Потолочный тренер-низкоплан (предпостроечные вопросы)

Andry_M
Wild_Falcon:

уверен что один движок с регулем весит больше чем буде весить весь хвост

У движка меньше рычаг… Поэтому центровка чаще переваливает назад, чем вперед…

Wild_Falcon:

думаю дать небольшой лонжерон из одинарной потолочки по линии отъема элеронов, а в самих элеронах горизонтальную потолочку

Лучше сделать иначе.
Желтым показан доп лонжерон из 1 слоя потолочки вертикально. На моей фотке он есть.
Синим - доп 2 (или сколько нужно по высоте) слоя потолочки горизонтально, шириной 15-20мм. После высыхания, стачиваем под углом, что бы верхний слой зашивки крыла ложился на заднюю кромку и на эту доп кромку. После высыхания всего крыла элерон отрезается по середине этой 20мм полосы. Прилагаю пару фоток. Вашу и мою.

Синяя прямая - линия отреза элеронов.

Wild_Falcon

Еще небольшой вопрос по крылу - толщины профиля в 12% для этой модели будет достаточно? Хорда 172 мм, за основу профиля выбрал CLARK-Y. Или можно побольше?

Andry_M

Да, 12% будет достаточно. Кстати, крыло делайте без нервюр! Они не нужны.

Не ошибитесь с определением положения САХ !!! Для наглядности привожу картинки народного Y-ка с 12%

По картинкам видим, что при нулевом угле атаки сохраняется подъемная сила. И что меняется от скорости полета. Но как сказал выше - летать будет! 😒

Wild_Falcon
Andry_M:

Да, 12% будет достаточно. Кстати, крыло делайте без нервюр! Они не нужны.

У меня запланировано 4 нервюры на крыло - больше не для формы, а для прочности (нервюра на окончании крыла, нервюра для крепления сервы, пара нервюр с усилением на стойках шасси).

Как я понял, по указанной для этого профиля САХ, его можно ставить с углом +2-3 градуса?

Andry_M
Wild_Falcon:

нервюра на окончании крыла

Это законцовка.

Wild_Falcon:

нервюра для крепления сервы

Лишнее. После готовности крыла с обтяжкой, вырезать под серву прямоугольник и внутрь консоли вставить 2-3 кусочка потолочки вокруг места с будущей сервой.

Wild_Falcon:

4 нервюры на крыло - больше не для формы, а для прочности

Еще раз говорю: в многолонжеронном крыле нервюры не нужны. Не для формы, не для жесткости.

Wild_Falcon:

для этого профиля САХ, его можно ставить с углом

От нуля до минус 2 град. Начинайте с нуля. После пробных полетов будет видно.

Wild_Falcon

В общем, вот:
На данный момент не хватает капота, шасси и декоративной отделки.
Первый полет буду делать в таком виде.
Движок, кстати, зверь. Таговооруженность у самолета нехило превышает единицу, это при том что я его явно перетяжелил.
Нос, правда, очень тяжелый, и как результат - батарея прямо над крылом.

Wild_Falcon

Самолет летает, более того, летает хорошо! Только что облетал. Видео есть, но на нем плохо что видно, да и оно постоянно переворачивается, потому выложу с следующих полетов.
Пришлось еще догрузить хвост для выхода на ЦТ по лонжерону.
Тяги, как и предполагалось, оказалось слишком много: комфортный полет (для меня, как новичка) происходит на 25-50% газа, дальше самолет превращается в взмывающую ввысь комету 😃 Площадь рулей тоже избыточная: я летал на зажатых вполовину расходах, и то самолет резво реагировал на малейшие движения ручек. Так что у самолета есть запас на развитие.
Полет по прямой после триммирования стабильней, чем на Пайпере, сказывается существенное V крыла (8 град). Посадочная скорость, кстати, оказалась на диво низкая (я очень волновался, что машина получилась слишком тяжелой), при том самолет отлично слушался рулей с выключенным двигателем.
Взлетный вес на глаз получился грамм 600-650 (с 1100mah 3s), точнее не могу определить, так как нет весов 😃

Планы на ближайшую неделю: сделать надежное шасси и сделать отделку.

А, да, есть немного фоток процесса сборки, если кому интересно, могу выложить.
По финансам вышло около 700 грн, из которых 70 - материалы (потолочка, бальза, карбон, проволоки), около 200 - инструменты, остальное - начинка без приемника (надо будет докупить, пока снял с Пайпера), аппа и акк уже имелись. Еще в расход пошла “фруктовая” фанера, отломанная от пустого ящика на базаре 😃 (с разрешения продавца, само собой).

Wild_Falcon

Проволока в 1,2 мм оказалась таки слишком хлипкой для основных стоек шасси, буду делать из велосипедных спиц (2 мм).
Основной вопрос - как закрепить стойки на крыле?
Крыло имеет два деревянных лонжерона (из линеек) - на 30% и 60 % САХ, на треть размаха от корня (потом переходят в лонжероны из потолочки). Стойки нужно крепить на 20% размаха.
Внутрь крыла вводить не вариант - лонжероны достаточно тонкие, да и места там мало. Пока идея наклеить между лонжеронами полку из линейки по нижней поверхности крыла, а внутрь крыла под этой полкой вклеить бобышку из бальзы на всю толщину профиля, и крепить стойки на два самореза с шайбами.

Andry_M
Wild_Falcon:

В общем, вот

Короче, выходные прошли плодотворно! 😃 Расцветочку бы симпАтичную!!!
По фотке плохо видно. Оперение один слой потолочки?

Wild_Falcon:

самолет превращается в взмывающую ввысь комету

Будет повод поштырить! 😎 А то медленноблинчик надоест…

Wild_Falcon:

Площадь рулей тоже избыточная

Это по первянке. 😃 Всегда хочется больше.

Wild_Falcon:

Взлетный вес на глаз получился

Еще нарастет! Шасси, обтяжка, то, сё…

Wild_Falcon:

Проволока в 1,2 мм оказалась таки слишком хлипкой для основных стоек шасси

В две?

Wild_Falcon:

буду делать из велосипедных спиц (2 мм).

Велосипедные мягкие. После любого жеского приземления будут пропеллером. Лучше пружины из старых советских диванов.

Wild_Falcon:

как закрепить стойки на крыле

  • Между двумя деревянными частями лонжерона вырезать прямоугольник обшивки.
  • Сделать прямоугольник из фанеры и вклеить его в окно на оба деревянных лонжерона. Фанера может быть длиннее и доходить почти до задней кромки.
  • Проволоку шасси крепить на шурупы.
Wild_Falcon:

самолет резво реагировал на малейшие движения ручек.

В пульте поставьте экспоненту на все рули. На РН - 40%, на остальные 70%. 😃 В дальнейшем подберите ее значение для комфортного управления.

Wild_Falcon
Andry_M:

Короче, выходные прошли плодотворно! Расцветочку бы симпАтичную!!!

Да, поработал интенсивно 😃
Расцветочка будет еще, благо прототип отличается разнообразием цветов, есть из чего выбрать:
www.google.com.ua/search?q=TB+20&hl=ru&hs=Uc9&tbm=…

Andry_M:

По фотку плохо видно. Оперение один слой потолочки?

Все оперение в два листа (6 мм в сумме), с ошкуренными для обтекаемости кромками. Навеска рулей в оперении на двустороннем скотче между слоями.
У крыла сзади видны “хвостики” из однослойной потолочки - я свел профиль по задней кромке к одному слою, потому верхний лист заканчивается чуть раньше.
Фоток могу вечером дать больше.

Andry_M:

В две?

В одну. Я таки хочу попробовать одинарные стойки.

Andry_M:

Велосипедные мягкие. После любого жеского приземления будут пропеллером. Лучше пружины из старых советских диванов.

Поищу, просто спицы под рукой есть. В крайнем случае помятые стойки лучше проломленого крыла 😃

Andry_M:
  • Между двумя деревянными частями лонжерона вырезать прямоугольник обшивки. - Сделать прямоугольник из фанеры и вклеить его в окно на оба деревянных лонжерона. Фанера может быть длиннее и доходить почти до задней кромки. - Проволоку шасси крепить на шурупы.

Так же, как описал я, только забыл оговориться, что описывал я перевернутое крыло 😃

Andry_M:

Еще нарастет! Шасси, обтяжка, то, сё…

В первую очередь за счет основных стоек шасси хочу выровнять ЦТ, и снять доклеенный груз с хвоста.

А, да. Двигатель вчера тарахтеть почему-то начал (хотя работает вроде нормально). Проверял - дело именно в движке, в модели ничего не болтается. В чем может быть причина? Подозреваю подшипник…

Andry_M
Wild_Falcon:

оперение в два листа (6 мм в сумме)

Гут!

Wild_Falcon:

В одну. Я таки хочу попробовать одинарные стойки.

Тогда 2мм тоже мало… 😦

Wild_Falcon:

помятые стойки лучше проломленого крыла:)

А постоянно мятые стойки хуже таких же, но немятых! 😁

Wild_Falcon
Andry_M:

Тогда 2мм тоже мало…

Но стойки достаточно короткие (не более 2-х диаметров колеса, т.е. ок. 60 мм).

Andry_M
Wild_Falcon:

Двигатель вчера тарахтеть почему-то начал Подозреваю подшипник…

Снимите его с самолета. Включите. Какой будет звук?
Часто двигатели тарахтят, будучи прикрученными на деревянную основу. Получается типа барабана… 😉
Если он и снятый тарахтит - разобрать. Проверить подшипники и наличие писчинок грязи внутри.
Ниразу не сталкивался с тарахтением подшипника после первых 20 полетов… 😦

Царапины на статоре скажут на попадание внутрь инородных предметов.

Один раз мой моторчик заклинило нафиг! 😦 Оказалось внутрь попал мелкий болтик и намертво примагнитился… 😅

Wild_Falcon:

стойки достаточно короткие

Ааа… тады спицы могут поработать…

Wild_Falcon
Andry_M:

Ниразу не сталкивался с тарахтением подшипника после первых 20 полетов…

Этот стал тарахтеть ДО полета, что вообще странно. При прокручивании рукой ощущается какая-то неоднородность в одном положении. При том что когда тестировал движок после покупки и спайки проводов, такого еще не было.
Вечером буду проверять, хотя звучок сейчас от него вполне копийный (особенно срезонированный корпусом 😁).

Andry_M
Wild_Falcon:

При прокручивании рукой ощущается какая-то неоднородность в одном положении.

Срочно разбирать! Внутри мусор! Мог попасть еще дома.

Wild_Falcon
Andry_M:

Срочно разбирать! Внутри мусор! Мог попасть еще дома.

В общем, розобрал, мусора не обнаружил, собрал назад. Легкое постукивание обнаруживается только когда двигатель стоит на раме с винтом, когда держишь в руках оно есть, но не так ощущается.

Вчера сделал основные стойки шасси из спиц, стоят камнем (пока вкрутил в потолочку дл примерки, вечером сделаю фанерные полощадки на крыле и сфотографирую). Переднюю тоже буду переделывать из спицы, а то из 1,2 мм проволоки по вертикали нагрузку держит, но гуляет колесом по курсу, что никуда не годится.

Wild_Falcon

Переделал основные стойки из спиц, площадки под шасси из линейки, как и корни лонжеронов:

Самолет на колесах:

Качалка переднего колеса (склеена с пропсейвером от маленького двигателя):

Оно же снизу:

И корень моего крыла изнутри (вид сверху):

Andry_M
Wild_Falcon:

Оно же снизу

Неплохо! Только для замены аккумулятора придется снимать крыло.

Wild_Falcon
Andry_M:

Неплохо! Только для замены аккумулятора придется снимать крыло.

Это да, но с другой стороны, хорошо что отсек под акк я выбрал таки нижний, он самый длинный - нос у самолета вышел, как я писал, тяжелый, и это единственное более-менее приемлимое место для аккумулятора. А крыло снять не проблема, оно на резинках.

Wild_Falcon

Облетал сегодня машину с колесами. Конечно, вести себя стала по-другому, но совсем немного - просто выставленные раньше триммеры оказались не совсем актуальны, пришлось подправлять.
Три полета прошли отлично - как взлеты, так и посадки, особенно учитывая что я впервые летаю на низкоплане с классическим шасси.
А вот на четвертый я допустил серию ошибок - начиная с неправильного захода на посадку, ухода от оси полосы, и заканчивая неправильным уходом на второй круг.
Результат вот:

На самом деле, все не так страшно - из негатива только поломанный винт (кстати, мой первый поломанный винт вообще), согнутая передняя стойка, и очень много грязи, так как шмякнулся носом в очень влажную траву.

16 days later