Упал. Странное поведение при повороте направо.

maxshel

Собственно грохнулся на биплане. Вроде все подклеял и собрал.
Но упал по странной причине. Рулю как правило элеронами. На лево против часовой стрелки идет просто идеально гладенько, при развороте же вправо ведет себя очень странно. Он не поворичивает, а кренится и валится вниз. В итоге чтобы завершить разворот приходится 20-30% добавлять газа. После почти 2 часов отлетания на нем все-таки умудрился застолить при этом развороте вправо на небольшой скорости.
Я наверное сам отвечу на вопрос заподозрив торк эффект, двигатель повернут вправо, но что выходит, мало?

Сразу же такой нубский вопрос. Эффект торк рола как-то зависит от размера винта или только от его тяги (размер+питч). Грубо говоря кто будет больше кренить, меньший диаметр с большим питчем или больший пропеллер с меньшим питчем?

Vladimir_T

Реактивный момент винта (торк эффект в Вашем случае) всетаки больше зависит от его массы. Настроенную модель можно элементарно расстроить поменяв винт, поэтому желательно для серьезных моделей имерь несколько винтов близких по параметрам.

maxshel

То-есть скажем винт 14x7 не будет модель кренить больше чем 14x5, если они одной массы? Как-то сомнительно. Первый же винт больше воздуха загребает за оборот.

Vladimir_T

На счет шага не скажу, не пробовал, а вот диаметр и масса уже меняли поведение модели. Специально этой проблемой не занимался, просто на полетах для себя отметил такую особенность.

ADF

По симптомам действительно похоже на реактивный+гироскопический момент винта.

Для лучшей управляемости надо увеличивать полетную скорость (если можно) и увеличивать расходы рулей - тогда сиё безобразие будет сказываться меньше. При маневрировании на малых скоростях модель за счет одного-лишь этого пакостного момента при развороте может в штопор сорвать.

maxshel

Так да писал, что для нормального поворота именно направо, приходится дури добавлять 20-30%, иначе банально валится.
Я его элеронами наклоняю и добавляю элевоном, а он продолжает как бы прямо лететь заваленный. Конечно еще вариант рулить раддером. В лево же летит как по маслу, на любой скорости.
Все-же это биплан и летает он нереально медленно и разница между медленно и на месте ничтожная.
Ну буду наблюдать пациента, потестирую еще с винтом побольше, но меньшим шагом.
По идее у винта побольше и труба потока пошире, что должно улучшать реакцию на элероны на малой скорости.

ADF

Непонятно, где вы там элевоны нашли?
И что еще за буржуйское слово: руддер? Руль направления он называется.

По винтам: имеет смысл увеличивать шаг, а не уменьшать - чтобы полетная скорость была выше.

И другой вопрос, если 20-30% газа добавлять надо при развороте - вы вообще уверенны, что на самолете стоит правильный двигатель? Может есть смысл задуматься об установке нормального мотора с требуемой мощностью?

Геннадий2610

А что за биплан вообще?Вес,размер,двигатель,винт,тяга в статике.Очень сложно обсуждать поведение “кота в мешке”.

maxshel

VAmodels, модель Shark 1000.
Размах 1 метр, масса 900гр. с 2200mah 3s
Двигатель turnigySK вроде около 1k kv.
C 10x7 дает 450watt, это вроде около 2 кг тяги. ADF, этого мало? Я же не говорил что ему не хватает тяги в повороте.
А просто при повороте вправо требуется на 20-30% больше газа, иначе валится, влево же идет на слабом ходу как по струночке.
Думаю поставить что-то вроде 11x6 или 12x4. Летал уже на разных типах, но именно такую нелюбовь к правому развороту немогу понять.
Двигатель вправо повернут и вроде немало. Но все-равно чуть-чуть раддер затримлен вправо.
P.S. ADF, пардон конечно не элевоны, элеватор.

ADF

Причины вам уже объяснили.

Другой вопрос в том, что могут быть другие, сопутствующие причины. например слишком задняя центровка и триммирование по высоте - дающие полет на малой, около срывной скорости. Может быть не хватает выкоса двигателя не вправо, а вниз - что в общем также может приводит к полету на режиме, близким к срыву - если специально модель не разгонять.

В конце концов вы сами - возможно постоянно летите на минимально-возможной скорости и удивляетесь аномальному поведению модели! Собственно вопрос: на скорости (в полный газ) модель повороты проходит нормально? Описанная тенденция усугубляется или ослабевает?

maxshel:

…не элевоны, элеватор.

  • Руль высоты. Да кто же вас по-буржуйски то заставляет говорить? 😒 😉
Геннадий2610
ADF:

Да кто же вас по-буржуйски то заставляет говорить?

Город: Czech Prague

i9i2
Геннадий2610:

Город: Czech Prague

все правильно, аппарат боится зарулить направо в россию, и стойчески борется за свои права, вплоть до морковки.

maxshel
ADF:

дающие полет на малой, около срывной скорости.

При которой срывает только в правом повороте?

ADF:

Может быть не хватает выкоса двигателя не вправо, а вниз

Это улушит прохождение правого поворота?
Руль высоты практически идеально ровно, и CG в пределах нормы.

Пример попроще. При наклоне (roll) влево элеронами ( какое там русское слово к элеронам?) он без сильного вмешательства руля высоты идет плавно по дуге влево. При наклоне вправо он какбы зависает в наклоненном состоянии и летит прямо ( как аэробатическая фигура, такое впечатление что он сильно скомпенсирован рулем), ну понятно дело еще и вниз т.к. в повернутом состоянии опорная площадь меньше. Соответсвенно рефлекторная реация, добавляю газ и руль высоты. Т.е. правый поворот как-то через силу выдавливается.
Думаю все же причина в шаге пропеллера, все прояснится с тестами больших винтов шагом меньше.

Сегодня еще почти час отлетал. Ну отличается поворот вправо и все тут.

ADF
maxshel:

roll

  • крен.
maxshel:

При которой срывает только в правом повороте?

Если скорость околосрывная - то при правом повороте левая консоль (левая половина крыла) выходит на закритический угол атаки и ее подъемная сила резко снижается - препятствуя крену в правую сторону.
Происходит это за счет реактивного момента винта и за счет того, что сам воздушный поток от винта закручен. Обтекания левой и правой частей крыла отличаются.

maxshel:


Ну отличается поворот вправо и все тут.

Естественно отличается и будет отличатся!
Чтобы ослабить эту особенность (повторяю) - надо увеличивать полетную скорость модели.

PS: такое ощущение, что вы аэродинамику самолета себе похо представляете. Прочтите какую-нибудь книжку: даже в детских пособиях по авиамоделизму в начале обычно есть большой раздел, где объясняются особенности аэродинамики - в том числе режимы обтекания крыла и действие воздушного винта.

Vladimir_T

А мне кажется здесь все проще чем мы думаем, надо проверить как стоит руль направления. Такое ощущение, что он повернут немного вправо, может это не сразу заметно, надо его проверить, а заодно и киль.

ADF

Если бы он вправо был повернут - то модель наоборот имела бы тенденцию лучше поворачивать вправо. Может быть влево повернут?

Vladimir_T

Ну да, точно так и есть, я надеюсь что все поняли что руль повернут для разворота направо (то есть влево). Думал никто не обратит внимание.

maxshel
ADF:

Прочтите какую-нибудь книжку: даже в детских пособиях по авиамоделизму в начале обычно есть большой раздел, где объясняются особенности аэродинамики - в том числе режимы обтекания крыла и действие воздушного винта.

Да видимо все остальные модели у меня подчиняются другим законам физики.
Честно говоря не очень понятна такая надрывная манера общения. Вроде не в “badass experts” раздел вопрос запостил.

Vladimir(T) да руль чуть повернут вправо, как уже ранее замечал. В ровном состоянии модель крутит красивые длинные круги против часовой стрелки.
Но то как он себя ведет в правом повороте по ощущениям будто руль очень сильно задран влево, предотвращая движение по дуге и оставляя его на ровной траэктории в накрененном состоянии.
Посмотрю еще внимательно на плоские перепорки между крыльями, может в них есть небольшое отклонение. Все-таки площадь у них не маленькая.

GreenGo
maxshel:

Но то как он себя ведет в правом повороте по ощущениям будто руль очень сильно задран влево, предотвращая движение по дуге и оставляя его на ровной траэктории в накрененном состоянии.

А разве в крене он сам должен совершать вираж, по моему должно быть только скольжение?