Потолочный тренер-низкоплан (предпостроечные вопросы)
Важный момент - я хочу съемное крыло
Дык, не зная Ваших мыслей о конструкции, лезу со своими советами… 😦 Потому вышло невпопад… 😉 Обещаю больше не докучать!
Сергей, удачи в постройке и облете!!! 😃 У меня лежат 2 шт. недостроя наподобие сабжа. Крыло прямоугольник, низкоплан. Размахи 1,1м и 1,2м. Все времени нехватает доделать… 😃
Обещаю больше не докучать!
Как раз лучше наоборот. Я вам очень благодарен за советы, и будет обидно если вы меня из-за непоняток “бросите” 😃
Размахи 1,1м и 1,2м. Все времени нехватает доделать…
Я вот тоже боюсь потери запала, потому все так стремительно и развивается. Ненавижу недострои.
Собственно, рабочий чертеж:
Не столько сборочный, сколько для нарезки деталей. Окна на чертеже - чтобы не забыть, где их рисовать 😃
Подробности конструкции будут прорабатываться на ходу, с карандашным внесением в чертеж.
Крыльевой эксперимент:
Предварительно - одного лонжерона маловато, надо давать второй под заднюю кромку. Нервюры давать примерно каждые 10см.
Завтра, как засохнет, посмотрю еще раз.
- таки появилась идея насчет поворотной стойки из подручных материалов, завтра покажу на фото.
Кстати вот у соседей тема похожая rc-aviation.ru/chirok
Кстати вот у соседей тема похожая rc-aviation.ru/chirok
Спасибо! Правда, эта ссылка уже упоминалась немного выше.
Самолет в этой теме - собственная разработка, само собой с применением технологий и наработок других моделистов строивших модели подобного класса. Потому в любом случае спасибо за внимание и ссылку.
По текущему самолету:
Открылся вопрос с размещением регулятора.
Изначально для него предназначался отсек сразу за мотошпангоутом сверху (см. чертеж, самый первый отсек-моторный, за ним мотошпангоут), но если буду делать поворотным шасси, то там будет как раз качалка, тяги и крепление передней стойки. Варианты: разместить регуль в отсеке под моторамой снизу (прямо перед шпангоутом передней стойки), или разделить верхний отсек еще на два отсека, но в таком случае сложно будет обслуживать тот же поворотный узел.
И да, на чертеже не видно, но машина планируется с съемным капотом.
Открылся вопрос с размещением регулятора.
Изначально для него предназначался отсек сразу за мотошпангоутом сверху (см. чертеж
Какой нахрен чертеж? 😈 Где он??? 😵 Кривая фотка с сотика это он??? 😅
да, на чертеже не видно
И чертежа не видно… 😦 Мож только у меня??? 😃
Сергей, Вы решили повторить 1 апреля? Типа 2-я серия??? 😜
---------------------------------------------------------
Берем кривосоточертешшжь. На всяк пожарный дублирую образец исходного ЧЕРТЕЖА.… Ретушируем и правим как могЁм. 😎 Получаемм первую фотттку.
Лепим линии, цыфири, 😮 букафки… получаем фторую ффоттку.
По Фторой фоттке можно вести базар разговор и членопредметно тьфу ,блин, 😕 членораздельно спрашивать конкретно по конструкции…
Погнали членопредметно:
Красссная линия ММ - строительная ось.
Зеленая К - линия САХ крыла
Фиолет S - линия ГО
Без этих линий за строительство браться нельзя!!! ☕
Номера отсекоффф - 1, 2, 3
Сечение АА - там, где чаще всего ломается самолет при входе в землю.
Дуга АВ - может быть съемной для доступа к отсеку №3.
Синяя линия - фанерный шпангоут для крепления на него передней стойки.
Отсек №1 - аккумулятор
Отсек №2 - регулятор
Отсек №3 - приемник, сервы РН и РВ.
Вопросы, блин??? 😃
Какой нахрен чертеж? Где он??? Кривая фотка с сотика это он???
Пока такое, компас стоит на компьютере, к которому доступ далеко не всегда. И фотика другого нет 😦 Потому без шуток.
К завтра переведу чертеж в пдф или растр и выложу тут, если кому надо, но снова таки, он сырой и рассчитанный на дорисовку на месте.
По вашим комментариям:
Шпангоут передней стойки продлю на всю высоту фюзеляжа. Немного впереди он от прототипа.
Предварительная прикидка показала, что нос получается офигеть тяжелый, потому аккум планируется в отсеке тот что “под 3” (учитывая что в моей версии шапнгоут стойки таки вынесен вперед, есть пространство для центровки.
Сервы само собой в 3, в 1 на вашей схеме у меня получается качалка и тяги поворотного механизма (чтобы не городить блоки).
- вы немного ошиблись с стабилизатором, он располагается дальше, за килем, просто на виде сбоку не показан.
По поводу места, в котором самолет ломается - как его стоит усилять?
Потому без шуток.
Я в ауте…😃
Я в ауте…
Ну уж простите.
Дописал предыдущий пост.
И не значит что не люблю шуток, просто я не шутил 😃 - с компаса вывел на принтер, склеил - сфоткал. При первейшей возможности выложу именно ЧЕРТЕЖ 😃
Шпангоут передней стойки продлю на всю высоту фюзеляжа.
Синяя линия не просто нарисована на всю высоту.
нос получается офигеть тяжелый, потому аккум планируется в отсеке тот что “под 3”
Все поменяется… Запросто! 😲 Смотря какая развесовка в готовом варианте будет сзади ЦТ… Хуже, когда нос окажется не очень тяжелым… 😦
вы немного ошиблись с стабилизатором, он располагается дальше, за килем, просто на виде сбоку не показан.
Типа я не ХоттабычЪ, не угадал Ваши мысли? 😁
Стабилизатор нарисовал в обычном месте, где обычно он расположен. Цель - провести линию ГО и сказать, что это важно!
как его стоит усилять?
Применяю бамбук. Здесь видно на фотках. И еще здесь.
я не шутил
с компаса вывел на принтер, склеил - сфоткал.
А почему криво сфоткали? 😵 По задумке ровно нелья было? 😃
А почему сверху бумага завалена арбузными корками? Типа маскировка? 😛
А почему криво сфоткали? По задумке ровно нелья было?
Так, для обзору фотографировал, перед тем как свернуть, сегодня думал дать нормальную графику, теперь понял что не стоило дразнить, вам кучу лишних усилий пришлось прикладывать…
А почему сверху бумага завалена арбузными корками? Типа маскировка?
Про корки не понял. Листов не хватает потому что пустые не выводил на печать. Волны - потому что из клеев только ПВА, ТИТАН, циакрин и эпоксидка, то что коричневое - это вообще пол плохой 😃
Синяя линия не просто нарисована на всю высоту.
Мне показалось, что я вас понял, или нет? на всю высоту - для дополнительно прочности, большей площади контакта с боковинами корпуса, и чтобы не проломить при посадке горизонтальную переборку. Я этот момент упустил, внесу изменения.
Все поменяется… Запросто! Смотря какая развесовка в готовом варианте будет сзади ЦТ… Хуже, когда нос окажется не очень тяжелым…
Я пока только примерно прикидывал развесовку того, что есть. В хвосте будет только потолочка и уголь, + крыло почти посередине фюзеляжа от прототипа (на чертеже не показано положение, так как хочу собрать фюзеляж, и тогда глянуть, не надо ли его подать немного вперед).
По бамбуку понял, сделаю. Можно было бы и карбон, да у меня его одна палочка, пойдет в стабилизатор и элероны.
Небольшой вопрос по крылу - стоит ли делать крыло цельным, а потом резать элероны? Или лучше просто сделать их отдельно?
кучу лишних усилий пришлось прикладывать…
И даже никто спасибку не нажал…
на всю высоту - для дополнительно прочности, большей площади контакта с боковинами корпуса, и чтобы не проломить при посадке горизонтальную переборку
Именно так.
В хвосте будет только потолочка и уголь
Потолочка в 2 слоя, клей, скотч, кабаны, проволока на половинки РВ, бамбук + клей, тяги на 2 руля, трубки под тяги… Помножим на рычаг и посчитаем с другой стороны… Не все так однозначно!
хочу собрать фюзеляж, и тогда глянуть, не надо ли его подать немного вперед).
Это делается до сборки фюзеляжа. На бумаге. Отметки (точки) осевых линий должны сохраняться до последнего момента. Все строится от них!
стоит ли делать крыло цельным, а потом резать элероны?
Так проще. В месте предполагаемого отреза элеронов предусмотрите достаточную по ширине полосу пены. По ее середине отрежете.
Если отрез окажется неаккуратным - не беда! Все равно придется немного стачивать обе поверхности. Иначе не соблюдется зазор на шарнирное соединение.
И даже никто спасибку не нажал…
Уже! Если не заметили, я их пачками по 3-4 ставлю 😃 Это кроме того, что я вам сильно благодарен за помощь.
Именно так.
Буду укреплять. Немного возни будет с качалкой поворотной стойки, но все решаемо.
Это делается до сборки фюзеляжа. На бумаге. Отметки (точки) осевых линий должны сохраняться до последнего момента. Все строится от них!
На бумаге, на виде сверху крыло уже имеет свою позицию (от прототипа), тогда не буду ее менять, перенесу на вид сбоку.
Потолочка в 2 слоя, клей, скотч, кабаны, проволока на половинки РВ, бамбук + клей, тяги на 2 руля, трубки под тяги… Помножим на рычаг и посчитаем с другой стороны… Не все так однозначно!
Да, я в курсе про все это, кроме проволоки - у меня РВ цельный будет (благодаря размещению стабилизатора).
Но и нос у самолета относительно длинный, рычаги носа и хвоста относительно лонжерона крыла различаются в 1,5 раза. А я уверен что один движок с регулем весит больше чем буде весить весь хвост. (движок, кстати, действительно тяжелый, особенно с переходником и винтом). А еще аккум и передняя стойка с колесом. Сервы будут в районе ЦТ. В любом случае, буду постоянно контролировать развесовку.
Так проще. В месте предполагаемого отреза элеронов предусмотрите достаточную по ширине полосу пены. По ее середине отрежете. Если отрез окажется неаккуратным - не беда! Все равно придется немного стачивать обе поверхности. Иначе не соблюдется зазор на шарнирное соединение.
Я думаю дать небольшой лонжерон из одинарной потолочки по линии отъема элеронов, а в самих элеронах горизонтальную потолочку, как тут (на фото нет второго планируемого лонжерона):
Но тогда сами элероны нужно будет чуть подклеивать после прорезания.
уверен что один движок с регулем весит больше чем буде весить весь хвост
У движка меньше рычаг… Поэтому центровка чаще переваливает назад, чем вперед…
думаю дать небольшой лонжерон из одинарной потолочки по линии отъема элеронов, а в самих элеронах горизонтальную потолочку
Лучше сделать иначе.
Желтым показан доп лонжерон из 1 слоя потолочки вертикально. На моей фотке он есть.
Синим - доп 2 (или сколько нужно по высоте) слоя потолочки горизонтально, шириной 15-20мм. После высыхания, стачиваем под углом, что бы верхний слой зашивки крыла ложился на заднюю кромку и на эту доп кромку. После высыхания всего крыла элерон отрезается по середине этой 20мм полосы. Прилагаю пару фоток. Вашу и мою.
Синяя прямая - линия отреза элеронов.
Еще небольшой вопрос по крылу - толщины профиля в 12% для этой модели будет достаточно? Хорда 172 мм, за основу профиля выбрал CLARK-Y. Или можно побольше?
Да, 12% будет достаточно. Кстати, крыло делайте без нервюр! Они не нужны.
Не ошибитесь с определением положения САХ !!! Для наглядности привожу картинки народного Y-ка с 12%
По картинкам видим, что при нулевом угле атаки сохраняется подъемная сила. И что меняется от скорости полета. Но как сказал выше - летать будет! 😒
Да, 12% будет достаточно. Кстати, крыло делайте без нервюр! Они не нужны.
У меня запланировано 4 нервюры на крыло - больше не для формы, а для прочности (нервюра на окончании крыла, нервюра для крепления сервы, пара нервюр с усилением на стойках шасси).
Как я понял, по указанной для этого профиля САХ, его можно ставить с углом +2-3 градуса?
нервюра на окончании крыла
Это законцовка.
нервюра для крепления сервы
Лишнее. После готовности крыла с обтяжкой, вырезать под серву прямоугольник и внутрь консоли вставить 2-3 кусочка потолочки вокруг места с будущей сервой.
4 нервюры на крыло - больше не для формы, а для прочности
Еще раз говорю: в многолонжеронном крыле нервюры не нужны. Не для формы, не для жесткости.
для этого профиля САХ, его можно ставить с углом
От нуля до минус 2 град. Начинайте с нуля. После пробных полетов будет видно.
В общем, вот:
На данный момент не хватает капота, шасси и декоративной отделки.
Первый полет буду делать в таком виде.
Движок, кстати, зверь. Таговооруженность у самолета нехило превышает единицу, это при том что я его явно перетяжелил.
Нос, правда, очень тяжелый, и как результат - батарея прямо над крылом.
Самолет летает, более того, летает хорошо! Только что облетал. Видео есть, но на нем плохо что видно, да и оно постоянно переворачивается, потому выложу с следующих полетов.
Пришлось еще догрузить хвост для выхода на ЦТ по лонжерону.
Тяги, как и предполагалось, оказалось слишком много: комфортный полет (для меня, как новичка) происходит на 25-50% газа, дальше самолет превращается в взмывающую ввысь комету 😃 Площадь рулей тоже избыточная: я летал на зажатых вполовину расходах, и то самолет резво реагировал на малейшие движения ручек. Так что у самолета есть запас на развитие.
Полет по прямой после триммирования стабильней, чем на Пайпере, сказывается существенное V крыла (8 град). Посадочная скорость, кстати, оказалась на диво низкая (я очень волновался, что машина получилась слишком тяжелой), при том самолет отлично слушался рулей с выключенным двигателем.
Взлетный вес на глаз получился грамм 600-650 (с 1100mah 3s), точнее не могу определить, так как нет весов 😃
Планы на ближайшую неделю: сделать надежное шасси и сделать отделку.
А, да, есть немного фоток процесса сборки, если кому интересно, могу выложить.
По финансам вышло около 700 грн, из которых 70 - материалы (потолочка, бальза, карбон, проволоки), около 200 - инструменты, остальное - начинка без приемника (надо будет докупить, пока снял с Пайпера), аппа и акк уже имелись. Еще в расход пошла “фруктовая” фанера, отломанная от пустого ящика на базаре 😃 (с разрешения продавца, само собой).
Проволока в 1,2 мм оказалась таки слишком хлипкой для основных стоек шасси, буду делать из велосипедных спиц (2 мм).
Основной вопрос - как закрепить стойки на крыле?
Крыло имеет два деревянных лонжерона (из линеек) - на 30% и 60 % САХ, на треть размаха от корня (потом переходят в лонжероны из потолочки). Стойки нужно крепить на 20% размаха.
Внутрь крыла вводить не вариант - лонжероны достаточно тонкие, да и места там мало. Пока идея наклеить между лонжеронами полку из линейки по нижней поверхности крыла, а внутрь крыла под этой полкой вклеить бобышку из бальзы на всю толщину профиля, и крепить стойки на два самореза с шайбами.
В общем, вот
Короче, выходные прошли плодотворно! 😃 Расцветочку бы симпАтичную!!!
По фотке плохо видно. Оперение один слой потолочки?
самолет превращается в взмывающую ввысь комету
Будет повод поштырить! 😎 А то медленноблинчик надоест…
Площадь рулей тоже избыточная
Это по первянке. 😃 Всегда хочется больше.
Взлетный вес на глаз получился
Еще нарастет! Шасси, обтяжка, то, сё…
Проволока в 1,2 мм оказалась таки слишком хлипкой для основных стоек шасси
В две?
буду делать из велосипедных спиц (2 мм).
Велосипедные мягкие. После любого жеского приземления будут пропеллером. Лучше пружины из старых советских диванов.
как закрепить стойки на крыле
- Между двумя деревянными частями лонжерона вырезать прямоугольник обшивки.
- Сделать прямоугольник из фанеры и вклеить его в окно на оба деревянных лонжерона. Фанера может быть длиннее и доходить почти до задней кромки.
- Проволоку шасси крепить на шурупы.
самолет резво реагировал на малейшие движения ручек.
В пульте поставьте экспоненту на все рули. На РН - 40%, на остальные 70%. 😃 В дальнейшем подберите ее значение для комфортного управления.
Короче, выходные прошли плодотворно! Расцветочку бы симпАтичную!!!
Да, поработал интенсивно 😃
Расцветочка будет еще, благо прототип отличается разнообразием цветов, есть из чего выбрать:
www.google.com.ua/search?q=TB+20&hl=ru&hs=Uc9&tbm=…
По фотку плохо видно. Оперение один слой потолочки?
Все оперение в два листа (6 мм в сумме), с ошкуренными для обтекаемости кромками. Навеска рулей в оперении на двустороннем скотче между слоями.
У крыла сзади видны “хвостики” из однослойной потолочки - я свел профиль по задней кромке к одному слою, потому верхний лист заканчивается чуть раньше.
Фоток могу вечером дать больше.
В две?
В одну. Я таки хочу попробовать одинарные стойки.
Велосипедные мягкие. После любого жеского приземления будут пропеллером. Лучше пружины из старых советских диванов.
Поищу, просто спицы под рукой есть. В крайнем случае помятые стойки лучше проломленого крыла 😃
- Между двумя деревянными частями лонжерона вырезать прямоугольник обшивки. - Сделать прямоугольник из фанеры и вклеить его в окно на оба деревянных лонжерона. Фанера может быть длиннее и доходить почти до задней кромки. - Проволоку шасси крепить на шурупы.
Так же, как описал я, только забыл оговориться, что описывал я перевернутое крыло 😃
Еще нарастет! Шасси, обтяжка, то, сё…
В первую очередь за счет основных стоек шасси хочу выровнять ЦТ, и снять доклеенный груз с хвоста.
А, да. Двигатель вчера тарахтеть почему-то начал (хотя работает вроде нормально). Проверял - дело именно в движке, в модели ничего не болтается. В чем может быть причина? Подозреваю подшипник…
оперение в два листа (6 мм в сумме)
Гут!
В одну. Я таки хочу попробовать одинарные стойки.
Тогда 2мм тоже мало… 😦
помятые стойки лучше проломленого крыла:)
А постоянно мятые стойки хуже таких же, но немятых! 😁