Потолочный тренер-низкоплан (предпостроечные вопросы)

Wild_Falcon

Еще небольшой вопрос по крылу - толщины профиля в 12% для этой модели будет достаточно? Хорда 172 мм, за основу профиля выбрал CLARK-Y. Или можно побольше?

Andry_M

Да, 12% будет достаточно. Кстати, крыло делайте без нервюр! Они не нужны.

Не ошибитесь с определением положения САХ !!! Для наглядности привожу картинки народного Y-ка с 12%

По картинкам видим, что при нулевом угле атаки сохраняется подъемная сила. И что меняется от скорости полета. Но как сказал выше - летать будет! 😒

Wild_Falcon
Andry_M:

Да, 12% будет достаточно. Кстати, крыло делайте без нервюр! Они не нужны.

У меня запланировано 4 нервюры на крыло - больше не для формы, а для прочности (нервюра на окончании крыла, нервюра для крепления сервы, пара нервюр с усилением на стойках шасси).

Как я понял, по указанной для этого профиля САХ, его можно ставить с углом +2-3 градуса?

Andry_M
Wild_Falcon:

нервюра на окончании крыла

Это законцовка.

Wild_Falcon:

нервюра для крепления сервы

Лишнее. После готовности крыла с обтяжкой, вырезать под серву прямоугольник и внутрь консоли вставить 2-3 кусочка потолочки вокруг места с будущей сервой.

Wild_Falcon:

4 нервюры на крыло - больше не для формы, а для прочности

Еще раз говорю: в многолонжеронном крыле нервюры не нужны. Не для формы, не для жесткости.

Wild_Falcon:

для этого профиля САХ, его можно ставить с углом

От нуля до минус 2 град. Начинайте с нуля. После пробных полетов будет видно.

Wild_Falcon

В общем, вот:
На данный момент не хватает капота, шасси и декоративной отделки.
Первый полет буду делать в таком виде.
Движок, кстати, зверь. Таговооруженность у самолета нехило превышает единицу, это при том что я его явно перетяжелил.
Нос, правда, очень тяжелый, и как результат - батарея прямо над крылом.

Wild_Falcon

Самолет летает, более того, летает хорошо! Только что облетал. Видео есть, но на нем плохо что видно, да и оно постоянно переворачивается, потому выложу с следующих полетов.
Пришлось еще догрузить хвост для выхода на ЦТ по лонжерону.
Тяги, как и предполагалось, оказалось слишком много: комфортный полет (для меня, как новичка) происходит на 25-50% газа, дальше самолет превращается в взмывающую ввысь комету 😃 Площадь рулей тоже избыточная: я летал на зажатых вполовину расходах, и то самолет резво реагировал на малейшие движения ручек. Так что у самолета есть запас на развитие.
Полет по прямой после триммирования стабильней, чем на Пайпере, сказывается существенное V крыла (8 град). Посадочная скорость, кстати, оказалась на диво низкая (я очень волновался, что машина получилась слишком тяжелой), при том самолет отлично слушался рулей с выключенным двигателем.
Взлетный вес на глаз получился грамм 600-650 (с 1100mah 3s), точнее не могу определить, так как нет весов 😃

Планы на ближайшую неделю: сделать надежное шасси и сделать отделку.

А, да, есть немного фоток процесса сборки, если кому интересно, могу выложить.
По финансам вышло около 700 грн, из которых 70 - материалы (потолочка, бальза, карбон, проволоки), около 200 - инструменты, остальное - начинка без приемника (надо будет докупить, пока снял с Пайпера), аппа и акк уже имелись. Еще в расход пошла “фруктовая” фанера, отломанная от пустого ящика на базаре 😃 (с разрешения продавца, само собой).

Wild_Falcon

Проволока в 1,2 мм оказалась таки слишком хлипкой для основных стоек шасси, буду делать из велосипедных спиц (2 мм).
Основной вопрос - как закрепить стойки на крыле?
Крыло имеет два деревянных лонжерона (из линеек) - на 30% и 60 % САХ, на треть размаха от корня (потом переходят в лонжероны из потолочки). Стойки нужно крепить на 20% размаха.
Внутрь крыла вводить не вариант - лонжероны достаточно тонкие, да и места там мало. Пока идея наклеить между лонжеронами полку из линейки по нижней поверхности крыла, а внутрь крыла под этой полкой вклеить бобышку из бальзы на всю толщину профиля, и крепить стойки на два самореза с шайбами.

Andry_M
Wild_Falcon:

В общем, вот

Короче, выходные прошли плодотворно! 😃 Расцветочку бы симпАтичную!!!
По фотке плохо видно. Оперение один слой потолочки?

Wild_Falcon:

самолет превращается в взмывающую ввысь комету

Будет повод поштырить! 😎 А то медленноблинчик надоест…

Wild_Falcon:

Площадь рулей тоже избыточная

Это по первянке. 😃 Всегда хочется больше.

Wild_Falcon:

Взлетный вес на глаз получился

Еще нарастет! Шасси, обтяжка, то, сё…

Wild_Falcon:

Проволока в 1,2 мм оказалась таки слишком хлипкой для основных стоек шасси

В две?

Wild_Falcon:

буду делать из велосипедных спиц (2 мм).

Велосипедные мягкие. После любого жеского приземления будут пропеллером. Лучше пружины из старых советских диванов.

Wild_Falcon:

как закрепить стойки на крыле

  • Между двумя деревянными частями лонжерона вырезать прямоугольник обшивки.
  • Сделать прямоугольник из фанеры и вклеить его в окно на оба деревянных лонжерона. Фанера может быть длиннее и доходить почти до задней кромки.
  • Проволоку шасси крепить на шурупы.
Wild_Falcon:

самолет резво реагировал на малейшие движения ручек.

В пульте поставьте экспоненту на все рули. На РН - 40%, на остальные 70%. 😃 В дальнейшем подберите ее значение для комфортного управления.

Wild_Falcon
Andry_M:

Короче, выходные прошли плодотворно! Расцветочку бы симпАтичную!!!

Да, поработал интенсивно 😃
Расцветочка будет еще, благо прототип отличается разнообразием цветов, есть из чего выбрать:
www.google.com.ua/search?q=TB+20&hl=ru&hs=Uc9&tbm=…

Andry_M:

По фотку плохо видно. Оперение один слой потолочки?

Все оперение в два листа (6 мм в сумме), с ошкуренными для обтекаемости кромками. Навеска рулей в оперении на двустороннем скотче между слоями.
У крыла сзади видны “хвостики” из однослойной потолочки - я свел профиль по задней кромке к одному слою, потому верхний лист заканчивается чуть раньше.
Фоток могу вечером дать больше.

Andry_M:

В две?

В одну. Я таки хочу попробовать одинарные стойки.

Andry_M:

Велосипедные мягкие. После любого жеского приземления будут пропеллером. Лучше пружины из старых советских диванов.

Поищу, просто спицы под рукой есть. В крайнем случае помятые стойки лучше проломленого крыла 😃

Andry_M:
  • Между двумя деревянными частями лонжерона вырезать прямоугольник обшивки. - Сделать прямоугольник из фанеры и вклеить его в окно на оба деревянных лонжерона. Фанера может быть длиннее и доходить почти до задней кромки. - Проволоку шасси крепить на шурупы.

Так же, как описал я, только забыл оговориться, что описывал я перевернутое крыло 😃

Andry_M:

Еще нарастет! Шасси, обтяжка, то, сё…

В первую очередь за счет основных стоек шасси хочу выровнять ЦТ, и снять доклеенный груз с хвоста.

А, да. Двигатель вчера тарахтеть почему-то начал (хотя работает вроде нормально). Проверял - дело именно в движке, в модели ничего не болтается. В чем может быть причина? Подозреваю подшипник…

Andry_M
Wild_Falcon:

оперение в два листа (6 мм в сумме)

Гут!

Wild_Falcon:

В одну. Я таки хочу попробовать одинарные стойки.

Тогда 2мм тоже мало… 😦

Wild_Falcon:

помятые стойки лучше проломленого крыла:)

А постоянно мятые стойки хуже таких же, но немятых! 😁

Wild_Falcon
Andry_M:

Тогда 2мм тоже мало…

Но стойки достаточно короткие (не более 2-х диаметров колеса, т.е. ок. 60 мм).

Andry_M
Wild_Falcon:

Двигатель вчера тарахтеть почему-то начал Подозреваю подшипник…

Снимите его с самолета. Включите. Какой будет звук?
Часто двигатели тарахтят, будучи прикрученными на деревянную основу. Получается типа барабана… 😉
Если он и снятый тарахтит - разобрать. Проверить подшипники и наличие писчинок грязи внутри.
Ниразу не сталкивался с тарахтением подшипника после первых 20 полетов… 😦

Царапины на статоре скажут на попадание внутрь инородных предметов.

Один раз мой моторчик заклинило нафиг! 😦 Оказалось внутрь попал мелкий болтик и намертво примагнитился… 😅

Wild_Falcon:

стойки достаточно короткие

Ааа… тады спицы могут поработать…

Wild_Falcon
Andry_M:

Ниразу не сталкивался с тарахтением подшипника после первых 20 полетов…

Этот стал тарахтеть ДО полета, что вообще странно. При прокручивании рукой ощущается какая-то неоднородность в одном положении. При том что когда тестировал движок после покупки и спайки проводов, такого еще не было.
Вечером буду проверять, хотя звучок сейчас от него вполне копийный (особенно срезонированный корпусом 😁).

Andry_M
Wild_Falcon:

При прокручивании рукой ощущается какая-то неоднородность в одном положении.

Срочно разбирать! Внутри мусор! Мог попасть еще дома.

Wild_Falcon
Andry_M:

Срочно разбирать! Внутри мусор! Мог попасть еще дома.

В общем, розобрал, мусора не обнаружил, собрал назад. Легкое постукивание обнаруживается только когда двигатель стоит на раме с винтом, когда держишь в руках оно есть, но не так ощущается.

Вчера сделал основные стойки шасси из спиц, стоят камнем (пока вкрутил в потолочку дл примерки, вечером сделаю фанерные полощадки на крыле и сфотографирую). Переднюю тоже буду переделывать из спицы, а то из 1,2 мм проволоки по вертикали нагрузку держит, но гуляет колесом по курсу, что никуда не годится.

Wild_Falcon

Переделал основные стойки из спиц, площадки под шасси из линейки, как и корни лонжеронов:

Самолет на колесах:

Качалка переднего колеса (склеена с пропсейвером от маленького двигателя):

Оно же снизу:

И корень моего крыла изнутри (вид сверху):

Andry_M
Wild_Falcon:

Оно же снизу

Неплохо! Только для замены аккумулятора придется снимать крыло.

Wild_Falcon
Andry_M:

Неплохо! Только для замены аккумулятора придется снимать крыло.

Это да, но с другой стороны, хорошо что отсек под акк я выбрал таки нижний, он самый длинный - нос у самолета вышел, как я писал, тяжелый, и это единственное более-менее приемлимое место для аккумулятора. А крыло снять не проблема, оно на резинках.

Wild_Falcon

Облетал сегодня машину с колесами. Конечно, вести себя стала по-другому, но совсем немного - просто выставленные раньше триммеры оказались не совсем актуальны, пришлось подправлять.
Три полета прошли отлично - как взлеты, так и посадки, особенно учитывая что я впервые летаю на низкоплане с классическим шасси.
А вот на четвертый я допустил серию ошибок - начиная с неправильного захода на посадку, ухода от оси полосы, и заканчивая неправильным уходом на второй круг.
Результат вот:

На самом деле, все не так страшно - из негатива только поломанный винт (кстати, мой первый поломанный винт вообще), согнутая передняя стойка, и очень много грязи, так как шмякнулся носом в очень влажную траву.

16 days later
Wild_Falcon
Дан_Тосс:

А фотку из поста №1 Вы откуда взяли?

Из гуглокартинок по названию самолета.
А вообще это фотография какой-то китайской модели этого самолета (тоже тренер), у нас такие в магазинах попадаются.

По поводу моего самолета - продолжает отлично летать, пережил три морковки с минимальными повреждениями (первый раз вырвало аккумом переднюю палочку крепления крыла, после ее подъема повреждения ограничиваются треснувшим листом потолочки за передней стойкой). Все три моркови по моей ошибке, самолет летает отлично.
Настроил на нем флапы, теперь взлетаю и сажусь чуть ли не вертикально на пятачок.
Обтянул крыло, украшаю фюз (нарисовал остекление, надо еще обтянуть пузо цветным скотчем).