бальза, что это такое?

ВладимирМ
IL-76MD:

с весом 180 тонн и то бывает колбасит

Летели два года назад из Питера зимой . Не помню какой был самолёт , но земля приближается , а его … как осиновый листок . Думаю чтож за лётчик такой достался ? Выхожу из самолёта , а с трапа почти сдувает . И с восторгом понимаю что экипаж - АССЫ !

Губанов_Игорь
Frame:

А если, к примеру, какую нибудь трубку заполнить внутри пенопластом (малой плотности), то она тоже добавит и жёсткости, и прочности. .

Как хорошо что Вы не прочнист😒😒😒 Кроме цены, веса и трудоемкости в этой трубке ничего не прибавится… Если конечно под трубкой понимается именно трубка, например крыльевая труба, а не тонкостенная оболочка

Митричь
Frame:

Вспомните историю авиации, особенно период ВОВ. Для того, чтобы облегчить конструкцию, А.С. Яковлев на самолёте Як-3 применил металлический лонжерон.

Хорошая мысль, буду делать RC бойцовки из металла.

ADF
Митричь:

лать RC бойцовки из металла.

Если технология позволяет - почему бы и да?
Главное не забыть антенны наружу высунуть.

Митричь
ADF:

Если технология позволяет - почему бы и да?
Главное не забыть антенны наружу высунуть.

Буду ковать из нитинола, очень практично, после тарана для восстановления первоначальной формы кладем модель в духовку.
Антенна теперь не нужна. Металлическая модель и есть антенна.

Frame
Губанов_Игорь:

Кроме цены, веса и трудоемкости в этой трубке ничего не прибавится… Если конечно под трубкой понимается именно трубка, например крыльевая труба, а не тонкостенная оболочка

Игорь, при всём уважении к Вам. Я несколько лет назад резал пенорезкой хвостовую часть фюзеляжа радиомодели из лёгкой пены ПСБ-15, вклеивал липовые стрингеры (для усиления) и обшивал бальзой 0,8 мм. Получалось достаточно прочно, легко и технологично. Так же иногда и крыло делал. Но ведь это всё тоже трубки: бальзовые с ядром из пены. Обычное наборное крыло при избыточной нагрузке на изгиб складывается так же, как и трубка. Оно точно так же работает на изгиб и кручение. А про металки с ядром из пены и армированные стеклом, (формованными в матрице) все конечно слыхали? Там тоже по сути трубка, только форма по профилю крыла. А что будет плохого, если угольный штырь (крыльевой) на радиосамолёт заполнить лёгкой пеной? Только прочнее будет, а веса прибавится не много. Можно и без пены, если там по самому углю многократный запас прочности заложить. Но это не всегда рационально.

Митричь:

Хорошая мысль, буду делать RC бойцовки из металла.

Попробуйте уголь, хороший заменитель. Я правда в радиобойцовках не силён, просто всего не охватить, но достаточно хорошо знаю Колю Василькова из Харькова. Не слыхали про такого? Он в ваших кругах известен. Как-нибудь с ним поговорю, как сейчас эти бойцовки строят. Кстати, таймерист Е.Т. Вербицкий ещё чёрт знает когда (лет 30 назад) армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки. Это не спроста, всё же он был законодателем моды в этом классе. Это уже стало классикой. Планеристы F1A тоже хвостовые балки такой же фольгой вместе со стеклом и углём формуют.
Так что напрасно спорите, друзья мои. Я совсем не ставлю перед собой цели кого-то учить, а просто информирую тех, кто не всё знает. Я конечно тоже много чего не знаю, но кое в чём всё же понимаю. А кто не согласен, я готов выслушать мнение и может в чём-то и согласиться. А что касается того, что я не прочнист, может и так конечно, но классическое авиационное образование всё же имею. Да и в определённых модельных кругах крутился. Давно, правда дело было.

Губанов_Игорь
Frame:

А что будет плохого, если угольный штырь (крыльевой) на радиосамолёт заполнить лёгкой пеной?

В том то и дело, что лучше от этого крыльевая труба не станет, совсем. В отличии от тонкостенной оболочки (тонкой бальзовой балки), заполненной к примеру пеной. Во втором случае повысится жесткость на кручение. На изгиб практически нет или совсем не много

Митричь
Frame:

Попробуйте уголь, хороший заменитель.

Для меня, как любителя не имеет смысла.

  1. Дорого.
  2. Малоремонтнопригодно.
  3. Дома на “коленке” не сделать.
ZigZag_ZZ
Frame:

Кстати, таймерист Е.Т. Вербицкий ещё чёрт знает когда (лет 30 назад) армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки.

А кордовики - скоростники, это делали её раншее 😉
Я офигевал от технологий, обжим, вакуум ,156 компаунд, запекание, однолопастные винты печёные с угля и вольфрамовые противовесы…

acrobat

Рассмотрите лопасть вертолёта, допустим Ми-24 (Ми-8) их в разрезе в интернете полно. Если поймёте распределение сил в конструкции, все вопросы отпадут. Схема отработана десятилетиями. Наполнитель типового отсека бывает разный, в том числе и пенопласт.

Frame

Немного в тему про бальзу… Как известно, бальза бывает разной плотности (имеется ввиду отношение веса к объёму). Но не все знают, что одна и та же бальза отличается свойствами в зависимости от вида среза в стволе. При покупке пластин нужно обращать внимание на текстуру (рисунок). Наиболее жёсткой будет пластина, имеющая чешуйчатый (крапчатый) рисунок текстуры. Именно её я использовал для трубок на фюзеляжи комнатных моделей. Гнутся они хуже, чем с линейной структурой, но в жёсткости выигрывают значительно. Такую же бальзу используют и “гонщики” (класс F2C) для набора пластин для своих тонких крыльев (в некоторых местах).
Если нужно согнуть и отформовать пластину на оправке, её нужно намочить водой, положить на оправку и обмотать эластичным медицинским бинтом. Этим бинтом пользуются люди, больные варикозом (расширением вен на ногах). После сушки (до полного высыхания) получается корочка. Если бальзу требуется изогнуть значительно (с малыми радиусами кривизны), то её лучше мочить не водой, а обычным раствором пищевого уксуса. Замечено, что после сушки корочка дополнительно упрочняется. Иногда делают двухслойную корочку из бальзы. Принцип формовки аналогичный, но после просушивания их склеивают между собой, проложив между ними армирующий слой из тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. Иногда стеклоткань также кладут на внутренней стороне сэндвича. Формуется всё это на оправке, отполированной и покрытой разделительным слоем воска.

Губанов_Игорь:

В том то и дело, что лучше от этого крыльевая труба не станет, совсем.

При малых диаметрах трубок эффекта не будет. А вот если сделать трубку с большим диаметром и меньшей по толщине стенкой (для соблюдения условия равенства веса), то эффект от “пробки” проявится. Кстати у прочнистов и аэродинамиков извечная борьба. Прочнисты хотят строить толстые крылья (толщина профиля), а аэродинамики стараются заложить профили потоньше. Толстые крылья прочнее тонких при одинаковом весе. Кто не верит, советую почитать классическую литературу по конструкции самолётов. А вот трубка малого диаметра в центре профиля не есть хорошо, т.к. она хуже работает, чем та, у которой толщина стенки меньше, а диаметр больше.

3DSMax

Еще для гнутья бальзу можно смочить нашатырем. Плюсы- высыхает быстрее, чем с водой, минусы- вонища страшная.

Губанов_Игорь

Пользую технический спирт для этих целей. Не поднимает ворс как вода, не воняет как нашатырь, быстро сохнет

ADF
Frame:

Но не все знают, что одна и та же бальза отличается свойствами в зависимости от вида среза в стволе. При покупке пластин нужно обращать внимание на тексту…

Да, но тут есть одна фундаментальная проблема: выбрать можно только натурно в магазине, если есть таковой под боком, и если этот магазин бальзу большим оптом покупает хоть изредка.
А в региональных и-или мелких магазинах, которые купили бальзу у других более крупных магазинов, зачастую уже “отбраковка”: доски, которые остались после того, как другие моделисты уже выгребли все самое интересное… При заказе через интернет - вообще нет никаких гарантий, что там в посылке приедет.

Frame
3DSMax:

Еще для гнутья бальзу можно смочить нашатырем. Плюсы- высыхает быстрее, чем с водой, минусы- вонища страшная.

Вообще про нашатырь среди моделистов ходят целые легенды. При длительной пропитке твёрдых пород они гнутся “волшебным” образом. Чаще всего этими породами пользуются моделисты корабелы для парусных копий. Но после высыхания дерево становится другим. Оно теряет прочность, приобретает какие-то “ватные” свойства и плохо режется. Для деталей, имеющих чисто декоративное назначение это не очень важно, о вот для тех, которые имеют силовое назначение, подходит плохо. А вот спирт лучше воды для бальзы подходит, но не всем доступен.

ADF:

Да, но тут есть одна фундаментальная проблема

Я обычно покупал бальзу в брусках и пилил сам. Когда-то для детей выписывал в Юнтехросе, так прислали вообще такую, которую в жизни до этого не видел. Плотность 0,2 - 0,24 ! Она тоже в дело пошла, но досада осталась. А выписывал потому, что нужно было как-то “выбить” деньги из нашей конторы.

ADF
Frame:

А вот спирт лучше воды для бальзы подходит, но не всем доступен.

В ряде случаев не обязательно этиловый, можно (не всегда, но часто) допустим изопропиловый использовать - в свободной продаже в большущих бутылках.

VVS2

Когда делал бальзовый фюз, формовал цельные корки по радиусу (прям по шпангоутам, по месту), был удивлен, некоторые образцы бальзы гнулись с водой изумительно, работать было удобнее чем с потолочкой. Высыхало под феном очень быстро, точность подгонки получалась сразу на уровне. без каких-либо бинтов обошелся. Но отдельные образцы вообще очень плохо гнулись, ломались.
В магазине надо выбирать, подходящие для формовки листы изначально лучше гнутся поперек слоев, а с водой просто заворачиваются в трубочку без труда.
Однако защищать фюз стеклотканью на смоле/аквалаке или хотя-бы покрыть лаком - обязательно.
Стойкость к “протыканиям” плохая.

Русинов_Сергей
Frame:

армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки.

Три сотки.
Причём сразу её клеить было нельзя, сперва надо было снять верхний слой с фольги.
Делалось это так: Фольга обрезалась в нужный размер с припуском и приклеивалась скотчем по углам к стеклу. Затем разводился зубной порошок до кашеобразного состояния и тряпочкой, круговыми движениями, выполнялась обработка фольги. Процесс считался законченным когда при смывании порошка смачивалась вся поверхность фольги.
Далее фольга вытиралась насухо и с помощью шпателя(бритвенного лезвия) на неё наносилась смола, затем накладывалась бальза с промежутком в 3 мм(под переднюю кромку) и всё это дело нагружалось чем-нибудь или засовывалось в вакуумный мешок.

lzlz

Это вы так зубным порошком обезжиривали фольгу? Мы пользовались “Венской известью”. Потом с появлением "Фейри и анодированной фольги, всё стало просто, как 2х2. И фольгу мы клеили на БФ-2. Клеили под вакуумом с прогревом. Отрывалась только с мясом.

ADF

Можно для опоздавших: а в наше время есть смысл в фольге? Реально прочность/жесткость к весу у такого конструктива хороша?
Или если тот-же лобок лобик крыла обычной кевларовой тряпкой сравнимого весу зашить - характеристики будут выше?