выбор аппы, затем симулятора, затем самолета с отсутсвием опыта

UFO747

Товарищи, можно и мне получить небольшую консультацию на тему выбора аппаратуры?

В общем, собираюсь летать по FPV на Skywalker’е. Аппаратуру хочу взять достаточно функциональную для этого, но без излишиств (без переплаты за бренд, за “культовость” и т.д.), т.е. нужна популярная изученная вдоль и поперек рабочая лошадка, с помощью которой можно было бы облетать самолет как есть, а впоследствии для серьезного FPV подключить к ней какой-нибудь дальнобойный модуль. Т.е. предполагается, что аппаратура должна прослужить долго. Каналов должно хватить, по моим дилетантским прикидкам, на управление самолетом (4 канала) + смена режимов OSD (1 канал, т.е. вкл/выкл) + pan/tilt (2 канала) + в отдаленной перспективе стабилизация полета (1 канал, вкл/выкл) и автопилот, т.е. возврат домой (1 канал, вкл/выкл). Итого 9 каналов.

Исходя из этого я условно выбрал Turnigy 9x + (вероятно) Expert LRS. Что скажите? Нормальная схема? Или есть смысл взять что-то другое? А сами пожелания нормальные, или я ерунду нафантазировал?..

PS И еще один более конкретный вопрос, если можно. Подскажите, пожалуйста, как реализуется управление pan/tilt-ом с помощью пульта? Я видел, как наклон и поворот камеры привязывают к неким “крутилкам”, но мне это представляется не совсем удобным. Я бы хотел управлять камерой с помощью левого стика, т.е. в обычном режиме левый стик - это газ и руль направления (Mode 2), но хотелось бы иметь возможность прямо в полете с помощью некого тумблера переназначить этот стик на pan/tilt. Подобная схема частично реализована, например, в этом видео:

Т.е. с помощью тумблера (Throttle hold) рычаг газа преобразуется в рычаг наклона камеры. Меня интересует, можно ли сделать подобное (т.е. в полете переключать rudder в pan, а throttle в tilt и обратно) с помощью Turnigy 9x? Если нет, подскажите какую-нибудь другую аппу. Или такого вообще нигде нет, и это лишь плод моего воображения?

Заранее спасибо за помощь и, пожалуйста, не судите строго, если где-то написал глупости 😉

spyder3

Алексей,
В пост 69 всё нормально, только плавнее, без куража - так как модель не сим и стоит денег. С вашими навыками разбиваются только в 2х случаях.

  1. Субективные ошибки:
    Забыли что-то проверить, зарядить, откалибровать - например элероны в реверсе. Это у людей по природе безответственных выходит и они и по жизни такие - всё забывают. Одним словом не пилоты
  2. От внешних условий: Помехи или отказ электроники - случается со всеми и никто тут не застрахован ни с JR ни с Китайским клоном

Удачи

paul310
UFO747:

В общем, собираюсь летать по FPV на Skywalker’е.

Я так понимаю из Ваших вопросов, что у Вас опыта полетов пока нет, правильно? Тогда чего бы не пойти по стопам Алексея (который топикстартер) и не прикупить себе тренера и аппу приличную. Полетать пару сезонов, поглядеть, на чем народ летает, что вообще бывает, летать научиться - а уж потом вдумчиво выбирать аппу под fpv. Форум читать - оно, конечно, полезно. Но еще полезнее - летать. Причем на том, что соответствует Вашим нынешним умениям.

UFO747

paul310, да, Вы правы - я пока еще не имею опыта реальных полетов, но теоретической подготовкой, изучением чужих конфигураций и полетами в стимуляторах занимаюсь больше года. Благодарю Вас за совет, но я очень хочу Skywalker - душа лежит именно к этому самолету, я его уже себе заказал (и мне известны примеры, когда люди начинали именно с него, и потом у них все получалось). Сначала я планирую собрать и облетать его без FPV (в минимальной комплектации, т.е. чтобы просто летал в пределах сотни метров), после чего уже буду ставить FPV-аппаратуру.

Сейчас у меня главная задача - грамотно выбрать комплектующие, чтобы они сгодились и на первых порах, и в дальнейшем чтобы не пришлось их продавать/выбрасывать и покупать новые. Поскольку своего практического опыта в этих вопросах, как я уже сказал, у меня нет, я очень надеюсь на советы компетентных и отзывчивых людей, т.е. Вас, уважаемые форумчане.

Поэтому мой предыдущий вопрос в силе и я очень надеюсь, что получу ответ.

PS Skywalker + GoPro + Turnigy 9x + Expert LRS (или Chainlink, Dragonlink) - эту формулу, разумеется, я не сам придумал, а подсмотрел у людей, чьи полеты меня вполне устраивают (а местами вообще восхищают). Но с целью перестраховки все равно хочу уточнить, насколько эта схема в самом деле хороша, оптимальна и соотвествуюет моим желаниям.

PPS Про использование левого стика на пульте для управления наклоном/поворотом камеры сегодня даже спрашивал в магазине радио-авто/авиа-модельной продукции - получил весьма неконкретный ответ, мол надо смотреть конкретную аппаратуру, а про Turnigy 9x мы не знаем. Гугл, Ютуб чтение обзоров и других форумов тоже ответа на вопрос не дают. Поэтому спрашиваю здесь. А вообще, было бы здорово реализовать такую схему. Я опробовал её сегодня в симуляторе - лично мне очень удобно.

paul310
UFO747:

Благодарю Вас за совет, но я очень хочу Skywalker - душа лежит именно к этому самолету, я его уже себе заказал

Уж простите меня за некоторую категоричность - я просто хотел сказать, что есть некая проторенная дорожка, по которой есть смысл пойти. Если у Вас есть задор проложить свою - так и отлично. Skywalker, насколько я понимаю, не самая сложная в пилотировании штука. Расскажите потом, чего получилось - всем будет интересно.

UFO747:

Сначала я планирую собрать и облетать его без FPV

Очень богатая идея.

UFO747:

грамотно выбрать комплектующие

В профильной ветке на арсигрупсах есть топик “Top 10 things I wish I’d paid attention to when getting started in FPV” (www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1567954). И там дан отличный ответ про выбор: “все зависит от”.
Все это хобби - оно про эксперименты, обучение, ошибки и героическое преодоление их последствий. В этом драма и основной прикол, как мне кажется. Если fpv для Вас напряжно по деньгам, то можно заняться какими-то менее дорогими самолетами. Даже если из потолочной плитки модели вырезать - если к этому с умом подойти - это может быть очень интересно.

UFO747:

все равно хочу уточнить

А чего бы это в профильном разделе форума не сделать?

UFO747:

Про использование левого стика на пульте

Опять же - Вы спрашиваете про некую экзотику в непрофильном разделе. Для тюрниджи есть кастомная прошивка, про нее очень много на арсигрупсах написано - почитайте, задайте там вопрос.

UFO747:

Про использование левого стика

Посмотрел видео - да, народ же летает на вертолетах с тюрниджи - значит полетные режимы там есть. Я, правда, не в курсе, сколько их там. Но уж наверняка не меньше трех (как на dx6i). Значит, можно на одном сделать нормальное управление газом, а на всех остальных - фиксированное значение газа и управление камерой на канале питча. Забавная идея.

Shatrey
UFO747:

(т.е. в полете переключать rudder в pan, а throttle в tilt и обратно) с помощью Turnigy 9x?

С альтернативной прошивкой типо ER9X легко, со стандартной прошивкой невозможно.

paul310
Shatrey:

С альтернативной прошивкой типо ER9X легко, со стандартной прошивкой невозможно.

Почему? На видео чувак выставил в аппе вертолетный режим и настроил кривые шага и газа для полетных режимов так, что в одном из режимов у него шаг постоянный (камера в центре), а газ - пропорционален движению стика; а во всех других режимах шаг меняется от стика, а газ фиксирован. Зачем тут кастомная прошивка?

KBV
paul310:

Skywalker, насколько я понимаю, не самая сложная в пилотировании штука. Расскажите потом, чего получилось - всем будет интересно

Если блинчиком летать- проще Ская в пилотировании сложно придумать. В случае чего можно даже не сажать, а на брюхо плюхать почти с любой высоты и на любой скорости (в разумных пределах конечно 😃
Чтобы его разбить надо конкретно заморковить 😃

А вот на счет LRS/ФПВ - я бы первый сезон как все отлетал, глядя на модель снизу с земли. В ФПВ хватает заморочек, чтобы с ними разгребаться нужно руление самолетом довести до автоматизма.

Леханец

…а топикстартер тем временем заказал E-flite Apprentice, и страшного пенопластового зверя с ХК по имени Як-54 www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr… (пускай будет - ведь вся электроника на него у меня уже имеется, выставлю поменьше расходы, экспоненты - попробую и его). Пока ветер сильный - гоняю симулятор (нашел таки самолет, сильно похожий на Ефлайт Тренер) - Sig Seniorita www.vinklarek.cz/…/sig-kadets.jpg
C винтами так пока и не разобрался - какие подходят на Як (там вообще никаких рекомендаций), какие на Тренера (11х7Е - что такое Е?) - набрал разных кучу, по 1-2у.е. на ХК - а там буду разбираться 😃 Предел мечтаний - набраться навыков для полета на Gee Bee 😃 Запал мне в душу этот самолет 😃

paul310
Леханец:

набрал разных кучу, по 1-2у.е. на ХК

Я про яка с хоббикинга не знаю, а для аппрентиса на арсигрупсах вполне конкретные рекомендации по винтам были.
На китайских Вы не забудьте проверить балансировку.

Леханец
Геннадий2610:

На Яка думаю нужно 10х3.8SF

из кучи винтов в корзине - только один такой взял 😃 И еще взял 2 мотора - www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr… и www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr… (на удачу - какой вдруг подойдет 😃). Правильно ли я понял в описании Яка, что 22хх - это и есть ТЕ цифры, которые в названии мотора сразу после “бренда”?
Еще набрал кучу адапторов - надеюсь, что-то “летающее” из всего набора у меня получится 😃

paul310:

арсигрупсах

Я пока совсем новичек - далее этого сайта - особо не ходил 😃 Да и буквы там “нерусские” 😃

paul310:

На китайских Вы не забудьте проверить балансировку.

Пока знания до “этого” тоже еще не дошли 😃 Все, что проверил на Бикслере (8х6е вместо стока) - чтобы “биения” не было. Визуально - нету.

Пилот72
Леханец:

…а топикстартер тем временем заказал E-flite Apprentice, и страшного пенопластового зверя с ХК по имени Як-54 www.hobbyking.com/hobbyking/s...dProduct=15302

Приветствую Алексей!
На таком страшном пенопластовом звере по имени Як-54 у нас один человек уже месяц летает, и полностью им доволен! Единственный совет по этому самолету, ставить ЦТ точно по рекомендации изготовителя или немного вперед. Если сдвинуть центровку назад за рекомендуемую то аппарат становится неуправляемым, проверено 😃

FRUKT
Леханец:

До какого вольтажа можно летать? Номинал ведь 3.3 на банку,

До 3,2V/банку, т.е. при значении на мониторе пульта 9,6V очень рекомендую уже ставить LiFe на зарядку. Она практически всё время работы держит свои 9,9V, но при просадке до 9,7-9,6V далее лавинообразно просаживается.

Леханец
Пилот72:

Единственный совет по этому самолету, ставить ЦТ точно по рекомендации изготовителя или немного вперед.

Учту, спасиб! Судя по симулятору - мне и на аппе придется сильно зажать расходы и выставить экспоненты на все рули в 50% (как в симуляторе сделал) - тогда этот пенопласт становится вполне “летательным”. Если ничего не делать - справитсья не могу, вертлявый сильно 😃

FRUKT:

До 3,2V/банку, т.е. при значении на мониторе пульта 9,6V очень рекомендую уже ставить LiFe на зарядку.

Попробую опытным путем - сейчас на аппе нарисовано 9.8в (было 10.1 после зарядки) - посмотрю, сколько “войдет” на зарядке, сделаю выводы. Мнения разные - потому буду проверять так. Не хочется по неосведомленности\дурости ронять самолет в поле - лучше “осознанно” разбить 😃

Еще что заметил - я практически не пользуюсь РН (ни на Бикслере, ни в симуляторе). Нормально ли это? В симе машинально “доворачиваю” уходящий с курса посадки самолет (в ветер 12+ миль), в процессе полета - не использую. На бикслере - тоже не пользуюсь, только крен и РВ. Но Бикслер и летает сам по себе - а как дальше учиться? Иногда в симе помогаю при развороте элеронами и РВ - еще и РН выкручиваю против крена (чтобы нос не падал), но это не часто делаю. Так ли нужен для полетов этот руль, если есть крен-РВ?

Геннадий2610
Леханец:

Правильно ли я понял в описании Яка, что 22хх - это и есть ТЕ цифры… 😃

Совершенно в дырочку.

FRUKT
Леханец:

(было 10.1 после зарядки) - посмотрю, сколько “войдет” на зарядке, сделаю выводы.

Первые минуты после полной зарядки LiFe выдают 10.1V, потом долго 9,9. Далее, как я написал.
Приучайся пользоваться РН, без него пилотаж, кроме полётов блинчиком, невозможен.

Леханец
FRUKT:

Первые минуты после полной зарядки LiFe выдают 10.1V, потом долго 9,9. Далее, как я написал.

Зарядил. Вошло 0.6А (емкость 1.5А). На зарядку поставил при 9.8в. Засек, сколько акков “слетал”. Думаю, можно в 2 раза больше слетать, потом вспоминать про зарядку (поглядывая на вольтаж) 😃

FRUKT:

Приучайся пользоваться РН, без него пилотаж, кроме полётов блинчиком, невозможен.

Мне бы сначала вообще летать научиться 😃 До пилотажа - еще далеко. Сегодня довелось сажать Бикслера с одним элероном (отклеился кабанчик) в небольшой поперечный ветер (РН вряд ли бы спас 😃) - для меня “это” уже - пилотаж 😃

Геннадий2610
Леханец:

Так ли нужен для полетов этот руль, если есть крен-РВ?

На первоначальном этапе может и не обязательно,но не долго.Ровно разогнать модель по полосе перед взлетом можно только при помощи РН,на посадке при боковом ветре болтанка по крену для удержания на курсе для многих моделей противопоказана,приходится работать сразу четырьмя каналами одновременно.

paul310
Леханец:

Еще что заметил - я практически не пользуюсь РН (ни на Бикслере, ни в симуляторе). Нормально ли это?

  • Ветер включите в симуляторе посильнее и с порывами.
  • Попробуйте потренировать в симуляторе stall turns (развороты на горке).

Сразу станет понятно, зачем РН нужен.

Леханец
Геннадий2610:

На первоначальном этапе может и не обязательно,но не долго.Ровно разогнать модель по полосе перед взлетом можно только при помощи РН,на посадке при боковом ветре болтанка по крену для удержания на курсе для многих моделей противопоказана,приходится работать сразу четырьмя каналами одновременно.

с разгоном понятно - так в симе и делаю. Боковой ветер еще не включал (сажусь только против ветра пока),четырьмя каналами работать - страшно 😃 пальцы пока не понимают, что от них хотят 😃 Буду учиться дальше 😃

paul310:
  • Ветер включите в симуляторе посильнее и с порывами.

делал - неудобно летать. При более сильном ветре, чем летаю - часто отрывает хвостовое оперение 😃 Без него еще сесть не получалось 😃 (параметры самолетов - ЕРР пенопласт)