бальза, что это такое?

Frame
Губанов_Игорь:

Кроме цены, веса и трудоемкости в этой трубке ничего не прибавится… Если конечно под трубкой понимается именно трубка, например крыльевая труба, а не тонкостенная оболочка

Игорь, при всём уважении к Вам. Я несколько лет назад резал пенорезкой хвостовую часть фюзеляжа радиомодели из лёгкой пены ПСБ-15, вклеивал липовые стрингеры (для усиления) и обшивал бальзой 0,8 мм. Получалось достаточно прочно, легко и технологично. Так же иногда и крыло делал. Но ведь это всё тоже трубки: бальзовые с ядром из пены. Обычное наборное крыло при избыточной нагрузке на изгиб складывается так же, как и трубка. Оно точно так же работает на изгиб и кручение. А про металки с ядром из пены и армированные стеклом, (формованными в матрице) все конечно слыхали? Там тоже по сути трубка, только форма по профилю крыла. А что будет плохого, если угольный штырь (крыльевой) на радиосамолёт заполнить лёгкой пеной? Только прочнее будет, а веса прибавится не много. Можно и без пены, если там по самому углю многократный запас прочности заложить. Но это не всегда рационально.

Митричь:

Хорошая мысль, буду делать RC бойцовки из металла.

Попробуйте уголь, хороший заменитель. Я правда в радиобойцовках не силён, просто всего не охватить, но достаточно хорошо знаю Колю Василькова из Харькова. Не слыхали про такого? Он в ваших кругах известен. Как-нибудь с ним поговорю, как сейчас эти бойцовки строят. Кстати, таймерист Е.Т. Вербицкий ещё чёрт знает когда (лет 30 назад) армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки. Это не спроста, всё же он был законодателем моды в этом классе. Это уже стало классикой. Планеристы F1A тоже хвостовые балки такой же фольгой вместе со стеклом и углём формуют.
Так что напрасно спорите, друзья мои. Я совсем не ставлю перед собой цели кого-то учить, а просто информирую тех, кто не всё знает. Я конечно тоже много чего не знаю, но кое в чём всё же понимаю. А кто не согласен, я готов выслушать мнение и может в чём-то и согласиться. А что касается того, что я не прочнист, может и так конечно, но классическое авиационное образование всё же имею. Да и в определённых модельных кругах крутился. Давно, правда дело было.

Губанов_Игорь
Frame:

А что будет плохого, если угольный штырь (крыльевой) на радиосамолёт заполнить лёгкой пеной?

В том то и дело, что лучше от этого крыльевая труба не станет, совсем. В отличии от тонкостенной оболочки (тонкой бальзовой балки), заполненной к примеру пеной. Во втором случае повысится жесткость на кручение. На изгиб практически нет или совсем не много

Митричь
Frame:

Попробуйте уголь, хороший заменитель.

Для меня, как любителя не имеет смысла.

  1. Дорого.
  2. Малоремонтнопригодно.
  3. Дома на “коленке” не сделать.
ZigZag_ZZ
Frame:

Кстати, таймерист Е.Т. Вербицкий ещё чёрт знает когда (лет 30 назад) армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки.

А кордовики - скоростники, это делали её раншее 😉
Я офигевал от технологий, обжим, вакуум ,156 компаунд, запекание, однолопастные винты печёные с угля и вольфрамовые противовесы…

acrobat

Рассмотрите лопасть вертолёта, допустим Ми-24 (Ми-8) их в разрезе в интернете полно. Если поймёте распределение сил в конструкции, все вопросы отпадут. Схема отработана десятилетиями. Наполнитель типового отсека бывает разный, в том числе и пенопласт.

Frame

Немного в тему про бальзу… Как известно, бальза бывает разной плотности (имеется ввиду отношение веса к объёму). Но не все знают, что одна и та же бальза отличается свойствами в зависимости от вида среза в стволе. При покупке пластин нужно обращать внимание на текстуру (рисунок). Наиболее жёсткой будет пластина, имеющая чешуйчатый (крапчатый) рисунок текстуры. Именно её я использовал для трубок на фюзеляжи комнатных моделей. Гнутся они хуже, чем с линейной структурой, но в жёсткости выигрывают значительно. Такую же бальзу используют и “гонщики” (класс F2C) для набора пластин для своих тонких крыльев (в некоторых местах).
Если нужно согнуть и отформовать пластину на оправке, её нужно намочить водой, положить на оправку и обмотать эластичным медицинским бинтом. Этим бинтом пользуются люди, больные варикозом (расширением вен на ногах). После сушки (до полного высыхания) получается корочка. Если бальзу требуется изогнуть значительно (с малыми радиусами кривизны), то её лучше мочить не водой, а обычным раствором пищевого уксуса. Замечено, что после сушки корочка дополнительно упрочняется. Иногда делают двухслойную корочку из бальзы. Принцип формовки аналогичный, но после просушивания их склеивают между собой, проложив между ними армирующий слой из тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. Иногда стеклоткань также кладут на внутренней стороне сэндвича. Формуется всё это на оправке, отполированной и покрытой разделительным слоем воска.

Губанов_Игорь:

В том то и дело, что лучше от этого крыльевая труба не станет, совсем.

При малых диаметрах трубок эффекта не будет. А вот если сделать трубку с большим диаметром и меньшей по толщине стенкой (для соблюдения условия равенства веса), то эффект от “пробки” проявится. Кстати у прочнистов и аэродинамиков извечная борьба. Прочнисты хотят строить толстые крылья (толщина профиля), а аэродинамики стараются заложить профили потоньше. Толстые крылья прочнее тонких при одинаковом весе. Кто не верит, советую почитать классическую литературу по конструкции самолётов. А вот трубка малого диаметра в центре профиля не есть хорошо, т.к. она хуже работает, чем та, у которой толщина стенки меньше, а диаметр больше.

3DSMax

Еще для гнутья бальзу можно смочить нашатырем. Плюсы- высыхает быстрее, чем с водой, минусы- вонища страшная.

Губанов_Игорь

Пользую технический спирт для этих целей. Не поднимает ворс как вода, не воняет как нашатырь, быстро сохнет

ADF
Frame:

Но не все знают, что одна и та же бальза отличается свойствами в зависимости от вида среза в стволе. При покупке пластин нужно обращать внимание на тексту…

Да, но тут есть одна фундаментальная проблема: выбрать можно только натурно в магазине, если есть таковой под боком, и если этот магазин бальзу большим оптом покупает хоть изредка.
А в региональных и-или мелких магазинах, которые купили бальзу у других более крупных магазинов, зачастую уже “отбраковка”: доски, которые остались после того, как другие моделисты уже выгребли все самое интересное… При заказе через интернет - вообще нет никаких гарантий, что там в посылке приедет.

Frame
3DSMax:

Еще для гнутья бальзу можно смочить нашатырем. Плюсы- высыхает быстрее, чем с водой, минусы- вонища страшная.

Вообще про нашатырь среди моделистов ходят целые легенды. При длительной пропитке твёрдых пород они гнутся “волшебным” образом. Чаще всего этими породами пользуются моделисты корабелы для парусных копий. Но после высыхания дерево становится другим. Оно теряет прочность, приобретает какие-то “ватные” свойства и плохо режется. Для деталей, имеющих чисто декоративное назначение это не очень важно, о вот для тех, которые имеют силовое назначение, подходит плохо. А вот спирт лучше воды для бальзы подходит, но не всем доступен.

ADF:

Да, но тут есть одна фундаментальная проблема

Я обычно покупал бальзу в брусках и пилил сам. Когда-то для детей выписывал в Юнтехросе, так прислали вообще такую, которую в жизни до этого не видел. Плотность 0,2 - 0,24 ! Она тоже в дело пошла, но досада осталась. А выписывал потому, что нужно было как-то “выбить” деньги из нашей конторы.

ADF
Frame:

А вот спирт лучше воды для бальзы подходит, но не всем доступен.

В ряде случаев не обязательно этиловый, можно (не всегда, но часто) допустим изопропиловый использовать - в свободной продаже в большущих бутылках.

VVS2

Когда делал бальзовый фюз, формовал цельные корки по радиусу (прям по шпангоутам, по месту), был удивлен, некоторые образцы бальзы гнулись с водой изумительно, работать было удобнее чем с потолочкой. Высыхало под феном очень быстро, точность подгонки получалась сразу на уровне. без каких-либо бинтов обошелся. Но отдельные образцы вообще очень плохо гнулись, ломались.
В магазине надо выбирать, подходящие для формовки листы изначально лучше гнутся поперек слоев, а с водой просто заворачиваются в трубочку без труда.
Однако защищать фюз стеклотканью на смоле/аквалаке или хотя-бы покрыть лаком - обязательно.
Стойкость к “протыканиям” плохая.

Русинов_Сергей
Frame:

армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки.

Три сотки.
Причём сразу её клеить было нельзя, сперва надо было снять верхний слой с фольги.
Делалось это так: Фольга обрезалась в нужный размер с припуском и приклеивалась скотчем по углам к стеклу. Затем разводился зубной порошок до кашеобразного состояния и тряпочкой, круговыми движениями, выполнялась обработка фольги. Процесс считался законченным когда при смывании порошка смачивалась вся поверхность фольги.
Далее фольга вытиралась насухо и с помощью шпателя(бритвенного лезвия) на неё наносилась смола, затем накладывалась бальза с промежутком в 3 мм(под переднюю кромку) и всё это дело нагружалось чем-нибудь или засовывалось в вакуумный мешок.

lzlz

Это вы так зубным порошком обезжиривали фольгу? Мы пользовались “Венской известью”. Потом с появлением "Фейри и анодированной фольги, всё стало просто, как 2х2. И фольгу мы клеили на БФ-2. Клеили под вакуумом с прогревом. Отрывалась только с мясом.

ADF

Можно для опоздавших: а в наше время есть смысл в фольге? Реально прочность/жесткость к весу у такого конструктива хороша?
Или если тот-же лобок лобик крыла обычной кевларовой тряпкой сравнимого весу зашить - характеристики будут выше?

lzlz
ADF:

Можно для опоздавших: а в наше время есть смысл в фольге? Реально прочность/жесткость к весу у такого конструктива хороша?
Или если тот-же лобок лобик крыла обычной кевларовой тряпкой сравнимого весу зашить - характеристики будут выше?

Думаю что нет, ведь фольга только для прямых и трапециевидных крыльев. Прочность и жёсткость бешеная+правильно сделанное крыло не меняет своих характеристик от времени. А вот ремонту практически не подлежали. Крылья “закрытые” лет 20-25 до сих пор, как новые. Не поводок, не прочих гадостей. По весу могу сказать, что кв. дм. крыла у меня получался 5-5.6 гр. Всё зависело от бальсы.

Русинов_Сергей
lzlz:

фольгу мы клеили на БФ-2. Клеили под вакуумом с прогревом.

Опишите, пожалуйста, всю технологию по этапам.

ADF:

наше время есть смысл в фольге?

Если нужно абсолютно жёсткое крыло, то вполне.

lzlz:

Всё зависело от бальсы.

Тяжелее 0,1 брать нельзя.

lzlz
Русинов_Сергей:

Опишите, пожалуйста, всю технологию по этапам.
Тяжелее 0,1 брать нельзя.

Не вопрос.

  1. Обезжириваем фольгу при помощи бензина и “Фейри”. Знал людей которые травили фольгу кислотой, но считаю это лишним.
  2. Клей БФ-2 разводим спиртом до жидкого состояния.
  3. Наносим по два слоя клея на фольгу и бальсу . Наносим поролоном, хорошенько его напитав клеем. Так получалось нанести ровный слой по всей плоскости.
  4. Бальсу прошкуривали после каждого нанесения и высыхания клея.
  5. На пластину фольгированного гетинакса натягивали лавсан и сверху укладывали бутерброд. Фольга в низу, бальса сверху. Бутерброд крепили скотчем для фиксации.
  6. Накрываем бутерброд толстой стеклотканью (1-1,2 мм.).
  7. Всё укрывалось виниловой плёнкой и по краю плёнка проклеивалась виниловой изолентой.
  8. Далее вся конструкция помещалась на прогретый (90 гр. С) термостол и закрывалась сверху спальником, для нормализации температуры. Спальник заранее также
    прогревался до температуры термостола.
  9. Далее вакуум и 20-25 мин. прогрева.
  10. Подводные камни: Надо подобрать температуру и время, мало-плохо припечёте, много-фольга пойдёт волной…Так же советую сразу взять много клея из одной бочки и с
    ним работать. Так как клей из разных партий и работает по разному.

Делали панели и из 0,12, проблем не было, только тяжелые получались)))

Frame

Клей БФ-2 разрабатывался для авиационной промышленности, заменяет иногда сварку и клёпку. При склеивании металлов между собой рекомендуется более высокая температура - порядка 140-150 градусов. Хорош ещё тем, что при склеивании его сначала просушивают, а уже потом прижимают детали и нагревают под давлением. Классный клей и описанная технология тоже супер. Интересно, а никто не пробовал клеить на спрей-клей 3М 90 (суперпрочный), чтобы не заморачиваться с вакуумом и нагревом? Клей этот стоит у нас 1230 руб. флакон 500 мл, но и расход минимален. Я пробовал клеить алюминиевую (не дюралевую) фольгу на ПВХ клеем 3М 77. В принципе держит, но при желании можно фольгу и оторвать. По бальзе наверняка результат будет лучше, если брызгать на фольгу, то впитается в бальзу минимально.