Чего его налево тянет? :-)

Виктор

А я поставил гироскоп на РН и забыл об этой проблеме.

Нотан
Виктор:

А я поставил гироскоп на РН

Каждому своё,надо пробовать.

Ranger_moscow
маркин_влад:

А как пробег после посадки?

Нормально, точно по прямой катится, естественно с выключенным вижком уже…

Нотан:

Погоняйтесь с разворотами и порулитесь,тогда и страх края ВПП пройдёт и бюджет поправите.

Борис, да бюджетные вопросы меня, к счастью, вообще не волнуют 😃
Я “на всякий случай” купил еще один такой же птах и набил его полной начинкой (сервы, регулятор, мотор, приемник), так и стоит запасным, ни разу не летал, потому что с первым все нормально…

Нотан:

А как с посадкой? Это основная статья экономии бюджета.

См. выше. И про бюджет, и про посадку… Второй так и стоит невостребованным.

Нотан:

Погоняйтесь с разворотами и порулитесь

Если честно, то не очень понимаю, зачем… оба самолета, и бОльший и мЕньший, с серьезным запасом тяги, они при желании при “тапке в пол” - уйдут в отрыв вообще поперек полосы…
Главный вопрос в теме иной, почему два идентичных по форме самолета ведут себя так по-разному?
Если бы оба уводило - и вопроса бы не было, значит “так вот есть и прими как данность”.
Но очень уж кардинальна разница в поведении, при одинаковой форме и различии в размерах всего в 35%…

Логично желание найти причину и ее выправить, так ведь? Потому что не всегда будет полоса большая, потому и остается желание все поправить.
Опять же любопытство 😃

Виктор:

А я поставил гироскоп на РН и забыл об этой проблеме.

Упс… интересно… можно подробнее?

ЗЫ. Перебрав возможные варианты - а может быть причина в разнице выкоса движка? У бОльшей “Катаны” движок визуально ощутимо вправо смотрит… может она потому и идет прямо?

Виктор
Ranger_moscow:

можно подробнее

Пожалуйста. Раньше и у меня были такие проблемы

А вот последние полетушки моего желтопузика с гироскопом на РН включаю на взлёте, а если не забуду то и при посадке

Нотан

Два одинаковых самолёта=Формоза-2,а летают по разному,поэтому и менял местами,крылья и подбирал винты,успокоился в осознание удовольствия полёта на каждом из них.

Ranger_moscow:

У бОльшей "Катаны

Имеет место быть,прежде всего размер и начинка.

Ranger_moscow:

Потому что не всегда будет полоса большая, потому и остается желание все поправить.
Опять же любопытство 😃

Виктор выправлял гирями,а я рулёжкой по полосе,с плавным набором скорости.
Опыт приходит со временем.
Тапки в пол…,Вам ещё пригодятся.

Разные самики по конструктиву-Як-54 и Эджик 540,оба ДВС,с похожими размерами,летают,как братья близнецы=СКУЧНО.

Ranger_moscow:

Я “на всякий случай” купил еще один такой же птах и набил его полной начинкой

Летать,надо летать.

Ranger_moscow
Виктор:

у меня и на маленьких ставился гироскоп. Так как взлетаешь с гирой, руками только случайно может получиться. Вот разница

Ооооо! Дааа! Хочу!
Разница реальна…
Виктор, пожалуйста, про гироскоп, какой тип, где купить, как подключается??

wihrlwind

Летать, летать и еще раз летать. С влетанностью руки сами начнут работать быстрее, прежде чем мы все это переварим в мозгу. Вот несколько взлетов, начиная с первого и кончая пятисотым на одной и той же модели.

Нотан
Виктор:

Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
GYA350 в моде удерживания

Спасибо,полезная тема.

wihrlwind:

Летать, летать и еще раз летать

Эта тема ближе,но когда-нибудь захочется попробовать,значит необходимо будет перестроиться и учиться летать с гирами.

wihrlwind:

первого и кончая пятисотым

Справа деревья,впереди баобаб и всё путем-летать надо больше.
Сегодня отлетал в ветренную погоду,между дождями,о гире и не думал,пока всё устраивает,но не всё получается.
Пару раз,потерв скорость на посадке,плюхался,но стойки крепкие,значит плюхался умеренно.

spyder3

Ребята,

Гирoскоп нужен для специфики условоий взлёта. У нас строго не разрешается стоять за моделью как на видеио вверху. Стоим мы сбоку метрах в 15 от взлётки да иногда ешё метрах в 20 в право/лево от точки начала разбега, если ближайшие 4 места к точке старта заняты (всего их 5). Поэтому мы и не видним куда модель склоняется влево? а может вправо? Вот тут гироскоп и нужен. В противном случае после малой тренеровки и стоя за хвостом, гироскоп будет только лишними тратами и возможной причиной отказа. Как никак электроника.

Вон на видео Александр Голубков по нитке уже взлетает без гиро

iFly
Ranger_moscow:

Логично желание найти причину и ее выправить, так ведь? Потому что не всегда будет полоса большая, потому и остается желание все поправить.

По пунктам. Отделяя мух от котлет.

  1. Проверяем механику шасси. Колёса должны вращаться а)абсолютно свободно б) без люфтов в) при вращении и боковых нагрузках не задевать за стойки, тапки и прочие неподвижные элементы. Если это не так - надо искать способ исправить ситуацию и не полагаться на то, что об этом позаботился производитель самолёта. Всё нужно проверять.
  2. Гайки- болты крепления колёс должы быть законтрены/посажены на локтайт. Я видел анекдотичный случай, когда при разгоне самолетка вдруг шарахнулась в сторону и чуть не перевернулась. Причина - крепежная гайка одного колеса закрутилась при движении и зажала колесо. Да и у меня однажды колесо отлетело (хорошо, при посадке и на маленькой скорости).
  3. Поверяем геометрию шасси в целом. Заднее колесо должно стоять ровно, по оси фюзеляжа, передние колёса должны иметь небольшое, и одинаковое СХОЖДЕНИЕ - это необходимо для обеспечения самостабилизации при движении самолёта по полосе.
  4. После того, как всё затянуто-законтрено, легко крутится и не болтается, нужно покатать самолёт по ровной поверхности - ровному асфальту или ламинату. И отрегулировать геометрию шасси (подогнуть стойки, отрегулировать положение хвостового колеса) так, чтобы самолёт катился РОВНО, ПО ПРЯМОЙ.

И только после этого приступаем к взлётам- посадкам. При этом даже с идеально отрегулированным шасси самолёт при разбеге будет тянуть в стороны. Это- влияние момента воздушного винта, закрученного спиралью потока воздуха от него, наличие-отсутствие ветра и его направление… И ессно, зависит от конкретного самолёта, у каждого - если хотите - свой характер. Учитесь держать направление при разбеге (и пробеге) с помощью руля направления. Иначе никак. И - все движения на взлёте должны быть плавными. Никаких резких дач газа в пол, дерготни рулями и особенно элеронами. Наберётесь опыта - тогда резвитесь (вот так, например

).
Ps Взлёт - строго против ветра.

Удачи.

Геннадий2610
iFly:

Наберётесь опыта - тогда

будет создаваться ощущение,что самолет ровно рулится при разбеге и взлетает сам.

Ranger_moscow
Виктор:

Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
GYA350 в моде удерживания

Спасибо, очень полезная тема, прочитал всю полностью, по внутренним ссылкам тоже сходил.
Буду заказывать посылку с ХК - обязательно в ней будут гироскопы.

wihrlwind:

Летать, летать и еще раз летать. С влетанностью руки сами начнут работать быстрее, прежде чем мы все это переварим в мозгу

iFly:

Учитесь держать направление при разбеге (и пробеге) с помощью руля направления.

Нотан:

Летать,надо летать.

Коллеги, да никто и не спорит, что пилот просто обязан уметь рулить моделью и быть в состоянии скорректировать все, что она может “сотворить”, как на земле, так и в воздухе.
Собственно, вчера на малой полосе я так и делал, корректировал руддером, не проблема.

Прошу прощения, но суть ветки (в очередной раз) - в просьбе помочь найти ПРИЧИНУ. Поэкспериментировать и, по возможности, устранить. Т.е “Попробуй вот это, возможно исправится”.
Потому что, взлетая на бОльшей “Катане”, я вижу и чувстую, что должно быть именно так, а когда на меньшей - у меня ощущение, что я вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.
Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов.

iFly:
  1. Проверяем механику шасси. Колёса должны вращаться а)абсолютно свободно б) без люфтов в) при вращении и боковых нагрузках не задевать за стойки, тапки и прочие неподвижные элементы. Если это не так - надо искать способ исправить ситуацию и не полагаться на то, что об этом позаботился производитель самолёта. Всё нужно проверять.
  2. Гайки- болты крепления колёс должы быть законтрены/посажены на локтайт. Я видел анекдотичный случай, когда при разгоне самолетка вдруг шарахнулась в сторону и чуть не перевернулась. Причина - крепежная гайка одного колеса закрутилась при движении и зажала колесо. Да и у меня однажды колесо отлетело (хорошо, при посадке и на маленькой скорости).
  3. Поверяем геометрию шасси в целом. Заднее колесо должно стоять ровно, по оси фюзеляжа, передние колёса должны иметь небольшое, и одинаковое СХОЖДЕНИЕ - это необходимо для обеспечения самостабилизации при движении самолёта по полосе.
  4. После того, как всё затянуто-законтрено, легко крутится и не болтается, нужно покатать самолёт по ровной поверхности - ровному асфальту или ламинату. И отрегулировать геометрию шасси (подогнуть стойки, отрегулировать положение хвостового колеса) так, чтобы самолёт катился РОВНО, ПО ПРЯМОЙ.

Спасибо большое за столь развернутые рекомендации.
У меня основной мыслью и было, что что-то с шасси не так.
Колеса проложены с обоих сторон пакетами из металлических и тефлоновых шайб, плюс смазка шайб фиолом. Гайки - самоконтрящиеся (со вставками из полиэтилена) плюс фиксатор резьбы.
И по ламинату я его катал, толчком вперед, никуда при качении на сворачивает.
Про схождение - интересно, я выставлял шасcи точно вдоль оси фюзеляжа (прикладывал метровую линейку к площадке крепления колеса).
Схождение надо попробовать…

Несколько смущает то, что при посадке самолет катится точно по прямой… была бы проблема с шасси, он бы и при посадке катился влево.
Разница со взлетом - в выключенном двигателе…

ЗЫ. Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.
Сегодня проверю на поле, по результатам отпишусь, думаю что с видео.

iFly
Ranger_moscow:

Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо

Как бы проблем в полёте из- за этого не началось. В общем - хозяин - барин. У меня, например, есть бальзовая пилотажечка -ЯК кило двести. Фюз сравнительно короткий, “раскрыв” стойки шасси большой. В воздухе - стабилен как утюг, а на взлёте- посадке - пока по полосе катится - ведёт себя нервно. Всё время норовит с прямой съехать, приходится “ловить” его РН постоянно. Ничего - привык справляться с рулёжкой, если начну выкосом бороться или чем еще - разрушу поведение модели в воздухе.
Другая модель - Ангел - катится стабильно ровно. У него относительно “раскрыва” передней стойки шасси длинный фюз, может, поэтому подруливать практически не надо. Только в момент раскрутки движка, компенсируя момент от воздушного винта.
Моё мнение. Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями. Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе.

vlad_den
Ranger_moscow:

Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.

Если в полете нет претензий к выкосу - я бы не стал. Обдув рулей на земле при взлете и в воздухе - две разные вещи, самолет все-таки для полета. С моей точки зрения причиной нестабильности на взлете является именно меньший размер, в частности длина фюзеляжа. Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно.

Ranger_moscow:

вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.

  • да.

Пока писал - коллега ответил по сути примерно то же самое 😃

iFly
Ranger_moscow:

Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов

Самолёт ведёт в сторону отчасти из-за того, что поток от воздушного винта закручен “штопором” в одну сторону, и несимметрично взаимодействует с поверхностями самолёта, попадающимися ему на пути))). Кроме того, винт, вращаясь, создаёт момент, направленный в сторону, противоположную вращению, несимметрично нагружая стойку шасси. Резкая “дача газа” вызывает дополнительные возмущения большой амплитуды, которые поведение самолёта на земле тоже не улучшают. Это “на пальцах”.
К сожалению - данные эффекты на модели Вашей компоновки Вы никак радикально не устраните, поэтому Вам и советуют - учиться работать РН на взлёте, парируя уводы.

Нотан
vlad_den:

Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно

iFly:

Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе

iFly:

Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями

Андрей,лучше и больше не скажешь,это советуют опытные пилоты.
Перебирать самоль и шасси можно долго,стот ли…

iFly:

Поверяем геометрию шасси в целом

Стойка шасси цельная или из двух половинок?
Стоит правильно? попердикулярно фюзу,при взляде сверху колёсики-одинаково торчат…?
Найдёшь, порадуемся вместе
.

Садится правильно,взлетает криво-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.

iFly
Нотан:

-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.

))))А на посадке как быть? Наверное, со швеллерами по ВПП бегать, глиссаду ловить)))😂
Шутка - самолётка на посадке ведь нормально себя ведёт.

spyder3
iFly:

Никаких резких дач газа в пол, дерготни рулями и особенно элеронами.

Всё что сказано истина, а вот это самое главное. Если дать газ до отказа - и Спартан гироскоп не поможет. Плавность основа успеха

Ranger_moscow

Коллеги, ну в общем сегодняшние результаты, как обещано, с видео.
Общий смысл - “Те же Фаберже, только сзади” 😦

youtu.be/IpDaxpTnBbU

Что сегодня делал и наблюдал на поле:

  1. Увеличенный выкос движка УХУДШИЛ ситуацию. Птаха тащит влево еще больше. Проверено тремя взлетами подряд, ошибки быть не может.
  2. Очень плавное наращивание тяги при взлете ситуацию не меняет. Просто самолет приходится ставить носом к правому краю полосы, он разбегается по длинной дуге и уходит в отрыв у левого края.
  3. Стойки шасси изгибал для разной высоты (т.е. самолет был накренен при одном взлете влево, при другом вправо) - без разницы.
  4. Если посмотреть видео покадрово, то видно, что самолет доворачивает влево практически сразу же. Проверил, пока оборотов не хватает для движения - естественно, стоит на месте, хоть чуть перескочил порог старта с места - сразу едет влево.
  5. Стойки раздельные, колеса синхронно гнул и влево, и вправо, делал схождение - кардинальных изменений не заметил.
  6. Заднее колесо отгибал относительно руля высоты градусов на 20… чуть помогает, дуга взлета становится более пологой, но все равно дугой.
  7. Реально помогло только триммирование РН, экспериментальным подбором можно заставить разбегаться практически по прямой, но после отрыва, естественно, самолет тут же уходит вправо. Приходится удерживать и триммировать обратно уже в полете.

Это просто пища для размышлений, а я, наверное, сдаюсь. К сожалению.
Собственно, держать его руддером - не проблема. Каждый раз и держу, когда не экспериментирую.

А вот и основа, из-за чего стал голову ломать…взлет чуть бОльшей Катаны (сорри, с другого ракурса, пошел дождь и пришлось камеру убрать в машину. Но видно все равно хорошо)

youtu.be/E27K_zO6LHc

Как будто и правда два П-образных профиля у нее лежат, точно по прямой, каждый взлет…

ЗЫ. Алексей, у Вашей точно такие же цвета… класс - 30-й?

ЗЗЫ. Да, и еще в добавление:

youtu.be/4UqYCflXyLE

Это полное видео еще летнего полета, откуда взят кусок старта в начале темы.
Там отлично видно и взлет, и как в воздухе “по линейке” идет, и главное - в самом конуе, как катится после посадки… точно прямо.
Сам посадка конечно не ахти, но тогда это были мои первые полеты и просто попасть на полосу уже было счастьем 😃