бальза, что это такое?

Moonlight_Dreamer
IL-76MD:

Я уже определил для себя, что бальза у меня будет только исключительно из комплектов ARF

ADF:

Вобще-то там тоже хватает шкурения, при сборке модели из кита.

Зачот!!!😃
Не надо ничего шкурить в АРФе, иногда только и совсем чуть чуть.

Митричь
smg2000:

Как защитить обшивку изнутри? Туда влага то же попадает.

На то она и обшивка, чтобы влага внутрь не попадала.

IL-76MD
Moonlight_Dreamer:

Зачот!!!😃
Не надо ничего шкурить в АРФе, иногда только и совсем чуть чуть.

Я имел ввиду, что бальзовые модели будут не самоделы, а комплекты ARF!!!😃

ADF
IL-76MD:

а комплекты ARF!!!😃

Угу, и бесплатный наглый непроклей силовых элементов внутри. С хоббийными деревянными АРФ-ами - это уже практически “стандарт”. Такой ероплан может крылом в воздухе хлопнуть запросто.

Не отговариваю - ставлю перед фактом 😃

Frame
Olaf:

По удельной прочности (отношение предела прочности к удельному весу) любое дерево выигрывает у всех металлов. Любой пенопласт с тем же удельным весом как у бальзы не обладает практически никакими механическими свойствами

Не любое дерево выигрывает…А может и вообще никакое. Не хочу сейчас копать справочники, да и металлы бывают разные. Вспомните историю авиации, особенно период ВОВ. Для того, чтобы облегчить конструкцию, А.С. Яковлев на самолёте Як-3 применил металлический лонжерон. Не думаю, что это было в ущерб прочности. А в весе выиграл кажется 80 кг. С.А. Лавочкин строил свои Ла-5 и Ла-7 тоже из дерева, что не есть хорошо, к тому же переклей из фанеры (дельтадревесина очень тяжёлый материал). В то время массовость и технологичность были приоритетом.
По поводу пенопласта я тоже не совсем согласен. Этот материал ценен не столько своей прочностью (определённой прочностью), сколько тем, что его можно производить с очень широким диапазоном плотности. Из одного и того же сырья получается и лёгкий (мягкий), и тяжёлый (твёрдый) пенопласт. Что с этого можно иметь? Всё просто, здесь включается такая наука, как “Сопротивление материалов”. Уже доказано, что армированный пенопласт в сэндвиче очень добавляет прочности и жёсткости на кручение в панелях. Причём плотность (объёмный вес) применяемого пенопласта может быть меньше, чем у самой лёгкой бальзы. К тому же форма пенопластового элемента пакета может быть и не простой. А если, к примеру, какую нибудь трубку заполнить внутри пенопластом (малой плотности), то она тоже добавит и жёсткости, и прочности. Вы видели, как ломается алюминиевая трубка при изгибе? Она сначала сжимается в месте излома, т.е. плющится, а уже потом разрушается. Не дайте ей легко сплющиться (сделайте внутри пробку), и она дольше будет сопротивляться нагрузке.
Не всё оказывается так просто. Нужно знать и понимать, что самые разные материалы в комбинации с другими могут дать очень хороший результат.

ВладимирМ
IL-76MD:

с весом 180 тонн и то бывает колбасит

Летели два года назад из Питера зимой . Не помню какой был самолёт , но земля приближается , а его … как осиновый листок . Думаю чтож за лётчик такой достался ? Выхожу из самолёта , а с трапа почти сдувает . И с восторгом понимаю что экипаж - АССЫ !

Губанов_Игорь
Frame:

А если, к примеру, какую нибудь трубку заполнить внутри пенопластом (малой плотности), то она тоже добавит и жёсткости, и прочности. .

Как хорошо что Вы не прочнист😒😒😒 Кроме цены, веса и трудоемкости в этой трубке ничего не прибавится… Если конечно под трубкой понимается именно трубка, например крыльевая труба, а не тонкостенная оболочка

Митричь
Frame:

Вспомните историю авиации, особенно период ВОВ. Для того, чтобы облегчить конструкцию, А.С. Яковлев на самолёте Як-3 применил металлический лонжерон.

Хорошая мысль, буду делать RC бойцовки из металла.

ADF
Митричь:

лать RC бойцовки из металла.

Если технология позволяет - почему бы и да?
Главное не забыть антенны наружу высунуть.

Митричь
ADF:

Если технология позволяет - почему бы и да?
Главное не забыть антенны наружу высунуть.

Буду ковать из нитинола, очень практично, после тарана для восстановления первоначальной формы кладем модель в духовку.
Антенна теперь не нужна. Металлическая модель и есть антенна.

Frame
Губанов_Игорь:

Кроме цены, веса и трудоемкости в этой трубке ничего не прибавится… Если конечно под трубкой понимается именно трубка, например крыльевая труба, а не тонкостенная оболочка

Игорь, при всём уважении к Вам. Я несколько лет назад резал пенорезкой хвостовую часть фюзеляжа радиомодели из лёгкой пены ПСБ-15, вклеивал липовые стрингеры (для усиления) и обшивал бальзой 0,8 мм. Получалось достаточно прочно, легко и технологично. Так же иногда и крыло делал. Но ведь это всё тоже трубки: бальзовые с ядром из пены. Обычное наборное крыло при избыточной нагрузке на изгиб складывается так же, как и трубка. Оно точно так же работает на изгиб и кручение. А про металки с ядром из пены и армированные стеклом, (формованными в матрице) все конечно слыхали? Там тоже по сути трубка, только форма по профилю крыла. А что будет плохого, если угольный штырь (крыльевой) на радиосамолёт заполнить лёгкой пеной? Только прочнее будет, а веса прибавится не много. Можно и без пены, если там по самому углю многократный запас прочности заложить. Но это не всегда рационально.

Митричь:

Хорошая мысль, буду делать RC бойцовки из металла.

Попробуйте уголь, хороший заменитель. Я правда в радиобойцовках не силён, просто всего не охватить, но достаточно хорошо знаю Колю Василькова из Харькова. Не слыхали про такого? Он в ваших кругах известен. Как-нибудь с ним поговорю, как сейчас эти бойцовки строят. Кстати, таймерист Е.Т. Вербицкий ещё чёрт знает когда (лет 30 назад) армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки. Это не спроста, всё же он был законодателем моды в этом классе. Это уже стало классикой. Планеристы F1A тоже хвостовые балки такой же фольгой вместе со стеклом и углём формуют.
Так что напрасно спорите, друзья мои. Я совсем не ставлю перед собой цели кого-то учить, а просто информирую тех, кто не всё знает. Я конечно тоже много чего не знаю, но кое в чём всё же понимаю. А кто не согласен, я готов выслушать мнение и может в чём-то и согласиться. А что касается того, что я не прочнист, может и так конечно, но классическое авиационное образование всё же имею. Да и в определённых модельных кругах крутился. Давно, правда дело было.

Губанов_Игорь
Frame:

А что будет плохого, если угольный штырь (крыльевой) на радиосамолёт заполнить лёгкой пеной?

В том то и дело, что лучше от этого крыльевая труба не станет, совсем. В отличии от тонкостенной оболочки (тонкой бальзовой балки), заполненной к примеру пеной. Во втором случае повысится жесткость на кручение. На изгиб практически нет или совсем не много

Митричь
Frame:

Попробуйте уголь, хороший заменитель.

Для меня, как любителя не имеет смысла.

  1. Дорого.
  2. Малоремонтнопригодно.
  3. Дома на “коленке” не сделать.
ZigZag_ZZ
Frame:

Кстати, таймерист Е.Т. Вербицкий ещё чёрт знает когда (лет 30 назад) армировал крылья на таймерку дюралевой фольгой толщиной 4 сотки.

А кордовики - скоростники, это делали её раншее 😉
Я офигевал от технологий, обжим, вакуум ,156 компаунд, запекание, однолопастные винты печёные с угля и вольфрамовые противовесы…

acrobat

Рассмотрите лопасть вертолёта, допустим Ми-24 (Ми-8) их в разрезе в интернете полно. Если поймёте распределение сил в конструкции, все вопросы отпадут. Схема отработана десятилетиями. Наполнитель типового отсека бывает разный, в том числе и пенопласт.

Frame

Немного в тему про бальзу… Как известно, бальза бывает разной плотности (имеется ввиду отношение веса к объёму). Но не все знают, что одна и та же бальза отличается свойствами в зависимости от вида среза в стволе. При покупке пластин нужно обращать внимание на текстуру (рисунок). Наиболее жёсткой будет пластина, имеющая чешуйчатый (крапчатый) рисунок текстуры. Именно её я использовал для трубок на фюзеляжи комнатных моделей. Гнутся они хуже, чем с линейной структурой, но в жёсткости выигрывают значительно. Такую же бальзу используют и “гонщики” (класс F2C) для набора пластин для своих тонких крыльев (в некоторых местах).
Если нужно согнуть и отформовать пластину на оправке, её нужно намочить водой, положить на оправку и обмотать эластичным медицинским бинтом. Этим бинтом пользуются люди, больные варикозом (расширением вен на ногах). После сушки (до полного высыхания) получается корочка. Если бальзу требуется изогнуть значительно (с малыми радиусами кривизны), то её лучше мочить не водой, а обычным раствором пищевого уксуса. Замечено, что после сушки корочка дополнительно упрочняется. Иногда делают двухслойную корочку из бальзы. Принцип формовки аналогичный, но после просушивания их склеивают между собой, проложив между ними армирующий слой из тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. Иногда стеклоткань также кладут на внутренней стороне сэндвича. Формуется всё это на оправке, отполированной и покрытой разделительным слоем воска.

Губанов_Игорь:

В том то и дело, что лучше от этого крыльевая труба не станет, совсем.

При малых диаметрах трубок эффекта не будет. А вот если сделать трубку с большим диаметром и меньшей по толщине стенкой (для соблюдения условия равенства веса), то эффект от “пробки” проявится. Кстати у прочнистов и аэродинамиков извечная борьба. Прочнисты хотят строить толстые крылья (толщина профиля), а аэродинамики стараются заложить профили потоньше. Толстые крылья прочнее тонких при одинаковом весе. Кто не верит, советую почитать классическую литературу по конструкции самолётов. А вот трубка малого диаметра в центре профиля не есть хорошо, т.к. она хуже работает, чем та, у которой толщина стенки меньше, а диаметр больше.

3DSMax

Еще для гнутья бальзу можно смочить нашатырем. Плюсы- высыхает быстрее, чем с водой, минусы- вонища страшная.

Губанов_Игорь

Пользую технический спирт для этих целей. Не поднимает ворс как вода, не воняет как нашатырь, быстро сохнет

ADF
Frame:

Но не все знают, что одна и та же бальза отличается свойствами в зависимости от вида среза в стволе. При покупке пластин нужно обращать внимание на тексту…

Да, но тут есть одна фундаментальная проблема: выбрать можно только натурно в магазине, если есть таковой под боком, и если этот магазин бальзу большим оптом покупает хоть изредка.
А в региональных и-или мелких магазинах, которые купили бальзу у других более крупных магазинов, зачастую уже “отбраковка”: доски, которые остались после того, как другие моделисты уже выгребли все самое интересное… При заказе через интернет - вообще нет никаких гарантий, что там в посылке приедет.

Frame
3DSMax:

Еще для гнутья бальзу можно смочить нашатырем. Плюсы- высыхает быстрее, чем с водой, минусы- вонища страшная.

Вообще про нашатырь среди моделистов ходят целые легенды. При длительной пропитке твёрдых пород они гнутся “волшебным” образом. Чаще всего этими породами пользуются моделисты корабелы для парусных копий. Но после высыхания дерево становится другим. Оно теряет прочность, приобретает какие-то “ватные” свойства и плохо режется. Для деталей, имеющих чисто декоративное назначение это не очень важно, о вот для тех, которые имеют силовое назначение, подходит плохо. А вот спирт лучше воды для бальзы подходит, но не всем доступен.

ADF:

Да, но тут есть одна фундаментальная проблема

Я обычно покупал бальзу в брусках и пилил сам. Когда-то для детей выписывал в Юнтехросе, так прислали вообще такую, которую в жизни до этого не видел. Плотность 0,2 - 0,24 ! Она тоже в дело пошла, но досада осталась. А выписывал потому, что нужно было как-то “выбить” деньги из нашей конторы.