего в ПВД 😃 Из-за этого на первом видео примерно в 1:20 и 1:30 по времени телеметрии скорость самика становится нулевой. Это ж неправда 😃

А самик, правда, такой скоростной? Я своего Изика до 60-80 кмч могу раскочегарить только в пикировании 😃 Или приемник воздушного давления стоит в струе от винта?

Dikoy
maloii:

Это я понимаю на + и -(то есть землю), или последовательно?

Последовательно с проводом питания, то есть +. Минус, оно же земля, трогать нельзя. Его надо привести к аккуму отдельным прводом.

Кузнецов

Всегда полезно читать документы, или в крайнем случае разглядывать китайские промышленные платы
( они точно проходили и ПРОШЛИ испытания на помехи )

  1. Ферриты во все питания
  2. Кольцо сделать земляное с РАЗРЫВОМ + 4 феррита по краям.
    Что-то никакой критики по существу.
    Ниже прорисовка управления телеметрией + датчики.
    Может еще чего надо.

hel_080408.zip

Dikoy

Обновил страничку dikoy44.narod.ru/piros.html
Поменял схему, написал шкурку прошивки.
Уже сейчас она умеет мигать габаритными огнями, перехватывать РРМ сигналы и выводить их копию на свои ШИМ. Промежуточной обработки пока нет…

smalltim

Добавил поддержку автоматического определения типа подключения батареи(батарей). Теперь мониторинг напряжения одной батареи с побаночным подключением или без оного, или двух батарей сразу - без проблем.
Подробности и обновленная прошивка - в блоге:

rcopen.com/blogs/15368/4496

В планах - переписывание математики альтиметра для более корректной работы на высотах >1км

>Кольцо сделать земляное с РАЗРЫВОМ + 4 феррита по краям.

А можете рассказать подробнее? Я не являюсь профессиональным разработчиком РЭА, какие ферриты, куда именно?

>фербиды

Где почитать о них?

Заранее спасибо 😃

maloii

Интересно, есть ли какие нить сервера типа контроллера версии, но для разработки электронных плат? Можно устроить оля опен соурц. Предлагаю всей толпой объединится и замутить мега OSD. Во главе всего ставлю модульность сего девайса.

  1. Ядро. Несколько atmega, одна отвечает за графику остальные или остальная 😃 за математику. От них выводы идут для модулей.
  2. Модуль замера напряжения. Включает необходимые напряжения, фильтры и делители напряжения.
  3. Барометрический датчик высоты.
  4. Барометрический датчик скорости.
  5. GPS
  6. Датчик горизонта
  7. Блок управления. Входы ppm для замера помех или переключения функций.
    и т.д.

Предлагаю разработать универсальные интерфейсы взаимодействия ядра и периферийных устройств (блоков). Например тупо включение выключение чего, передать ноль или единицу, а периферийное устройство например бортовые огни включатся от этого или выключатся, это может быть блок выпуска шасси или ещё чего, но это самый простой пример и не факт что его нужно применять в OSD.

Так же думою стоит сделать чтото типо программки настройки OSD, она будет связывать тот или иной порт соединения с периферийным устройством и элементом отображения на экране.

Вобщем предлагаю скинуться мозгами и сделать чтото действительно мега крутое!!!

smalltim

Готовых мегапроектов в Сети хватает, честно говоря, и у нас на форуме - тоже. См. блог 3apw.
Изобретать велосипед повторно вряд ли кто захочет.
Я сосредоточился на масимально простом в разработке и повторении девайсе, просто потому, что опыта было 0 и всё делалось на чистом интересе, лишь в надежде, что выйдет что-то дельное. Только недавно что-то действительно интересное начало получаться. Но принципа “можно сделать лазерным утюгом и спаять на коленке” я и впредь буду придерживаться 😃

Dikoy и Кузнецов - похоже, зубры - планируют гораздо более навороченные вещи.

Объединяться, конечно, можно, только у всех разные цели, и что получится в итоге - совершенно непонятно.
Модульность - хорошо, но это заведомо усложняет разработку и изготовление. Если за что-то мегакрутое браться, то надо изначально подходить на профессиональной основе: писать софт поддержки девайса на PC, начиная от управления режимами работы телеметрии с компука через USB и заканчивая расстановкой контрольных точек на карте для полета по GPS и сливом в компук всех логов данных с последующим отображением на графиках-диаграммах. Ну, и аппаратная часть: достойный процессор, правильный софт для программирования, разводка многослойной печатной платы в правильном софте, с учетом всех электромагнитных вещей, серьезные полетные испытания… И потом пытаться это продавать, потому что самостоятельно такое хрен кто изготовит? Нафик-нафик.

foxfly
maloii:

Вобщем предлагаю скинуться мозгами и сделать чтото действительно мега крутое!!!

Незабвенный Остап Ибрагим ибн Бендер- тоже выдвигал лозунг: “бензин- ваш, идеи- наши!”)
В свете предыдущих речей (“…Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь” )- предложение “скинуться”- звучит весьма заманчиво 😦!!!

maloii
foxfly:

Незабвенный Остап Ибрагим ибн Бендер- тоже выдвигал лозунг: “бензин- ваш, идеи- наши!”)
В свете предыдущих речей (“…Я в этом лапотень и в общих понятиях путаюсь” )- предложение “скинуться”- звучит весьма заманчиво 😦!!!

Зря Вы так, я же не с целью нажиться сделал это предложение. Просто вижу что варианты всё в одном тупиковые, они рано или поздно упрутся в то что нужно будет всё переделывать с ноля. В случае модульной системы шанс упереться в тупик стремится нолю.

Да, я ещё лох в электронике и когда я писал первый пост в этой теме у меня даже паяльника небыло, но за короткий период разобрался чё по чём, может ещё не сделал ничего что можно показать, но у меня есть желание сделать и не просто сделать, а сделать чтото хорошее. Я не говорю что всё что здесь ребята выкладывают плохое, я говорю что если стремится к повышению возможностей, то рано или поздно можно упереться. Упереться в производительность чипа, или количество портов чипа и т.д.

А если исходить от некого ядра к которому можно подсоединять различные датчики которые будут с этим ядром общаться по некому протоколу то получиться действительно масштабируемый девайс. И править функционал ядра и датчиков можно будет независимо и не задумываясь что версии прошивок разные, потому как протокол общения останется прежним.