Потолочный тренер-низкоплан (предпостроечные вопросы)

Wild_Falcon
Andry_M:

Лучше, которые были приведены выше. Здесь и здесь. 18А на пределе. А запас никогда карман не тянет!

Ок!
Тогда начну готовить чертеж, процесс постройки буду освещать в этой теме.

Wild_Falcon

Материалы и начинка на самолет:

Двигатель порадовал богатой комплектацией.
Как я понял, вал на этом моторе (Turnigy 2209/26) в другую сторону не переставляется, и винт со стороны ротора можно поставить только на переходник?

Andry_M
Wild_Falcon:

Двигатель порадовал богатой комплектацией.

Действительно!!! Даже сервы и шасси в комплекте!!! 😁

Wild_Falcon:

вал на этом моторе в другую сторону не переставляется, и винт со стороны ротора можно поставить только на переходник?

Вал не нужно переставлять. Крепление пропеллера через переходник более удобное и крашеустойчивей 😎, чем на цангу.

Wild_Falcon
Andry_M:

Действительно!!! Даже сервы и шасси в комплекте!!!

Ну, как минимум - кроме традиционной рамы, запасной вал, коннекторы и даже термоусадки на них, + куча крепежа, пропсейвер, переходник для винта и запасные стопорные шайбы.

Andry_M:

Вал не нужно переставлять. Крепление пропеллера через переходник более удобное и крашеустойчивей , чем на цангу.

У меня просто винт с тонким отверстием, растачивать придется.

Andry_M
Wild_Falcon:

винт с тонким отверстием

Крупное фото винта в студию!

Wild_Falcon:

растачивать придется

Сверлить. Причем лучше на сверлильном станке, где сверло перпендикулярно винту. И еще лучше несколькими сверлами, постепенно увеличивая диаметр.

Wild_Falcon
Andry_M:

Крупное фото винта в студию!

Andry_M:

Сверлить. Причем лучше на сверлильном станке, где сверло перпендикулярно винту. И еще лучше несколькими сверлами, постепенно увеличивая диаметр.

Ну, до станка мне добраться негде, так что максимум - дрель.

Andry_M

С винтом ясно. Просверлится нормально. Я таких много сверлил…

Wild_Falcon:

до станка мне добраться негде
максимум - дрель

Тогда попробуйте не сверлить, а “протыкать”… 😃
Требуется переключить дрель в реверс. Если переключателя нет, то меняем местами провода на якоре дрели. Затем в руках, протыкиваем дыру чуть большим размером. Меняем сверло и снова протыкиваем. Так до нужного размера. Соосность получается лучше, 😎 чем сверлить обычным методом ручной дрелью.

Wild_Falcon
Andry_M:

Тогда попробуйте не сверлить, а “протыкать”… Требуется переключить дрель в реверс. Если переключателя нет, то меняем местами провода на якоре дрели. Затем в руках, протыкиваем дыру чуть большим размером. Меняем сверло и снова протыкиваем. Так до нужного размера. Соосность получается лучше, чем сверлить обычным методом ручной дрелью.

Я увеличивал отверстие в 7-ми дюймовом винте на другой самолет раскручивая винт на установленном вертикально круглом надфиле. Вроде не вибрирует 😃

По самому самолету - чертеж уже готов и распечатан, успел быть забракован и в данный момент правится по верху карандашом 😃 Честно - учился в институте, ни за что не думал, что буду чертить ради развлечения 😃 Вечером покажу чертеж.
Базировался на чертеже самолета-прототипа, из изменений - увеличенные площадь крыла и стабилизатора (на 20 и 30 процентов соответственно, до соотношения площадей 1:4,2), рулевых поверхностей - примерно вдвое, и зауженный на 25 процентов фюзеляж.
Подозревая, что первый блин возможно полетит не совсем так, как планируется, плитки и бальзы у меня сразу на два самолета 😃

Думал сделать поворотную переднюю стойку, но пока нет идей как реализовать “из палок и гуано” надежный поворотный узел, который будет выдерживать посадочные нагрузки, потому пока стойка будет стационарной (хотя в конструкцию фюза проводку тяг поворота стойки уже заложил).

Andry_M
Wild_Falcon:

Подозревая, что первый блин возможно полетит не совсем так, как планируется, плитки и бальзы у меня сразу на два самолета

Несогласен!!! Может несколько первых полетов будут не такими, как ожидалось… Конечно придется повозиться с настройкой. И полетит как надо!!!

Wild_Falcon:

сделать поворотную переднюю стойку

Будет вообще шикарно! Передняя стойка это легкая рулежка, нулевые нагрузки на посадке, минимум ошибок пилота.

Wild_Falcon:

надежный поворотный узел, который будет выдерживать посадочные нагрузки

Вся нагрузка на посадке приходится на основные стойки. Исключение - посадка (почти морковка) носом в землю. Здесь да, согнется в узел…
В любом случае стойку придется крепить на передний шпангоут из фанеры. Предусмотреть для нее 2 оси и ограничитель продольного перемещения. На стойку можно надеть усиленную качалку с болтовым креплением. Дальше через пружинный демпфер проложить тягу до сервы РН или до дополнительной сервы, которую можно настроить через микшер на свободный канал приемника.
Серву желательно использовать с металлом…

Wild_Falcon
Andry_M:

Вся нагрузка на посадке приходится на основные стойки. Исключение - посадка (почти морковка) носом в землю. Здесь да, согнется в узел… В любом случае стойку придется крепить на передний шпангоут из фанеры. Предусмотреть для нее 2 оси и ограничитель продольного перемещения. На стойку можно надеть усиленную качалку с болтовым креплением. Дальше через пружинный демпфер проложить тягу до сервы РН или до дополнительной сервы, которую можно настроить через микшер на свободный канал приемника. Серву желательно использовать с металлом…

Силовые шпангоуты (моторный и под стойку шасси) будут из пропитанной клеем 3мм бальзы в два слоя, остальные шпангоуты носа и площадки под сервы - из однослойной бальзы. За ЦТ шапнгоуты будут из плитки.
Сосбтвенно, дополнительных серв (а тем более металлических) пока нет, если буду делать поворотной стойку - то через пружину на серву РН. Поскольку инструмента и оснастки у меня пока немного, то узел действительно прийдется делать из чего прийдется (а потому и под вопросом, выйдет ли сразу).
Пока у меня на шасси заготовлена только пружинная проволока 1,5мм и колеса 😃 Для простейших стоек должно хватить. Колеса кстати масштабного размера, похоже что будут маловаты, если будут проблемы потом поменяю.

По конструкции крыла - думал делать лонжерон из потолочного плинтуса (на удивление прочного), но после окончания чертежа решил собирать крыло по классической технологии из двойного основного лонжерона (в смысле, из двойной плитки), и вспомогательных одинарных под передней кромкой и ближе к задней. Узел сочленения консолей (тот, что образует V) ,буду делать 4-5 слойной плитки (возможно с фанерой или бальзой). К этому же уголку будут крепиться основные стойки шасси.

Andry_M:

Несогласен!!! Может несколько первых полетов будут не такими, как ожидалось… Конечно придется повозиться с настройкой. И полетит как надо!!!

Главное в эти несколько модель в труху не ухлопать 😃

Andry_M
Wild_Falcon:

Силовые шпангоуты (моторный и под стойку шасси) будут из пропитанной клеем 3мм бальзы в два слоя

В 2 слоя для передней стойки шасси и в 2 слоя для основных стоек - нормально.

Wild_Falcon:

на шасси заготовлена только пружинная проволока 1,5мм

На основные стойки 1,5мм в одну будет хлипко. Желательно каждую стойку сделать V-образно из этих проволок. Я ставил в две по 2мм. Здесь видно на фотках. Для передней стойки - нормально.

Wild_Falcon:

решил собирать крыло по классической технологии из двойного основного лонжерона (в смысле, из двойной плитки), и вспомогательных одинарных под передней кромкой и ближе к задней.

Очень крепко получается! Мне такая конструкция давно понравилась!!! 😃

Wild_Falcon:

Узел сочленения консолей (тот, что образует V) ,буду делать 4-5 слойной плитки (возможно с фанерой или бальзой).

Не плитка, только дерево!!! Здесь вся нагрузка. Нужно сделать крепко. Обычно использую учиническую линейку соответствующей высоты. Можно взять сосну.

Wild_Falcon:

К этому же уголку будут крепиться основные стойки шасси.

Или неправильно понял или ошибка! Лонжерон проходит на 25-30% САХ. Здесь расположен ЦТ, а основные стойки располагаются позади ЦТ ! Ближе к задней кромке.

Wild_Falcon
Andry_M:

Или неправильно понял или ошибка! Лонжерон проходит на 25-30% САХ. Здесь расположен ЦТ, а основные стойки располагаются позади ЦТ ! Ближе к задней кромке.

Правильно поняли, я недоописал. V-узел планирую сделать как минимум двойным (на лонжерон и ближе к середине крыла), с бальзовыми площадками между ними. К задней V и будут крепиться стойки. Специально из-за этого узла крыло под фюзеляжем буду зашивать в последнюю очередь, и только снизу.

Основные стойки на этом самолете крепятся не к шпангоуту, а к крылу.

Andry_M
Wild_Falcon:

Основные стойки на этом самолете крепятся не к шпангоуту, а к крылу.

Это понятно. Что-б как на прототипе… Тем более так колесная база будет шире и проще сажать. Но я бы поступил иначе… Поставил их на фюзеляж. ИМХО так проще сделать крепче с мин. повышением веса.

Посадки, они разные бывают… 😉 Например я не гнушаюсь штатно “плюхнуть” 1,1м самолет с 2-3 метровой высоты плашмя на асфальт 😒… Он нормально переносит мои выходки. Ничего не отваливается… 😎 А в случае слабого звена, плюхи окажутся под запретом…😕

На примере Субаро показываю штатное расположение шасси и куда бы я его сместил (красным) для острастки… 😃

Wild_Falcon
Andry_M:

Это понятно. Что-б как на прототипе… Тем более так колесная база будет шире и проще сажать. Но я бы поступил иначе… Поставил их на фюзеляж. ИМХО так проще сделать крепче с мин. повышением веса.

Ну я попробую разложить усилия вдоль силовых элементов. Важный момент - я хочу съемное крыло, а потому стойки сквозь крыло к фюзеляжу крепить точно не буду.
Потому скорее всего будет П-образная в плане общая стойка основного шасси, где “перекладина” будет проходить в районе основного лонжерона, а окоанчания крепиться ближе к задней кромки и уходить вниз к колесам.

По поводу прочности - у меня из этой же проволоки сделаны стойки на 900-грамовом пайпере, правда в V-виде, но в каждый момент времени работает только одно из плечей, держат на отлично.

Andry_M
Wild_Falcon:

Важный момент - я хочу съемное крыло

Дык, не зная Ваших мыслей о конструкции, лезу со своими советами… 😦 Потому вышло невпопад… 😉 Обещаю больше не докучать!
Сергей, удачи в постройке и облете!!! 😃 У меня лежат 2 шт. недостроя наподобие сабжа. Крыло прямоугольник, низкоплан. Размахи 1,1м и 1,2м. Все времени нехватает доделать… 😃

Wild_Falcon
Andry_M:

Обещаю больше не докучать!

Как раз лучше наоборот. Я вам очень благодарен за советы, и будет обидно если вы меня из-за непоняток “бросите” 😃

Andry_M:

Размахи 1,1м и 1,2м. Все времени нехватает доделать…

Я вот тоже боюсь потери запала, потому все так стремительно и развивается. Ненавижу недострои.

Wild_Falcon

Собственно, рабочий чертеж:

Не столько сборочный, сколько для нарезки деталей. Окна на чертеже - чтобы не забыть, где их рисовать 😃
Подробности конструкции будут прорабатываться на ходу, с карандашным внесением в чертеж.

Крыльевой эксперимент:

Предварительно - одного лонжерона маловато, надо давать второй под заднюю кромку. Нервюры давать примерно каждые 10см.
Завтра, как засохнет, посмотрю еще раз.

Wild_Falcon
  • таки появилась идея насчет поворотной стойки из подручных материалов, завтра покажу на фото.
Wild_Falcon
dilan:

Кстати вот у соседей тема похожая rc-aviation.ru/chirok

Спасибо! Правда, эта ссылка уже упоминалась немного выше.
Самолет в этой теме - собственная разработка, само собой с применением технологий и наработок других моделистов строивших модели подобного класса. Потому в любом случае спасибо за внимание и ссылку.

По текущему самолету:
Открылся вопрос с размещением регулятора.
Изначально для него предназначался отсек сразу за мотошпангоутом сверху (см. чертеж, самый первый отсек-моторный, за ним мотошпангоут), но если буду делать поворотным шасси, то там будет как раз качалка, тяги и крепление передней стойки. Варианты: разместить регуль в отсеке под моторамой снизу (прямо перед шпангоутом передней стойки), или разделить верхний отсек еще на два отсека, но в таком случае сложно будет обслуживать тот же поворотный узел.
И да, на чертеже не видно, но машина планируется с съемным капотом.