Чего его налево тянет? :-)
Два одинаковых самолёта=Формоза-2,а летают по разному,поэтому и менял местами,крылья и подбирал винты,успокоился в осознание удовольствия полёта на каждом из них.
У бОльшей "Катаны
Имеет место быть,прежде всего размер и начинка.
Потому что не всегда будет полоса большая, потому и остается желание все поправить.
Опять же любопытство 😃
Виктор выправлял гирями,а я рулёжкой по полосе,с плавным набором скорости.
Опыт приходит со временем.
Тапки в пол…,Вам ещё пригодятся.
Разные самики по конструктиву-Як-54 и Эджик 540,оба ДВС,с похожими размерами,летают,как братья близнецы=СКУЧНО.
Я “на всякий случай” купил еще один такой же птах и набил его полной начинкой
Летать,надо летать.
у меня и на маленьких ставился гироскоп. Так как взлетаешь с гирой, руками только случайно может получиться. Вот разница
у меня и на маленьких ставился гироскоп. Так как взлетаешь с гирой, руками только случайно может получиться. Вот разница
Ооооо! Дааа! Хочу!
Разница реальна…
Виктор, пожалуйста, про гироскоп, какой тип, где купить, как подключается??
Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
rcopen.com/forum/f87/topic176184
Летать, летать и еще раз летать. С влетанностью руки сами начнут работать быстрее, прежде чем мы все это переварим в мозгу. Вот несколько взлетов, начиная с первого и кончая пятисотым на одной и той же модели.
Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
GYA350 в моде удерживания
Спасибо,полезная тема.
Летать, летать и еще раз летать
Эта тема ближе,но когда-нибудь захочется попробовать,значит необходимо будет перестроиться и учиться летать с гирами.
первого и кончая пятисотым
Справа деревья,впереди баобаб и всё путем-летать надо больше.
Сегодня отлетал в ветренную погоду,между дождями,о гире и не думал,пока всё устраивает,но не всё получается.
Пару раз,потерв скорость на посадке,плюхался,но стойки крепкие,значит плюхался умеренно.
Ребята,
Гирoскоп нужен для специфики условоий взлёта. У нас строго не разрешается стоять за моделью как на видеио вверху. Стоим мы сбоку метрах в 15 от взлётки да иногда ешё метрах в 20 в право/лево от точки начала разбега, если ближайшие 4 места к точке старта заняты (всего их 5). Поэтому мы и не видним куда модель склоняется влево? а может вправо? Вот тут гироскоп и нужен. В противном случае после малой тренеровки и стоя за хвостом, гироскоп будет только лишними тратами и возможной причиной отказа. Как никак электроника.
Вон на видео Александр Голубков по нитке уже взлетает без гиро
Логично желание найти причину и ее выправить, так ведь? Потому что не всегда будет полоса большая, потому и остается желание все поправить.
По пунктам. Отделяя мух от котлет.
- Проверяем механику шасси. Колёса должны вращаться а)абсолютно свободно б) без люфтов в) при вращении и боковых нагрузках не задевать за стойки, тапки и прочие неподвижные элементы. Если это не так - надо искать способ исправить ситуацию и не полагаться на то, что об этом позаботился производитель самолёта. Всё нужно проверять.
- Гайки- болты крепления колёс должы быть законтрены/посажены на локтайт. Я видел анекдотичный случай, когда при разгоне самолетка вдруг шарахнулась в сторону и чуть не перевернулась. Причина - крепежная гайка одного колеса закрутилась при движении и зажала колесо. Да и у меня однажды колесо отлетело (хорошо, при посадке и на маленькой скорости).
- Поверяем геометрию шасси в целом. Заднее колесо должно стоять ровно, по оси фюзеляжа, передние колёса должны иметь небольшое, и одинаковое СХОЖДЕНИЕ - это необходимо для обеспечения самостабилизации при движении самолёта по полосе.
- После того, как всё затянуто-законтрено, легко крутится и не болтается, нужно покатать самолёт по ровной поверхности - ровному асфальту или ламинату. И отрегулировать геометрию шасси (подогнуть стойки, отрегулировать положение хвостового колеса) так, чтобы самолёт катился РОВНО, ПО ПРЯМОЙ.
И только после этого приступаем к взлётам- посадкам. При этом даже с идеально отрегулированным шасси самолёт при разбеге будет тянуть в стороны. Это- влияние момента воздушного винта, закрученного спиралью потока воздуха от него, наличие-отсутствие ветра и его направление… И ессно, зависит от конкретного самолёта, у каждого - если хотите - свой характер. Учитесь держать направление при разбеге (и пробеге) с помощью руля направления. Иначе никак. И - все движения на взлёте должны быть плавными. Никаких резких дач газа в пол, дерготни рулями и особенно элеронами. Наберётесь опыта - тогда резвитесь (вот так, например
).
Ps Взлёт - строго против ветра.
Удачи.
Наберётесь опыта - тогда
будет создаваться ощущение,что самолет ровно рулится при разбеге и взлетает сам.
Вот тут обсуждалось, почитайте, можете ещё поискать - это уже сто раз поднималось.
GYA350 в моде удерживания
Спасибо, очень полезная тема, прочитал всю полностью, по внутренним ссылкам тоже сходил.
Буду заказывать посылку с ХК - обязательно в ней будут гироскопы.
Летать, летать и еще раз летать. С влетанностью руки сами начнут работать быстрее, прежде чем мы все это переварим в мозгу
Учитесь держать направление при разбеге (и пробеге) с помощью руля направления.
Летать,надо летать.
Коллеги, да никто и не спорит, что пилот просто обязан уметь рулить моделью и быть в состоянии скорректировать все, что она может “сотворить”, как на земле, так и в воздухе.
Собственно, вчера на малой полосе я так и делал, корректировал руддером, не проблема.
Прошу прощения, но суть ветки (в очередной раз) - в просьбе помочь найти ПРИЧИНУ. Поэкспериментировать и, по возможности, устранить. Т.е “Попробуй вот это, возможно исправится”.
Потому что, взлетая на бОльшей “Катане”, я вижу и чувстую, что должно быть именно так, а когда на меньшей - у меня ощущение, что я вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.
Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов.
- Проверяем механику шасси. Колёса должны вращаться а)абсолютно свободно б) без люфтов в) при вращении и боковых нагрузках не задевать за стойки, тапки и прочие неподвижные элементы. Если это не так - надо искать способ исправить ситуацию и не полагаться на то, что об этом позаботился производитель самолёта. Всё нужно проверять.
- Гайки- болты крепления колёс должы быть законтрены/посажены на локтайт. Я видел анекдотичный случай, когда при разгоне самолетка вдруг шарахнулась в сторону и чуть не перевернулась. Причина - крепежная гайка одного колеса закрутилась при движении и зажала колесо. Да и у меня однажды колесо отлетело (хорошо, при посадке и на маленькой скорости).
- Поверяем геометрию шасси в целом. Заднее колесо должно стоять ровно, по оси фюзеляжа, передние колёса должны иметь небольшое, и одинаковое СХОЖДЕНИЕ - это необходимо для обеспечения самостабилизации при движении самолёта по полосе.
- После того, как всё затянуто-законтрено, легко крутится и не болтается, нужно покатать самолёт по ровной поверхности - ровному асфальту или ламинату. И отрегулировать геометрию шасси (подогнуть стойки, отрегулировать положение хвостового колеса) так, чтобы самолёт катился РОВНО, ПО ПРЯМОЙ.
Спасибо большое за столь развернутые рекомендации.
У меня основной мыслью и было, что что-то с шасси не так.
Колеса проложены с обоих сторон пакетами из металлических и тефлоновых шайб, плюс смазка шайб фиолом. Гайки - самоконтрящиеся (со вставками из полиэтилена) плюс фиксатор резьбы.
И по ламинату я его катал, толчком вперед, никуда при качении на сворачивает.
Про схождение - интересно, я выставлял шасcи точно вдоль оси фюзеляжа (прикладывал метровую линейку к площадке крепления колеса).
Схождение надо попробовать…
Несколько смущает то, что при посадке самолет катится точно по прямой… была бы проблема с шасси, он бы и при посадке катился влево.
Разница со взлетом - в выключенном двигателе…
ЗЫ. Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.
Сегодня проверю на поле, по результатам отпишусь, думаю что с видео.
Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо
Как бы проблем в полёте из- за этого не началось. В общем - хозяин - барин. У меня, например, есть бальзовая пилотажечка -ЯК кило двести. Фюз сравнительно короткий, “раскрыв” стойки шасси большой. В воздухе - стабилен как утюг, а на взлёте- посадке - пока по полосе катится - ведёт себя нервно. Всё время норовит с прямой съехать, приходится “ловить” его РН постоянно. Ничего - привык справляться с рулёжкой, если начну выкосом бороться или чем еще - разрушу поведение модели в воздухе.
Другая модель - Ангел - катится стабильно ровно. У него относительно “раскрыва” передней стойки шасси длинный фюз, может, поэтому подруливать практически не надо. Только в момент раскрутки движка, компенсируя момент от воздушного винта.
Моё мнение. Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями. Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе.
Все-таки я попробую увеличить выкос движка вправо… ибо совсем нет других идей.
Если в полете нет претензий к выкосу - я бы не стал. Обдув рулей на земле при взлете и в воздухе - две разные вещи, самолет все-таки для полета. С моей точки зрения причиной нестабильности на взлете является именно меньший размер, в частности длина фюзеляжа. Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно.
вынужден смириться с недостатком птаха и вручную этот недостаток отруливать.
- да.
Пока писал - коллега ответил по сути примерно то же самое 😃
Смириться просто потому, что тупо не понимаю, в чем дело. Это, “на пальцах”, как если бы совсем зеленый новичок пришел с вопросом “у меня самолет в полете постоянно кренит влево”, а я ему бы, вместо совета оттриммировать, порекомендовал бы набираться опыта в постоянном удержании самолета стиком элеронов
Самолёт ведёт в сторону отчасти из-за того, что поток от воздушного винта закручен “штопором” в одну сторону, и несимметрично взаимодействует с поверхностями самолёта, попадающимися ему на пути))). Кроме того, винт, вращаясь, создаёт момент, направленный в сторону, противоположную вращению, несимметрично нагружая стойку шасси. Резкая “дача газа” вызывает дополнительные возмущения большой амплитуды, которые поведение самолёта на земле тоже не улучшают. Это “на пальцах”.
К сожалению - данные эффекты на модели Вашей компоновки Вы никак радикально не устраните, поэтому Вам и советуют - учиться работать РН на взлёте, парируя уводы.
Сравнивать поведение двух внешне похожих моделей разного размера - не правильно
Или переделываем шасси, ища конфигурацию, при которой модель максимально стабильна при движении по полосе
Основной упор делаем на регулировку поведения модели в воздухе. И правильное состояние шасси (см. выше). А “фокусы” при взлёте и посадке учимся парировать рулями
Андрей,лучше и больше не скажешь,это советуют опытные пилоты.
Перебирать самоль и шасси можно долго,стот ли…
Поверяем геометрию шасси в целом
Стойка шасси цельная или из двух половинок?
Стоит правильно? попердикулярно фюзу,при взляде сверху колёсики-одинаково торчат…?
Найдёшь, порадуемся вместе
.
Садится правильно,взлетает криво-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.
-положи два П-образных профиля на ВПП и будет тебе радость-коллея,куда он денется.
))))А на посадке как быть? Наверное, со швеллерами по ВПП бегать, глиссаду ловить)))😂
Шутка - самолётка на посадке ведь нормально себя ведёт.
Никаких резких дач газа в пол, дерготни рулями и особенно элеронами.
Всё что сказано истина, а вот это самое главное. Если дать газ до отказа - и Спартан гироскоп не поможет. Плавность основа успеха
Коллеги, ну в общем сегодняшние результаты, как обещано, с видео.
Общий смысл - “Те же Фаберже, только сзади” 😦
Что сегодня делал и наблюдал на поле:
- Увеличенный выкос движка УХУДШИЛ ситуацию. Птаха тащит влево еще больше. Проверено тремя взлетами подряд, ошибки быть не может.
- Очень плавное наращивание тяги при взлете ситуацию не меняет. Просто самолет приходится ставить носом к правому краю полосы, он разбегается по длинной дуге и уходит в отрыв у левого края.
- Стойки шасси изгибал для разной высоты (т.е. самолет был накренен при одном взлете влево, при другом вправо) - без разницы.
- Если посмотреть видео покадрово, то видно, что самолет доворачивает влево практически сразу же. Проверил, пока оборотов не хватает для движения - естественно, стоит на месте, хоть чуть перескочил порог старта с места - сразу едет влево.
- Стойки раздельные, колеса синхронно гнул и влево, и вправо, делал схождение - кардинальных изменений не заметил.
- Заднее колесо отгибал относительно руля высоты градусов на 20… чуть помогает, дуга взлета становится более пологой, но все равно дугой.
- Реально помогло только триммирование РН, экспериментальным подбором можно заставить разбегаться практически по прямой, но после отрыва, естественно, самолет тут же уходит вправо. Приходится удерживать и триммировать обратно уже в полете.
Это просто пища для размышлений, а я, наверное, сдаюсь. К сожалению.
Собственно, держать его руддером - не проблема. Каждый раз и держу, когда не экспериментирую.
А вот и основа, из-за чего стал голову ломать…взлет чуть бОльшей Катаны (сорри, с другого ракурса, пошел дождь и пришлось камеру убрать в машину. Но видно все равно хорошо)
Как будто и правда два П-образных профиля у нее лежат, точно по прямой, каждый взлет…
ЗЫ. Алексей, у Вашей точно такие же цвета… класс - 30-й?
ЗЗЫ. Да, и еще в добавление:
Это полное видео еще летнего полета, откуда взят кусок старта в начале темы.
Там отлично видно и взлет, и как в воздухе “по линейке” идет, и главное - в самом конуе, как катится после посадки… точно прямо.
Сам посадка конечно не ахти, но тогда это были мои первые полеты и просто попасть на полосу уже было счастьем 😃
Андрей,завтра вроде погоду летабельную обещают,привозите - поглядим.😃
Да всё у Вас нормально со взлётом, судя по видео . Нескомпенсированные моменты от раскручивающегося движка, и только. Ну, слегка уводит,надо активнее парировать РН, тем более взлёт у Вас энергичный, пробуйте всё же плавнее давать газ (даже если боитесь капотнуть). При этом посмотрите Ваше видео внимательно, и Вы увидите, что основной и наиболее резкий увод с траектории происходит в самом начале разбега (первые метр-два, третья секунда видео), когда раскручивается движок и модель поднимает хвост. При этом Вы еще “спите” , Ваши корректирующие движения РН я вижу гораздо позже, метре на 10 разбега (на пятой секунде видео), когда самолёт уже разогнался и уже почти отрывается, но, к сожалению, траектория уже сбита. Рулить надо активнее и гораздо раньше! Триммировать модель “специально для взлёта” не надо, самолёт должен быть оттриммирован на ровный полёт. Короткохвостые и "квадратные " в плане пилотажки так себя и ведут, если ими активно не рулить на взлёте. При это, естественно, расходы по РН должны быть приличные. Кстати - у меня есть такой самолёт - чудик Ultra stick
www.e-fliterc.com/Products/Default.aspx?ProdID=EFL…
так если его жестко на взлёте не контролировать - вообще поперёк полосы взлететь может. При этом летает и планирует - супер. Зная эту его особенность, при взлёте кладу заранее РН в сторону (реально градусов 20!!!), противоположную уводу, и, плавненько прибавляя газ, взлетаю.
Алексей, у Вашей точно такие же цвета… класс - 30-й?
Совершенно верно. F3A Ангел от Себарта, 30-й типоразмер, 1,5 кг взлётного. Это как раз тот, который по струнке и взлетает и садится. При этом, тем не менее, мне работать на взлёте и на посадке приходится прилично, просто это уже у меня “в руках” сидит. И никогда не даю газ резко. Во всяком случае стараюсь. Ни на взлёте, ни в полёте. Мне совершенно не хочется наблюдать, как от носовой части моей модели отлетают куски моторамы вместе с двигателем. разрушенные непомерными скручивающими моментами.
Да всё у Вас нормально со взлётом, судя по видео . Нескомпенсированные моменты от раскручивающегося движка, и только. Ну, слегка уводит,надо активнее парировать РН…
+100500 И с гирой я бы не торопился,а то руки не научатся нормально работать.