Первые полеты, чему нужно учиться?(Calmato trainer 40 ДВС)
На тему моральной подготовки и прочей психологии… Откопал тут свой старый текст на эту тему (много буков):
Психологические аспекты пилотирования моделей
Большинство происшествий, связанных с летающими моделями, происходит по вине человека. Люди, приходящие в моделизм, в отличие от пилотов большой авиации не подвергаются обязательной подготовке и проверке умений: купить и запустить летающую модель может каждый, у кого есть необходимая сумма денег. Однако подход при управлении летающей моделью ничем не отличается от управления настоящим самолетом! Существует очень емкая фраза, отражающая суть вещей: модель - это настоящий самолет, только без пилота внутри. И пусть вас не вводит в заблуждение отсутствие на борту модели человека!
Значительная часть разгрохов происходит потому, что пилот мысленно допускает саму возможность разбить модель, ведь при падении никто не пострадает. Это очень серьезная ошибка в психологическом настрое! У многих осознание всей серьезности процесса происходит лишь после хорошего падения частной собственности об землю: когда разум подсчитывает затраты, необходимые на ремонт. Чтобы не тратить дополнительные деньги и нервные клетки, одним из ключевых аспектов психологической подготовки является полное исключение из сознания мысли «можно и уронить модель в крайнем случае».
Второе, что иногда вводит в ступор и пугает начинающих пилотов - качественное обучение полетам. Безусловно, ключевым элементом к успешному пилотированию моделей без летных происшествий является подготовка и опыт (с использованиям симулятора и/или инструктора). Однако, как ни странно, хорошая подготовка - далеко не залог целой модели!
Любому падению аппарата предшествует нештатная ситуация, которая возникла не вдруг и не сама, а спровоцирована действиями пилота. Причины попадания в нештатную ситуацию разные: если у новичков они возникает от простого недостатка опыта, то у более опытных пилотов причин гораздо больше, а сами причины - интереснее с точки зрения психологии. Их и рассмотрим подробно:
-
Повышенная радость в жопе - подобное состояние наступает, обычно, после первых успешных запусков модели. А бывает, что наступает просто так: человек приехал на летное поле, достал модель, но вместо привычного чувства осторожности и страха перед полетом волею настроения испытывает безудержный восторг! Оказавшись в воздухе, модель начинает вытворять резкие маневры, суть которых пилот понимает с трудом, летать на опасно малой высоте с опасно большой скоростью. Летательный аппарат вскоре оказывается в земле или на дереве.
Противодействие: знать, что такие состояния иногда бывают и сознательно, с применением усилия воли, ограничивать безобразия в воздухе: поддерживать безопасную высоту, не делать резких маневров. Возможно, полет от этого будет менее радостным - зато модель будет целой, чтобы продолжать радовать владельца дальше. -
Отсутствие чувства предела собственных навыков и самоуверенность. Это состояние, во многом похожее на предыдущее, наступает после успешного пилотирования моделей в симуляторе или просто так. Либо, например, из желания выпендриться перед зрителями или коллегами по заболеванию. Модель выполняет резкие маневры, трудно понятные самому пилоту, возникает периодическая потеря ориентации.
Противодействие: выполнять все маневры медленнее и плавнее, чем хочется, стараться летать на безопасной высоте. Скорость реакции человека ограниченна, поэтому когда действие происходит с предельной скоростью и что-то начинает идти неправильно - человек физически не успевает среагировать! Когда же есть запас высоты и модель поворачивает медленнее возможного - исправить нештатную ситуацию, если таковая вдруг возникнет, гораздо проще. К тому же при плавных маневрах гораздо ниже вероятность сорвать модель - срыв потока с крыла может привести к резкому изменению пространственной ориентации модели, а при недостаточно мощном двигателе - потере управляемости и падению. -
Утомление. Наступает от отсутствия отдыха и/или перенапряжения. Признаки - модель то и дело приходится «выдергивать» из нештатных ситуаций, хотя ничего экстремального вы, вроде, не делаете (не можете толком понять, как эти нештатные ситуации возникли), периодическая потеря пространственной ориентации модели.
Противодействие: максимально спокойно и плавно, без резких движений, завести модель на посадку; отправляться домой спать. -
Концентрация на второстепенных факторах - свойственно новичкам. К примеру, модель самолета управляется преимущественно по крену и тангажу - это основные и главные органы управления, за которые, обычно, отвечает одна ручка передатчика (правая в mode-2). Пытаясь с первых полетов управлять сразу всеми органами - рулем направление, закрылками и т.д. меньше внимания уделяется основным органам управления и в условиях недостатка опыта модель легко разбить.
Противодействие: понимать, что и как ты собираешься делать с моделью в полете, оценивать свои навыки и придерживаться плана. Если задача - освоение других органов управления - делать это на безопасной высоте и с осторожностью. -
Неправильная оценка погодных условия и состояния мат. части. Как и у любого летательного аппарата, для модели обязательна предполетная подготовка. Она включает в себя проверку всего, что обеспечивает ее полет. Если в воздухе вдруг отваливается аккумулятор - это не отказ техники, это все тот же человеческий фактор! За крепление аккумулятора в ответе сам пилот при подготовке аппарата к полету.
С погодными условиями сложнее. При определении летной/нелетной погоды необходима сложная оценка с привлечением знания аэрологии, собственных навыков летать в ветер и непогоду (главное - возможность при таком ветре успешно посадить модель обратно на землю!) и т.д. Оценивать, с какой стороны поля встать, чтобы не пришлось гонять модель на фоне солнца.
Противодействие: если есть сомнения насчет мат. части - тщательно подготовить модель, либо отказаться от полета. Если не уверенны, сможете ли противостоять погоде - отложить полет и внимательно наблюдать за моделями, которые все-таки рискнули подняться в воздух. -
Отсутствие плана полета. Особенно актуально для ограниченных пространств, плохих условиях посадки (полоса отсутствует или очень плохая, или имеет существенный наклон). Нужно четко знать, где и как в пределах доступного для полета пространства развернется модель; есть ли запас по расстоянию до ближайших деревьев/столбов (и не снесет ли на них ветром?), с какой стороны заходить на посадку и хватит ли умений попасть в ограниченную по размерам посадочную площадку?
Противодействие: всегда осматривать место полетов, проверять состояние посадочной полосы - вплоть до пройтись по ней и раскидать по обочинам камни, коряги и бутылки. Знать свои возможности и возможности модели - сколько места ей нужно для разворота и учитывать запас по свободному пространству на случай непредвиденных маневров и нештатных ситуаций. -
Неуверенность в себе. Некоторые пилоты, выходя на старт, истерично уверенны, что модель они непременно разобьют. Это самый худший случай, какой может быть!
Противодействие: только сила воли. Очень помогает осознание, что полет модели целиком и полностью зависит от тебя и оживление в памяти, что пилотируешь модель не в первый раз и большинство полетов были успешны.
О-о-о-чень толковая статья!!! Сам прочитал с удовольствием.
В свою очередь Александр я рекомендую Вам в разделе пилотаж есть тема “Наши краши” и сейчас там как раз идет активное обсуждение роли РН, как вообще в пилотировании, и в том числе на посадке. Спорят там спецы и может они что толковое скажут про применение гироскопа на РН.
срыв потока с крыла может привести к резкому изменению пространственной ориентации модели,
Касательно этого, если можно по подробнее. При выполнении обычное петли, в нижней ее точке, практически при переходе в горизонтальный полет, модель отчего то пытается самовольно закрутить бочку. Причем, чем выше скорость на выходе, тем сильнее это проявляется. Детальный осмотр ничего не дал. На элероны две серво, тяги одинакового материала и длины. Руль высоты раздельный, от одной серво - деревянный удлинитель + две тяги. Сопротивление в шарнирах кабанчиков РВ и упругость тяг одинакова. Че думать - не знаю!
Да и казус возник ни с того ни с сего. Продолжительное время летал нормально. Все прочие фигуры, где нет перегрузки в наинизшей точке, выходят вполне аккуратно. А петли, вертикальные восьмерки, - вот тут уже модель ловить надо.
Приноровился конечно немного, в зените петли газ сбрасываю чуть ли не до 1/3, а на выходе упреждаю элеронами. Но это ведь не дело! Модель должна летать правильно!
Что посоветуете?
проверьте жесткость крыла и ф-жа на кручение
Че думать - не знаю!
Чё думать чё думать, проверять надо все подряд, действовать методом исключения… Жесткости на кручение, с одинаковой ли скоростью сервы половинок РВ отрабатывают (особенно под нагрузкой).
Заодно проверить, насколько сильно эффект зависит от полетной скорости в момент выхода из петли?
Вообще, получить срыв на нормальной и тем более высокой полетной скорости без демонического дерганья рулями - практически нереально. Если модель исправна. Но бывают забавные чудеса - например ести концы консолей на кручение недостаточно жесткие и “флюгируют” активно - то можно поиметь результат, по ощущения похожий на срыв: когда самолет начинает по крену бздить, по пол оборота в разные стороны при попытке управлять креном. Но это встречается на очень редких моделях.
Так или иначе, на срыв не похоже.
Согласен со всем, но хочу добавить
- Ошибка новичка (и я был среди них) при неадекватной ситуации > дёргание ручек без контроля. Да даже мы, не оценив положение модели, что требует там 0.5сек или даже 2-3 сек не дергаем ручки, а понимаем положение модели для дачи нужной команды. Кстати, я не имел Калмато, но думаю, что он сам займёт нормальное полжение без вмешательства пилота. Ну не горизонтальний полёт, а хоть ровное пикирование вниз колёсами или наверное пологое пикирование - те запас времени у пилота есть для дачи нужной команды.
- Гиро на руль направления такой модели не нужен совсем - потому что
а) У него носовая управляемая стойка, как и на всех тренерах, что в разы упращает взлёт даже при сильном ветре
б) Малая площадь РН в полёте нужна толко для ознакомления с работой этого руля направления (что вообщем то тоже не мало)
проверить, насколько сильно эффект зависит от полетной скорости в момент выхода из петли?
Жесткость крыла и фюза не изменилась. С некоторым успехом, я на этой модели уже летал. Эффект появился внезапно (я подумал, что помеха - едва поймал), а проявляется и по сей день.
насколько сильно эффект зависит от полетной скорости в момент выхода из петли?
С нарастанием скорости прогрессирует!😉
“…чем выше скорость на выходе, тем сильнее это проявляется…”
с одинаковой ли скоростью сервы половинок РВ отрабатывают (особенно под нагрузкой).
Александр, да не торопитесь! Вы ведь даже не прочитали:😉
“…Руль высоты раздельный, от одной серво…”
Кстати, я не имел Калмато
Я сам уже что то …это…поехал…😁
Забыл написать - пилотага это. Тундровская - “Имэйджин”.
У меня тренер, Финиксовский “Classic-40”, подобные эволюции ровно и со “свистом” отрабатывает,
а тут на “F3A Pattern” бз-шь как дедушка.
“…Руль высоты раздельный, от одной серво…”
Если так, так то обычное кручение перемычки между половинками! Проходили 100500 раз. Если жесткости на кручение нет в перемычке (недостаточна) - то при резком РВ модель по крену раком как здрасте ставит, личный рекорд - крен в 90 градусов при даче руля 😃 С тех пор в перемычку или очень толстое сосновое бревно сую, или трубку угольную, или загнутый буквой “П” гвоздь сотку (на иные модели может и 200-ый потребуется 😃).
Почему появилось вдруг? Ну, треснуло где-то внутрях…
Наверное не беремычка? Бревно - удлинитель, от серво к двум тягам половинок руля высоты?
Как проверить? Под какой нагрузкой?
В руле высоты, между половинками, у меня перемычки нет. Каждая живет своей собственной жизнью.
Алексей, я не гуру, но у меня было нечто подобное. Под большими нагрузками(именно при выходе из пикирования) самолет начинало крутить и чем больше нагрузки тем сильнее это проявлялось. Грешил на крыло, но бяка оказалась совсем не там, а именно в стабилизаторе.То ли наступила усталость материала, то ли еще что,но когда я начал проверять его на крутку, а при этом давал РВ вверх до упора, то выяснилось, что одна половинка, блин даже не знаю как сказать, ну как бы поднималась вверх при этом немного(совсем немного) изгибаясь и таким образом начинала работать как некий элерон. Выломал я его и вклеил новый и все стало нормально. Мне кажется у Вас что подобное.
Я выяснил это просто удерживая пальцами то одну, то вторую половинку РВ.
В догонку:
“Имэйджин”.
Самолет красивый, но ух сколько их попадоло в нашем регионе в свое время!!! То петли тряпочные вырвет (было что и порвет), причем сразу у обоих элеронов, то руль высоты отпадет… Как и все дешевые АРФ-ы, внутри полная халтура 😦
Под какой нагрузкой?
руками нагрузи половинки и посмотри, как кинематика отрабатывает. Каркас у стабилизатора протрясти, может треснул внутрях где.
Причина всегда есть, не надо списывать все на мистику! 😉
бяка оказалась совсем не там, а именно в стабилизаторе.
Причина всегда есть, не надо списывать все на мистику!
Спасибо друзья! Есть что то, - едва заметная разница в жесткости половинок стабилизатора, но сам стаб цел. Может оно!
Подниму темку:) Возможно начинающим пригодится.
Я сам являюсь начинающим пилотом, в прошлом году собирался взять в качестве первого реального самолета Calmato trainer 40 или 60. Но перечитав весь форум определил, что данный аппарат используется в основном как тренер, и некоторым очень быстро надоедает. Вот тут есть некоторый нюанс: если бы не был уверен в себе на 100% что справлюсь с более сложной моделью, то обязательно в качестве первой был бы Кальмато, но так как я плотно тренируюсь на симуляторе Great Planes RealFlight G3,5 (уже в течении 2 лет) и достиг кое каких положительных результатов, то решил брать кое что посерьезнее, а именно (не реклама) Revolver 60 (ARF) www.espritmodel.com/revolver-60-arf.aspx#
В январе полный комплект был заказан с Эсприта, аппаратуру взял Futaba 2.4Ghz T8FGAS/FGHS, с расчетом на будущее😒
Сборка идет потихоньку, облет планирую на конец апреля начало мая, самолет почти готов к полету, остались кое какие мелочи, фото прикрепляю😒
Но так как все таки мандраж разбить такую модель все равно присутствует, то по совету Белгородских пилотов решил все таки сперва поднять в воздух самолет из ЕРР, купил вот такую БУ модель в сборе, только без приемника: YAK 55 EPP, размах 1020 мм, вес 360-440гр., RC factory, Чехия www.efly.ru/product/2975/ (не реклама)
Выкладываю здесь видео своего первого!!! полета!!!😁 Сразу скажу что на площадке присутствовал я и оператор, посторонней помощи не было! Единственно что ветерок мешал, но я думаю что с первым самостоятельным вылетом я справился достойноB-) Вот что СИМ животворящий делает!😆 Из настроек я только повесил на трехпозиционный переключатель расходы в 40 - 70 - 100%. С зажатыми расходами эта 3D пилотага летает предсказуемо как тренер. На данный момент, налетал на ней около 2 часов, самолет цел, ни одного краша!
Так что совет для начинающих, не пожалейте господа денег на хороший симулятор, и будет Вам счастье!
P.S. После первого полета на Револьвере выложу сюда видео, какой бы результат ни был!
За первый полет зачет - сим рулит.Пенолетика можно было взять года полтора назад,он бы уже “висел” во всю,хотя все еще впереди.Revolver для облета и настроек доверьте более опытному пилоту.Удачных полетов.
Revolver 60 (ARF)
Самолет хороший !
Рекомендую сразу поставить дюралевую пластину под болты стоек шасси.
по ширине стоек.Там место слабое …
Спасибо Владимир! Приму к сведению)
С чего посоветуете начать учение
Начать с электро EPP, популярную модель, например зум. Тогда не потребуются подобные дискуссии. Начинать с деревяшки да ещё с ДВС весьма опрометчиво.
Выкладываю здесь видео своего первого!!! полета!!!
Олег, мои поздравления! Ваш полет выглядит весьма пристойно!
решил брать кое что посерьезнее, а именно Revolver 60 (ARF)
После первого полета на Револьвере выложу сюда видео,
Смотрю уже и “Золотого Витязя” ему под капот спрятали. Ну, в этом случае, музыкальная озвучка видео будет не нужна.
Смотрю уже и “Золотого Витязя” ему под капот спрятали.
Спасибо Алексей!
Я даже для Саиты сденд для обкатки сварганил 😆
Уже обкатал (три бака спалил). Когда первый раз запускал, впал в состояние эйфории…звук…уууууууу 😍😁
Вспоминая как в школьном авиамодельном кружке запускали МК-17:), скажу честно не ожидал что современные калильные двигатели заводятся с полоборота!!!😃
P.S. А я по наивности даже стартер прикупил…видимо зря 😛
Я хочу добавить взгляд на тему под несколько иным углом, чем тут принято обычно 😎
Выбор “что брать первой моделью”, по моему скромному мнению, зависит в первую очередь от того, ГДЕ ВЫ БУДЕТЕ ЛЕТАТЬ (вы же собираетесь летать, не так ли?). А во вторую (и немаловажную!) очередь выбор “парты” зависит от того, где вы будете хранить эту и все ваши будущие модели. И как будете их возить на летное поле.
Потому что если человек живёт Москве, в съемной “однушке” недалеко от центра, и не имеет машины, ДВС ему советовать бессмысленно. Это будет нелетающая модель. В лучшем случае она совершит два вылета, если “пилот” упросит кого-то из друзей вывезти его на поле. Но потом у друзей начнут ВНЕЗАПНО =) находиться неотложные дела, и дальше самолёт будет не летать, а пылиться на антресолях. А потом погибнет при очередной смене квартирных хозяев.
И это хорошо, если антресоли есть - мало кто осознаёт, что самолёты обычно ДОВОЛЬНО БОЛЬШИЕ. Это в поле, на просторе они кажутся маленькими. А в квартире всё намного печальнее, и кроме того - самолёты имеют свойство к размножению, причём именно у новичков - им же хочется ВСЁ ПОПРОБОВАТЬ!
Поэтому без ответа на вопрос “где летать” и “где хранить” что-то советовать нет смысла. В результате таких советов может быть куплен отличный самолёт, который не будет летать, а будет лишь занимать место и всех страшно бесить.
Причём на последний вопрос - “где хранить” - желательно иметь ответ с большииииим запасом. Вдруг потом потянет на трёхметровые копии 😉
Я хочу добавить взгляд на тему под несколько иным углом, чем тут принято обычно 😎
Выбор “что брать первой моделью”, по моему скромному мнению, зависит в первую очередь от того, ГДЕ ВЫ БУДЕТЕ ЛЕТАТЬ (вы же собираетесь летать, не так ли?). А во вторую (и немаловажную!) очередь выбор “парты” зависит от того, где вы будете хранить эту и все ваши будущие модели. И как будете их возить на летное поле.
Потому что если человек живёт Москве, в съемной “однушке” недалеко от центра, и не имеет машины, ДВС ему советовать бессмысленно. Это будет нелетающая модель. В лучшем случае она совершит два вылета, если “пилот” упросит кого-то из друзей вывезти его на поле. Но потом у друзей начнут ВНЕЗАПНО =) находиться неотложные дела, и дальше самолёт будет не летать, а пылиться на антресолях. А потом погибнет при очередной смене квартирных хозяев.
И это хорошо, если антресоли есть - мало кто осознаёт, что самолёты обычно ДОВОЛЬНО БОЛЬШИЕ. Это в поле, на просторе они кажутся маленькими. А в квартире всё намного печальнее, и кроме того - самолёты имеют свойство к размножению, причём именно у новичков - им же хочется ВСЁ ПОПРОБОВАТЬ!
Поэтому без ответа на вопрос “где летать” и “где хранить” что-то советовать нет смысла. В результате таких советов может быть куплен отличный самолёт, который не будет летать, а будет лишь занимать место и всех страшно бесить.
Причём на последний вопрос - “где хранить” - желательно иметь ответ с большииииим запасом. Вдруг потом потянет на трёхметровые копии 😉
Я хочу добавить взгляд на тему под несколько иным углом, чем тут принято обычно 😎
Выбор “что брать первой моделью”, по моему скромному мнению, зависит в первую очередь от того, ГДЕ ВЫ БУДЕТЕ ЛЕТАТЬ (вы же собираетесь летать, не так ли?). А во вторую (и немаловажную!) очередь выбор “парты” зависит от того, где вы будете хранить эту и все ваши будущие модели. И как будете их возить на летное поле.
Потому что если человек живёт Москве, в съемной “однушке” недалеко от центра, и не имеет машины, ДВС ему советовать бессмысленно. Это будет нелетающая модель. В лучшем случае она совершит два вылета, если “пилот” упросит кого-то из друзей вывезти его на поле. Но потом у друзей начнут ВНЕЗАПНО =) находиться неотложные дела, и дальше самолёт будет не летать, а пылиться на антресолях. А потом погибнет при очередной смене квартирных хозяев.
И это хорошо, если антресоли есть - мало кто осознаёт, что самолёты обычно ДОВОЛЬНО БОЛЬШИЕ. Это в поле, на просторе они кажутся маленькими. А в квартире всё намного печальнее, и кроме того - самолёты имеют свойство к размножению, причём именно у новичков - им же хочется ВСЁ ПОПРОБОВАТЬ!
Поэтому без ответа на вопрос “где летать” и “где хранить” что-то советовать нет смысла. В результате таких советов может быть куплен отличный самолёт, который не будет летать, а будет лишь занимать место и всех страшно бесить.
Причём на последний вопрос - “где хранить” - желательно иметь ответ с большииииим запасом. Вдруг потом потянет на трёхметровые копии 😉
Начинать с деревяшки да ещё с ДВС весьма опрометчиво.
А вот мне кажется, что всё строго наоборот. Если есть где летать и где хранить модель, первый тренер должен быть именно большим, 1,6-1,8 метра. И непременно электрическим.
В этом размере почти всё - бальза. Ну разве что целить сразу в ФПВ - там можно взять Skywalker как тренер, научиться рулить “с земли” и потом его же нафаршировать видеоприблудами.
Но если дальше планируется всё-таки летать “по глазам”, и за первым самолётом предполагается второй, то солидный бальзовый электротренер имеет просто кучу преимуществ перед пеной.
А ДВС новичку вообще ни к чему. ДВСники же - самая натуральная секта, да. Им же не важно, как летает. Им главное, что пердит как в пионерском детстве! 😈
Им главное, что пердит как в пионерском детстве!
А вот хамить не надо!