multiplex Fun Cub

IvanSpb

Роман, я наверное не чётко выразился - пропеллеры 13-го размера не ломались, гнулись валы мотора Турниджи.
Грешить можно на песчаную гребёнку да руки кривые. С 11-м пропеллером проще.
Да и ветер на посадке порывистый часто даёт о себе знать. Такая картина в воздухе часто у нас. Далеко не самая хорошая фотография но примерно смысл передаёт.

Всеволод
peter1234:

Здорово, здорово. А есть текст воздушного кодекса с уже внесёнными поправками? Вот его бы почитать, а не это “пунк такой читать так то”

IvanSpb

В качестве преамбулы.

Aksel81:

Как не береги - рано или поздно…

В общем, сегодня моему ФанКабу поплохело. Резко 😈

Однако, как бы не было обидно, постараюсь произвести анализ того “кто виноват и что делать”.

При выполнении мёртвой петли малого радиуса на полном газу, из-за перегрузки не выдержало крепление распорки крыла. Соединение пластик-пластик (наконечник распорки - петля в креплении крыла) разорвалось и правое крыло потеряв поддержку изогнулось выше допустимого предела. Далее лопнули углепластиковые трубки внутри крыла и крыло оторвалось.

Ну далее понятно. Их бин морковка.

Не знаю ещё, буду ли восстанавливать, но в любом случае от концепции пилотажного самолёта на базе ФанКаба отказываться не буду. Возможность взлетать с любой поверхности и садиться же на любую поверхность в моём случае приоритетна.

Допущенные ошибки, которые позволили бы избежать краша:

  • не задушил вовремя жабу на приобретение карбоновых прутков метровой длины (2000-2500 руб. примерно) которые обеспечили бы большую жёсткость крылу (в моём случае стоял составной пруток из нескольких состыкованных между собой частей).
  • крепление распорок нужно было сделать по принципу металл - металл (ну либо на худой конец металл-пластик, но с бОльшим запасом).
    Вот, как-то так.
Aksel81

Сочувствую, Иван.
И как никто понимаю Вас - у самого модель лежит и ждет приговора: ремонт или в утиль.
К списку допущенных ошибок добавил бы:

  • полный газ при выполнении мертвой петли;
    Если после прохождения верхней точки не сбросить обороты - крыло с большой вероятностью сложится, нужно щадить модель и не насиловать ее перегрузками.
    К зиме запланировано приобретение нового FunCub’a, а так же доработка при сборке некоторых его узлов для большей прочности и практичности. Уж очень удобная для сборки в поле, ремонта модель. А про летные характеристики вообще молчу - 3D не увлекаюсь, но фигуры классического пилотажа выполняет на “ура”.
    Так что эта тема на форуме не “умрет” никогда!
РоманычД

IvanSpb и Aksel81

Желаю быстро отремонтироваться. Не так все плохо, как видится на первый взгляд. И не повод унывать!

Aksel81
РоманычД:

IvanSpb и Aksel81

Желаю быстро отремонтироваться. Не так все плохо, как видится на первый взгляд. И не повод унывать!

Вчера при замене последний вал погнул, так что будет время на ремонт, пока новые летят.

РоманычД

Про аккумы и винты.

Сделал предварительные тесты полетов на разных по емкости аккумах и на разных винтах.
На данный момент мотор 3536/8 1000 Kv + регуль 40А

Предварительно сравнил время работы в стационаре аккумов 2200 и 3300 + АРС 13х4 на среднем газе (модель на полу, хвост удерживается).

Аккум ONBO 2200 Mah = 16 минут до 3,6 на банку
Аккум ONBO 3300 Mah = 29 минут до 3,6 на банку
Планирую сделать замеры времени в полете (до этого даже не догадался)

Впечатления по сетапам (субъективно):

Сетап 2200 Mah + АРС 12х6.
Сетап достаточно обычный. Модель достаточно легкая, хорошо планирует. При ветре более 3 м/с потряхивает, при боковом ветре может сдувать. На управление достаточно отзывчивый, местами резкий. С таким винтом можно летать и медленно, и погонять на скорости. Винт не всегда уверенно вытягивает модель при критически низких скоростях.

Сетап 2200 Mah + АРС 13х4.
Меньший разбег при взлете. С закрылками отрыв при пробеге несколько сантимов. Разогнать модель в полете почти не реально, даже на максимальном газу (тупо не разгоняется). Реже появляется необходимость выжимать газ на максималку. С критически малых скоростей вытаскивает более уверенно. Ход тише, так как общие обороты движка при полете меньше. Сам винт тише, чем 12х6. Минимальная скорость полета (субъективно) меньше, чем на 2х6. При этом, пропадает некая маневренность и драйвовость. Просто тихий трактор. Цепляние травы больше, до грунта так и не добрался. (учитываем, что шасси модернизированы и просадка по высоте минимальна)

Сетап 3300 Mah + АРС 13х4
Взлет абсолютно уверенный и прогнозируемый. Пробег больше чем на 2200, но разница не значительна. При первых полетах есть ощущение, что да, модель поправилась. Сам полет более плавный, нет резких движений, нет резкой реакции на рули. Очень вальяжно и лениво, но при этом очень понятно и прогнозируемо. После третьего полета мозг адаптируется к такому поведению, и разница смазывается. Визуально полет выглядит более копийно. Все плавно. Минимальна раскачка по крену при ветре. Пилотаж возможен, но при таком размеренном полете желание «крутить» отпадает – наслаждаемся полетом. Планирование есть, но естественно снижается быстрее, при этом нет ни малейшего подозрения на «кирпичность» модели по весу. Посадка так же уверенно, получается даже без плюханья почти безшумно.

Сетап 3300 Mah + АРС 12х6
Пока не понял что к чему.

К чему это все. Нужно понять, есть ли смысл ставить на FUN более емкий аккум с целью увеличения длительности полета. Исходя из того что цена одного аккума 3300 почти равна стоимости двух аккумов 2200, то есть подозрение, что это экономически не совсем выгодное решение.

Aksel81

В арсенале есть аккумуляторы и 2200/2450 mAh (для FunCub и Texan), и 3000/3300 mAh (для Tucan).
Для FunCub*a обычно использую 2200/2450, но и 3000/3300 он таскает особо не напрягаясь.
А время полетов ограничивается обычно не емкостью батареи, а их количеством 😉, чем больше с собой в поле взял, тем больше летаешь!

P.S. Мой FunCub восстановлен и ждет новый вал для электромотора. Пока бандероль ползет из Китая, попробую найти замену из подручных средств.
А как дела обстоят у нашего товарища из Туманного Альбиона? Иван, Вы реанимировали свою модель?

peter1234

В Нерезиновой погодка сегодня в 12, когда обычно летаю, была дурацкая, поэтому собрался/распаковался и в итоге часик погонял/покувыркался на любимом двухметровом ДВС Мустанге. Жаль зона полётов и место хранения такой иметь не позволяют…

Фотографии в альбоме «Полеты на Лысой горе, Битцевский лесопарк, Москва», автор naftahimpeter на Яндекс.Фотках

Всем удачи!

solo89

Я вал делал из импортной отвёртки.

Aksel81
solo89:

Я вал делал из импортной отвёртки.

Был в магазине, перемерял штук десять отвёрток - ровно 5 мм. не нашёл, либо больше, либо меньше. В понедельник продолжу рейд по магазинам.

AviaDed

А сверло с длинным хвостиком не подходит?

IvanSpb
Aksel81:

P.S. Мой FunCub восстановлен и ждет новый вал для электромотора. Пока бандероль ползет из Китая, попробую найти замену из подручных средств.
А как дела обстоят у нашего товарища из Туманного Альбиона? Иван, Вы реанимировали свою модель?

Спасибо за поддержку коллеги:)
Виктор, очень рад, что вам свой удалось восстановить.

Сложно было только взяться, просто руки не поднимались начать собирать разорванный на 7 частей капот. Ну а потом пошло - поехало. Склеил, вырезал совсем сильно повреждённые куски, сделал вставки из старого крыла от первого ФанКаба, проклеил несколько раз, Вчера обтянул.
Приклеил хвост, усилил накладками, отремонтировал крыло, сейчас остались мелочи. В общем, главное не бояться начать 😁

Вот такая страшная фотка из “в процессе” 😈

Aksel81

Глаза боятся - руки делают.
Зашкурить, подкрасить и будет как новенький!

peter1234

Насчёт замены для вала 5,0 мм.

В ящике первые же две отвёртки оказались 5,0 мм. Сверло для бетона с победитом - 4,6 мм, длина хвостовика 35 мм. Нарезы гладкие, если бы был точный диаметр и 35 мм хватило на расстояние между подшами - то металл у свёрл, несомненно, лучше. А цанга и нарезы схватит нормально. Конечно, в гамаз идти нужно с подшипником.

Фотографии в альбоме «Полеты на Лысой горе, Битцевский лесопарк, Москва», автор naftahimpeter на Яндекс.Фотках

8 days later
IvanSpb

Коллеги, хотел бы обратить Ваше внимание на необходимость постоянного контроля состояния крепления тяги элеватора.

Вот этой самая небольшая деталюшка служит причиной головняка, который заставляет искать самые немыслимые причины в невнятном поведении модели.
Вместо своей истории начну сразу с описания того что происходит.

Этот блок - крепление - круглая штука или как правильно назвать то куда входит тяга, в нормальном состоянии должна свободно вращаться вокруг своей оси. Со временем она закисает и вращаться перестаёт.

Дальше происходит следующее. Тяга (что стальная что карбоновая в моём случае) начинает выгибаться под совершенно неправильным углом, создавая высокую нагрузку на серву элеватора (руля высоты). Начинается невнятное поведение модели, она плохо слушается руля высоты. На земле естественно, когда смотришь на серву всё визуально в порядке. Качалка ходит, а реальное отклонение элеватора на самом деле меньше чем оно должно быть.

Типичный признак по которому это определяется - ты начинаешь замечать что самолёт начинает лететь вверх (при отклонении руля высоты вверх) хуже чем вниз.

Дальше, из-за избыточной нагрузки начинают разрушаться шестерни сервы. Это никак не определить глазом когда проверяешь работу сервы на земле.
Нужно руками прокрутить качалку сервы в выключенном состоянии и тогда почувствуешь… как-бы это описать - ощущение песка в шестерне, самое близкое.

Когда мы это успешно проспали и шестерни медленно, но верно продолжают разрушаться, возникает перегрузка сервы, перегрузка БЕКа, возникают перерывы в откликах элеватора, самолёт становится временами плохо или почти неуправляем по элеватору.
Пилот начинает судорожно проверять аппаратуру, думать об ужасных радиопомехах и т.д.

Коллеги! Будьте бдительны! 😈
Уже две сервы на хвосте сдохло. До меня дошло наконец 😇

РоманычД
IvanSpb:

Уже две сервы на хвосте сдохло.

Иван, а напомните пожалуйста, что за сервы у Вас были установлены…

peter1234

Причина коррозии штырька и шайбы бочонка, а также той его поверхности, которая контактирует с кабанчиком, явно во влажном, солёном морском воздухе, так как в нашем климате такого не происходит. Предотвратить (или замедлить) можно любой консистентной смазкой - солидол, литол, графит и т.п., главное, чтобы подольше держалась. Естественно, всё это особенно актуально для пары кабанчик-бочонок руля высоты, хотя сервы элеронов тоже гробить ни к чему.
Ты разобрался, что такое “angle limits” у Спектрумовского приёмника?

IvanSpb
РоманычД:

Иван, а напомните пожалуйста, что за сервы у Вас были установлены…

У меня Hextronik D MG 16. Усилие 2.9кг/0.8 сек
Они в штатные посадочные места не встанут - слишком большие. Ставил из-за большого усилия, для того, что бы управлять задним колесом в песке, глине и воде. Для элеватора она по-идее избыточна, но решил ставить одинаковые с обеих сторон -что бы эстетичнее смотрелось.

Хорошо что предусмотрел возможность простой и быстрой замены, всё держится на саморезах вкручиваемых в пластиковые накладки.

peter1234:

Ты разобрался, что такое “angle limits” у Спектрумовского приёмника?

Честно говоря, не помню о чём речь…