Чего его налево тянет? :-)
Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
rcopen.com/forum/f87/topic176184
Летать, летать и еще раз летать. С влетанностью руки сами начнут работать быстрее, прежде чем мы все это переварим в мозгу. Вот несколько взлетов, начиная с первого и кончая пятисотым на одной и той же модели.
Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
GYA350 в моде удерживания
Спасибо,полезная тема.
Летать, летать и еще раз летать
Эта тема ближе,но когда-нибудь захочется попробовать,значит необходимо будет перестроиться и учиться летать с гирами.
первого и кончая пятисотым
Справа деревья,впереди баобаб и всё путем-летать надо больше.
Сегодня отлетал в ветренную погоду,между дождями,о гире и не думал,пока всё устраивает,но не всё получается.
Пару раз,потерв скорость на посадке,плюхался,но стойки крепкие,значит плюхался умеренно.
Ребята,
Гирoскоп нужен для специфики условоий взлёта. У нас строго не разрешается стоять за моделью как на видеио вверху. Стоим мы сбоку метрах в 15 от взлётки да иногда ешё метрах в 20 в право/лево от точки начала разбега, если ближайшие 4 места к точке старта заняты (всего их 5). Поэтому мы и не видним куда модель склоняется влево? а может вправо? Вот тут гироскоп и нужен. В противном случае после малой тренеровки и стоя за хвостом, гироскоп будет только лишними тратами и возможной причиной отказа. Как никак электроника.
Вон на видео Александр Голубков по нитке уже взлетает без гиро
Логично желание найти причину и ее выправить, так ведь? Потому что не всегда будет полоса большая, потому и остается желание все поправить.
По пунктам. Отделяя мух от котлет.
- Проверяем механику шасси. Колёса должны вращаться а)абсолютно свободно б) без люфтов в) при вращении и боковых нагрузках не задевать за стойки, тапки и прочие неподвижные элементы. Если это не так - надо искать способ исправить ситуацию и не полагаться на то, что об этом позаботился производитель самолёта. Всё нужно проверять.
- Гайки- болты крепления колёс должы быть законтрены/посажены на локтайт. Я видел анекдотичный случай, когда при разгоне самолетка вдруг шарахнулась в сторону и чуть не перевернулась. Причина - крепежная гайка одного колеса закрутилась при движении и зажала колесо. Да и у меня однажды колесо отлетело (хорошо, при посадке и на маленькой скорости).
- Поверяем геометрию шасси в целом. Заднее колесо должно стоять ровно, по оси фюзеляжа, передние колёса должны иметь небольшое, и одинаковое СХОЖДЕНИЕ - это необходимо для обеспечения самостабилизации при движении самолёта по полосе.
- После того, как всё затянуто-законтрено, легко крутится и не болтается, нужно покатать самолёт по ровной поверхности - ровному асфальту или ламинату. И отрегулировать геометрию шасси (подогнуть стойки, отрегулировать положение хвостового колеса) так, чтобы самолёт катился РОВНО, ПО ПРЯМОЙ.
И только после этого приступаем к взлётам- посадкам. При этом даже с идеально отрегулированным шасси самолёт при разбеге будет тянуть в стороны. Это- влияние момента воздушного винта, закрученного спиралью потока воздуха от него, наличие-отсутствие ветра и его направление… И ессно, зависит от конкретного самолёта, у каждого - если хотите - свой характер. Учитесь держать направление при разбеге (и пробеге) с помощью руля направления. Иначе никак. И - все движения на взлёте должны быть плавными. Никаких резких дач газа в пол, дерготни рулями и особенно элеронами. Наберётесь опыта - тогда резвитесь (вот так, например
).
Ps Взлёт - строго против ветра.
Удачи.
Наберётесь опыта - тогда
будет создаваться ощущение,что самолет ровно рулится при разбеге и взлетает сам.
Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
GYA350 в моде удерживания
Спасибо, очень полезная тема, прочитал всю полностью, по внутренним ссылкам тоже сходил.
Буду заказывать посылку с ХК - обязательно в ней будут гироскопы.
Летать, летать и еще раз летать. С влетанностью руки сами начнут работать быстрее, прежде чем мы все это переварим в мозгу
Учитесь держать направление при разбеге (и пробеге) с помощью руля направления.
Летать,надо летать.
Коллеги, да никто и не спорит, что пилот просто обязан уметь рулить моделью и быть в состоянии скорректировать все, что она может “сотворить”, как на земле, так и в воздухе.
Собственно, вчера на малой полосе я так и делал, корректировал руддером, не проблема.
Прошу прощения, но суть ветки (в очередной раз) - в просьбе помочь найти ПРИЧИНУ. Поэкспериментировать и, по возможности, устранить. Т.е “Попробуй вот это, возможно исправится”.
Потому что, взлетая на бОльшей “Катане”, я вижу и чувстую, что должно быть именно так, а когда на меньшей - у меня ощущение, что я вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.
Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов.
- Проверяем механику шасси. Колёса должны вращаться а)абсолютно свободно б) без люфтов в) при вращении и боковых нагрузках не задевать за стойки, тапки и прочие неподвижные элементы. Если это не так - надо искать способ исправить ситуацию и не полагаться на то, что об этом позаботился производитель самолёта. Всё нужно проверять.
- Гайки- болты крепления колёс должы быть законтрены/посажены на локтайт. Я видел анекдотичный случай, когда при разгоне самолетка вдруг шарахнулась в сторону и чуть не перевернулась. Причина - крепежная гайка одного колеса закрутилась при движении и зажала колесо. Да и у меня однажды колесо отлетело (хорошо, при посадке и на маленькой скорости).
- Поверяем геометрию шасси в целом. Заднее колесо должно стоять ровно, по оси фюзеляжа, передние колёса должны иметь небольшое, и одинаковое СХОЖДЕНИЕ - это необходимо для обеспечения самостабилизации при движении самолёта по полосе.
- После того, как всё затянуто-законтрено, легко крутится и не болтается, нужно покатать самолёт по ровной поверхности - ровному асфальту или ламинату. И отрегулировать геометрию шасси (подогнуть стойки, отрегулировать положение хвостового колеса) так, чтобы самолёт катился РОВНО, ПО ПРЯМОЙ.
Спасибо большое за столь развернутые рекомендации.
У меня основной мыслью и было, что что-то с шасси не так.
Колеса проложены с обоих сторон пакетами из металлических и тефлоновых шайб, плюс смазка шайб фиолом. Гайки - самоконтрящиеся (со вставками из полиэтилена) плюс фиксатор резьбы.
И по ламинату я его катал, толчком вперед, никуда при качении на сворачивает.
Про схождение - интересно, я выставлял шасcи точно вдоль оси фюзеляжа (прикладывал метровую линейку к площадке крепления колеса).
Схождение надо попробовать…
Несколько смущает то, что при посадке самолет катится точно по прямой… была бы проблема с шасси, он бы и при посадке катился влево.
Разница со взлетом - в выключенном двигателе…
ЗЫ. Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.
Сегодня проверю на поле, по результатам отпишусь, думаю что с видео.
Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо
Как бы проблем в полёте из- за этого не началось. В общем - хозяин - барин. У меня, например, есть бальзовая пилотажечка -ЯК кило двести. Фюз сравнительно короткий, “раскрыв” стойки шасси большой. В воздухе - стабилен как утюг, а на взлёте- посадке - пока по полосе катится - ведёт себя нервно. Всё время норовит с прямой съехать, приходится “ловить” его РН постоянно. Ничего - привык справляться с рулёжкой, если начну выкосом бороться или чем еще - разрушу поведение модели в воздухе.
Другая модель - Ангел - катится стабильно ровно. У него относительно “раскрыва” передней стойки шасси длинный фюз, может, поэтому подруливать практически не надо. Только в момент раскрутки движка, компенсируя момент от воздушного винта.
Моё мнение. Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями. Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе.
Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.
Если в полете нет претензий к выкосу - я бы не стал. Обдув рулей на земле при взлете и в воздухе - две разные вещи, самолет все-таки для полета. С моей точки зрения причиной нестабильности на взлете является именно меньший размер, в частности длина фюзеляжа. Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно.
вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.
- да.
Пока писал - коллега ответил по сути примерно то же самое 😃
Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов
Самолёт ведёт в сторону отчасти из-за того, что поток от воздушного винта закручен “штопором” в одну сторону, и несимметрично взаимодействует с поверхностями самолёта, попадающимися ему на пути))). Кроме того, винт, вращаясь, создаёт момент, направленный в сторону, противоположную вращению, несимметрично нагружая стойку шасси. Резкая “дача газа” вызывает дополнительные возмущения большой амплитуды, которые поведение самолёта на земле тоже не улучшают. Это “на пальцах”.
К сожалению - данные эффекты на модели Вашей компоновки Вы никак радикально не устраните, поэтому Вам и советуют - учиться работать РН на взлёте, парируя уводы.
Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно
Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе
Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями
Андрей,лучше и больше не скажешь,это советуют опытные пилоты.
Перебирать самоль и шасси можно долго,стот ли…
Поверяем геометрию шасси в целом
Стойка шасси цельная или из двух половинок?
Стоит правильно? попердикулярно фюзу,при взляде сверху колёсики-одинаково торчат…?
Найдёшь, порадуемся вместе
.
Садится правильно,взлетает криво-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.
-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.
))))А на посадке как быть? Наверное, со швеллерами по ВПП бегать, глиссаду ловить)))😂
Шутка - самолётка на посадке ведь нормально себя ведёт.
Никаких резких дач газа в пол, дерготни рулями и особенно элеронами.
Всё что сказано истина, а вот это самое главное. Если дать газ до отказа - и Спартан гироскоп не поможет. Плавность основа успеха
Коллеги, ну в общем сегодняшние результаты, как обещано, с видео.
Общий смысл - “Те же Фаберже, только сзади” 😦
Что сегодня делал и наблюдал на поле:
- Увеличенный выкос движка УХУДШИЛ ситуацию. Птаха тащит влево еще больше. Проверено тремя взлетами подряд, ошибки быть не может.
- Очень плавное наращивание тяги при взлете ситуацию не меняет. Просто самолет приходится ставить носом к правому краю полосы, он разбегается по длинной дуге и уходит в отрыв у левого края.
- Стойки шасси изгибал для разной высоты (т.е. самолет был накренен при одном взлете влево, при другом вправо) - без разницы.
- Если посмотреть видео покадрово, то видно, что самолет доворачивает влево практически сразу же. Проверил, пока оборотов не хватает для движения - естественно, стоит на месте, хоть чуть перескочил порог старта с места - сразу едет влево.
- Стойки раздельные, колеса синхронно гнул и влево, и вправо, делал схождение - кардинальных изменений не заметил.
- Заднее колесо отгибал относительно руля высоты градусов на 20… чуть помогает, дуга взлета становится более пологой, но все равно дугой.
- Реально помогло только триммирование РН, экспериментальным подбором можно заставить разбегаться практически по прямой, но после отрыва, естественно, самолет тут же уходит вправо. Приходится удерживать и триммировать обратно уже в полете.
Это просто пища для размышлений, а я, наверное, сдаюсь. К сожалению.
Собственно, держать его руддером - не проблема. Каждый раз и держу, когда не экспериментирую.
А вот и основа, из-за чего стал голову ломать…взлет чуть бОльшей Катаны (сорри, с другого ракурса, пошел дождь и пришлось камеру убрать в машину. Но видно все равно хорошо)
Как будто и правда два П-образных профиля у нее лежат, точно по прямой, каждый взлет…
ЗЫ. Алексей, у Вашей точно такие же цвета… класс - 30-й?
ЗЗЫ. Да, и еще в добавление:
Это полное видео еще летнего полета, откуда взят кусок старта в начале темы.
Там отлично видно и взлет, и как в воздухе “по линейке” идет, и главное - в самом конуе, как катится после посадки… точно прямо.
Сам посадка конечно не ахти, но тогда это были мои первые полеты и просто попасть на полосу уже было счастьем 😃
Андрей,завтра вроде погоду летабельную обещают,привозите - поглядим.😃
Да всё у Вас нормально со взлётом, судя по видео . Нескомпенсированные моменты от раскручивающегося движка, и только. Ну, слегка уводит,надо активнее парировать РН, тем более взлёт у Вас энергичный, пробуйте всё же плавнее давать газ (даже если боитесь капотнуть). При этом посмотрите Ваше видео внимательно, и Вы увидите, что основной и наиболее резкий увод с траектории происходит в самом начале разбега (первые метр-два, третья секунда видео), когда раскручивается движок и модель поднимает хвост. При этом Вы еще “спите” , Ваши корректирующие движения РН я вижу гораздо позже, метре на 10 разбега (на пятой секунде видео), когда самолёт уже разогнался и уже почти отрывается, но, к сожалению, траектория уже сбита. Рулить надо активнее и гораздо раньше! Триммировать модель “специально для взлёта” не надо, самолёт должен быть оттриммирован на ровный полёт. Короткохвостые и "квадратные " в плане пилотажки так себя и ведут, если ими активно не рулить на взлёте. При это, естественно, расходы по РН должны быть приличные. Кстати - у меня есть такой самолёт - чудик Ultra stick
www.e-fliterc.com/Products/Default.aspx?ProdID=EFL…
так если его жестко на взлёте не контролировать - вообще поперёк полосы взлететь может. При этом летает и планирует - супер. Зная эту его особенность, при взлёте кладу заранее РН в сторону (реально градусов 20!!!), противоположную уводу, и, плавненько прибавляя газ, взлетаю.
Алексей, у Вашей точно такие же цвета… класс - 30-й?
Совершенно верно. F3A Ангел от Себарта, 30-й типоразмер, 1,5 кг взлётного. Это как раз тот, который по струнке и взлетает и садится. При этом, тем не менее, мне работать на взлёте и на посадке приходится прилично, просто это уже у меня “в руках” сидит. И никогда не даю газ резко. Во всяком случае стараюсь. Ни на взлёте, ни в полёте. Мне совершенно не хочется наблюдать, как от носовой части моей модели отлетают куски моторамы вместе с двигателем. разрушенные непомерными скручивающими моментами.
Да всё у Вас нормально со взлётом, судя по видео . Нескомпенсированные моменты от раскручивающегося движка, и только. Ну, слегка уводит,надо активнее парировать РН…
+100500 И с гирой я бы не торопился,а то руки не научатся нормально работать.
Андрей,завтра вроде погоду летабельную обещают,привозите - поглядим.
С удовольствием, не вопрос 😃
Место уточните?
при взлёте кладу заранее РН в сторону (реально градусов 20!!!), противоположную уводу, и, плавненько прибавляя газ, взлетаю.
Да, именно так, к тому же интуитивно и пришел… даже РН шевелить не надо, угол стика на пульте запомнил - и вперед, запросто взлетаешь вдоль полосы, плюс-минус градусов 10 от ее середины…
При этом, тем не менее, мне работать на взлёте и на посадке приходится прилично, просто это уже у меня “в руках” сидит.
Сорри, не очень понял, если “по струнке”, то почему “работать прилично”? Вернее, что значит? Почему спрашиваю - моя, тоже Себарт, тоже тридцатка, она умница…
При желании на взлете можно только РВ рулить… а при посадке, по ощущениям, просто покажи ей глиссаду, дальше сама сядет… ну только тягу плавно сбрасывать, сама это не умеет 😃
Вот ее заход на посадку:
Ps Андрей, скорее всего, передатчик у Вас - mode 2, т.е. газ и РН сидят на одном, левом стике. Поскольку рулить моделью в полёте можно связкой РВ + элероны, т.е только правым стиком, навык работы РН склонен “западать” и за ненадобностью отмирает потихоньку. Скорее всего, Вы СНАЧАЛА даёте газ, а ПОТОМ начинаете рулить РН, хотя это надо делать ОДНОВРЕМЕННО, возможно даже работа РН должна опережать дачу газа. Учитесь работать РН. Радикальный, “ломовой” способ, я считаю - “бразильский”. Т.е. методом погружения. Просто заблокировать элероны в нейтрали и отключить серво управления элеронами от приёмника. И летать только на “хвосте”. т.е РН и РВ. Или “зажать” расходы по элеронам до нуля практически. Получите массу новых впечатлений и мгновенно научитесь пользоваться РН. Или возьмите тренерочка или планер, у которого элеронов нет вообще, и летайте на нем периодически.
+100500 И с гирой я бы не торопился,а то руки не научатся нормально работать.
Руки, я так думаю, уже умеют 😃
Оба птаха уже давно не ремонтировал, а летаю еженедельно. Только на этой неделе четыре выезда в поле, по десятку акков отлетанных каждый раз.
Про гиру - просто понравилась тема, хочу попробовать, любопытство тому основой…
Просто заблокировать элероны в нейтрали и отключить серво управления элеронами от приёмника.
Способ действительно радикальный, аж страшно представить 😃
Про РН - да, все правда, я только пару недель назад начал им работать, до того левый стик только вперед-назад юзал… теперь активно набираю навыки по РН…
Способ действительно радикальный, аж страшно представить 😃 Про РН - да, все правда, я только пару недель назад начал им работать, до того левый стик только вперед-назад юзал… теперь активно набираю навыки по РН…
С пилотажечкой такой способ надо очень аккуратно пробовать - она не способна самостабилизироваться по крену. Лучше зажать расходы по элеронам максимально. А вот с тренерами - высокопланами и пенопланерами такой вариант обучения очень даже проходит. Потом, когда влётываешься - приходит ощущение, что элероны и не нужны вроде как вовсе)))) и, пересев на самолёт с полноценным управлением, работа РН в любом режиме ( в т.ч. на взлёте, где она крайне важна ) уже никаких трудностей не представляет и осуществляется автоматически.
если “по струнке”, то почему “работать прилично”
Именно так и происходит, специально за руками не слежу во время взлёта и посадки, но короткие корректирующие действия произвожу всё время. Надо бы на камеру снять процесс управления, тогда видно будет. что да как)))
Да и ветер никто не отменял, кроме того, я летаю - зимой на полосе шириной 6 метров ограниченной длины, летом - на стадионе, со всех сторон ограниченном деревьями. Приходится и в створ полосы попадать (зимой), и глиссаду крутую заламывать (летом), поэтому Ангелочком моим рулю всеми плоскостями до касания очень активно. да и чтобы просто красиво взлететь- сесть - надо постараться. При всём при том, что Ангел на взлёте и посадке сам по себе очень стабилен.
Место уточните?
Середнево Вам известно,судя по роликам.
Середнево Вам известно,судя по роликам.
Да, конечно.
Завтра, если не дождь и не сильный ветер, подтянусь часам к 12-ти.
Спасибо.
Андрей,
Нормально ваша в посте 39 для её размера взлетает. Она просто очень маленькая, и на тот увод не надо столько обрашать внимания. Летайте в удовольствие.
Если вы её для тренировки держите для перехода на что то более солидное, то тренеруйтесь работать РН и всё. Хотя на этой модели (фильм 3108) вы все навыки взлёта вряд ли отработаете. Вот вы, на 2ой секунде (по звуку) уже газ в пол двинули - и модель простила. Что то покрупнее, а тем более верхнеплан уже мог в ремонт идти после такой ошибки. Нет у вас модели поболее - тренеруййтесь на этой. Как - увеличивайте время разбега. Дойдёте до 7-8сек при её ровном удерживании на прямой и ну хоть 2 сек на 2х колёсах в конце. Сделали. Значит обучение закончилось успешно. Для завершения найдите асфальт - что много усложнит и закрепит навыки.
Про гиру - просто понравилась тема, хочу попробовать
Только повнимательней первые подлеты, а то у нас один товарищ на площадке очень любит электронику и тоже ставил на модель самолета трехосевую систему стабилизации и попросил меня поднять модель. Так вот у меня впервые создалось впечатление, что я летать совсем не умею. Из -за неправильной настройки системы я так в тот день и не смог поднять модель, это потом уже выяснилось, что настройки неверные. Электроника способна перерулить любого пилота, не смотря на его квалификацию:)