Первый тренер - приветствую и вопросы
В ваших рядах, господа, намечается пополнение.
В детстве достались мне каким-то уже забытым путем две толстые книги по авиамоделизму. На хорошей бумаге, с цветными картинками, графиками, чертежами. В общем, книги, поразившие мое воображение развернувшимися прелестями авиамоделизма. Уговорил отца, который имел некое прошлое, построить со мной самолет. Он купил движок, целый день мы паяли бак, потом завели все это дело, прибитое к дощечке… на чем дело тогда и закончилось. Потом я как-то отвлекся на радости позднего подросткового периода и про самолеты забыл.
А месяца полтора назад случайно увидел в интернетах видео с камеры на самолете, вспомнил детские «мЕчты» и до боли захотелось самолет. Детство прошло, здоровье и время уже пусть частично, но потрачено, зато появилась свобода решений и материальная поддержка этих решений – было решено летать!
Далее я засел на форуме и через пару недель изучения процесса стал обладателем FutaBa 6EXA 40Mhz, которую я немедленно воткнул в AFDL и начал усиленно летать. На настоящий момент освоил все, что смог прочитать на форуме из упражнений – взлет, коробочка, посадка, триммирование в воздухе, «отказ двигателя», горизонтальная восмерка. В обычной ситуации сажусь всегда, в «нештатных» тоже сажусь всегда (если был хоть какой-нибудь запас по высоте/скорости), но, может, не всегда ровно на полосу. Ручки не путаю, в землю не втыкаюсь…
Параллельно купил Calmato 40 sports, ASP46 и всю мелочевку. Собрал, настроил согласно мануалу, обкатал двигатель.
В прошлые выходные покатался по земле, потренировался удерживать модель на полосе при разгоне ( calmato 40 sports ground run ).
В итоге пришло ощущение, что откладывать первый полет смысла больше нет, ибо опыта уже не набираюсь, а страх растет. Нужно начинать.
Первый полет собираюсь провести сам. Я отдаю себе отчет в том, что это существенно увеличивает риск дров, но уступать этот волшебный момент никому все равно не хочу. В крайнем случае, куплю новую модель.
От вас я чего хочу? Пожеланий удачи и ответов на несколько вопросов (если лениво читать все, вопросы жирным).
(1) Есть ли какой-нибудь неочевидный способ по максимум оттриммировать модель еще на земле? Я как мог на глаз выставил все рули параллельно линии крыла (стабилизатора), но глаз у меня не настолько точный. Может тут можно еще что-то сделать, чтобы после взлета она была близка к идеалу?
(2) На форуме в некоторых ветках, посвященных этой модели, читал, что рекомендуется установить расход элеронов больше, чем предписывает инструкция. Ибо иначе модель «вяло» реагирует на команды пилота. С другой стороны меня пугает, что с увеличенными расходами она наоборот станет очень активно реагировать на меня. Стоит ли устанавливать расходы элеронов больше, чем указано в инструкции?
(3) Обратил внимание, что рули несколько люфтят. Т.е. при неподвижной машинке (за счет люфтов всех элементов тяги) рули чуть-чуть ходят. И если для элеронов и РН это действительно чуть-чуть, то РВ при заданном положении машинки можно сдвинуть миллиметра на 3. В комплекте большая часть креплений тяги к машинке – путем загибания тяги на 90 градусов и установки такого крепления: raBota-zlo.ru/rc/krepezh1.jpg
В принципе, можно купить новые тяги (имеющие уже укорочены в обрез) и поставить их, используя другое крепление к машинке (картинку не нашел, там в качалку на машинке вставляется металлический цилиндрик, в который входит тяга и сверху фиксируется мини-винтом). Да и сама качалка на машинке тоже люфтит. Они двигается не вокруг оси вращения, как бы наклоняется под усилием. Стоит ли бороться с люфтом РВ? Или набегающим потоком его все равно прижмет максимально возможно к центру, выбирая таким образом люфт?
(4) После обкатки двигателя, когда катался по земле, столкнулся с необходимостью довольно точной настройки движка. Один раз заглох после старта из-за переобеднения смеси – крутил до максимальных оборотов, перекрутил совсем чуть-чуть – заглох. Потом сделал чуть богаче – завелся, нормально работал на холостых. Поднял модель мотором вверх – заглох. Сделал еще побогаче –работало стабильно. Потом заглушил, завел заново, на полном газу отрегулировал. Поработал на холостых, дал полный газ – обороты не набирает и начинает глохнуть - видимо переобогатил. Плюс к этому, как я понимаю, имеет значение температура, давление, влажность и т.д. Хоть я и отрабатывал «заглохший двигатель» в симе, в первых полетах хотелось бы этого избежать. Какая рекомендуемая последовательность действий после запуска двигателя (какие проверки), которая позволяет определить, что двигатель настроен правильно?
(5) Как настроить положение заслонки карбюратора для холостого хода? Минимально устойчивые обороты при заслонке закрытой почти полностью, т.е. щель там остается на глаз 0.5*1.5мм и он не глохнет (стоя на земле). При этом ручку газа нужно сдвинуть на несколько щелчков, чтобы он сдвинулся с места. С одной стороны, хочется на холостых оборотах минимальную тягу, чтобы при посадке он быстрее терял скорость, с другой стороны, хочется, чтобы не заглох на холостых в воздухе. Что тут рекомендуется?
(6) Какой максимально допустимый ветер для первого полета, м/с? Лучше бы полный штиль, но такого можно очень долго ждать…
(7) И самый главный вопрос: Где сейчас уже можно полетать в районе м. Пражская со взлетом с земли (не с рук)? На форуме нашел по близости эти площадки: maps.yandex.ru/?um=WQcLwaPVTJykBW-7r5SkSSLHQUEQI1k…
Первую площадку, исколесив все пятачки на велосипеде, так и не нашел. Т.е. не нашел там достаточно большой и ровной полянки. Про вторую говорят, что там тока максимум на небольшую электричку место есть. Про третью – что много народу, что взлет с рук и посадка – как получится.
По земле катался тут: maps.yandex.ru/?um=bbsXGgTZK-KVKtmDIIy2V4X30xQRlW6…
Но не успел я выйти на поле, как самолетик окружило тройное кольцо детей-собак-прохожих. Совершенно очевидно, что при попытке первой посадки там я этих зрителей порублю в капусту не один десяток, что крайне не приветствуется. Так что этот вариант отпадает.
Вроде все спросил, что накопилось, но скорее всего пост сделаю и еще что-нибудь вспомню 😃
Прошу прощения, что «многа букаф».
…
(6) Какой максимально допустимый ветер для первого полета, м/с? Лучше бы полный штиль, но такого можно очень долго ждать……
Мой первый полет был в штиль, на закате погожего дня 😃 (обычно утром и вечером примерно по часу времени бывает затишье у погоды) второй в ветер 4-5м/с.
Модель невредима.
Летать очень очень хотелось 😒
Попробую на первые 3 вопроса ответить.
- ПО МАКСИМУМУ оттриммировать модель НА ЗЕМЛЕ (НЕ взлетая!) - очень сложно, т.к. очень много факторов, помимо нейтрали рулей на горизонтальный полёт влияют!
- Расходы элеронов (да и остальных рулей тоже!) в первом полёте лучше поменьше сделать!
- Люфт в элементах управления должен быть минимальным! (в идеале - отсутствовать вообще!).
Всё сказанное выше - сугубо ИМХО, из личного опыта, так сказать. А, вообще, удачи Вам и мягких посадок! “Глаза боятся, а руки делают!”
-
Из неочевидных - продуть в аэродинамической трубе 😉 Шутка…
Практически - никак. Другое дело, что на ровно собранной модели рули в плоскости крыла “на глаз” обеспечивают вполне ровный полет. Точнее на земле все равно не получится. -
На первый полет - не надо. Потом поймете сами, нужно ли оно Вам.
-
Люфтить не должно. Проверьте, каким сверлом Вы насверлили дырок в качалках и кабанчиках 😉 Лучше пускай чуть (чуть!) тяга туговато входит в отверстие, чем люфтит. 3мм - это очень много. Система с такими наконечниками как у Вас вполне позволяет сделать безлюфтовое соединение.
4-5. Не знаю, т.к. за всю жизнь была всего одна метанолка, а бензиновый опыт тут врядли пригодится 😁)
- В Вашем случае - до 2-3м/с.
4.Если макс.обороты регулируете в горизонте,то после выхода на максимум нужно слегка забогатить,при вертикальном положении модели просто выводим движок на максимум(богатить не требуется).Количество нитры в топливе тоже влияет на работу дв-ля.
5.В режиме обкатки обороты х/х лучше держать повыше,на низких может глохнуть из-за тугой пары.Какой винт(пропеллер) используете.
Лучше всего Вам приехать куда нибудь на поле,там и расскажут,и настроят, и облетать помогут.
Добавлю свои 5 копеек
- Не забудьте проверить центровку. Причем как продольную, так и поперечную. Из-за разного веса плоскостей после взлета может появиться крен. Продольную для начала лучше слегка “запереднить” относительно рекомендованной.
- Расходы не увеличивайте. Введите экспоненты, чем больше, тем лучше. Поможет при первом полете, так как руки трястись будут жутко)))
- Если отверстия в качалках просверлены производителем, убрать люфты можно установкой тяги бОльшего диаметра. Или просверлив новое отверстие в качалке между имеющимися. Торсионную жесткость качалки машинки можно попробовать увеличить, прикрутив к ней сверху маленькими саморезами пластинку из стеклотекстолита.
- Лучше всего штиль. Это либо раннее утро либо вечер около 4-6 часов.
Утро предпочтительнее (чем раньше, тем лучше), т.к. практически нет детей/собак/прохожих. - Площадку выбирайте с максимально возможным размером. Лучше всего поле. Для спокойного взлета без дерготни потребуется ровная полоса метров тридцать. Важно дать самолету разогнаться и оторваться от земли, минимально воздействуя на руль высоты.
Удачи!
…Количество нитры в топливе тоже влияет на работу дв-ля…
…Какой винт(пропеллер) используете…
Топливо взял, как рекомендует производитель двигателя, 5% нитрометана. Нормально?
Винт, по рекомендации того же производителя, 11х6.
Кстати, про 11х6: 11 - это, я так понимаю, диаметр винта, а 6 - это что?
Торсионную жесткость качалки машинки можно попробовать увеличить, прикрутив к ней сверху маленькими саморезами пластинку из стеклотекстолита.
А можно поподробней? Я не очень представляю, как сверху машинки можно прикрутить пластинку - там же качалка?
Кстати, про 11х6: 11 - это, я так понимаю, диаметр винта, а 6 - это что?
А можно поподробней? Я не очень представляю, как сверху машинки можно прикрутить пластинку - там же качалка?
6-шаг винта в дюймах - на какое расстояние “продвинется” винт при одном обороте.
К машинкам в комплекте кроме качалок часто идет диск с 4 отверстиями. Из текстолита вырезается новая качалка в требуемый размер и крепится к этому диску 4 саморезами. Как правило используется продвинутыми моделистами для получения требуемых характеристик отклонения рулей. Вам, думаю, достаточно подогнать имеющиеся качалки.
Успехов!
Про 5-й пункт скажу если на х.х. работает на земле, то в воздухе не заглохнет, будь спокоен. Но обязательно программируй глушилку с пульта, иногда оказывается просто необходима, особенно если будешь садиться с работающим двигателем.
По 3-му с люфтом особо не парься, на тренере пара градусов ничего не решает, но не больше 5.
Удачных полетов!главно не волноваться!ну и в симе побольше полетать,моторику рук отработать,особенно при полете на себя!
Топливо взял, как рекомендует производитель двигателя, 5% нитрометана. Нормально?Винт, по рекомендации того же производителя, 11х6.
Винт правильный,хотя мне в этих размерах самолетов больше нравится использовать винт 12х4,что не является руководством к действию для других.5% нитры для нового 2т. дв-ля тож нормально.
Я когда в первый раз запускал ветер был 3 м/с - вполне комфортно. В первом полете есть желание летать пониже, но это не есть хорошо. Чем выше Вы летите, тем больше времени есть для исправления ошибок. И ПОМНИТЕ про необходимость проверить реверс рулевых поверхностей перед взлетом: элероны - ручка влево, левый элерон вверх; РВ - ручку на себя (чтоб самолет пошел вверх), РВ вверх; РН - влево - это влево! Не отпускайте модель далеко от себя. Не стойте лицом к солнцу. В солнечную погоду я всегда летаю в темных очках.
К моему огромному удивлению, я не боялся при первом полете, даже не разбил аппарат. Разбил я его в четвертом - зарулился, т.к. отпустил далеко.
Желаю удачи и мягкой посадки!!!
Спасибо всем за советы!
Благодаря им удалось сделать все, что было в моих силах, правильно и поднять модель в воздух.
Страшно было ужасно! Когда понял, что все, модель готова, все рули проверил, двигатель заведен, иглу настроил, самолет на полосе, задрожали руки.
Потом на видео с удивлением узнал, что мне чего-то говорили, а я чего-то отвечал… а я ничего не помню! Пришел в себя, уже когда снимал с дерева обломки.
Взлетел, набрал скорость, высоту, пошел на первый разворот, с радостным удивлением обнаружил, что самолет меня слушается, что поведение модели очень и очень похоже на симулятор. По крайней мере сложностей с управлением нет. Правда модель в воздухе потряхивало слегка – я так понимаю, это из за ветра, да? По ощущениям ветер был 3-5 м/с.
Перед полетом старался все учесть, прикинул план полета, на втором круге сбросил газ до 1/3 и прошел почти ровно над полосой. Еще сильнее приободрился тем, что в полосу попасть смогу, пошел на разворот на третий круг… и тут меня подвел симуляторный опыт. Как-то не пришло мне в голову, что вот эти деревья – они действительно так близко и они действительно настоящие. Не заметил я их как-то, не обратил внимание. Ну и, как вы уже поняли, влепил модельку в верхушку дерева… 😦
Спасибо вычитанному на форуме – винты крепления крыла поменял на нейлоновые – крылья остались на дереве, а фюзеляж, пролетев еще метров 10 сквозь ветки, упал на землю.
Из плохих новостей – левое крыло пополам, на передней кромке правого – вмятина, вырвало элероны с обоих крыльев, от удара передним колесом об землю отклеилась дощечка, на которую крепятся все серы. Ну и винт, конечно же, сломался.
Из хороших новостей – не считая сорванной дощечки с сервами, ремонт которой займет 30 минут, фюзеляж цел. Двигатель выглядит неповрежденным, прокручивается нормально. Вся электроника, включая серву элеронов, жива и работает.
Ну и, главное, я понял, что ничего ужасного и сверхъестественного в этом нет, и что во второй раз я модельку посажу. Ну в крайнем случае, в третий 😁
Чувствую себя теперь наркоманом, у которого отняли дозу. Если до этой субботы хотелось летать, так сказать, «абстрактно», то теперь, почувствовав, каково это, хочется летать уже вполне «предметно». И ужасно хочется! Т.е. время, оставшееся до выходных, кажется бесконечно долгим 😃
Ну и вопросы: стоит ли, не имея опыта, пытаться починить левое крыло? Или оставить на запчасти. Если чинить, то как? Например, прокатит ли удалить пленку с поврежденных секторов, скрепить 2 части по образу и подобию целого крыла, а промежуток залить монтажной пеной и обклеить пленкой или просто скотчем? Или все-таки выпиливать-вырезать поврежденные части и пытаться потом обтянуть крыло пленкой?
С элеронами как быть? Я куплю другие петли – их потом ставить так же, как оригинальные – врезать в крыло? Или можно сверху нашлепнуть?
В барахолке на неделе видел в продаже крыло, так что имейте в виду)!
Андрей, мои поздравления с первым полетом!
Получившийся краш, не принимайте близко. В деревья и провода я вгонял самолеты, даже имея полугодовой опыт пилотирования.
Иногда (с проводами) подводит глазомер, иногда просто сказывается усталость.
Касательно ремонта или покупки крыла, определяйтесь сами.
Оцените материалы и время на восстановление. Если погода шепчет, почему бы не взять готовое крыло (а то и модель целиком) в магазине или на Барахолке.
Будут ветра, будут дожди, - восстановите не торопясь своё.
В барахолке на неделе видел в продаже крыло, так что имейте в виду)!
обрадовался, побежал писать “я! я! я хочу крылья!”, а потом заметил, что это от электролета, а он на 15 см. уже и крепление крыльев к фюзеляжу другое.
но все равно - спасибо!
про брахолку я как-то и забыл…
Андрей, мои поздравления с первым полетом!
Получившийся краш, не принимайте близко. В деревья и провода я вгонял самолеты, даже имея полугодовой опыт пилотирования.
не принимать близко оказалось сложно, первые секунды я даже как-то не мог понять, что с ним случилось и не верил в это )
но сожаление уже прошло, а энтузиазма прибавилось!
Мои поздравления!
Всё что ломается - всё чиниться!!!
Все, абсолютно все влетают в деревья и другие возвышающиеся предметы! После первых крашей опускаются руки, особенно когда их целая серия (бывает что несколько роаз подряд полет длиться недолго и хрясь). Я из-за такого одну из моделей забросил на пару месяцев, недавно отремонтировал и обалдел как она летает. Поломка любимца - всегда обидна, но не падает тот, кто не летает!
Удачи в дальнейших полетах и старайся выбирать место без деревьев. Я в первое время ездил только на озеро (на нем, как правило, не растут деревья). Но это было зимой - лед стоял 😃
Мои поздравления!
Всё что ломается - всё чиниться!!!
Все, абсолютно все влетают в деревья и другие возвышающиеся предметы! После первых крашей опускаются руки, особенно когда их целая серия (бывает что несколько роаз подряд полет длиться недолго и хрясь). Я из-за такого одну из моделей забросил на пару месяцев, недавно отремонтировал и обалдел как она летает. Поломка любимца - всегда обидна, но не падает тот, кто не летает!
Удачи в дальнейших полетах и старайся выбирать место без деревьев. Я в первое время ездил только на озеро (на нем, как правило, не растут деревья). Но это было зимой - лед стоял 😃
Я думал о первом полете над водой, но решил, что лучше обломки на земле, чем целая модель, но утопленная электроника и двигатель после гидроудара 😁
Я думал о первом полете над водой…
Про это забудьте, и причин тому множество.
Уж лучше тогда над травой. Если густая, и выше пояса, садиться можно хоть с шасси, хоть без оных.
Но имейте в виду, “Поиск самолета в траве” - тема в форуме, на семь страниц.
Ну вот я тоже посадил свой пепелац на дерево, но очень мягко. Летал на школьном дворе (достаточно большой). И когда заходил на посадку, крылом задел ветки, самолет развернуло и он начал цепляться за крайние ветки. Я думал бросать модель или бороться … решил бороться, но на слабом газу. Когда модель вылетела из дерева, то сразу же её мягко и нежно встретило второе. Посадка была по истине мягкой на высоте 2,5 метра (намного лудше чем наверху). Пока я шел к модели, к ней подлетела ворона и уселась в 20 см. На все мои призывы убраться во свояси птица не реагировала, она рассматривала самолет. Ну тут я и включил мотор 😃 Реакция вороны была очень бурной. Я и не знал что птицы так могут улепётывать. Снял самолет просто за крыло. Повреждений ноль. Заменил акк и в небо!
ЗЫ: Не надо летать над водой, если не хочешь потерять модель, лудше над травой.
Удачи!!!
Про это забудьте, и причин тому множество.
Уж лучше тогда над травой. Если густая, и выше пояса, садиться можно хоть с шасси, хоть без оных.
Но имейте в виду, “Поиск самолета в траве” - тема в форуме, на семь страниц.
весной с густой травой не густо… на полях в основном костыли от прошлогодней травы и маленькие болотца )