Телеметрия (часть 1)
Гуру, пожалуйста, посоветуйте, какой GPS модуль стоит взять для телеметрии?
Критично чипсет, габариты, вес, отсутствие внешних антенн, подключение к USART Атмеги, возможность беспроблемно купить в Москве, цена желательно до 1500.
Заранее спасибо!
Гуру, пожалуйста, посоветуйте, какой GPS модуль стоит взять для телеметрии?
Критично чипсет, габариты, вес, отсутствие внешних антенн, подключение к USART Атмеги, возможность беспроблемно купить в Москве, цена желательно до 1500.
На крайняк, LEA-4H. Впрочем, я уже давал ссылки раньше.
На крайняк, LEA-4H. Впрочем, я уже давал ссылки раньше.
Блин, супер. 1,5 на 1,5 см размер и цена в 45 баксов. Просто мечта.
Вариант, - исключить датчики давления нафик. Скорость и высоту можно прекрасно рассчитать и по GPS координатам. с зАвидной точностью. Сопсна, так буржуи и делают (ренджвидео-вский GPS OSD модуль, к примеру).
Итоговая цена будет меньше в 2 раза.
Вариант, - исключить датчики давления нафик. Скорость и высоту можно прекрасно рассчитать и по GPS координатам. с зАвидной точностью.
Боюсь не прокатит. Сливал треки с SirfstarIII при перемещении по шоссе, когда он волок за собой 8-10 спутников, то есть в практически идеальных условиях. высота чаще всего отсчитывается точно НО иногда вдруг по каким-то причинам прыгает на несколько секунд, иногда сползает относительно грубо говоря карты нехило - метров на 150 вверх к примеру… может повлечь фатальную ошибку, барометрический высотомер все же стабильнее.
по координатам таких ошибок просто нет, ни разу не наблюдал, треки пишу и просматриваю постоянно уже больше года…
Вариант, - исключить датчики давления нафик. Скорость и высоту можно прекрасно рассчитать и по GPS координатам.
Не думаю. Когда летаю на самолете 1:1, вешаю на иллюминатор Garmin ForeTrex. Очень прилично влияет запаздывание - Ту-154 отрывается от полосы (270 км/ч), когда на приборе 100…120 км/ч. Однажды отказался мерять высоту (видимо, поймал 3 спутника) и до 3000…4000 м считал, что мы катаемся по земле.
Блин, супер. 1,5 на 1,5 см размер и цена в 45 баксов. Просто мечта.
Вариант, - исключить датчики давления нафик. Скорость и высоту можно прекрасно рассчитать и по GPS координатам. с зАвидной точностью. Сопсна, так буржуи и делают (ренджвидео-вский GPS OSD модуль, к примеру).
Во-первых, высоту и скорость приёмник считает сам, и выдаёт готовенькими 😉 Во-вторых не надо путать воздушную и фактическую скорость. Это разные вещи.
Сливал треки с SirfstarIII при перемещении по шоссе, когда он волок за собой 8-10 спутников, то есть в практически идеальных условиях. высота чаще всего отсчитывается точно НО иногда вдруг по каким-то причинам прыгает на несколько секунд, иногда сползает относительно грубо говоря карты нехило - метров на 150 вверх к примеру… может повлечь фатальную ошибку, барометрический высотомер все же стабильнее.
по координатам таких ошибок просто нет, ни разу не наблюдал, треки пишу и просматриваю постоянно уже больше года…
Это говрит лишь о том, что у вас по горизонтали коррекция есть, а по высоте - нет. Не стоит путать OEM модуль и готовый прибор. ОЕМ выдаёт то, “что видит”. Все коррекции должны выполняться самим МК телеметрии. От сюда и разница в работе разных GPS навигаторов, хотя чипы GPS производят всего 2-3 фирмы в мире…
У меня на GPS работает исключающий фильтр. Он очень хорошо лижет все прыжки.
Не думаю. Когда летаю на самолете 1:1, вешаю на иллюминатор Garmin ForeTrex. Очень прилично влияет запаздывание - Ту-154 отрывается от полосы (270 км/ч), когда на приборе 100…120 км/ч. Однажды отказался мерять высоту (видимо, поймал 3 спутника) и до 3000…4000 м считал, что мы катаемся по земле.
Фильтры Калмана в GPS расчитаны на земные скорости. Ни один автомобиль не приблизится по возможностям перемещения даже к легкомоторному самолётику. Так что не всё так просто для авиации 😉
всем инженеграм
Советую почитать на тему убивания помех 😉 www.u-blox.com/technology/…/index.html
Этому ublox нужна внешняя антенна, тот же керамический патч, например. В таком случае не вижу принципиальной разницы с тем же EM-406 www.elway.ru/dir.php?id=91 , у которого при габаритах 30х30х10 антенна уже имеется.
>всем инженеграм
Ваш стиль общения утомляет.
EM-306 c TTL интерфейсом нигде нет 😃
Заказал EM-308.
EM-306 c TTL интерфейсом нигде нет 😃
Заказал EM-308.
А что за TTL и зачем он нужен, кроме как транзисторно-транзисторной логики ничего на ум не приходит, гугл вообще запутал меня, много у него всяких TTL 😃.
Если не затруднит то можно дать ссылочку для просвещения 😉
Как я понял, TTL это просто уровнеи логического нуля и единицы на интерфейсе. TTL - это значит, 0 около нуля вольт, 1 около напряжения питания.
RS232 - это ±12 вольт
И, конечно, я ошибся, не EM-306 и EM-308, а EM-406 и EM-408.
>www.efo.ru/cgi-bin/go?2749
Этому ublox нужна внешняя антенна, тот же керамический патч, например. В таком случае не вижу принципиальной разницы с тем же EM-406 www.elway.ru/dir.php?id=91 , у которого при габаритах 30х30х10 антенна уже имеется.
В том то и суть, что патч не нужен. Я уже писал, что спиральная антена много лучше патча, меньше и легче. В сумме девайс получится легче и компактнее EM. Ккачество приёма будет лучше.
Кроме того, у GPS приёмников, помимо размера (а 30х30х10 это ОЧЕНЬ много) есть ещё много интересных характеристик.
>всем инженеграм
Ваш стиль общения утомляет.
Перенимаю традиции…
А что за TTL и зачем он нужен, кроме как транзисторно-транзисторной логики ничего на ум не приходит, гугл вообще запутал меня, много у него всяких TTL 😃.
Если не затруднит то можно дать ссылочку для просвещения 😉
В ТТЛ уровень ноля, это 0…0,4В, уровень единицы 2,7…5 вольт. Но главное, это ток. Нагрузочная способность ТТЛ выходов ощутимо больше, чему КМОП. Короче, если выход/вход совместим с уровнем ТТЛ, это значит, что он будет работать с любой пятивольтной логикой.
2ALL
Вот, для примера, испытания навигационного модуля моего самолётика. Там же файл лога под ю-блоксовскую прогу (качается с их сайта), его можно воспроизвести. Лог сделан по Туле. Приёмник LEA-4H с пассивной патчевой антеной.
Про ТТЛ:
- “0” меньше 0.8 вольта
- “1” больше 2 вольт
- нагрузочная способность по “0” 1.6 мА, по “1” 400 мкА
Короче любой современный КМОП сильно лучше.
Прежде чем ПИСАТЬ, тов. из Новомосковска, неплохо бы ПОЧИТАТЬ, или наконец, запомнить.
По делу, нарисовалась разбивка главной платки.
Ниже начальный вариант для разглядывания.
Нет ли у публики каких соображений и пожеланий.
Для вертолета пришли батарейки, если успеем, то будем стараться их соединять!
Короче любой современный КМОП сильно лучше.
Товарищ с полян путает заточеные под ТТЛ логические серии а-ля 1564(HC) с классическими КМОП сериями, или загребает под понятие “любой современный КМОП” все пуш-пул выходы с полевиками? Не будет ли он так любезен назвать мне хотя-бы одну высокочастотную КМОП микросхему с нагрузочной способностью, большей, чем у, хотя бы, К133ЛА3? Или перечислить серии и типы, относимые им к “любым современным”?
Про понятия совместимости скорости нарастания фронта, времени перезаряда затворной ёмкости и прочих чудесах при Вас боюсь даже вспоминать… Зачем они нужны, когда есть 0,8 вольта! 😁
Нет ли у публики каких соображений и пожеланий.
Есть вопрос насчет схем и плат: это уже существующее изделие или планы “до 2020 года?”( как сейчас модно)
О… Наконец-то хоть какая-то реакция…
Что любопытно, тов. из Новомосковска - сразу видно, боец… рвется в бой, припаивает и включает микросхемы!
А тов. из Москвы - тут только на помойку… если считает, что нельзя осилить платку за 13 лет из 3 микросхем размером 7 на 3 см.
Сразу видно, из поколения НЕКСТ!
А если по делу, то, как помнится 133 серия УЖЕ не стояла в наземной аппаратуре 30 лет назад, когда я работал военпредом
( не говоря уже о бортовой ).
Если ее считать современной???
О… Наконец-то хоть какая-то реакция…
“…Вы проигнорировали мой вопрос по поводу Шпака…” (Иван Васильевич Бунша, управдом)
- так Ваше изделие существует “в металле”, или это “перспективный план”?
>>О… Наконец-то хоть какая-то реакция…
О… Наконец-то Вы заметили реакцию.
>>Что любопытно, тов. из Новомосковска - сразу видно, боец… рвется в бой, припаивает и включает микросхемы!
Тов. из новомосковка уже всё припаял, включил и облетал. А тов. из полян ещё только предстоит это сделать.
>>А тов. из Москвы - тут только на помойку… если считает, что нельзя осилить платку за 13 лет из 3 микросхем размером 7 на 3 см.
Я не знаю, какие гироскопы Вы будете использовать и какой у вас уровень познания в теории гироскопов, но если мои предположения верны и вы будете использовать нормальные, а не авиамодельные гироскопы, год у Вас уйдёт только на них. И то, что вы наваяете, в м168 не влезет ни разу.
Кстати, давно терзаюсь вопросом - откуда у некоторых разработчиков авионики такая любовь к FPGA? Вы на ней PDP-6(11) ядро реализовывать собрались 😃 или больше ну никак ШИМ не сгенерить? Почему у меня и ещё у нескольких разработчиков всё умещается в обычный атмел и идеально работает?
Это не сарказм. Мне правда интересно…
>>А если по делу, то, как помнится 133 серия УЖЕ не стояла в наземной аппаратуре 30 лет назад, когда я работал военпредом
>>( не говоря уже о бортовой ).
Ну, насчёт “не стояла”, это Вы погорячились. Не участвовала в разработках - возможно. А стоит она до сих пор. И на форумах периодически всплывают сообщения в стиле “как починить производственную линию”.
Я привёл её как самую слабенькую из ТТЛ. Назовите мне “любые современные” серии КМОП, которые смогут раскачать её вход на её рабочей частоте?
Я просто корректно подталкиваю Вас к отказу от огульных заявлений со словами “любая” и т.п. 😉 А то ваше стремление к фаллометрии приводит к обратному эффекту…
>>Если ее считать современной???
А вы не говорили про современную ТТЛ. Вы сказали: “Про ТТЛ: **** Короче любой современный КМОП сильно лучше.” Ну и приведите мне “любой современный КМОП” который “сильно лучше” ТТЛ по всем параметрам.
Сравнение с ТТЛШ а-ля 1533 некорректно - их втекающие токи (входные) заметно меньше, их действительно могут раскачать многие КМОП серии. Но опять же, не все.
maloii спросил, что такое ТТЛ. Я ему ответил - уровни пять вольт, совместимость со всеми сериям, ибо ТТЛ ВЫХОД раскачает любой КМОП ВХОД. И современный, и не очень. А вот КМОП выход раскачает далеко не любой ТТЛ вход.
Таким образом, совместимость с ТТЛ означает совместимость с любой пятивольтной логикой. Что не так? 😃
2smalltim
Чтобы не наступить на грабли с незащищённым патчем, почитайте: forum.ixbt.com/topic.cgi?id=48:6817
2Wasja
Ну прикольно… Молодец товарищ. Мне датчик тока понравился 😃 Остальное как у всех…
Вообще, если взять разные схемы БПЛА, они на 50% одинаковы 😁 Те же моторольские датчики у всех - нет альтернативы. Магнитометры, гироскопы… Разьве что GPS да вычислитель у каждого свой, в меру извращённости 😃
А по существу что сказать???
А то Шпак какой-то.
Вспоминая Шпака, неплохо бы сначала ХОТЯ бы прочитать 5 строчек - все написано.
Осталось решить вопрос с добавочным управлением.
Похоже придется покупать еще один пульт JR как ученик и приделывать переброску управления.
Ошибочка получается.
Доделался первоначальный вариант вертолетной части ( кроме передатчика видео + его питания ).
Также заработала зарядка и даже пишет логи в файлы.
Работает хорошо. Батарейки А123 заряжает и разряжает.
Плоховато китайцы паяют для вертолетчиков - пришлось все пропаивать.
Нет ли у публики каких соображений??
Наткнулся на интересную конторку: www.hoperf.com
Особенно понравились RF модули: www.hoperf.com/pdf/HM-TR_EN.pdf
Ну и вообще, они там много чего интересного делают.
Может быть, кому-нибудь пригодится…
Пока возился с GPS-модулем, вычищал-оптимизировал-утаптывал код, понял, что шрифтовая таблица из 256 символов по 8х8 пикселов, то есть, 2кБ данных - слишком много, можно обойтись 128 или даже 64 символами. А лишний килобайт-полтора места под код на дороге не валяются.
Для удобства написал на коленке простенький редактор шрифтов для телеметрии, читает-модифицирует-сохраняет шрифты в ASM-описании, позволяет перевести в ASM-описание стандартные шрифты Windows. Ну, разумеется, размер шрифта должен быть маленький, а лучше всего накачать бесплатных пиксельных шрифтов, их по Сети навалом.
С программой разобраться просто. Текущий символ для редактирования выбирается кликом по таблице символов, редактируется кликами по точкам на крупной верии символа в левой части окна:
Готовая программа и пример шрифта тут:
Interleaved описание шрифта - сначала идут 256 верхних срезов символов, потом 256 следующих срезов, и т.д. Такое описание у меня в телеметрии используется в данный момент. Linear описание шрифта - все 8 срезов символа, все 8 срезов следующего символа и т.д. Такое описание будет использоваться с появлением псевдографики (для графического отбражения информации с GPS модуля) с динамическим переопределением части таблицы символов “на лету”. Ну там линии, окружности, и т.д…
Не забывайте переворачивать символы перед сохранением в INC файл, поскольку на экран телеметрии символы выводятся в зеркальном отображении. Для этого, как видно на скриншоте, есть отдельная кнопочка 😃