Начальные положения рулей управления
Еще совсем недавно в вертолетной ветке был с…ч между теми кто летает с “палкой” (FB-) и теми кто летает без “палки” (FBL).
Первые утверждали, что вторые занимаются “сексом с презервативом”.
И тем не менее первых уже остались единицы.
Отличие системы стабилизации от автопилота в первую очередь состоит в том,
что стабилизация помогает летать.
А автопилот - может “рулить за пилота”.
С оранжевым стабилизатором я могу на 48 дюймовом Эджике при порывистом ветре 3-7 м/с под углом 45-90 градусов к полосе, сесть вдоль полосы.
Это единственное зачем мне нужен стабилизатор.
В остальное время он просто выключен )).
И да, режим удержания в альтернативной прошивке Оранжевого стаба, штука прикольная.
48 Эдж висит/летит на ноже и харриере с отпущенным стиком элеронов “как прибитый”.
Но … побаловался неделю и хватит )))
в первую очередь состоит в том,
что стабилизация помогает летать.
А автопилот - может "рулить за пило
Одна из задач на этапе обучения пилотированию - понять, что такое атмосфера, какие безобразия в ней порой происходят. Научить держать скорость, чтобы не срывать модель, научиться парировать отклонения от траектории.
Если же на модели установленн стабилизатор - то он до какого-то предела, конечно, будет держать модель прямо, но в конце, когда новичок окончательно просрёт скорость, самолёт все-таки хряпнется. Нельзя будет ни среагировать адекватно, ни (с позиции новичка) понять, как так вообще случилось.
Т.е. педагогический эффект - нуль:
_*гулкий звук удара о грунт*
- Что случилось?!
- Да я не знаю, оно как-то само бац и вниз!_
Для первоначального обучения полетам на аэроплане неплохо было бы иметь в полетном контроллере специальный режим для обучения, который не позволит разбить или потерять модель. Назовем его Тренер. Включается и отключается тумблером. Логика приблизительно такая:
На начальных этапах - помощник взлета, далее модель автопилотом набирает скажем 30 метров (высоту, достаточную для авт. вывода в горизонтальный полет из любых нештатных режимов) - далее переход на ручное управление. Ручное управление работает в для интервала высот 30-200 метров и удаленности до 200 метров от точки взлета. В этих границах обучаемый летает как получится.
При пересечении границ по удаленности или по высоте включается автопилот, возвращающий модель на точку взлета на высоту 50 метров и отдает управление обучаемому. Ручное управление также отключается при превышении допустимой скорости или перегрузки, после перевода в горизонтальный полет ручное управление возвращается. Автовозврат и автопосадка в точку взлета включается вручную тумблером или автоматом по низкому уровню заряда батареи.
По мере роста опыта опыта обучаемый отключает в конфигураторе Тренера ненужные ограничения и режимы.
Этот режим по сути комбинация уже существующих режимов (RTH, клетка и т.д.). Может он где то уже есть. Для фабричных самолетов с мозгами и GPS, как у автора темы - этот полетный режим лишним не будет.
С оранжевым стабилизатором я могу на 48 дюймовом Эджике при порывистом ветре 3-7 м/с под углом 45-90 градусов к полосе, сесть вдоль полосы.
Это единственное зачем мне нужен стабилизатор.
)
Вы меня извините. Но соревнования проводятся до ветра 10-12 м/с. А 3-5 м/с по нашим меркам днем в поле считается просто штилем. 6-7 м/с уже потряхивает немного, но не глобально. И если в такую погоду не можете справится с самолетом без стабилизации… Ну не знаю. Как хоббийная приблуда что бы не управлять самому - наверное это хорошо. Типа как коптер - ничего уметь не надо, запустил программу и ушел кофе пить. Если же стоит задача реально научиться хорошо летать - стабилизация кроме вреда ничего не принесет. Уже потом поставить ее к примеру на копию или самолет выходного дня по каналу элеронов или рудера, это совсем другое дело ИМХО.
Но соревнования проводятся до ветра 10-12 м/с.
Ветер 35-40 км/ч ??
При таком ветре на ногах устоять уже достижение.
Максимальный ветер в который довелось летать, 7 м/с с порывами до 9 м/с.
Но кайфа знаете ли никакого.
6-7 м/с уже потряхивает немного, но не глобально. И если в такую погоду не можете справится с самолетом без стабилизации…
можете не верить … Но могу ), вот только зачем рисковать моделью
я же написал, стаб включается только при посадке для компенсирования ветра.
Как хоббийная приблуда что бы не управлять самому - наверное это хорошо.
Стабилизатор ни чем не управляет, от слова совсем, он даже не помогает выравнивать, он тупо реагирует на резкие воздействия на сомолет.
У меня полоса 10х40 метров, за спиной в 150 метрах лес, если от леса дует ветер, над полосой нехилая турбулентность.
Вес модели чуть больше килограмма.
Этот режим
Это уже про нормальный автопилот, в 16 атмегу такой не вставить и стоит он уже как нормальная модель ))
Я летал с гирами по каналу крена и курса на джете. Поэтому прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Я не понимаю, для чего новичку подменять стабилизацией процесс собственного обучения? Другое дело, научившись всем тонкостям и премудростям на каких то типах моделей просто облегчать себе жизнь, подключая гиры по 2-3 осям. Чувствуете разницу? Это уже не говоря о том, что для эффективного использования стабилизации сервы тоже должны соответствовать. А это уже явно не новичковое - они на радио то боятся 500$ потратить, все пытаются на Турниге или Радиолинке отскочить…
Это уже про нормальный автопилот, в 16 атмегу такой не вставить и стоит он уже как нормальная модель ))
в 2560 зато можно вставить. И стоит это около 70 баксов за мозг APMpro с power модулем и GPS или тридцатку без обвязки. Не копейки, конечно, но любая модель стоит дороже.
Но соревнования проводятся до ветра 10-12 м/с.
Для большинства авиалайнеров максимальный боковой ветер 17 м/с, у некоторых типа ту-134 до 20 м/с. А летать даже при 10 м/с на модели это уже экстрим.
они на радио то боятся 500$ потратить
а новичку радио за 500$ реально надо?
извините, что встреваю, тут тема вроде сначала про одно начиналась, сейчас перескочила. у меня вопрос ближе к изначальной теме.
насколько я понимаю, нейтральное положение качалки и кабанчика в идеале должно быть параллельным. верно?
если получится, что, например, качалка будет стоять под углом к кабанчику, то при отклонении в одну сторону скорость отклонения руля будет меняться с одной скоростью, в другую сторону будет меняться с другой скоростью. верно? или, перефразируя, угол отклонения рулевой поверхности будет меняться с разной скоростью в разную сторону
будет стоять под углом к кабанчику, то при отклонении в одну сторону скорость отклонения руля будет меняться с одной скоростью, в другую сторону будет меняться с другой скоростью. верно? или,
Всё правильно понмаете, именно поэтому так кабаны и качалки не ставят. Стараются обеспечивать, чтобы в нейтральной положении руля - тяга подходила перпендикулярно к качалке и перпендикуларна к кабану.
Небольшую кривость можно скомпенсировать расходами в аппаратуре, но не желательно: так как работа руля в одном и другом направлении все равно будет отличаться - предельной скоростью и предельным усилием.
а новичку радио за 500$ реально надо?
Смотря что новичок хочет. Более-менее внятная аппаратура начинается от 500.Новичку это может и не надо. Но тогда зачем ему нужны сервы которые точно могут отработать стабилизацию? Они то стоят точно больше сотки каждая!!!
И не совсем понятно, каким боком ограничения на ветер для проведения соревнований в кордовых и радиомоделях и ограничение на боковую составляющую ветра для авиалайнеров? Какая связь то между ними вообще? И не важно экстрим это или нет. В соревнованиях есть правила и их нужно выполнять. Таких категорий как “не по кайфу” или “это экстрим” в правилах нет. Есть решение главного судьи - сказал погода летная, значит иди по жеребьевке и показывай мастерство, и не важно на штиль пришелся полет или на предельный ветер😒 А значит и тренироваться необходжимо больше в плохую погоду, чем в хорошую - в штиль и забор красиво летает, если мотор приделать
о, спасибо за ответ. теперь будет продолжение вопроса:
положение качалки на сервомашинке -вещь дискретная. то есть перестановка на один зубчик дает существенное изменение угла установки качалки. и может выйти так (и у меня часто так получается), что все положения непараллельны. что тогда делать? я лично использую субтример чтобы выставить качалку в ноль/
это правильный способ?
Сначала попробовать добиться нужного положения регулируя тягу. Сабтриммеры в последнюю очередь. Тут дело в чем - если вы выставили сабтиммер к примеру на 10% вверх, это фактически означает, что ход сервы вверх у вас остался 90% вместо 100, а вниз соответственно увеличился до 110 вместо 100. Это не всегда хорошо. Но в общем и целом сабтиммеры довольно удобная вещь
это правильный способ?
сначала механически в нейтраль, триммеры сабтриммеры во время облета. Во многих аппаратурах для этого есть Instant Trim или Auto Trim. Нажимаешь запрограммированный тумблер, удерживая модель рулями, и текущие значение на стиках преобразуются в значения сабтриммеров и сохраняются. Отпускаешь тумблер и стики - модель летит ровно. Как на настоящем самолете.
Чтобы точно выставлять рули используй винтовые наконечники тяг.
Но тогда зачем ему нужны сервы которые точно могут отработать стабилизацию?
если речь о пенолете то и любая 9-граммовая серва типа HTX900 отработает, стабилизация за 20$ ничего запредельного на нее не передает.
И не совсем понятно, каким боком ограничения на ветер для проведения соревнований в кордовых и радиомоделях и ограничение на боковую составляющую ветра для авиалайнеров?
Никаким. Просто в такой ветер совсем мало кто летает, ибо некомфортно. Я не про соревнования.
что значит “механически в нейтраль?” или “регулируя тягу”?
вот например некая аппаратура, субтримммер -0, триммер -0, качалка стоит -80 градусов от хорды стабилизатора (если переставить качалку на зубчик будет +110 градусов например).
как действовать? регулировкой тяги подобрать примерно 80 градусов наклона кабанчика? ведь не угадаешь (учитывая обычно разное плечо у кабанчика и качалки).
я делаю так-субтриммером выкручиваю положение 90 градусов качалки и по нему ставлю в 90 градусов кабанчик (мех регулировкой тяги).
так верно? я знаю, что потом будут разные ходы у привода и это именно 3я часть вопроса… но как делать правильно?
механически это значит накручивая или откручивая наконечник тяги и переставляя тягу в нужное отверстие кабанчика. Серва предварительно должна быть выставлена в нейтраль сервотестером. Потом сервотестером нужно убедиться, что углы отклонения рулевой поверхности от нейтрали в оба крайних положения примерно одинаковые.
Если сделать из нейтрали сервы и как на рисунке снизу то это и есть правильная механическая регулировка. В жизни так не всегда получается.
Используйте вот такие тяги:
На схеме, где нарисованы углы - ошибка. 90 градусов должно быть не между тягой и “серией дырочек на кабанчике” руля, а между тягой и точкой вращения руля. На приведённой схеме имеем угол не 90, а 110 градусов.
обычно разное плечо у кабанчика и качалки
Это нормальная ситуация. Главное стремиться, чтобы между тягой и линией, проходящей через точку вращения рычага (ось рулевой машинки или ось навески руля) и точкой соединения рычага и тяги был угол 90 градусов. Тогда при одинаковых отклонениях стика вы будете получать одинаковые отклонения руля в обе стороны. Изменением соотношения плеч получаем оптимальный угол отклонения руля. Так например, при угле отклонения качалки рулевой машинки по 45 градусов, нам надо отклонение руля 15 градусов - тогда плечо кабанчика должно быть почти в 3 раза длиннее плеча качалки рулевой машинки.
за ответы спасибо.
мне кажется в приведенном выше рисунке есть еще одна ошибка в углах. попытаюсь приделать рисунок.
если плечи разные, то соблюдение указанных выше углов 90 градусов вызовет неправильную установку. на мой взгляд рисунок 1 правильный, а рисунок 2 нет.
рассудите. я очень схематично нарисовал плечи например кабанчик слева и качалка справа. я настраиваю нейтраль у себя как в цифре 1. может я не прав?
схема условная, правильнее конечно чтобы дырочки кабанчика были над осью вращения, а не со смещением
Правда, ТС рассматривал покупной самолет. Там все уже установлено, надо просто выровнять рулевые поверхности тягами и все.
а по моей схеме? как правильно?
Именно как в рисунке 2. Помним про “Угол 90 градусов между тягой и рычагом…”
Ещё с института помню присказку: “Всё должно быть параллельно и перпендикулярно”. 😃