Чего его налево тянет? :-)

Ranger_moscow
Виктор:

Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
GYA350 в моде удерживания

Спасибо, очень полезная тема, прочитал всю полностью, по внутренним ссылкам тоже сходил.
Буду заказывать посылку с ХК - обязательно в ней будут гироскопы.

wihrlwind:

Летать, летать и еще раз летать. С влетанностью руки сами начнут работать быстрее, прежде чем мы все это переварим в мозгу

iFly:

Учитесь держать направление при разбеге (и пробеге) с помощью руля направления.

Нотан:

Летать,надо летать.

Коллеги, да никто и не спорит, что пилот просто обязан уметь рулить моделью и быть в состоянии скорректировать все, что она может “сотворить”, как на земле, так и в воздухе.
Собственно, вчера на малой полосе я так и делал, корректировал руддером, не проблема.

Прошу прощения, но суть ветки (в очередной раз) - в просьбе помочь найти ПРИЧИНУ. Поэкспериментировать и, по возможности, устранить. Т.е “Попробуй вот это, возможно исправится”.
Потому что, взлетая на бОльшей “Катане”, я вижу и чувстую, что должно быть именно так, а когда на меньшей - у меня ощущение, что я вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.
Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов.

iFly:
  1. Проверяем механику шасси. Колёса должны вращаться а)абсолютно свободно б) без люфтов в) при вращении и боковых нагрузках не задевать за стойки, тапки и прочие неподвижные элементы. Если это не так - надо искать способ исправить ситуацию и не полагаться на то, что об этом позаботился производитель самолёта. Всё нужно проверять.
  2. Гайки- болты крепления колёс должы быть законтрены/посажены на локтайт. Я видел анекдотичный случай, когда при разгоне самолетка вдруг шарахнулась в сторону и чуть не перевернулась. Причина - крепежная гайка одного колеса закрутилась при движении и зажала колесо. Да и у меня однажды колесо отлетело (хорошо, при посадке и на маленькой скорости).
  3. Поверяем геометрию шасси в целом. Заднее колесо должно стоять ровно, по оси фюзеляжа, передние колёса должны иметь небольшое, и одинаковое СХОЖДЕНИЕ - это необходимо для обеспечения самостабилизации при движении самолёта по полосе.
  4. После того, как всё затянуто-законтрено, легко крутится и не болтается, нужно покатать самолёт по ровной поверхности - ровному асфальту или ламинату. И отрегулировать геометрию шасси (подогнуть стойки, отрегулировать положение хвостового колеса) так, чтобы самолёт катился РОВНО, ПО ПРЯМОЙ.

Спасибо большое за столь развернутые рекомендации.
У меня основной мыслью и было, что что-то с шасси не так.
Колеса проложены с обоих сторон пакетами из металлических и тефлоновых шайб, плюс смазка шайб фиолом. Гайки - самоконтрящиеся (со вставками из полиэтилена) плюс фиксатор резьбы.
И по ламинату я его катал, толчком вперед, никуда при качении на сворачивает.
Про схождение - интересно, я выставлял шасcи точно вдоль оси фюзеляжа (прикладывал метровую линейку к площадке крепления колеса).
Схождение надо попробовать…

Несколько смущает то, что при посадке самолет катится точно по прямой… была бы проблема с шасси, он бы и при посадке катился влево.
Разница со взлетом - в выключенном двигателе…

ЗЫ. Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.
Сегодня проверю на поле, по результатам отпишусь, думаю что с видео.

iFly
Ranger_moscow:

Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо

Как бы проблем в полёте из- за этого не началось. В общем - хозяин - барин. У меня, например, есть бальзовая пилотажечка -ЯК кило двести. Фюз сравнительно короткий, “раскрыв” стойки шасси большой. В воздухе - стабилен как утюг, а на взлёте- посадке - пока по полосе катится - ведёт себя нервно. Всё время норовит с прямой съехать, приходится “ловить” его РН постоянно. Ничего - привык справляться с рулёжкой, если начну выкосом бороться или чем еще - разрушу поведение модели в воздухе.
Другая модель - Ангел - катится стабильно ровно. У него относительно “раскрыва” передней стойки шасси длинный фюз, может, поэтому подруливать практически не надо. Только в момент раскрутки движка, компенсируя момент от воздушного винта.
Моё мнение. Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями. Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе.

vlad_den
Ranger_moscow:

Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.

Если в полете нет претензий к выкосу - я бы не стал. Обдув рулей на земле при взлете и в воздухе - две разные вещи, самолет все-таки для полета. С моей точки зрения причиной нестабильности на взлете является именно меньший размер, в частности длина фюзеляжа. Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно.

Ranger_moscow:

вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.

  • да.

Пока писал - коллега ответил по сути примерно то же самое 😃

iFly
Ranger_moscow:

Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов

Самолёт ведёт в сторону отчасти из-за того, что поток от воздушного винта закручен “штопором” в одну сторону, и несимметрично взаимодействует с поверхностями самолёта, попадающимися ему на пути))). Кроме того, винт, вращаясь, создаёт момент, направленный в сторону, противоположную вращению, несимметрично нагружая стойку шасси. Резкая “дача газа” вызывает дополнительные возмущения большой амплитуды, которые поведение самолёта на земле тоже не улучшают. Это “на пальцах”.
К сожалению - данные эффекты на модели Вашей компоновки Вы никак радикально не устраните, поэтому Вам и советуют - учиться работать РН на взлёте, парируя уводы.

Нотан
vlad_den:

Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно

iFly:

Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе

iFly:

Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями

Андрей,лучше и больше не скажешь,это советуют опытные пилоты.
Перебирать самоль и шасси можно долго,стот ли…

iFly:

Поверяем геометрию шасси в целом

Стойка шасси цельная или из двух половинок?
Стоит правильно? попердикулярно фюзу,при взляде сверху колёсики-одинаково торчат…?
Найдёшь, порадуемся вместе
.

Садится правильно,взлетает криво-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.

iFly
Нотан:

-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.

))))А на посадке как быть? Наверное, со швеллерами по ВПП бегать, глиссаду ловить)))😂
Шутка - самолётка на посадке ведь нормально себя ведёт.

spyder3
iFly:

Никаких резких дач газа в пол, дерготни рулями и особенно элеронами.

Всё что сказано истина, а вот это самое главное. Если дать газ до отказа - и Спартан гироскоп не поможет. Плавность основа успеха

Ranger_moscow

Коллеги, ну в общем сегодняшние результаты, как обещано, с видео.
Общий смысл - “Те же Фаберже, только сзади” 😦

youtu.be/IpDaxpTnBbU

Что сегодня делал и наблюдал на поле:

  1. Увеличенный выкос движка УХУДШИЛ ситуацию. Птаха тащит влево еще больше. Проверено тремя взлетами подряд, ошибки быть не может.
  2. Очень плавное наращивание тяги при взлете ситуацию не меняет. Просто самолет приходится ставить носом к правому краю полосы, он разбегается по длинной дуге и уходит в отрыв у левого края.
  3. Стойки шасси изгибал для разной высоты (т.е. самолет был накренен при одном взлете влево, при другом вправо) - без разницы.
  4. Если посмотреть видео покадрово, то видно, что самолет доворачивает влево практически сразу же. Проверил, пока оборотов не хватает для движения - естественно, стоит на месте, хоть чуть перескочил порог старта с места - сразу едет влево.
  5. Стойки раздельные, колеса синхронно гнул и влево, и вправо, делал схождение - кардинальных изменений не заметил.
  6. Заднее колесо отгибал относительно руля высоты градусов на 20… чуть помогает, дуга взлета становится более пологой, но все равно дугой.
  7. Реально помогло только триммирование РН, экспериментальным подбором можно заставить разбегаться практически по прямой, но после отрыва, естественно, самолет тут же уходит вправо. Приходится удерживать и триммировать обратно уже в полете.

Это просто пища для размышлений, а я, наверное, сдаюсь. К сожалению.
Собственно, держать его руддером - не проблема. Каждый раз и держу, когда не экспериментирую.

А вот и основа, из-за чего стал голову ломать…взлет чуть бОльшей Катаны (сорри, с другого ракурса, пошел дождь и пришлось камеру убрать в машину. Но видно все равно хорошо)

youtu.be/E27K_zO6LHc

Как будто и правда два П-образных профиля у нее лежат, точно по прямой, каждый взлет…

ЗЫ. Алексей, у Вашей точно такие же цвета… класс - 30-й?

ЗЗЫ. Да, и еще в добавление:

youtu.be/4UqYCflXyLE

Это полное видео еще летнего полета, откуда взят кусок старта в начале темы.
Там отлично видно и взлет, и как в воздухе “по линейке” идет, и главное - в самом конуе, как катится после посадки… точно прямо.
Сам посадка конечно не ахти, но тогда это были мои первые полеты и просто попасть на полосу уже было счастьем 😃

Геннадий2610

Андрей,завтра вроде погоду летабельную обещают,привозите - поглядим.😃

iFly

Да всё у Вас нормально со взлётом, судя по видео . Нескомпенсированные моменты от раскручивающегося движка, и только. Ну, слегка уводит,надо активнее парировать РН, тем более взлёт у Вас энергичный, пробуйте всё же плавнее давать газ (даже если боитесь капотнуть). При этом посмотрите Ваше видео внимательно, и Вы увидите, что основной и наиболее резкий увод с траектории происходит в самом начале разбега (первые метр-два, третья секунда видео), когда раскручивается движок и модель поднимает хвост. При этом Вы еще “спите” , Ваши корректирующие движения РН я вижу гораздо позже, метре на 10 разбега (на пятой секунде видео), когда самолёт уже разогнался и уже почти отрывается, но, к сожалению, траектория уже сбита. Рулить надо активнее и гораздо раньше! Триммировать модель “специально для взлёта” не надо, самолёт должен быть оттриммирован на ровный полёт. Короткохвостые и "квадратные " в плане пилотажки так себя и ведут, если ими активно не рулить на взлёте. При это, естественно, расходы по РН должны быть приличные. Кстати - у меня есть такой самолёт - чудик Ultra stick

www.e-fliterc.com/Products/Default.aspx?ProdID=EFL…

так если его жестко на взлёте не контролировать - вообще поперёк полосы взлететь может. При этом летает и планирует - супер. Зная эту его особенность, при взлёте кладу заранее РН в сторону (реально градусов 20!!!), противоположную уводу, и, плавненько прибавляя газ, взлетаю.

Ranger_moscow:

Алексей, у Вашей точно такие же цвета… класс - 30-й?

Совершенно верно. F3A Ангел от Себарта, 30-й типоразмер, 1,5 кг взлётного. Это как раз тот, который по струнке и взлетает и садится. При этом, тем не менее, мне работать на взлёте и на посадке приходится прилично, просто это уже у меня “в руках” сидит. И никогда не даю газ резко. Во всяком случае стараюсь. Ни на взлёте, ни в полёте. Мне совершенно не хочется наблюдать, как от носовой части моей модели отлетают куски моторамы вместе с двигателем. разрушенные непомерными скручивающими моментами.

Геннадий2610
iFly:

Да всё у Вас нормально со взлётом, судя по видео . Нескомпенсированные моменты от раскручивающегося движка, и только. Ну, слегка уводит,надо активнее парировать РН…

+100500 И с гирой я бы не торопился,а то руки не научатся нормально работать.

Ranger_moscow
Геннадий2610:

Андрей,завтра вроде погоду летабельную обещают,привозите - поглядим.

С удовольствием, не вопрос 😃
Место уточните?

iFly:

при взлёте кладу заранее РН в сторону (реально градусов 20!!!), противоположную уводу, и, плавненько прибавляя газ, взлетаю.

Да, именно так, к тому же интуитивно и пришел… даже РН шевелить не надо, угол стика на пульте запомнил - и вперед, запросто взлетаешь вдоль полосы, плюс-минус градусов 10 от ее середины…

iFly:

При этом, тем не менее, мне работать на взлёте и на посадке приходится прилично, просто это уже у меня “в руках” сидит.

Сорри, не очень понял, если “по струнке”, то почему “работать прилично”? Вернее, что значит? Почему спрашиваю - моя, тоже Себарт, тоже тридцатка, она умница…
При желании на взлете можно только РВ рулить… а при посадке, по ощущениям, просто покажи ей глиссаду, дальше сама сядет… ну только тягу плавно сбрасывать, сама это не умеет 😃
Вот ее заход на посадку:

youtu.be/Sva9QRZEu4s

iFly

Ps Андрей, скорее всего, передатчик у Вас - mode 2, т.е. газ и РН сидят на одном, левом стике. Поскольку рулить моделью в полёте можно связкой РВ + элероны, т.е только правым стиком, навык работы РН склонен “западать” и за ненадобностью отмирает потихоньку. Скорее всего, Вы СНАЧАЛА даёте газ, а ПОТОМ начинаете рулить РН, хотя это надо делать ОДНОВРЕМЕННО, возможно даже работа РН должна опережать дачу газа. Учитесь работать РН. Радикальный, “ломовой” способ, я считаю - “бразильский”. Т.е. методом погружения. Просто заблокировать элероны в нейтрали и отключить серво управления элеронами от приёмника. И летать только на “хвосте”. т.е РН и РВ. Или “зажать” расходы по элеронам до нуля практически. Получите массу новых впечатлений и мгновенно научитесь пользоваться РН. Или возьмите тренерочка или планер, у которого элеронов нет вообще, и летайте на нем периодически.

Ranger_moscow
Геннадий2610:

+100500 И с гирой я бы не торопился,а то руки не научатся нормально работать.

Руки, я так думаю, уже умеют 😃
Оба птаха уже давно не ремонтировал, а летаю еженедельно. Только на этой неделе четыре выезда в поле, по десятку акков отлетанных каждый раз.
Про гиру - просто понравилась тема, хочу попробовать, любопытство тому основой…

iFly:

Просто заблокировать элероны в нейтрали и отключить серво управления элеронами от приёмника.

Способ действительно радикальный, аж страшно представить 😃
Про РН - да, все правда, я только пару недель назад начал им работать, до того левый стик только вперед-назад юзал… теперь активно набираю навыки по РН…

iFly
Ranger_moscow:

Способ действительно радикальный, аж страшно представить 😃 Про РН - да, все правда, я только пару недель назад начал им работать, до того левый стик только вперед-назад юзал… теперь активно набираю навыки по РН…

С пилотажечкой такой способ надо очень аккуратно пробовать - она не способна самостабилизироваться по крену. Лучше зажать расходы по элеронам максимально. А вот с тренерами - высокопланами и пенопланерами такой вариант обучения очень даже проходит. Потом, когда влётываешься - приходит ощущение, что элероны и не нужны вроде как вовсе)))) и, пересев на самолёт с полноценным управлением, работа РН в любом режиме ( в т.ч. на взлёте, где она крайне важна ) уже никаких трудностей не представляет и осуществляется автоматически.

Ranger_moscow:

если “по струнке”, то почему “работать прилично”

Именно так и происходит, специально за руками не слежу во время взлёта и посадки, но короткие корректирующие действия произвожу всё время. Надо бы на камеру снять процесс управления, тогда видно будет. что да как)))
Да и ветер никто не отменял, кроме того, я летаю - зимой на полосе шириной 6 метров ограниченной длины, летом - на стадионе, со всех сторон ограниченном деревьями. Приходится и в створ полосы попадать (зимой), и глиссаду крутую заламывать (летом), поэтому Ангелочком моим рулю всеми плоскостями до касания очень активно. да и чтобы просто красиво взлететь- сесть - надо постараться. При всём при том, что Ангел на взлёте и посадке сам по себе очень стабилен.

Геннадий2610
Ranger_moscow:

Место уточните?

Середнево Вам известно,судя по роликам.

Ranger_moscow
Геннадий2610:

Середнево Вам известно,судя по роликам.

Да, конечно.
Завтра, если не дождь и не сильный ветер, подтянусь часам к 12-ти.
Спасибо.

spyder3

Андрей,
Нормально ваша в посте 39 для её размера взлетает. Она просто очень маленькая, и на тот увод не надо столько обрашать внимания. Летайте в удовольствие.
Если вы её для тренировки держите для перехода на что то более солидное, то тренеруйтесь работать РН и всё. Хотя на этой модели (фильм 3108) вы все навыки взлёта вряд ли отработаете. Вот вы, на 2ой секунде (по звуку) уже газ в пол двинули - и модель простила. Что то покрупнее, а тем более верхнеплан уже мог в ремонт идти после такой ошибки. Нет у вас модели поболее - тренеруййтесь на этой. Как - увеличивайте время разбега. Дойдёте до 7-8сек при её ровном удерживании на прямой и ну хоть 2 сек на 2х колёсах в конце. Сделали. Значит обучение закончилось успешно. Для завершения найдите асфальт - что много усложнит и закрепит навыки.

wihrlwind
Ranger_moscow:

Про гиру - просто понравилась тема, хочу попробовать

Только повнимательней первые подлеты, а то у нас один товарищ на площадке очень любит электронику и тоже ставил на модель самолета трехосевую систему стабилизации и попросил меня поднять модель. Так вот у меня впервые создалось впечатление, что я летать совсем не умею. Из -за неправильной настройки системы я так в тот день и не смог поднять модель, это потом уже выяснилось, что настройки неверные. Электроника способна перерулить любого пилота, не смотря на его квалификацию:)

8 days later
Ranger_moscow

Ну в общем вчера в Середнево мой друг, совсем начинающий пилот, с четырьмя неделями опыта в симуляторе, но первым полетом в реале - загнал предмет дискуссии между двумя березами на полном ходу. 😦
Крылья конкретно в щепки, фюзеляж - ни царапины… собственно, он уже без крыльев до земли долетел. Так что по объективным причинам вопрос снялся.