Авиамодельный кружок, самые простые проекты.
Товарищи, предлагаю собрать простых проектов для кружка. Сами нового подчеркнём и другим материал предоставим.
Начну с самого простого. Мы зовём его “Стелс”, по сути это простейшее ЛК.
Для постройки модели нужны самые элементарные инструменты и доступные материалы:
- “потолочка” (листа хватит на несколько моделей) либо подложка под ламинат
- канцелярский нож (можно модельный скальпель и т.п.)
- линейка (желательно металлическая)
- наждачный брусок (со шкуркой средней зернистости)
- ручка либо маркер
- клей “Титан” либо любой его аналог
- пластилин
- небольшой кусочек рейки
- тонкий цветной скотч (не обязательно)
- ножовка (можно воспользоваться ножом)
Вот чертёж (печатаете на лист А4 и получаете нужный размер):
Думаю процесс сборки понятен. Только немного уточню, по мелочам. Рейка, нам нужен кусочек в 10 см, который нужно выдвинуть вперёд на 1-2 см, туда будет крепиться пластилин (для нужной центровки). Можно выдвинуть и на 3 см, а потом спилить лишнее бруском, но для первого занятия это трудновато, потому пластилин. Если потолочка или подложка довольно толстая, переднею кромку лучше закруглить. Готовую модель можно украсить / раскрасить.
Получается вот такой, простой, но прекрасно латающий самолётик:
Второй моделью идёт небольшой планерок, уже классической схемы.
Для постройки модели нужны следующие инструменты и материалы (ничего особенного, всё легко доступно):
- “потолочка” (листа хватит на несколько моделей) либо подложка под ламинат
- канцелярский нож (можно модельный скальпель и т.п.)
- линейка (желательно металлическая)
- наждачный брусок (со шкуркой средней зернистости)
- ручка либо маркер
- клей “Титан” либо любой его аналог
- фанера от фруктового ящика
- небольшой кусочек рейки
- тонкий цветной скотч (не обязательно)
- ручной лобзик
Вот чертёж (печатаете на лист А4 и получаете нужный размер):
Думаю процесс сборки понятен. Только немного уточню, по мелочам. Рейка нам нужна длинной в 32-35 см. В качестве альтернативы фанерному грузику может служить пластилин (но я всё уже со второй модели предлагаю ничинать осваивать лобзик). Если потолочка или подложка довольно толстая, переднею кромку лучше закруглить. Центр тяжести находится примерно в геометрической середине основания крыла. Всё установлено в “ноль”, углов атаки нет. Готовую модель можно украсить / раскрасить.
Получается вот такой, довольно простой и прекрасно латающий самолётик:
Третий моделью идёт небольшой планерок классической схемы, со стреловидным крылом.
Для постройки модели нужны следующие инструменты и материалы (ничего особенного, всё легко доступно):
- “потолочка” (листа хватит на несколько моделей) либо подложка под ламинат
- канцелярский нож (можно модельный скальпель и т.п.)
- линейка (желательно металлическая)
- наждачный брусок (со шкуркой средней зернистости)
- ручка либо маркер (цветные маркеры можно использовать и для раскраски модели)
- клей “Титан” либо любой его аналог
- фанера от фруктового ящика
- небольшой кусочек рейки
- тонкий цветной скотч / цветная самоклеющаяся плёнка (не обязательно)
- ручной лобзик
Вот чертёж (печатаете на лист А4 и получаете нужный размер):
Думаю процесс сборки понятен. Только немного уточню, по мелочам. Рейка нам нужна длинной в 35-40 см. В качестве альтернативы фанерному грузику может служить пластилин (но я ещё со второй модели предлагаю начинать осваивать лобзик). Если потолочка или подложка довольно толстая, переднею кромку лучше закруглить. Центр тяжести находится примерно в 2 см от задней кромки крыла (50% САХ). Всё установлено в “ноль”, углов атаки нет. Конкретно этому планерку даже V не обязательно. Готовую модель можно украсить / раскрасить (к модели прилагается шаблон звезды).
Получается вот такой, довольно простой и прекрасно латающий самолётик:
Красиво, аккуратно!
Чтобы не поднимать свою тему (много времени прошло пока переделывал место для видеосъемки, да и тему надо было тут создавать в новичках), добавлю свою видео сюда. В описании видео есть ссылка на чертеж.
www.youtube.com/watch?v=cREha5clsok
Консоли и фюзеляж усиливал деревянной линейкой, но в супермаркетах бывают подстилки на стол из бамбука, можно оттуда готовые рейки использовать, тогда не придется кромсать линейку.
К сожалению, ветер утих только когда уже темнеть начало, толком не отбалансировал и не снял, но модель может лететь метров 30 с человеческого роста.
но в супермаркетах бывают подстилки на стол из бамбука, … тогда не придется кромсать линейку.
хозяйкам на заметку
- В супермаркете бывают шпашки для шашлыка (в отделах гриля, угля, жидкости для розжига). Очень часто даже бамбуковые . Но в отличии от линейки не всегда ровные, надо выбирать.
- Точно такие же шпажки/колышки но под именем колышек для растений встречаются в хозяйственных.
- В качестве груза по указанной в видео технологии (камера в трехслойке) удобно испоьзовать металлические шайбы/шайки/гроверы (они дешевле припоя и проще достать да в камеру ложатся “как влитые” если по ним ее и вырезать).
- Крышка от молочного/кефирного пакета (вместе с соском оторванным от пакета) вклееная в фюзеляж в ЦТ дает балластную камеру делая планер всепогодным и много скоростным. Грузя по погоде, ветру и настроению получаем разную скрость планирования.
- Таже крышка вклееная в носовой части работает в качестве камеры центровочного груза. Позволяя наглядно показвать влияние центровки на характер полета и грузить планер чем бог послал от гаек до речного песка.
WBR CrazyElk.
P.S. самолет из “ничего” голубокий черновик но переснять руки не доходят.
Ещё парочка простых металок - дископлан и планер с эллипсным крылом. Идеология постройки описана выше, центр тяжести примерно 50% САХ, углов атаки нет (всё в “ноль”). В качестве фюзеляжа рейка длинной 50 см. Грузик две фанерки (от фруктового ящика) склеенных вместе, если имеющая фанера относительно толстая и соответственно тяжёлая, хватит и одного.
Получаются вот такие, прекрасно летающие, красавцы:
X-план, так сказать. За основу взяли “планер с эллипсным крылом”, добавили ещё крылошек и готово:
Печатал очередную методическую работу, выбор пал на X-план, потому опишу его более подробно и с картинками 😃
Для постройки модели нужны самые элементарные инструменты и доступные материалы:
- “потолочка” (хватит и половины листа) либо подложка под ламинат
- канцелярский нож (можно модельный скальпель и т.п.)
- линейка (желательно металлическая)
- наждачный брусок (со шкуркой средней зернистости)
- ручка либо маркер
- клей “Титан” либо любой его аналог, современные ПВА то же хороши
- красная самоклеющаяся плёнка (для звёзд)
- небольшой кусочек рейки
- маркер синего цвета (кабину нарисовать)
- ручной лобзик
- ножницы
- несколько канцелярских резинок или пара тройка прищепок
- рейка длинной примерно 50 см
- фанера толщиной 3-5 мм
- десяток булавок
Первым делом вырезаем детали из потолочки:
Затем обрабатываем их бруском с наклеенной на него наждачной бумагой, правим до нужной формы и закругляем кромки (хотя бы передние):
После чего склеиваем попарно крылья и приклеиваем киль на стабилизатор, для фиксации деталей в нужном положении используем булавки.
Пока киль стабилизатор и крылья клеятся, делаем рейку фюзеляж и груз. Рейка нужна сечением порядка 5 на 5 мм, груз вырезаем ручным лобзиком из фанера толщиной 3-5 мм и обрабатываем наждачным бруском. После чего приклеиваем груз к рейке, фиксируя его либо прищепками (неплохо подходят канцелярские зажимы) либо канцелярскими резинками:
Можно сразу приклеить и хвостовое оперение:
После чего детали нужно оставить окончательно склеится минимум на несколько часов, а лучше даже сутки.
Когда детали окончательно склеятся можно продолжить работу. Первым делом обработать переход между грузом и рейкой, примерно вот по такой линии, сначала обрезав ручным лобзикам затем зачистив наждачкой:
Следующий этап определение места приклейки крыльев. Так как они у нас симметричные, а центровка нам нужна в 50%, то мы легко можем найти это место вывесив лишь фюзеляж (разумеется с приклеенным оперением). Вот так:
Полученная “точка” и будет местом где должна находится середина наших крыльев, отмерить от неё расстояние до начала и конца места приклейки крыла труда не составит:
Так как нижнее крыло частично упирается в грузик, то в нём следует сделать прорез на соответствующую глубину:
Теперь, когда всё размечено и подготовлено, крылья и фюзеляж склеиваются вместе, фиксируются булавками и грузами, и оставляются сохнуть минимум на несколько часов:
Пока модель окончательно склеивается для ее украшения вырезаются пятиконечные звёзды, четыре побольше на крылья и две поменьше на киль:
Дождавшись когда X-план полностью склеиться на него наклеивают звёзды и синим маркерам рисуют кабину. Полностью готовая модель выглядит вот так:
Возможно дети захотят сделать и метательный планер чуть большего размера.
По той же технологии.
Размах 700, длина 500.
Материалы: подложка/потолочка, ученическая липовая линейа 300мм, монета 5 рублей (балласт).
Клей: аналог Титана.
В крыло вклеивается или рейка 4х4 или полоска от линейки (в сквозную прорезь в потолочке).
Такая форма крыла для устойчивости без V. Уши слегка загибаются (аккуратно о край стола) и устойчивости вполне достаточно. Обязательно проверить крыло на отсутствие пропеллера после склейки и исправить.
Груз из четырех слоев, в двух прорезь бод рейку хв.б., и балласт. Хв. балка рейка 5х5 или в два слоя из линейки (но тогда желательно сточить к хвосту для экономии веса и центровки). Стачивать обязательно, заднюю кромку стабилизатора (для удобства отгибания при настройке), остальный кромки при таком весе не обязательно.
Центровка 50-60% от передней кромки.
Возможен разборный вариант.
Для облегчения работы, “лонжерон” можно вклеивать и в переднюю кромку. Желательно изготовить шаблоны из фанеры или другого материала, т.к. резать по кривой линии первый раз детям будет сложно, .
Ранее делали что то подобное, правда без лонжерона и кромок, 700 размаха для наших помещений уже многовато, а на улице пускать только в штиль (тут нам везёт - вечерния занятия как рас на закате проходят).
На данный момент самое крупное что есть в работе это F-1N (BLR), 500 мм размахом для полётов в помещении на время. Вот он в компании с МП-2 (планер для полётов на дальность):
Вот их чертежи (фюзеляж рейка 500 мм):
Ещё одна версия Дископлан а:
Чертежи взял в интернете и лишь отмасштабировал до формата А4 (нам так удобнее хранить). Считаю очень удачной, тут и фанера пилить и круги вырезать, вообще много разной работы. При этом сделать что то криво очень сложно, соответственно летает самолётик великолепно и сломать его довольно трудно.
С траектории не уходит в сторону?
Да в принципе нет, каких то критичных отклонений замечено не было. Кили + плоский пилон в купе с низким ЦТ, обеспечивают вполне приемлемую путевую устойчивость.
А почему сейчас такой культ “потолочки”??
Почему не строить классические модели, как мы начинали - реечка, проволочка, папиросная бумага…
Так они и назывались -схематичные модели.
Гораздо интересней потолочки, а навыков сразу куча молодежи прививается. И лобзиком попилить, и пошкурить-покрасить и тд.
потому что с потолочкой справляются и дети 7-8лет за одно 2х часовое занятие , а строить реечный это уже уровень постарше и внимания и навыков нужно побольше
Абсолютно верно, 2-3 класс реечки не потянут, они и потолочку то не сразу.
А мы начинали примерно вот с таких потолочных, только тогда потолочки не было и на тонкие листы резали пенопласт. Реечная схемка или простенький кордовый, были финишной работай первого года обучения.
А фанерка и рейки есть - фюзеляжи, пилоны и так по мелочи. И схемка есть, правда у нас крыло и оперение то же потолочка (но во многих кружках рейки).
А почему сейчас такой культ “потолочки”??
А потому ,что доступный, дешёвый, лёгкий в обработке материал. Конструктивно,вовсе не лучший - непрочный,не слишком лёгкий…и т. д. Кстати, потолочка всё меньше употребляется для ремонта помещений, кое-где уже и в продаже нет, значит, будем снова пенопласт струной резать.
А схематичку из реечек и бамбучин не каждый нынешний ребёнок сделает, проверено. Тем более, что в ТЕ годы в кружок брали с 4 класса начиная , а это уже другое дело…Сейчас другие условия и другие дети…
Оказывается пускание бумажных самолетиков это не простое занятие. Вот, чего можно добиться когда за дело беруться профессионалы. Я даже не понял КАК это возможно.
бумажных самолетиков это не простое занятие.
- Как в общем и любых свободнолетающих.
Я даже не понял КАК это возможно.
Видео занятные, но, однако, что там экстраординарного? При наличии свободного спортзала и терпения для опытов и настройки - можно чего угодно добиться даже с капризной бумагой.
А в соревнованиях на дальность, где вес моделей (внимание!) не был ограничен - вообще суть замеса не ясна: я бы, допустим, сделал (попробовал бы 😒) бы тяжеленный как утюг планер, который при разрешенной стартовой скорости практически по прямой пролетел бы до противоположной стены без каких-то выдающихся требований к аэродинамике и полетным режимам.