Мечта о ДВС

xeroboec

Ну и еще вопросик, в чем разница “легкая фанера” и “березовая фанера”, по логике наверно в весе, но и естественно наверно и прочность страдает? На сколько хуже легкая и на сколько легче, что лучше брать для шпангоутов и силового набора фюза?

ADF

“Легкая фанера” - это вообще не характеристика. Очень многие люди обзовут легкой - любую тонкую фанеру… Подходит она для изготовления некого конкретного узла или нет - может подсказать только опыт!

Березовая - любая фанера по дефолту сделана из березы, если не уточнено обратное (указано другое дерево - например бальза или plywood (уж не знаю, как по-русски называют второй сорт древесины)).

напоследок лишь напомню, что ни в коем случае не стоит зацикливаться на фанере, если её вдруг нет! Бальзовую фанеру легко получить самостоятельно, склеив 2 или более листов бальзы волокнами крест-накрест (на всех моих ДВС самолетах за 8 лет занятия моделизмом - мотошпангоуты были из такой бальзовой самодельщины) причем клеить можно почти на любой клей - ПВА, эпоксидка, пур, титан - главное придавить хорошо и равномерно на время высыхания. Совсем маленькие площадочки даже на термоклей клеил - а вот здесь важным является возможность придавить как можно быстрее, тогда почти весь термоклей выдавливается и остается лишь его тонкий слой между деревяшек. По периметру лишнее обрезается (заготовки для будущей детали берутся с припуском). Часто делаю так площадки для установки серв.

В некоторых случаях фанеру можно заменить бальзовой доской, оклеенной с одной или двух сторон простой (можно и нЕ простой, если есть) бумагой. Бумагу клеить на ПУР-клей или ПВА.

Русинов_Сергей
xeroboec:

березовая и легкая, разница в чем?

Тут даже не “Капитан Очевидность”, а целый “Адмирал Ясен Куй” подсказывает, что разница в весе. В ТРИ раза.

xeroboec

Ну а по прочности?? Для шпангоутов лучше простую или легкую?

Сергей_Колард
xeroboec:

Ну а по прочности?? Для шпангоутов лучше простую или легкую?

Мотошпангоут 6-ка береза с облегчением, остальные можно из легкой фанеры, можно из березовой, разница лишь в степени вырезов облегчения.

На картинке облегченная легкая фанера, при использовании березовой надо просто оставлять еще меньше дерева по краям.

Первый шпангоут на фото как раз из березовой фанеры под мотораму.

MAX-65
ADF:

и тем, что на заведеном двигателе он не норовит отпасть под винт.

А винт провод рубануть не наровит?

ADF:

Из ос-максов это самое дряное и покупать это не следует.

По опыту 6 лет эксплуатации различных ДВС, именно OS 46 LA, самый беспроблемный мотор… Для тренера, оптимальный выбор, малооборотный и тяговитый, при весе 280 гр, с винтом 11х7 тянет два кило, при этом прекрасно держит низкие холостые, перегазовки, отлично работает с 5% нитры, и не имея иглы ХХ легко настраиваемый карб, заводится всегда пальцем легко с первого рывка… Что крайне немаловажно жрёт в два раза меньше своих подшипниковых братьев, , летая по 20-25минут на одном 200гр баке(при этом в баке всегда оставалось ещё грамм 50). Ждущие в очереди дразнили маво тренерка танкером и весьма удивлялись объёму бака…

ADF

А можно уточнить список разных ДВС? Так, для полноты картины.

Провод винт не норовит рубануть.

Виктор

А я за четырёхтактные двигатели. Ещё проще(в настройке), ещё надёжнее(компрессия нулевая, а он работает), ещё экономичнее.

ADF

Экономичные? Трехфазные вот вообще топлива нисколько не жрут… 😁😁😁

xeroboec

А для тренера какая оптимальная центорвка? задняя центровка может вызывать полет по синусойде?

ADF

Задняя центровка вызовет полет в поверхность планеты. А траекторию вы назовете каким-нибудь матерным словом… 😃

Центровка 33-35% от САХ.

Меньше 30% также не рекомендуется делать (знаю, сейчас набегут советчики, кто и 25% посоветует не краснея) - с передней центровкой посадочная скорость высока + сильная зависимость тангажа от оборотов двигателя, что никак не способствует ровному и безопасному пилотированию.

Передне центрованный самолет - однорежимный; на задне центрованном - вообще летать нельзя.

Сергей_Колард

Я нашел свой оптимум для облета тренировочной модели 27%, после 10-20 взлетов-посадок можно увеличить по вкусу. А вообще диапазон допустимых центровок и мощность горизонтального оперения и продольная устойчивость и ее коэффициент - тема обширная, на форуме поиском можно много нарыть для понимания процесса.

xeroboec

Встречал рекомендации 15 и 20% что реализовал на пилотажке, результат получше чем у тренера с задней центровкой, как-то более ровно летит не зигзагами и без матерных слов хоть и уткнулся в свежую пашню.

Wladimir_Th
Сергей_Колард:

Я нашел свой оптимум для облета тренировочной модели 27%, после 10-20 взлетов-посадок можно увеличить по вкусу.

Полностью поддерживаю Сергея. 33-35% САХ не для новичков. Особенно низкоплан. Не раз был свидетелем дров с такой центровкой в первом полете.

xeroboec:

15 и 20% что реализовал на пилотажке

Очень странно. 15% САХ это, простите, “утюг”, а не пилотажка. Честно говоря, я даже не представляю себе как может полететь самолет (пилотажный) с такой центровкой. Ни разу не встречал такое положение ЦТ.
А вообще на нужное расположение ЦТ влияет очень много факторов. Это и сама конструкция самолета, площади рулей, разнос масс(это немаловажный фактор), полетные навыки пилота(его уровень пилотирования) и пр. Вплоть до того, а что вообще Вы от самолета желаете получить-это тоже играет свою роль.

ADF
Wladimir_Th:

Полностью поддерживаю Сергея. 33-35% САХ не для новичков. Особенно низкоплан. Не раз был сви…

А я вот не согласен!

Правда тут важно определится с понятиями: в моем понимании новичок - это человек, который все-таки налетал сколько-то часов в симуляторе, а не тот, что скорее трясущимися руками тянется к запуску реальной модели.
Во вторых - предполагается, что модель настроена и облетанна опытным пилотом, а не поднимается в воздух первый раз и сразу новичком.

33-35% - это центровка, при которой хвостовое оперение в нормальном полете нагружено минимально. Модель при этом устойчива (не летит по “синусоиде”), но при этом у неё слабо выраженная устойчивость по тангажу и слабая зависимость изменения тангажа от уровня газа. Грубо говоря, если модель летит горизонтально и при этом сунуть ей полный газ - она продолжает горизонтальный полет, лишь набирая скорость.

С центровкой же <30% после облета и триммирования стабилизатор будет нагружен отрицательно, при даче газа модель будет лезть на петлю, а при сбросе - резко клевать носом. Лететь горизонтально она будет лишь при неком среднем положении газа. Да, возможно в этом есть некий плюс - держи средний газ и модель сама держит высоту и горизонт. Но зато появляется однозначный геморрой на посадке: если не прибирать ручку на себя, модель впиливается в полосу под недопустимым углом и издает характерный хруст. А если площадь стабилизатора без избытка (на некоторых учебных моделях и многих “типа учебных”, вроде пайпера) - то при сброшеном газе и передней центровке руля высоты просто не хватит, чтобы заставить её лететь по более плавной глиссаде!

Возвращаясь к 33-35% - надо более активно и более внимательно ручками контролировать тангаж в полете, зато на посадке гораздо проще выдерживать нужный угол снижения и есть возможность производить посадку на разных скоростях. Модель меньше реагирует на поддувания встречного/попутного ветра - не будет взбрыкивать мордой.

Ну и напоследок - а еще сталкивался (конечно не могу голословно обвинять в этом опытных ветеранов, но все-же), что люди просто неправильно определяют % центровки и думают, что у них там 10-15-20%, когда на самом деле в районе 30. Неправильное определение САХ, либо нежелание взять в руки линейку. Очень часто вовсе примерно по лонжерону ЦТ выгонят, модель при этом даже летит, а точную центровку в цифрах никто и знать не знает. А потом рождаются мифы 😃

Wladimir_Th
ADF:

Правда тут важно определится с понятиями: в моем понимании новичок - это человек, который все-таки налетал сколько-то часов в симуляторе, а не тот, что скорее трясущимися руками тянется к запуску реальной модели.

Давая рекомендации (САХ27%) я исходил из этого:

xeroboec:

А для тренера какая оптимальная центорвка? задняя центровка может вызывать полет по синусойде?

и этого:

xeroboec:

Встречал рекомендации 15 и 20% что реализовал на пилотажке, результат получше чем у тренера с задней центровкой, как-то более ровно летит не зигзагами и без матерных слов хоть и уткнулся в свежую пашню.

В свою очередь могу сказать что вот этот самолет, с центровкой 27% и естественно оттриммированный, я несколько раз(кажется 3 раза) сажал в ветер примерно 2-3 м/с с брошенными ручками. Т.е. самолет садился сам. Я заводил его на полосу и уже на высоте примерно 10 метров отпускал стики. Самолет садился сам. Ровно и аккуратно. Это я делал чисто для себя. А точнее для своего самолюбия. Уж больно хороший тренер получился. Нагрузка на крыло была кажется 55 гр./дм.кв.
А вот с центровкой 35% я видел как самолет уже на взлете новичек загонял в петлю с последующим бенцом об асфальт. Он и понять ничего не успел. Задняя центровка, плюс обдув рулей на взлете от мотора работающего на максимуме быстро превратили пилотажку в щепки.

xeroboec

Тренер из потолочки ЯК-12 размах 1.2 м. центровка 34%, Вкратце-прокоментируйте…

ADF

А вот с центровкой 35% я видел как самолет уже на…

35% - это НЕ задняя центровка!

А то, что вы описываете - либо было не 35%, либо новичок был… своеобразный. Двух одинаковых людей - не бывает.

Тренер из потолочки ЯК-12 размах 1.2 м. центровка 34%, Вкратце-прокоментируйте…

Нечего тут комментировать, главное чтобы собран был ровно и на совесть.

Wladimir_Th
xeroboec:

Вкратце-прокоментируйте…

Михаил. А может пора начать делать? А то вторая страница, и пока только комментарии. Извиняюсь, если обидел.

xeroboec
Wladimir_Th:

Михаил. А может пора начать делать? А то вторая страница, и пока только комментарии. Извиняюсь, если обидел

Я пока электричку довожу до ума методом научного тыка, а ДВС начну со следующей недели